Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возникает ли у организации внереализационный доход для целей налога на прибыль, если ее работники используют личные сотовые телефоны в производственных целях (п. 8 ст. 250 НК РФ)?
Налоговый кодекс РФ не дает ответа на данный вопрос. По данному вопросу есть две точки зрения. Официальная позиция, выраженная в Письме УФНС России по г. Москве, заключается в том, что если работники используют личные сотовые телефоны в производственных целях, то у организации возникает внереализационный доход в виде безвозмездного пользования имуществом. Иная точка зрения выражена в работе автора: при использовании сотрудниками сотовых телефонов в производственных целях внереализационного дохода у компании не возникает. Судебной практики нет.
Подробнее см. документы
Позиция 1. Использование работниками личных телефонов в производственных целях приводит к образованию дохода у организации
Письмо УФНС России по г. Москве от 30.06.2008 N 20-12/061156 Разъяснено, что использование работником личного телефона в производственных целях приводит к образованию у организации внереализационного дохода в виде безвозмездного пользования имуществом (сотовыми телефонами), которое оценивается по рыночной стоимости (п. 8 ст. 250 НК РФ). Обосновывается такая позиция следующим: к внереализационным относятся доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав (за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ), которые оцениваются с учетом правил ст. 40 НК РФ. В п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 указано, что данные положения применяются также и при безвозмездном получении права пользования вещью. На основании этого сделан вывод, что при безвозмездном использовании сотовых телефонов работников у организации возникает внереализационный доход.
Позиция 2. При использовании работниками личных телефонов в производственных целях дохода у организации не возникает
Обзор: Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 24.09.2008 Автор утверждает следующее: договор безвозмездного пользования предполагает, что одна сторона передает вещь другой на время с последующим возвратом (п. 1 ст. 689 ГК РФ). Если работники используют свои сотовые телефоны в том числе и для служебных переговоров, передачи вещи не происходит. Телефонным аппаратом пользуется его собственник - физическое лицо в личных, а также в служебных целях, а организация только оплачивает услуги оператора мобильной связи. Следовательно, она никакого имущества не получает и не может им пользоваться, а значит, п. 8 ст. 250 НК РФ в данной ситуации неприменим. Поэтому у компании не возникает внереализационного дохода в виде безвозмездно полученного в пользование имущества (сотовых телефонов работников).
Возникает ли у арендодателя внереализационный доход для целей налога на прибыль, если арендатор произвел капитальные вложения, не возмещаемые арендодателем, до ввода сдаваемого в аренду основного средства в эксплуатацию и до регистрации последним права собственности на него (п. 8 ст. 250, пп. 32 п. 1 ст. 251 НК РФ)?
В соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ во внереализационные доходы включаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ. К таковым, в частности, относятся доходы в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором (пп. 32 п. 1 ст. 251 НК РФ). Согласно позиции Минфина России расходы будущего арендатора на капитальные вложения, связанные с подготовкой помещения к эксплуатации и не возмещаемые арендодателем, учитываются им в составе расходов. При этом ведомство отметило, что в силу ст. 251 НК РФ и ст. 616 ГК РФ в случае заключения впоследствии договора аренды помещения, в котором были произведены капитальные вложения и отделочные работы, стоимость данных работ не учитывается в составе доходов арендодателя. Есть Постановление Президиума ВАС РФ, согласно которому само по себе осуществление арендатором затрат в виде капитальных вложений в имущество до его ввода в эксплуатацию и до регистрации у арендодателя права собственности на него не приводит к возникновению у последнего внереализационного дохода на основании п. 8 ст. 250 НК РФ.
Подробнее см. документы
Письмо Минфина России от 01.08.2011 N 03-03-06/1/442 Ведомство рассмотрело вопрос учета затрат на капитальный и текущий ремонт, понесенных будущим арендатором в соответствии с предварительным договором (предполагающим заключение в будущем договора аренды). Минфин России указал, что расходы будущего арендатора на капитальные вложения, связанные с подготовкой помещения к эксплуатации и не возмещаемые арендодателем, учитываются им в составе расходов. При этом ведомство отметило, что в силу ст. 251 НК РФ и ст. 616 ГК РФ в случае заключения впоследствии договора аренды помещения, в котором были произведены капитальные и отделочные работы, стоимость данных работ не учитывается в составе доходов арендодателя.
Постановление Президиума ВАС РФ от 08.10.2013 N 3589/13 по делу N А40-75971/10-112-388 Президиум ВАС РФ установил, что будущие арендаторы произвели за свой счет работы капитального характера по достройке торговых центров до их ввода в эксплуатацию, а также до регистрации права собственности на них будущим арендодателем. Стоимость работ арендодатель не возместил. Впоследствии арендодатель ввел основные средства в эксплуатацию и зарегистрировал право собственности с учетом результатов проведенных арендаторами работ. По мнению инспекции, указанные работы выполнены безвозмездно в пользу налогоплательщика - будущего арендодателя и должны учитываться им в составе внереализационных доходов на основании п. 8 ст. 250 НК РФ. Суд отклонил данный довод и указал: само по себе осуществление спорных работ до ввода имущества в эксплуатацию и регистрации на него права собственности не свидетельствует о выполнении этих работ исключительно в интересах арендодателя, о безвозмездном получении их результатов и наличии внереализационного дохода, предусмотренного п. 8 ст. 250 НК РФ. Суд также отметил, что выполнение арендаторами указанных работ обусловлено не стремлением осуществить безвозмездное предоставление в пользу налогоплательщика, а их заинтересованностью в открытии магазинов одновременно с официальным открытием нового торгового центра.
В каком порядке учитывается в целях налога на прибыль доход, полученный продавцом подарочных карт (сертификатов), если такие карты (сертификаты) не были обменены на товары в течение срока их действия (п. п. 8, 18 ст. 250 НК РФ)?
Согласно п. 8 ст. 250 НК РФ доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав признаются внереализационными доходами. Безвозмездным считается получение имущества (работ, услуг) или имущественных прав, если оно не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права), выполнить работы или оказать услуги передающему лицу (п. 2 ст. 248 НК РФ). К внереализационным доходам относятся также суммы кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям (п. 18 ст. 250 НК РФ). По мнению Минфина России и УФНС России по г. Москве, денежные средства, полученные продавцом при реализации подарочных карт (сертификатов), которые не были обменены на товары в течение срока их действия, являются безвозмездно приобретенным имуществом. Такие суммы учитываются в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ придерживается аналогичной точки зрения.
Подробнее см. документы
Письмо Минфина России от 25.04.2011 N 03-03-06/1/268 Минфин России указал, что под подарочным сертификатом принято понимать документ, которым удостоверено право его держателя приобрести у лица, выпустившего сертификат, товары, работы или услуги на сумму, равную его номинальной стоимости. Денежные средства, полученные при реализации подарочных сертификатов, фактически являются предварительной оплатой товаров, которые будут приобретаться позже. Обмен сертификата на товары признается их реализацией. Если по истечении оговоренного сторонами срока подарочный сертификат не был предъявлен покупателем, сумма предварительной оплаты признается имуществом, безвозмездно полученным продавцом сертификата, и учитывается в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ. Аналогичные выводы содержит: Письмо УФНС России по г. Москве от 22.10.2009 N 17-15/110609
Определение Верховного Суда РФ от 25.12.2014 по делу N 305-КГ14-1498, А40-65470/2013 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ рассмотрела ситуацию, когда организация реализовывала покупателям - юридическим лицам собственные подарочные карты (сертификаты) с ограниченным сроком действия, которые впоследствии передавались физическим лицам, как правило, в виде подарка. Погашение карты (сертификата) происходило при ее предъявлении физическими лицами эмитенту в обмен на принадлежащую ему продукцию. Суд пришел к выводу, что денежные средства, полученные эмитентом подарочных карт при их реализации организациям-покупателям, фактически являются предварительной оплатой товаров, которые будут приобретаться физическими лицами в дальнейшем. Поскольку моментом реализации товара является обмен на него подарочной карты, то оплата карт, полученная их эмитентом, учитывается в доходах на дату непосредственной реализации товаров. Если физические лица не предъявили сертификат для получения товара, то денежные средства, оставшиеся у продавца сертификата по истечении срока его действия, признаются безвозмездно полученным имуществом. На безвозмездность указывают намерения организации - покупателя карты: целью приобретения сертификата является подарок физическому лицу на определенную сумму без дальнейшего отслеживания судьбы подарка. Данные суммы учитываются в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ. Суд также отметил, что п. 18 ст. 250 НК РФ подлежит применению к неисполненным обязательствам, а в рассматриваемом случае оплата подарочных карт и передача их покупателям влечет прекращение обязательств сторон сделки по купле-продаже этих карт (сертификатов).
|