Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. Цель занятия - изучить процесс возникновения наиболее развитой формы рабовладельческого государства - демократической республики






 

Цель занятия - изучить процесс возникновения наиболее развитой формы рабовладельческого государства - демократической республики. Классическим образцом в этом смысле являются Афины, история кото­рых позволяет проследить процесс рождения цивилизации в форме по­лиса без всякого вмешательства извне, в отличие от Спарты.

При работе над источниками нужно учитывать, что написаны они гораздо позже описываемых событий. Поэтому, помимо обычной харак­теристики источников, необходимо ответить на вопрос, откуда Аристотель и Плутарх черпали свои сведения, то есть, какими первоисточниками они пользовались. Обратите внимание, ссылаются ля они на своих предшественников, и в какой форме это делается. Постарайтесь опре­делить, свидетельства какого из авторов представляются более на­дежными и по каким причинам. При этом следует учитывать их полити­ческие симпатии и антипатии, и проследить, как они отразились на отношении авторов к Солону и его реформам.

По литературе выясните, что собой представляла Аттика на рубеже VII-VI вв. до н. э., какие тенденции наблюдались в социально-экономическом развитии. Важно отметить, как отражалось возрастание роли ремёсел и торговли на социальном составе аттического общества; из каких общественных групп оно состояло, каково было происхождение и положе­ние каждой из них? Каков был социальный облик афинского демоса? В чем состояли экономические интересы каждой из его группировок? Описывая положение сельского населения, сопоставьте и проанализи­руйте данные Аристотеля (Афинская политú я. 2) и Плутарха (Солон. 13) В связи с этим ответьте на вопрос, существовала ли в то время частная собственность на землю, и насколько ли остры были социальные противоречия, как их описал Аристотель?

Рассматривая политическую организацию, покажите ее противоречи­вость: внешне она сохраняла черты родовой организации, а по сути превратилась в аппарат господства родовой знати. Какие органы вла­сти ведут свое происхождение от органов родового строя, а какие из них созданы заново? Составьте схему политического устройства досолоновской Аттики. Она пригодится Вам в дальнейшем, для наглядного представления об изменениях в данной области по мере становления афинского полиса.

Охарактеризуйте личность Солона, его социальное положение. Почему и кем он был призван для решения социальных проблем, получил ли он при этом какие-нибудь специальные полномочия, занимал ли он какую-нибудь должность?

При анализе реформ Солона следует помнить, что они представляли собой единый комплекс, а деление их на экономические и политичес­кие сделано лишь для удобства изучения. Рассматривая экономические мероприятия, надо выяснить, в интересах каких социальных групп проводилось каждое из них. Кто, например, выиграл от запрета вывозить зерно из Аттики и разрешения вывозить вино и масло? Сравните данные античных авторов о сисá хфии, можно ли рассматривать ее как отмену всех долгов, частных и государственных? Солон обязал отца обучать сына какому-нибудь ремеслу; почему именно ремеслу, а не какому-нибудь другому занятию? Мож­но ли считать Солона автором закона о земельном максимуме? Подумайте, кто выиграл от монетной реформы?

Разби­рая политические реформы, нужно проследить, как в процессе их про­ведения формировался государственный аппарат с присущими ему приз­наками. Солон обязал граждан активно участвовать в политической жизни полиса, а ведь это могло обострить и без того опасную социальную напряжённость; попытайтесь объяснить причину такого опасного шага. Что нового принесли реформы в политическую организацию, какие слои выиграли от этого? Попытайтесь отразить эти изменения на схеме политического устройства, составленной ко второму вопросу. В чем ограниченность этих реформ? Их называют половинчатыми, компромиссными, справедливо ли это? Вспомните, кто призвал Солона провести реформы?

При изучении тирании в Афинах следует помнить, что она не явля­лась здесь чем-то исключительным и случайным. Через тиранию как форму политической власти прошли многие греческие полисы. Поэтому сначала необходимо уяснить, на каком этапе развития, и при каких условиях возникла так называемая ранняя тирания, каковы ее харак­терные черты. Какова историческая роль ранней тирании, в чем при­чины ее недолговечности? Изучение правления Писистрата позволит выявить как общие черты, присущие всем тираническим режимам, так и особенности, характерные именно для Афин.

Для выяснения условий рождения тирании в Афинах, следует опи­сать социальную борьбу в конце VI в. до н. э., установить, кто поддерживал Писистрата в период борьбы за власть. Какие " партии" сформировались в Аттике после Солона, чьи интересы они представляли? Сколько раз Писистрат приходил к власти? Внимательно проанализируйте, какими методами он достигал этой цели, с помощью чего?

При анализе конкретных ме­роприятий тирана следует определить, в чьих интересах они проводи­лись, четко разделяя его субъективные намерения и объективные по­следствия его политики. Нужно выяснить, как функционировала при тирании созданная Солоном политическая система, какие новые приз­наки государства появились при Писистрате, и какие пережитки родо­вых отношений еще сохранились. Внесите эти изменения в схему поли­тического устройства Афин. В чем причина относительной долговеч­ности власти Писистрата и почему его преемники не смогли сохранить эту власть? Особое внимание обратите на социальный облик оппозиции против тирана.

При ответе на последний вопрос разберитесь в причинах и харак­тере политической борьбы, вспыхнувшей после падения тирании. Какие социальные силы в ней участвовали, какова в ней роль Клисфена, кто помог изгнать тирана Гиппия? Рассматривая преобразования Клисфена, надо выяснить, как измени­лось управление в Афинах, интересы каких слоев выражал Клисфен. Отразите эти изменения на упомянутой схеме. В итоге нужно показать, что в ре­зультате реформ Клисфена были низвергнуты последние остатки родо­вых институтов, и окончательно оформилась государственная, полисная организа­ция.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал