Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок формирования и структура правительства






Способ и порядок формирования правительства определяется формой правления, конституционными нормами и принципами, правоными обычаями, политическими традициями. Существуют две мо­дели формальной процедуры образования правительства, отличаю­щиеся степенью участия парламента в его формировании: парламент­ская и внепарламентская.

Парламентская модель применяется в условиях парламентаризма, частично в президенстко-парламенстких республиках. Здесь право на формирование правителвства получает та политическая партия или коалиция партий, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента. Иными словами, эта модель предусматривает образова­ние правительства по итогам парламентских выборов.

По общему правилу, глава государства назначает главу правитель­ства, пользующегося доверием большинства парламента. Такой тра­диционный порядок формирования правительства существует в Ита­лии, Индии, ФРГ. Согласно конституциям этих стран президент на­значает главу правительства (например, в Италии — это Председатель Совета министров, в Индии — Премьер-министр), который затем уже формирует правительство и предлагает парламенту его персональный состав и программу действия.

При парламентской модели формирования правительства юриди­ческое закрепление кандидатуры председателя и состава правительст­ва осуществляет парламент с помощью важнейшей прерогативы — вынесения вотума доверия. Если предлагаемый состав правительства или его глава не получают доверия парламентского большинства (или его нижней палаты), то возможен роспуск представительного (законо­дательного) органа государственной власти.

Внепарламентская модель формирования правительства применя­ется в президентских республиках, дуалистических монархиях, в ряде смешанных республик. Право на формирование в этом случае имеет не парламент, а президент, избираемый посредством непарламентских выборов. Иными словами, правительство в доверии парламента не нуждается и формируется независимо от него.

В качестве примера внепарламентской модели формирования пра­вительства при смешанной республике можно привести Францию. Согласно Конституции Президент Республики назначает Премьер-министра. По предложению Премьер-министра он же назначает дру­гих членов правительства, а также может уволить их. Однако прави­тельство несет ответственность не только перед Президентом, но и перед парламентом. Для нормальной своей работы правительство ну­ждается в доверии Национального Собрания. Так, согласно парла­ментской традиции и конституционным нормам отставка правитель- Структура и состав правительств отличаются разнообразием В ряде стран статус правительства урегулирован законодательно неполно и фрагментарно (например, в Великобритании).

Есть страны, где структура и состав органов исполнительной вла­сти достаточно подробно регулируется законом (США, Испания, Польша). В Испании состав правительства включает председателя, его заместителей, министров и других членов, определяемых в зако­нодательном порядке. В ряде европейских стран в состав правитель­ства входят министры без портфеля — высокопоставленные чинов­ники, не руководящие конкретным министерством или ведомством. Существуют государства, где в правительство входят парламентские секретари, призванные поддерживать связи с парламентскими структурами.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал