Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закономерности трансформации эк. политики государства в условиях домонополистического капитализма.Стр 1 из 47Следующая ⇒
Тема 1. Понятие и сущность стратегии и эк. политики государства
Закономерности трансформации эк. политики государства в условиях домонополистического капитализма.
Формирование нац. государств в период первоначального накопления капитала (15 - 16 вв.) сопровождалось созданием многополярного мира, в котором первенство по колониальным захватам оспаривали Испания, Португалия, Нидерланды, Англия, Франция. До 17-го в. действия государств в области эк. политики не характеризуются системностью. 1-ая система эк. политики - меркантилизм. Суть – гос. содействие развитию промышленности и внешней торговли выгодно отражается на всех соц. слоях общества. Осн. цель государства – поддержание «выгодного» торгового баланса и накопление денег. Средство реализации стратегии - внешняя торговля, основанная на протекционизме, направленном на охрану нац. промышленности от иностр. конкурентов для ускорения роста производительности нац. труда. Страны - Англия, Франция, где гос. вмешательство в экономику способствовало в них ускоренному капиталистическому развитию и формированию биполярного мира. Принципы регулируемой экономики (меркантилизм): 1) выгодная торговля, предполагающая вывоз обработанных, а не сырых изделий, улучшает положение населения страны и усиливает ее политическое могущество, которое обеспечивает наиб. выгоды от торговли с др. государствами; 2) для обеспечения выгодной торговли и полной занятости требуется планомерное вмешательство государства в нац. экономику. Инструменты реализации принципов меркантилизма: 1) тарифная политика, регулирующая внешнюю торговлю для поощрения выгодных отраслей отечественного производства посредством пошлин на ввоз и премий за вывоз; 2) привилегии отечеств. торговым компаниям, предпринимателям и рабочим посредством налоговых льгот и дотаций, гос. закупок для армии и флота, организации монополий для обеспечения роста цен торгуемых изделий; 3) колониальная политика, позволяющая метрополии увеличивать рынки для вывоза в колонии готовых фабрикатов и ввоза оттуда сырья; 4) регулирование ЗП и цен на продукты питания для защиты бедных слоев населения; 5) защита мелкого производства от зарождающегося крупного производства. Вся история 17-го - 19-го вв. подтверждает тяготение меркантилизма к применению вооруженной силы в случаях, когда какое-либо государство пытается ограничить ввоз при помощи высоких пошлин или запретов. Причина войн между Англией и Францией - столкновение торговых интересов нац. государств, стремящихся к лидерству в мировой эк. конкуренции. Попытка Наполеона 1 силой навязать европейским странам континентальную систему, направленную на уничтожение эк. и политической мощи Англии, по которой всякий английский подданный, находящийся на занятой французскими войсками территории, объявлялся военнопленным, а его товары конфисковались, натолкнулась на сопротивление государств, и особенно России. Своей главной цели - уничтожения могущества Англии Франция не достигла. Биполярный мир, в котором конкурировали Англия и Франция, стал однополярным. Требовался адекватный переход от стратегии регулируемой экономики к либеральной стратегии развития мирового сообщества. С превращением Англии и Франции из земледельческих стран в промышленные в них укрепился класс предпринимателей, деятельности которого мешало гос. вмешательство в экономику, основанное на системе меркантилизма со строгой регламентацией промыслов и торговли. Идеи «laissez faire» (естественной свободы) - свободы промыслов и торговли наиболее ярко были выражены в учении физиократов, появившемся во Франции во второй половине 18-го в. В отличие от физиократов, преувеличивающих значение земледелия, классическая политическая экономия, созданная А. Смитом, увидела источник нац. богатства в труде и потребовала полной свободы для его применения. Несмотря на господство протекционизма в период промышленного подъема, идеи Смита стали оказывать свое воздействие на освобождение промышленности от излишней регламентации во всех странах. Наибольшее влияние учение Смита имело в Англии и во Франции - странах, где промышленное развитие в конце 18-го и начале 19-го вв. шло наиболее интенсивно, и буржуазия овладела гос. машиной для целей либерализации. 1822 г. – приход к власти либерального правительства в Англии, ставшей «мастерской мира», до начала 20-го в. утверждается господство либеральной эк. стратегии: 1) упрощение эк. функций государства; 2) отказ государства от всякого вмешательства в организацию производства и в отношения между рабочими и хозяевами, кроме случаев подавления коалиции с целью открыть путь закону спроса и предложения; 3) осуществление банками функции регулирования нац. экономики. «-» либеральной эк. стратегии: 1) ухудшение положения раб. силы на рынке труда вследствие свободы конкуренции; 2) ухудшение развития ж/д транспорта, что тормозило развитие промышленности; 3) несбалансированное развитие экономики – кризисы из-за неплатежеспособности населения и невозможности своевременных платежей дебиторов кредиторам; 4) рост неравенства в распределении доходов; 5) пауперизм.
