![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания. Цель занятия - изучить процесс возникновения наиболее развитой формы рабовладельческого государства - демократической республики
Цель занятия - изучить процесс возникновения наиболее развитой формы рабовладельческого государства - демократической республики. Классическим образцом в этом смысле являются Афины, история которых позволяет проследить процесс рождения цивилизации в форме полиса без всякого вмешательства извне, в отличие от Спарты. При работе над источниками нужно учитывать, что написаны они гораздо позже описываемых событий. Поэтому, помимо обычной характеристики источников, необходимо ответить на вопрос, откуда Аристотель и Плутарх черпали свои сведения, то есть, какими первоисточниками они пользовались. Обратите внимание, ссылаются ля они на своих предшественников, и в какой форме это делается. Постарайтесь определить, свидетельства какого из авторов представляются более надежными и по каким причинам. При этом следует учитывать их политические симпатии и антипатии, и проследить, как они отразились на отношении авторов к Солону и его реформам. По литературе выясните, что собой представляла Аттика на рубеже VII-VI вв. до н. э., какие тенденции наблюдались в социально-экономическом развитии. Важно отметить, как отражалось возрастание роли ремёсел и торговли на социальном составе аттического общества; из каких общественных групп оно состояло, каково было происхождение и положение каждой из них? Каков был социальный облик афинского демоса? В чем состояли экономические интересы каждой из его группировок? Описывая положение сельского населения, сопоставьте и проанализируйте данные Аристотеля (Афинская политú я. 2) и Плутарха (Солон. 13) В связи с этим ответьте на вопрос, существовала ли в то время частная собственность на землю, и насколько ли остры были социальные противоречия, как их описал Аристотель? Рассматривая политическую организацию, покажите ее противоречивость: внешне она сохраняла черты родовой организации, а по сути превратилась в аппарат господства родовой знати. Какие органы власти ведут свое происхождение от органов родового строя, а какие из них созданы заново? Составьте схему политического устройства досолоновской Аттики. Она пригодится Вам в дальнейшем, для наглядного представления об изменениях в данной области по мере становления афинского полиса. Охарактеризуйте личность Солона, его социальное положение. Почему и кем он был призван для решения социальных проблем, получил ли он при этом какие-нибудь специальные полномочия, занимал ли он какую-нибудь должность? При анализе реформ Солона следует помнить, что они представляли собой единый комплекс, а деление их на экономические и политические сделано лишь для удобства изучения. Рассматривая экономические мероприятия, надо выяснить, в интересах каких социальных групп проводилось каждое из них. Кто, например, выиграл от запрета вывозить зерно из Аттики и разрешения вывозить вино и масло? Сравните данные античных авторов о сисá хфии, можно ли рассматривать ее как отмену всех долгов, частных и государственных? Солон обязал отца обучать сына какому-нибудь ремеслу; почему именно ремеслу, а не какому-нибудь другому занятию? Можно ли считать Солона автором закона о земельном максимуме? Подумайте, кто выиграл от монетной реформы? Разбирая политические реформы, нужно проследить, как в процессе их проведения формировался государственный аппарат с присущими ему признаками. Солон обязал граждан активно участвовать в политической жизни полиса, а ведь это могло обострить и без того опасную социальную напряжённость; попытайтесь объяснить причину такого опасного шага. Что нового принесли реформы в политическую организацию, какие слои выиграли от этого? Попытайтесь отразить эти изменения на схеме политического устройства, составленной ко второму вопросу. В чем ограниченность этих реформ? Их называют половинчатыми, компромиссными, справедливо ли это? Вспомните, кто призвал Солона провести реформы? При изучении тирании в Афинах следует помнить, что она не являлась здесь чем-то исключительным и случайным. Через тиранию как форму политической власти прошли многие греческие полисы. Поэтому сначала необходимо уяснить, на каком этапе развития, и при каких условиях возникла так называемая ранняя тирания, каковы ее характерные черты. Какова историческая роль ранней тирании, в чем причины ее недолговечности? Изучение правления Писистрата позволит выявить как общие черты, присущие всем тираническим режимам, так и особенности, характерные именно для Афин. Для выяснения условий рождения тирании в Афинах, следует описать социальную борьбу в конце VI в. до н. э., установить, кто поддерживал Писистрата в период борьбы за власть. Какие " партии" сформировались в Аттике после Солона, чьи интересы они представляли? Сколько раз Писистрат приходил к власти? Внимательно проанализируйте, какими методами он достигал этой цели, с помощью чего? При анализе конкретных мероприятий тирана следует определить, в чьих интересах они проводились, четко разделяя его субъективные намерения и объективные последствия его политики. Нужно выяснить, как функционировала при тирании созданная Солоном политическая система, какие новые признаки государства появились при Писистрате, и какие пережитки родовых отношений еще сохранились. Внесите эти изменения в схему политического устройства Афин. В чем причина относительной долговечности власти Писистрата и почему его преемники не смогли сохранить эту власть? Особое внимание обратите на социальный облик оппозиции против тирана. При ответе на последний вопрос разберитесь в причинах и характере политической борьбы, вспыхнувшей после падения тирании. Какие социальные силы в ней участвовали, какова в ней роль Клисфена, кто помог изгнать тирана Гиппия? Рассматривая преобразования Клисфена, надо выяснить, как изменилось управление в Афинах, интересы каких слоев выражал Клисфен. Отразите эти изменения на упомянутой схеме. В итоге нужно показать, что в результате реформ Клисфена были низвергнуты последние остатки родовых институтов, и окончательно оформилась государственная, полисная организация.
|