![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания. Основным источником по теме является Афинская политúя Аристотеля
Основным источником по теме является " Афинская политú я" Аристотеля. Необходимо выяснить политический идеал знаменитого философа, его отношение к демократии и к её вождям Эфиальту и Периклу. Для правильного освещения афинской конституции надо выяснить положение различных слоев населения, показать характер политической борьбы в Афинах в период греко-персидских войн, особенно выделив деятельность Эфиальта и Фемистокла. По третьему пункту плана следует использовать 2-ю часть " Афинской политии". Рассмотрите, как протекала деятельность народного собрания, кто мог в нем участвовать, а кто был лишен этого права, какие вопросы ставились на его рассмотрение. Полезно сравнить роль этого органа в Афинах и Спарте, установить, какие общие черты характерны для них и в чем их различие. Выясните, какова была система замещения должностных лиц, кто мог избирать и быть избранным, каким образом контролировалась деятельность избранных лиц. Объясните функции и значение совета 500, его взаимоотношения с народным собранием. Подумайте, почему стратегов выбирали открытым голосованием, и почему их можно было переизбирать на следующий срок. Определите положительные и отрицательные стороны в деятельности судов (гелиэи). Почему гелиэя имела значение не только судебного, но и политического органа? Подберите материал о том, какими правами и льготами пользовались афинские граждане и какие обязанности налагало на них государство (в филах и демах). Говоря о помощи бедным гражданам, следует подумать, почему возникла необходимость и возможность такой системы, какие последствия она имела. Определите, какие виды литургий существовали, кто и как часто привлекался к их выполнению, какие из них считались наиболее обременительными. Подумайте, когда и почему появилась такая форма использования частных средств на государственные нужды. Определите, в чём заключалась ограниченность афинской демократии, какие категории населения были ограничены в правах или вовсе их лишены. Подумайте, откуда афиняне брали средства для широкого строительства в своем городе, на оплату должностей и т.д. Какие черты политической организации Афин подвергались нападкам уже в древности? И, напротив, чем гордились сторонники демократического строя? В заключение следует дать четкую оценку афинской демократии, показать ее положительные стороны и " классовую" ограниченность. Во всех учебниках афинскую демократию именуют " рабовладельческой" – справедливо и корректно ли это?
|