Форма функционирования ден. системы в Англии – «золотой стандарт», для которого характерна смешанная система платежей, основанная на золоте: 1) исчисление цен товаров в золоте; 2) обращение золотых монет в государстве и неограниченная их чеканка; 3) обращение банковских билетов, выпускаемых в связи с коммерческими операциями и свободно обмениваемых на золотые монеты, поскольку их стоимость приравнивалась к весовой единице золота и жестко фиксировалась; 4) обращение гос. бумажных денег с принудительным курсом - казначейских билетов, выпускаемых Гос. Казначейством в качестве заменителей золота. Они служили в качестве разменной медной или серебряной монеты для совершения мелких покупок. Их количество оставалось незначительным. Банковские кризисы влекли за собой массовые банкротства и выявили невозможность саморегулирования банковской системы для обеспечения функционирования золотого стандарта. 1833 г. - эмиссия банковских билетов становится монополией Английского банка, ставшего главным институтом регулирования развития нац. экономики. 1844 г. – принятие акта Пиля способствовало централизации банковского дела и превращению Английского банка в царя банков. Принцип организации ден. обращения в Англии - запас металлических денег должен был составлять не менее 1\3 от суммы находящихся в обращении банкнот, что позволяло обеспечить их конвертируемость. Методы регулирования ден. массы в Англии: 1) переучет векселей; 2) регулирование учетной ставки; 3) проведение операций на открытом рынке. Осн. инструмент регулирования отношений между Центральным банком и банковской системой кредита - дисконтная политика, позволяющая ему поддерживать золотомонетный паритет нац. валюты в зависимости от состояния платежного баланса государства. Тогда большинство предпринимателей не было заинтересовано в инфляции. Она представляла собой исключительное явление. Обесценение денег имело место в случае открытия новых месторождений золота или серебра, стихийных бедствий или из-за «чрезвычайных» потребностей государства, порождаемых войнами. Нельзя сказать, что в период преобладания свободной конкуренции капиталисты не получали выгод от инфляции. Деньги в функции средства платежа приносят выгоду капиталисту-должнику, который, авансировав ден. капитал, может извлечь выгоду из повышения цен к концу производственного процесса и реализовать заметное увеличение своего первоначального капитала. Однако большое количество предприятий было заинтересовано в стабильности ден. отношений, т.к. норма прибыли в условиях расширения рынка и сокращения издержек производства на единицу продукта, была достаточно высока и требовался стабильный ден. спрос на предметы потребления. Промышленная мощь Англии, намного превосходившая мощь любой страны мира, позволяла ей пренебрегать любой конкуренцией и порождала заинтересованность государства в международном торговом либерализме, адекватном установлению однополярного мира. Интеллектуальная мощь ее классической политической экономии позволила сместить центр тяжести проблем с нац. экономики в сторону формирования и развития международной фин. системы во главе с Лондонским Сити, закреплявшей за Англией статус ведущей эк. и фин. державы. Международная торговля, стимулируя снижение издержек производства, приобретала черты, сближавшие ее с внутр. торговлей. К тому времени уже существовали четкие границы и различия между нациями, имевшими собств. ден. системы. Наличие единой мировой золотой базы, на которую опиралось денежное развитие различных капиталистических стран, привели к появлению «мировых цен». Нац. цены сопоставлялись с мировыми ценами, определение разрыва в издержках производства также производилось в мировых ценах. Международные миграции рабочей силы и капиталов начали развиваться лишь с 1840 - 1850 гг. 1867 г. – оформление «золотомонетного стандарта», признававшего золото единственной формой мировых денег. В соответствии с ним каждая валюта имела золотое содержание, на