Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Порядок формирования и структура правительства
Способ и порядок формирования правительства определяется формой правления, конституционными нормами и принципами, правоными обычаями, политическими традициями. Существуют две модели формальной процедуры образования правительства, отличающиеся степенью участия парламента в его формировании: парламентская и внепарламентская. Парламентская модель применяется в условиях парламентаризма, частично в президенстко-парламенстких республиках. Здесь право на формирование правителвства получает та политическая партия или коалиция партий, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента. Иными словами, эта модель предусматривает образование правительства по итогам парламентских выборов. По общему правилу, глава государства назначает главу правительства, пользующегося доверием большинства парламента. Такой традиционный порядок формирования правительства существует в Италии, Индии, ФРГ. Согласно конституциям этих стран президент назначает главу правительства (например, в Италии — это Председатель Совета министров, в Индии — Премьер-министр), который затем уже формирует правительство и предлагает парламенту его персональный состав и программу действия. При парламентской модели формирования правительства юридическое закрепление кандидатуры председателя и состава правительства осуществляет парламент с помощью важнейшей прерогативы — вынесения вотума доверия. Если предлагаемый состав правительства или его глава не получают доверия парламентского большинства (или его нижней палаты), то возможен роспуск представительного (законодательного) органа государственной власти. Внепарламентская модель формирования правительства применяется в президентских республиках, дуалистических монархиях, в ряде смешанных республик. Право на формирование в этом случае имеет не парламент, а президент, избираемый посредством непарламентских выборов. Иными словами, правительство в доверии парламента не нуждается и формируется независимо от него. В качестве примера внепарламентской модели формирования правительства при смешанной республике можно привести Францию. Согласно Конституции Президент Республики назначает Премьер-министра. По предложению Премьер-министра он же назначает других членов правительства, а также может уволить их. Однако правительство несет ответственность не только перед Президентом, но и перед парламентом. Для нормальной своей работы правительство нуждается в доверии Национального Собрания. Так, согласно парламентской традиции и конституционным нормам отставка правитель- Структура и состав правительств отличаются разнообразием В ряде стран статус правительства урегулирован законодательно неполно и фрагментарно (например, в Великобритании). Есть страны, где структура и состав органов исполнительной власти достаточно подробно регулируется законом (США, Испания, Польша). В Испании состав правительства включает председателя, его заместителей, министров и других членов, определяемых в законодательном порядке. В ряде европейских стран в состав правительства входят министры без портфеля — высокопоставленные чиновники, не руководящие конкретным министерством или ведомством. Существуют государства, где в правительство входят парламентские секретари, призванные поддерживать связи с парламентскими структурами.
|