Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учитываются ли в доходах компенсации (субсидии), получаемые из бюджета в счет возмещения затрат коммерческих организаций (пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 2 ст. 251 НК РФ)?
Ситуация актуальна для коммерческих организаций по отношениям, возникшим в период с 01.01.2008 по 31.12.2009 (включительно).
Внереализационным доходом налогоплательщика признаются, в частности, безвозмездно полученное имущество (работы, услуги), имущественные права, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ (п. 8 ст. 250 НК РФ). Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе. Данным лицам указанные субсидии выделяются в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ). При определении налоговой базы налогоплательщик вправе не учитывать доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких доходов. С 01.01.2008 по 31.12.2009 согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением поступлений в виде подакцизных товаров) из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. По данному вопросу есть две точки зрения. Согласно официальной позиции Минфина России субсидии, полученные коммерческими организациями в целях возмещения затрат на производство (реализацию) товаров, работ, услуг, учитываются при исчислении налога на прибыль. Вместе с тем есть судебные акты, в том числе Постановление Президиума ВАС РФ, согласно которым коммерческие организации вправе не учитывать в доходах компенсации, получаемые из бюджета в счет возмещения их затрат при выполнении целевых программ в связи с оказанием услуг в соответствии с государственным (муниципальным) заданием или реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам.
Подробнее см. документы
Позиция 1. Компенсации, получаемые коммерческими организациями из бюджета в счет возмещения затрат, учитываются в доходах
Письмо Минфина России от 11.12.2009 N 03-03-06/4/106 Финансовое ведомство разъясняет, что у организаций, получивших в соответствии со ст. 78 БК РФ субсидии в целях возмещения затрат, связанных с производством (реализацией) товаров, работ, услуг, возникает экономическая выгода. Такие субсидии коммерческие организации учитывают в составе внереализационных доходов.
Письмо Минфина России от 02.09.2009 N 03-03-06/4/73 Ведомство разъясняет, что субсидии, полученные организациями (кроме автономных учреждений) в порядке, предусмотренном ст. 78 БК РФ, в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Аналогичные выводы содержит: Письмо Минфина России от 14.07.2009 N 03-03-06/4/59
Письмо Минфина России от 24.08.2009 N 03-03-06/1/547 Разъясняется, что полученные коммерческой организацией в целях возмещения затрат субсидии не признаются целевыми поступлениями в смысле п. 2 ст. 251 НК РФ и учитываются в доходах. Это не приводит к дополнительному налогообложению таких субсидий, поскольку затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками в составе расходов.
Позиция 2. Компенсации, получаемые коммерческими организациями из бюджета в счет возмещения затрат, не учитываются в доходах
Постановление Президиума ВАС РФ от 30.07.2013 N 3290/13 по делу N А55-12521/2012 По мнению инспекции, субсидии на возмещение затрат на строительство, реконструкцию, модернизацию основных средств учитываются в доходах на основании п. 8 ст. 250 НК РФ как безвозмездно полученное имущество. Однако Президиум ВАС РФ поддержал вывод суда апелляционной инстанции, согласно которому применение п. 2 ст. 251 НК РФ не зависит от организационно-правовой формы лица, получившего целевые поступления из бюджета. ВАС РФ отметил, что согласно буквальному толкованию этой нормы к целевым поступлениям относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. Поскольку организацией выполнены все условия, установленные п. 2 ст. 251 НК РФ, полученная субсидия освобождается от налогообложения при исчислении налога на прибыль. Данное Постановление содержит оговорку о возможности пересмотра вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами.
Постановление ФАС Поволжского округа от 18.10.2012 по делу N А55-5474/2012 Суд согласился с мнением суда апелляционной инстанции о том, что положениями налогового законодательства возможность применения п. 2 ст. 251 НК РФ не ставится в зависимость от организационно-правовой формы лица, получившего поступления из бюджета. Сделанный судом вывод о правомерности невключения налогоплательщиком полученных субсидий во внереализационные доходы основан на том, что ранее понесенные затраты, в возмещение которых была предоставлена субсидия, не были учтены в составе расходов.
