Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. Источники по истории древней Спарты довольно обширны и разно­образны






 

Источники по истории древней Спарты довольно обширны и разно­образны. Авторы этих сочинений жили в разное время, различна и степень достоверности сообщаемых ими сведений. Но при всём разнообразии авторов, всех их объединяет одна черта, попробуйте догадаться, какая? Необходимо выяс­нить социально-политическое кредо каждого из авторов и его отно­шение к спартанским порядкам. Особенно осторожно надо подходить к сведениям Ксенофонта, объясните почему? Подумайте, чем объяснить отсутствие собственно спартанских письменных источников?

На основе изучения рекомендованной литературы необходимо установить особенности возникновения государства в Лакедемоне, поскольку это позволит лучше понять своеобразие их общества, в частности, объяснить, почему у них было два царя. При подготовке всех остальных вопросов следует выделять имевшиеся у спартанцев архаические черты общественной жизни и объяснять, почему спартиаты были заинтересованы в их искусственном сохранении.

Постарайтесь отделить реальное от легендарного в античной традиций о Ликурге. Каково его происхождение, занимал ли он какую-нибудь должность, каковы черты его характера? Зачем он обращался к Дельфийскому оракулу, кто поддерживал его, почему именно его призвали для разрешения социального конфликта? Получил ли Ликург при этом какие-нибудь официальные полномочия для переустройства полиса? Если нет, то на каком основании он приступил к реформам? Можно ли наметить этапы в ходе проведения его ретры в жизнь?

При анализе социального строя Спарты особенно сложным представ­ляется вопрос обилотах. Необходимо выяснить их происхождение, объяснить название (для этого внимательно прочитайте отрывок из сочинения Страбона), установить, кому они принадлежали, кем и как эксплуатировались, каким имуществом располагали. Какими методами спартанцы поддерживали господство над илотами? Среди учёных сущест­вуют различные мнения о происхождении и положении илотов; какая из точек зрения кажется Вам более правильной? Чем илоты отличались от обычных рабов, и чьё положение было более тяжёлым? Выясните, кто такие периэки, каково их происхождение и отличие от илотов.

Определите состав и функции каждого органа государственного уп­равления. Почему в Спарте было два царя? Особое внимание уделите функциям и значению коллегии эфоров. Когда и с какой целью она была создана? Ведь ни в каком другом полисе не было подобной магистратуры. Обратите внимание на то, как в спартанских государственных органах сохрани­лись пережитки военной демократии, чем это было вызвано?

Говоря о быте и воспитании спартиатов, нужно выявить их прямую, жесткую обусловленность общественной жизнью, выделить систему и цель воспитания юношей и девушек, дать им собственную оценку, разделив достоинства и недостатки.

В заключение попытайтесь определить, какой политический строй существовал в Спарте – олигархия, демократия, или что-то другое? Была ли Спарта милитаристским или полицейским государством? Отметьте различное отношение древних и современных авторов к общественному строю Спарты, выскажите и свое к нему отно­шение. Объясните причины идеализации некоторыми авторами спартанс­ких порядков. Посмотрите для этого работы Ю.В. Андреева и С Я. Лурье.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал