Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности
Самостоятельная деятельность – эта такая практика детей, которая возникает по их инициативе, мотивируется их музыкальными запросами, интересами, их стремлением выразить свои жизненные впечатления, свою потребность в музыкальных переживаниях и протекает без видимого руководства взрослого. Специфика самостоятельной музыкальной деятельности: - она возникает по инициативе детей - ребёнок сам выбирает цель - сам находит средства для её воплощения - планирует деятельность, добиваясь желаемого результата - закрепляет и совершенствует навыки коллективной деятельности Значение самостоятельной музыкальной деятельности: - развиваются инициатива, самостоятельность, активность - процесс самостоятельной деятельности закрепляет приобретённые на занятиях и совместно с педагогом ЗУН, способы деятельности, стимулирует их перенос в новые жизненные условия - выход различных впечатлений - чувствует уверенность в себе, в своих возможностях - саморазвитие, самообучение Виды самостоятельной деятельности детей вне занятий: песни, музыкальные игры, упражнения, танцы, а также песенное, музыкально-ритмическое, инструментальное творчество. Предметно-развивающая среда: музыкальный игрушки и пособия размещаются по принципу целесообразности: каждую музыкальную игрушку, пособие должны использовать по назначению: музыкально-дидактические игры там, где настольно-печатные игры; игрушки-инструменты (озвученные, неозвученные) – в игровом уголке – туда же целесообразно поместить такой игровой материал, как магнитофон (бутафорский) с дисками, телевизор с кинолентами и т.д., атрибуты, шапочки-маски для игр с пением, хороводных музыкально-дидактических игр – в физкультурном уголке; детали костюмов – в уголке ряжения или в речевой зоне, где сосредоточены материалы для театрализованных игр. Музыкальные инструменты: в младшей группе: бубен, барабан (с кожаной основой), погремушки, колокольчики, деревянные палочки (бамбуковые, например); в средней группе: деревянные палочки, деревянные ложки, треугольник, металлофон (во второй половине года); в старшей группе: металлофоны, румба, треугольник, трещетка, бубны; в подготовительной: маракасы, кастаньеты, металлофоны, ксилофоны и др. Кроме названных детских музыкальных инструментов могут быть использованы и другие в соответствии с имеющимся в конкретном дошкольном учреждении ассортиментом инструментов и с учетом того, с каким инструментом идет знакомство и обучение со стороны музыкального руководителя. Одновременно в «уголке детских музыкальных инструментов» могут помещаться инструменты 3-4-х видов. В течение года они заменяются другими, убираются и вносятся вновь. Важно, чтобы каждый инструмент вносился только после того, как детьми освоен способ звукоизвлечения на нем, обеспечен минимальный запас умений, навыков игры на данном музыкальном инструменте. В «Уголок детских музыкальных инструментов» могут быть внесены озвученные и неозвученные музыкальные лесенки в старшей и подготовительной к школе группе, портреты композиторов, с творчеством которых дети знакомились на занятии (в течение года в группу вносится 5-6 портретов на 2-3 недели каждый). Духовые детские музыкальные инструменты (по причине соблюдения гигиены) не используются в самостоятельной деятельности и поэтому в эти уголки их помещать не следует. Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности: определяются типами самостоятельной музыкальной деятельности: - исполнительской (упражнения, в процессе которых дети упражняются в каком-либо умении, например, в игре на детском музыкальном инструменте). - творческой (дети импровизируют, ищут свой вариант, свой способ действий и т.д. (Например, сочиняют мелодию, наигрывая ее на металлофоне; придумывая новое танцевальное движение, или целую сценку). Для творческой деятельности характерны такие организационные формы, как: а) сюжетно-ролевые игры («Наш оркестр», «Ищем таланты» и др.); б) импровизирование на детских музыкальных инструментах; в) песенное и танцевальное импровизирование; г) таетрализованные представления (импровизированного характера). Для исполнительской деятельности детьми используются такие формы как: а) игры с пением; б) настольные музыкально-дидактические игры; в) хороводные музыкально-дидактические игры; г) игра на детских музыкальных инструментах (закрепление, повтор выученных с педагогом мелодий); д) сюжетно-ролевые игры «Музыкальные занятия», «Музыкальный магазин», «Концерт» и т.п.) е) театрализованные представления с включением отдельных видов музыкальной деятельности по готовым сюжетам («Репка», «Кот, Петух и Лиса», «Заюшкина избушка» и т.д.); ж) игры-драматизации с использованием различных видов музыкальной деятельности; з) концерты детской художественной самодеятельности (развлечения, организованные стихийно по инициативе детей или стимулированные игровым материалом («Музыкальная карусель», «Музыкальный будильник», «Вертушка», «Музыкальный телефон» и др.).
|