Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. 1 Теоретические основы изучения ценностных ориентацийСтр 1 из 30Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 5 1 Теоретические основы изучения ценностных ориентаций. 9 1.1 Понятия «ценность» и «ценностная ориентация. 9 1.2 Теоретические подходы к изучению ценностных ориентаций. 16 1.3 Особенности ценностных ориентаций современной студенческой молодежи 27 1.4 Теоретическая модель исследования ценностных ориентаций студенческой молодежи 32 2 Исследование ценностных ориентаций студенческой молодежи в НГУЭУ.. 34 2.1 Общая характеристика учреждения (НГУЭУ и Института менеджмента) 34 2.2 Методические основы изучения ценностных ориентаций. 35 2.3 Анализ ценностных ориентаций студентов НГУЭУ (по результатам социологического опроса) 37 2.4 Факторный анализ результатов исследования. 56 3 Основные тенденции и предложения по формированию ценностных ориентаций студенческой молодёжи в НГУЭУ.. 64 3.1 Особенности ценностных ориентаций студентов НГУЭУ.. 64 3.2 Предложения по формированию ценностных ориентаций студенческой молодежи 66 Заключение. 70 список использованных источников. 72 Приложения 78
ВВЕДЕНИЕ
Современные изменения социального порядка в постсоветских обществах привели к серьезным трансформациям в жизнедеятельности социальных институтов, общественных структур, групп российского общества. В сложившейся ситуации важен не только аспект содержательных изменений, происходящих в социуме, но и сам факт ломки старых устоев. Такие процессы не могут происходить безболезненно, не затрагивая сущностные, глубинные элементы человеческой природы и социального устройства. Значительная смена " правил игры", попытки поиска себя в изменяющемся, приближенному к хаотичному миру – задача, решить которую не всем по силам. Естественно, что многим не удается это даже в стабильных обществах. Повышенный интерес исследователей к ценностной проблематике – это результат более глубокого понимания природы человеческого познания, его социокультурной обусловленности, целостности. Проникновение в закономерности познания позволяет обнаружить ценностный компонент не только сферах общественной жизни и культуры, но и в познавательных структурах и мировоззрении человека. Отсюда стремление исследователей к уяснению социокультурного статуса и специфики ценностного компонента, особенностей его взаимодействия с когнитивным компонентом познания, его роли в формировании объективно-истинного знания. В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Бездуховность и ее результат – потребительское – эгоистическое отношение к жизни порождают у многих молодых апатию, безразличие к себе и другим, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации. Внимание к молодежи, ее социальным проблемам должно быть резко усилено. Определение средств, форм и методов работы с молодежью находится в прямой зависимости от знания экономических, возрастных, психологических и социальных особенностей данной группы населения, ее социального статуса, проблем и основных тенденций развития молодежной субкультуры в современных условиях. Процесс социализации как передачи молодому поколению норм и традиций, выработанных предшествующими поколениями, нарушился, т.к. кардинально изменилась идеология. Старшему поколению сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей; молодому поколению еще сложнее в этом плане, т.к. у него своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная, и вообще ценности как таковые для молодежи относительны. Вышесказанное в полной мере определяет актуальность темы. Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить и направленность дальнейшего развития, и степень адаптации студенчества к новым социальным условиям и его инновационный потенциал. Объектом исследования являются студенты очной формы ИМ НГУЭУ 1, 2, 3 курса обучения, предметом выступают - ценностные ориентации студентов ИМ НГУЭУ Целью дипломной работы является изучение ценностных ориентаций студентов ИМ НГУЭУ и факторов, влияющих на их формирование. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: ¾ изучить теоретические основы феномена ценностные ориентации; ¾ исследовать особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи в Институте менеджмента; ¾ выявить основные проблемы формирования ценностных ориентаций студентов; ¾ предложить направления совершенствования формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи НГУЭУ. Фундаментальной методологической основой для изучения ценностных ориентаций служат труды классиков социологии, среди которых М. Вебер, Э. Дюркгейм, П. Сорокин и т.д. Большой вклад в изучение ценностей и ценностных ориентаций внесли и отечественные социологи, такие как: А. Здравомыслов, В. Ядов, Г. Андреева, О. Дробницкий, В. Ольшанский и др. Работы российских ученых в отражаютценностные ориентации в контексте выбора личностью или группой определенных вариантов поведения в условиях общественных трансформаций. Цели и задачи исследования обусловили выбор метода сбора эмпирических данных – анкетный опрос, а также анализ и обработку исходной информации – использование программы компьютерной обработки специализированного пакета SPSS. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
|