Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. Необходимо ознакомиться с характеристикой источников, приведенной учебнике и хрестоматиях






 

Необходимо ознакомиться с характеристикой источников, приведенной учебнике и хрестоматиях. Обратите внимание на специфику китайских источников по сравнению с источниками по предыдущим темам. В дальнейшем следует при разборе каждого вопроса дополнительно давать характеристику конкретных источников.

При изучении сельского хозяйства сгруппируйте материал по отраслям: о земледелии, животноводстве, садоводстве. При этом ответьте на вопросы: какие виды земель и домашних животных упоминаются в источниках? Каковы продукты сельского хозяйства? Каковы орудия труда, постройки и сооружения и из каких материалов? Какие сельскохозяйственные культуры и животные кажутся наиболее распространенными и почему? Есть ли упоминания о системе искусственного орошения? Какое место занимало сельское хозяйство в экономике страны? Какая отрасль его может считаться ведущей?

В следующем вопросе выберите из источников материал о специальностях ремесленников, организации ремесел, ремесленных изделиях. Какими орудиями труда пользовались ремесленники и из чего они изготовлялись? Каков социальный статус ремесленников? Какие предметы торговли упоминаются в источниках? Какая торговля была более развита – внутренняя или внешняя? Как осуществлялись расчеты и платежи, что было средством обмена?

Разбирая формы землевладения и землепользования, обратите внимание, дают ли источники сведения о верховной собственности императора на землю? Есть ли сведения о храмовых или общинных землях? В чём причина таких особенностей источников? Ряд земель мог покупаться и продаваться, можно ли из этого сделать вывод о возникновении частной собственности? Имелись ли ограничения в распоряжении землей? Существовало ли в Китае повинностное землевладение? Были ли особенности в землевладении военных поселенцев?

Разбирая вопрос о сословном делении общества, желательно составить таблицу, отмечая в одной графе социальный ранг, во второй - профессию, а в третьей оставить место для оценки сословной принадлежности данной категории людей. Какие сословия можно выделить на основании источников? Является ли наличие социального ранга знаком принадлежности к государственной службе? Есть ли в источниках свидетельства о существовании общины? Какова политика государства по отношению к различным категориям землевладельцев?

При подготовке доклада необходимо определить, что такое " сильные дома" и как они возникли? Связаны ли " сильные дома" с государственной службой? Кто такие " кэ" (гости), " дянькэ" (гостевые полевые работники), " бинькэ" (гости-приживальщики), " ишикэ" (гости-нахлебники) и к каким сословиям их можно отнести? Кто такие " буцюй" и как использовался их труд? Чем отличается форма социально-экономических связей сильных домов со своими работниками в период Ранней и Поздней Хань?

В вопросе о рабстве определите, какой из источников рабства можно считать основным? В чём здесь отличие от Ближнего Востока? Чем это можно объяснить? Каково положение рабов, могли ли они иметь семью, или владеть имуществом? В каких сферах производства они были заняты? Является ли труд рабов в хозяйстве преобладающим? Кто мог владеть рабами? Какова была цена рабов по сравнению с другими товарами? Насколько широко труд рабов применялся в частных хозяйствах? Возможен ли был законный переход из рабского состояния в свободное? В заключение сделайте вывод об особенностях и степени развития рабства в древнем Китае.

Сравнивая частную и государственную эксплуатацию в Китае, следует уяснить, какие категории населения эксплуатировались в хозяйствах " сильных домов", а какие подвергались государственной эксплуатации; какие группы населения подвергались двойной (государственной и частной) эксплуатации? Какая эксплуатация представляется более тяжелой? Чем был вызван массовый переход общинников под покровительство " сильных домов", если размер государственных налогов несколько раз уменьшался? Сформулируйте причины экономического кризиса в конце правления Младшей Хань. Являлись ли такие меры государственного принуждения, как повинности, выплата налогов монетой и жесткие формы наказания фактором, усиливающим тяжесть эксплуатации? Подвергались ли подобному зависимые работники " сильных домов"? Почему со смягчением системы государственных наказаний уход работников под власть " сильных домов" продолжался? Насколько влияли на степень государственной эксплуатации злоупотребления чиновников?

В конце работы определите специфику китайского общества, в чем его сходство и различия с изученными ранее обществами других стран Древнего Востока.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал