Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закономерности трансформации стратегии государства в цикле «инфляция-дефляция».
Первая Мировая война дала толчок развитию гос. вмешательства в сферу денежного обращения. Особенность новой мировой эк. системы - смена золотомонетного стандарта системой банкнотного и бумажно-денежного обращения. Правительства воюющих стран, прибегавшие для финансирования военных расходов к эмиссии не размениваемых на золото бумажных денег, вынуждены были отказаться от обращения золотых денег. У государств появилась возможность увеличивать ден. массу для дефицитного финансирования бюджетных расходов, что отражается в обесценении денег и росте уровня цен (инфляция), или уменьшать ден. массу для замедления роста цен или их снижения (дефляция). Финансирование военных расходов и гос. долга осуществляется посредством эмиссии бумажных денег и ц/б. Наряду с расширявшимся обращением бумажных денег, прямо вызванным государством, осуществлялась доп. эмиссия бумажных денег, связанная с подпиской на гос. займы, служащие фундаментом для пирамиды банковских денег. Они выпускаются путем открытия кредита банками при покупке у казначейства краткосрочных обязательств. Наличие огромного краткосрочного долга вынуждает государство проводить рефинансирование своих займов, выпуская новые казначейские обязательства взамен тех, срок которых истек. Кроме того, ден. обращение расширяется из-за роста монопольных цен. При монополистическом капитализме у производителей появляется более «дешевая» возможность увеличения прибыли за счет искусственного завышения уровней цен по сравнению с реальными затратами, чем за счет модернизации производства с удешевлением издержек на производство единицы продукта. Проигрывающими в этом процессе оказываются работники наемного труда. Они требуют увеличения ЗП, но уже после того, как повысились цены. Т.к. ее рост всегда отстает от повышения цен, то в условиях инфляции соотношение между долей ЗП и долей прибыли в нац. доходе меняется в пользу прибыли. Проигрывающими от инфляции являются также владельцы ден. сбережений, не участвующие в производственном процессе. Искусственное завышение цен, сокращая реальное потребление немонополистов, неминуемо ведет к кризису перепроизводства. Для того, чтобы стимулировать расширение производства и отодвинуть приближение кризиса, монополисты воздействуют на политику государства в направлении расширения его спроса. Стремительная инфляция, вызываемая резким увеличением военных расходов бюджета и монопольных цен на изготовляемую по гос. заказам военную продукцию, может «оправдываться» существующей или несуществующей угрозой безопасности государства, необходимостью восстановления «реального капитала», разрушенного во время бедствий. Однако монополисты, учитывая возможность резкого обострения соц. ситуации в государствах, где в основном базируется их капитал, становятся заинтересованными в медленной инфляции для создания стимулов к расширению производства и эк. захвата новых рынков, сокращая при этом затраты на рабочую силу и оплату сырья поставщиков из экономически зависимых государств. Таким образом, инфляция, выгодная монополистам, приобретает хронический характер. В усилении инфляции в экономике зависимых государств активную роль играют ТНК посредством взвинчивания цен на импортную продукцию и предоставления ссуд в иностр. валюте, которая, обмениваясь на нац. валюту, увеличивает ден. массу в обращении. Инфляция, разрушая действительный капитал страны, противоречит интересам развития нац. экономики. Высокая степень ее развития приводит к серьезным изменениям в структуре капиталистического хозяйства. Часть промышленных отраслей обнаруживает тенденцию к гипертрофированному развитию, а некоторые отрасли деградируют. Легкость получения прибыли быстро развивает капиталистическую концентрацию, но не стимулирует процесс обновления оборудования. Это связано с тем, что быстрые изменения в стоимости денег ослабляют необходимость учета действительных затрат, а более быстрый рост цен на средства производства и сырье увеличивает начальную сумму для их приобретения. Легкая экспансия цен, т.е. медленная инфляция, позволяет оттянуть кризис перепроизводства внутри данного государства и переложить бремя потерь от инфляции на зависимые от него государства, импортирующие капиталы. В условиях стремительных темпов инфляции, вызываемых радикальными действиями государства для решения каких-либо чрезвычайных проблем, развивается натурализация хозяйства. Государства для своего выживания вынуждены перейти к мобилизационной экономике с прямым вмешательством в сферу производства и распределения стратегически важных продуктов с введением «твердых» цен и карточек на продукты, в процессы труда и ВЭД (германский военный социализм, советский военный коммунизм). Реформы, проведенные в России в период советского военного коммунизма (1918 – 1920 гг.): 1) национализация земли, промышленных предприятий, транспорта и банков; 2) введение внешнеторговой и валютной монополии с аннулированием гос. займов царской России и с запретом операций с ц/б; 3) организация Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и непосредственно подчиненных ему отраслевых главков, ответственных за координацию квартальных, а затем и годовых планов развития предприятий; 4) введение рабочего контроля над производством и распределением продукции и запрет частной торговли продуктами первой необходимости; 5) введение всеобщей трудовой повинности (заготовка топлива, продовольствия, перевозка грузов). Гражданская война и снижение доходов заставляли советское правительство продолжать эмиссию денег, количество которых выросло в 76 раз. В результате произошла натурализация хозяйства с распределением подавляющей части общественного продукта без оплаты или по твердым ценам в падающей валюте. В условиях свертывания значения денег и кредита, национализированные предприятия были переведены на бюджетное финансирование, а Народный банк упразднен. К окончанию гражданской войны крупная промышленность производила почти в 7 раз меньше, чем в 1913 г., но главная цель - выживание государства была достигнута. Прогрессом в анализе обществ. потребностей и их балансировании с имеющимися ресурсами явился принятый в 1920 г. план ГОЭЛРО. В нем в качестве «могучего фактора» роста ПТ рассматривалась электрификация. По прогнозным расчетам плана на восстановление экономики требовалось 10 - 15 лет. В отличие от Советской России стремительная инфляция, развернувшаяся в странах-победительницах Первой Мировой войны, не переросла в натурализацию хозяйства. Они перешли от стремительной инфляции к фин. стабилизации для экспорта капиталов в зависимые государства, минуя мобилизационную модель для восстановления экономики.
|