Постановление ФАС Центрального округа от 01.03.2012 по делу N А14-8700/2010 (Определением ВАС РФ от 27.06.2012 N ВАС-8058/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) Суд установил, что обществу были выделены из государственного бюджета субсидии, в том числе на возмещение затрат на капитальное строительство. Их предоставление производилось после осуществления обществом соответствующих расходов за счет собственных средств. Налогоплательщик использовал субсидии по целевому назначению. Суд отметил, что положения п. 2 ст. 251 НК РФ позволяют исключить средства целевого финансирования из доходов не только бюджетному учреждению, но и иному налогоплательщику, использовавшему их по назначению. Исходя из этого, суд указал, что полученные налогоплательщиком субсидии являются целевыми поступлениями из бюджета, предусмотренными п. 2 ст. 251 НК РФ, и налогоплательщик правомерно не учел их при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.04.2012 по делу N А42-7114/2010 (Определением ВАС РФ от 15.10.2012 N ВАС-10051/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) Суд установил, что налогоплательщик получил субсидии для возмещения части стоимости железнодорожного тарифа. По мнению инспекции, данные средства должны учитываться в составе доходов, поскольку Федеральный закон от 29.11.2007 N 284-ФЗ исключил из п. 2 ст. 251 НК РФ слово " бюджетополучателям", что повлекло за собой невозможность применения данной нормы коммерческими организациями. Суд отклонил этот довод, указав, что инспекция не учла ни компенсационного характера полученных субсидий, ни положений Бюджетного кодекса РФ, которыми установлен порядок предоставления бюджетных средств. Таким образом, невключение налогоплательщиком данных средств в состав доходов правомерно.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.07.2011 по делу N А26-9551/2010 (Определением ВАС РФ от 30.09.2011 N ВАС-12689/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) По мнению инспекции, налогоплательщик не вправе применить п. 2 ст. 251 НК РФ для исключения полученных целевых поступлений (субсидий) из состава доходов, поскольку он не относится к некоммерческим организациям. Суд, учитывая положения ст. 78 БК РФ, отклонил довод инспекции. Он указал, что налогоплательщик, будучи коммерческой организацией, правомерно не включил целевые поступления в состав доходов на основании п. 2 ст. 251 НК РФ. Также суд принял во внимание то, что налогоплательщик расходовал полученные денежные средства в соответствии с их целевым назначением.
6.4. Признается ли плата за содержание детей в государственных и муниципальных образовательных учреждениях целевым поступлением (п. 2 ст. 251 НК РФ)?
Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ не учитываются в доходах использованные по назначению целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц. Оплата за содержание детей в образовательных учреждениях среди них прямо не перечислена. Возникает вопрос: признается ли родительская плата за содержание детей в государственных и муниципальных образовательных учреждениях целевым поступлением? По данному вопросу есть две точки зрения. Официальная позиция заключается в том, что родительская плата учитывается образовательными учреждениями в составе доходов при исчислении налога на прибыль. Есть судебные акты, подтверждающие данный подход. Авторы разъясняют, что после указанных изменений рассматривать родительскую плату как целевое поступление нельзя. В то же время есть судебный акт, содержащий противоположную точку зрения: родительская плата является целевым поступлением.
Подробнее см. документы
Позиция 1. Родительская плата не признается целевым поступлением
Письмо Минфина России от 11.04.2007 N 03-03-06/4/45 Финансовое ведомство разъясняет, что ст. 251 НК РФ не предусматривает исключение из состава доходов средств, получаемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями в виде родительской платы за содержание детей. Следовательно, такие денежные средства учитываются в составе доходов. Аналогичные выводы содержит: Письмо Минфина России от 17.05.2007 N 03-03-06/4/64 Письмо ФНС России от 05.08.2009 N ШС-20-3/1100 Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.06.2009 N А69-3524/08-07-Ф02-2774/09 по делу N А69-3524/08-07 Постановление ФАС Поволжского округа от 08.02.2011 по делу N А55-4035/2010 Консультация эксперта, 2009
Статья: Доходы, учитываемые при расчете налога на прибыль (Филипенко М.) (" Бухгалтерское приложение к газете " Экономика и жизнь", 2005, N 26) Автор указывает, что денежные средства, поступающие школе от родителей за обучение детей, являются выручкой от реализации в целях обложения налогом на прибыль.
Статья: Родительская плата (Вифлеемский А.) (" Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 11) Автор разъясняет, что до 1 января 2005 г. в силу отдельных положений Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 " Об образовании" деятельность образовательного учреждения не относилась к предпринимательской и родительская плата считалась целевыми средствами. После внесения изменений в этот Закон с 1 января 2005 г. отнести родительскую плату и доходы от платных образовательных услуг к непредпринимательской деятельности больше нельзя, так как все специальные налоговые льготы в этой части полностью отменены. Значит, родительская плата не является целевым поступлением. Аналогичные выводы содержит: Книга: Годовой отчет для бюджетных организаций - 2006 (под общ. ред. Ю.А. Васильева) (" Консалтинговая группа " АЮДАР", 2006)
Позиция 2. Родительская плата признается целевым поступлением
Постановление ФАС Уральского округа от 15.02.2010 N Ф09-422/10-С3 по делу N А60-29057/2009-С10 Суд установил, что родительская плата была предназначена для обеспечения питания учащихся, а также для оформления путевок в детские оздоровительные лагеря в летний период. Суд пришел к выводу о том, что данные платежи имеют целевой характер, поскольку выделяемых из бюджета денежных средств на эти цели недостаточно для организации полноценного питания и обеспечения летнего отдыха детей.
|