основе которого устанавливались монетные паритеты. Валюты свободно конвертировались в золото, которое законодательно закрепилось как мировые деньги. Как стихийный регулятор производства и платежных балансов «золотомонетный стандарт» обеспечивал реализацию либеральной стратегии. Лондонский Сити снабжал капиталами весь мир и играл роль дирижера «международного оркестра золотого стандарта». Английский банк стал выполнять функции международного клирингового банка и навязывать всему миру формы организации денежной и банковской техники, что позволяло Англии сводить платежный баланс с превышением доходов над расходами. Международные расчеты производились с использованием векселей, выписанных в английской валюте. Если с точки зрения эк. теории разницы между международной и внутр. торговлей не было, то очень скоро потребности развития нац. экономики заставили ряд стран пойти на защиту своей промышленности, чтобы не превратиться в хоз. придаток Великобритании. Требование развития нац. экономики особенно активно отстаивали Германия и США.
1834 г. – образование таможенного союза германских государств - быстрый промышленный рост Германии. Вместе с ее промышленным ростом сформировался рабочий класс, проявивший свою силу силезским восстанием ткачей в 1844 г. Для утверждения своего господства германская буржуазия, не успевшая сбросить феодальные отношения, была вынуждена объединиться с помещиками и создать империю кайзеров. Прогрессивные устремления германской буржуазии к единству нации и промышленному развитию в рамках полуфеодальной монархии Германии потребовали создания принципиально новой доктрины, основанной на принципах меркантилизма (Ф. Лист), защищавшего интересы нац. экономики, нацеленной на ускоренное развитие промышленности за счет других отраслей. Учение Листа стало основой неомеркантилизма, проводимого канцлером Германской империи Бисмарком в интересах влиятельных групп предпринимателей после завершения объединения страны в 1871 г. Присутствие капиталистической Германии на мировых рынках стало ощутимым для Великобритании. После введения в Германии протекционистского тарифа получают развитие тарифная война и демпинг - вывоз товаров из страны по ценам значительно более низким, чем цены внутри этой страны или на мировом рынке. Англо-германское соперничество представляло собой ведущее противоречие целой эпохи международных отношений, завершившееся взрывом Первой Мировой войны. Английскому превосходству стали угрожать также США и Япония. С 1885 г. США начали обходить Англию по доле в мировом промышленном производстве. За протекционистский тариф выступил Г. Кери, который защищал свободную торговлю, однако понимал, что Англия стремится сохранить свою промышленную монополию и затормозить тем самым развитие промышленности в др. странах. Главная движущая сила - частные корпорации, развитие которых обеспечивается гос. вмешательством. После кризиса 1893 г., охватившего всю экономику США, о необходимости расширения полномочий правительства для восстановления справедливости и защиты интересов всех граждан было заявлено в платформе популистов. Их идеи получили отражение в антитрестовском законодательстве Т. Рузвельта.
Благодаря развитию капиталистического производства в конце 19-го в. наблюдался быстрый промышленный подъем Японии с превращением ее в «азиатскую Англию». После освобождения Рима от власти римских пап образовалась нац. экономика Италии, функционирующая на принципах свободного предпринимательства, протекционистского тарифа и колониальной экспансии. Мир стал многополярным, а стратегии государств – регулируемыми. По мере распространения капитализма борьба за рынки становилась все более ожесточенной. Первая Мировая война знаменовала кризис либеральной международной стратегии, переставшей соответствовать условиям многополярности и интересам транснационального капитала, заинтересованного в экспорте капиталов и потому отрицавшего лежащий в ее основе золотомонетный стандарт.
|