Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности ценностных ориентаций современной студенческой молодежи
Рассмотрев понятия ценность, ценностные ориентации, выделив различные подходы к их изучению, приступим к анализу ценностных ориентаций современной российской молодежи. Итак, рассмотрим исследование, проведенное Г.А. Галкиной и Е.И. Грибковой в российском университете дружбы народов в 2013 году. В основу исследования лег метод изучения ценностных ориентации Милтона Рокича. Так, анализ терминальных ценностей показал, что наиболее важными ценностями для студентов являются: здоровье (ранг 3, 68); любовь (4, 82); семья (5, 54); друзья (6, 57); уверенность в себе (6, 71). Незначимыми для себя респонденты отметили ценности познания (11, 21), ценности признания (11, 21), в том числе и профессионального, а также развлечения (12, 25), счастье других (14, 71) и красоту природы (15, 36). Среди методов достижения ценностных ориентиров – инструментальных ценностей – лидерами являются образованность (6, 04), ответственность (6, 54), воспитанность/хорошие манеры (6, 79), жизнерадостность (7, 14) и честность (8, 29). К сожалению, незначимыми инструментами достижения жизненных целей респонденты считают такие, как исполнительность (10, 14), чуткость (10, 32), смелость (10, 36) и др. На втором этапе исследования авторами было определено влияние социально-демографических характеристик респондентов на значимость различных ценностных ориентаций. Так оказалось, что качественный набор терминальных ценностей – лидеров меняется в зависимости: 1. От возраста респондента. Например, для респондентов в возрасте 17–18 лет (1 курс обучения) наиболее важны следующие ценности: здоровье (3, 8), уверенность в себе (3, 8), жизненная активность (4, 8), любовь (5, 4), друзья (5, 6). Для респондентов 22 лет и старше (5 курс обучения) на первое место выходит уверенность в себе (1, 00), любовь (2, 62), затем семья (4, 37), здоровье (5, 25), обеспеченность (7, 62). 2. От гендерной принадлежности. Например: для мужчин и женщин одинаково важны такие ценности, как здоровье, уверенность в себе, любовь и семья. Однако мужчины при этом в качестве приоритетной ценности выделяют свободу, а женщины – наличие хороших и верных друзей. Качественный набор инструментальных ценностей не претерпел изменений под влиянием социально-демографических характеристик респондентов, однако, следует заметить рост важности такой ценности, как образованность: 6 место – у 18 летних респондентов и 2 – у тех, кому 22 года и старше. Таким образом, авторы делают вывод, что у будущих специалистов-провизоров большинство из тестируемых социально-психологических установок не имеет высокого уровня значимости; ценностные ориентации современных студентов существенно отличаются от прошлого века, когда среди терминальных доминировали общечеловеческие ценности (счастье и благополучие других людей), а среди инструментальных – непримиримость к недостаткам. Качественный набор ценностных ориентаций студентов, обучающихся по специальности фармация, мало отличим от ценностей современных студентов, обучающихся по другим специальностям в высших учебных заведениях. Рассмотрим исследование, проведенное в 2011 году в городе Новоуральске. Для диагностики ценностных ориентаций выбраны студенты 1, 3 и 4-го курсов, обучающихся по специальности «Менеджмент» (всего 120 чел. по 40 чел.). В результате исследования, автор добился следующих результатов: 1. Стремление к высокому материальному положению у всех студентов имеет тенденцию к повышению и к старшим курсам переходит со 2 - 3 места на 1-е. Первокурсники, вчерашние школьники, гораздо терпимее относятся к материальной зависимости от родителей. Студенты же старших курсов имеют более высокие потребности, стремятся быть независимыми от родителей, заводят собственную семью. 2. Наиболее значимая ценность всех первокурсников - потребность в достижениях (у всех на 1-м месте). Эта потребность имеет тенденцию к снижению (на 2 - 3 место), оставаясь, однако, одной из наиболее значимых в структуре ценностных ориентаций студентов. 3. На третьем по значимости месте для первокурсников стоит потребность в сохранении собственной индивидуальности, которая к 4 курсу занимает уже второе место в структуре ценностей студентов, т.е. стремление к неповторимости и индивидуальности имеет тенденцию к увеличению в процессе обучения и взросления студентов. 4. Аналогично со стремлением к развитию себя. У большинства студентов значимость этой потребности к 4 курсу возрастает и выходит на 3-е место. 5. На протяжении обучения в колледже увеличивается стремление студентов к завоеванию авторитета, признания, поддержанию собственного престижа. Эта потребность выходит к 4 курсу на 4-е место и объясняется процессом изменения социального статуса выпускников по сравнению с первокурсниками (кроме того, многие старшекурсники начинают работать, заводят собственную семью). 6. Стремление к активным социальным контактам, креативность и духовное удовлетворение имеют небольшое значение для большинства студентов. 7. Сфера обучения является наиболее значимой для студентов (1 место как на 1, так и на 4 курсе). 8. Интерес к семейной жизни, не являясь преобладающим, имеет тенденцию к росту с 1 курса к старшим, что, на наш взгляд, совершенно естественно и связано со стремлением к образованию собственной семьи. 9. Интерес к общественной жизни, в свою очередь, имеет тенденцию к снижению. Это объясняется тем, что на первых курсах студенты стремятся найти свое место в коллективе сверстников, занять определенное место в группе, расширить круг своих знакомств. К старшим курсам эта потребность у большинства студентов уже удовлетворена: сложился определенный круг общения, определилось положение студента в референтной группе. Поэтому интерес к общественным мероприятиям к старшим курсам значительно падает. 10. Что касается сферы увлечений, то она по-прежнему занимает одно из важнейших мест в жизни студентов (1 - 2). Таким образом, на основании вышеизложенного автором были обнаружены общие закономерности динамики ценностных ориентаций студентов разных курсов политехнического колледжа НТИ НИЯУ МИФИ. Автор отмечает, что для корректировки ценностных ориентаций студентов колледжа, необходимо использовать такие подсистемы как вербальная (диспуты, беседы, дискуссии, конференции и т.д.) и деятельностно-практическая (участие во внеаудиторных мероприятиях). Характерной особенностью методов работы является развитие у студентов стремления к повышению профессионализма, духовному саморазвитию, нравственному самоопределению, самоидентификации личности. Кроме этого необходимо разработать учебно-методическое обеспечение формирования ценностных ориентаций личности студентов (программы, учебно-методические пособия для преподавателей колледжа). Не менее интересно исследование В.В. Орловой проведенное в 2007 году в Томской области. В данной работе автором были рассмотрены приоритеты и особенности ценностных ориентаций молодежи сибирского региона. В результате проведенного исследования автор утверждает, что анализ устремлений современной молодежи позволяет говорить о группах в возрасте от 17 до26 лет, различающихся своими ценностными приоритетами. Главное - для большинства молодежи безусловными остаются ценности семьи и работы в той или иной вариации: когда работа желаема и интересна или когда она дает возможность достичь материального благополучия. Молодые планируют многого добиться в жизни, при этом рассчитывают на свои силы, полагают, что материальное положение человека зависит, прежде всего, от него самого: в этом убеждены 67% респондентов. Вместе с тем, как показало исследование, у современной молодежи сохраняется ориентация на общечеловеческие, духовно-нравственные ценности и в меньшей степени обнаруживается влияние западных, прагматических ценностей. Значительное место стали занимать ценности семьи (81, 7%) и самореализации(61, 2%). Профессиональная самореализация стала важным составляющим в представлении молодежи о жизненном успехе(65, 1%). Также, автор делает вывод, что в формировании социального капитала молодежи важную роль играют знакомства и поддержание связей с людьми, которые могут повлиять на получение хорошего образования, удачное трудоустройство, продвижение по карьерной лестнице. При этом объем и характер социального капитала зависят также от социального положения человека, его места жительства, материального благосостояния, уровня образования и профессионального статуса. Основной страх молодых сибиряков - остаться без средств к существованию и сопряженные с ним опасения потерять работу или не суметь ее найти. Зато по мере достижения индивидуального материального благополучия жизнь им стала нравиться больше, чем по оценкам десятилетней давности. Стоит в заключении отметить, что молодежь много раскованней строит планы на будущее. При этом она не столько говорит о желаниях достичь успехов, сколько полагает, что ей по силам это сделать. Для реализации жизненных планов она готова предпринимать активные действия, будучи уверена в том, что человек сам в ответе за свою судьбу.
|