![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шаранагати
Что такое преданность? Преданность — это: анакулйасйа санкалпа пратикулйасйаварджанамракшишйатити вишва-со гоптритве варанам татха атма никшепа карпанйе шад-видхах шаранагати — тот, кто предался Кришне, обладает этими шестью признаками: (1) анакульясья санкалпах — «Он принимает то, что благоприятно для его преданного служения»; (2) пратикулъясъя варджанам — «Он отвергает все, что неблагоприятно»; (3) ракишйатити вишвасо — «Он верит в то, что Кришна защитит его в любых обстоятельствах»; (4) гоптритве варанам — «Он знает: Кришна будет заботиться обо мне. Мне нет необходимости думать о своем пропитании»; (5) атма-никшепа — «Он не имеет желаний, не связанных с интересами Господа», (6) карпанье — «Он кроток и смиренен». Шукрачарья говорит, что он хочет совершать унча-врит-ти, то есть жить за счет тех зерен, что остаются на поле после того, как фермер соберет урожай. Этот способ пропитания АБСОЛЮТНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ БОГА означает абсолютную зависимость от милости Господа. Такой грихастха-брахман — брахман первого класса. Он — предавшаяся душа, ибо знает — гоптритве варанам — Кришна позаботится обо мне, Кришна не даст умереть с голоду ни мне, ни моей семье. Обычный человек рассуждает так: я должен работать, зарабатывать деньги — тогда я буду защищен, у меня не будет проблем. Но одновременно с этим появляется некоторый страх, беспокойство — а что будет, если я потеряю работу? Что будет, если мне не заплатят деньги? Но тот, кто имеет твердую веру в Кришну, не знает таких проблем — он уверен: «Кришна защитит меня. Кришна позаботится обо мне». Это называется абсолютная преданность. Таков первоклассный брахман. Первоклассный брахман Кто является первоклассным брахманом? Только шуддха-вайшнав, чистый преданный. Чистый преданный по определению есть тот, кто всецело предался Кришне, гоптритве варанам. Вай-шнав молится Кришне: пахи мам, пахи мам пахи мам — пожалуйста, позаботься обо мне!» Вайшнав говорит Кришне: «О Кришна, Ты — мой единственный муж, мой единственный господин, поэтому, пожалуйста, позаботься обо мне!» Это называется шаранагати, абсолютная преданность. Шаранагати и гоп-титве варанам — синонимы. Гоптритве варанам является одной из анг шаранагати. Как я рке сказал, есть шесть анг шаранагати. Махапрабху молился Кришне: айи нанда-тануджа-'Кин-карам патитам мам вишаме бхавам будхау крипайа тава-пада панкаджа стхитам дхули садхришам вичинтайа —«О сын Нан-ды Махараджи, о Нанда-тануджа, Я — Твой вечный слуга. Но, несмотря на это, Я вел себя как последний негодяй: Я совершал так много оскорблений, на моей совести так много грехов и вот теперь Я тону в океане материального бытия. Пожалуйста, лотос божественной любви сделай Меня пылинкой у Твоих стоп!» Такова должна быть молитва того, кто повторяет харе кришна. Тот, кто повторяет святое имя, всегда должен чувствовать, что находится под защитой Кришны и что Кришна всегда позаботится о нем. Царь Кулушекхара молился Кришне: «О Гопал! О океан милости! О супруг Лакшми! О убийца Камсы! О спаситель Ганджендры! О младший брат Баларамы! О гуру трех миров! О лотосоокий! О возлюбленный гопгй Мам палайа — пожалуйста, позаботься обо мне! Я не знаю никого, кроме тебя, кто смог бы позаботиться обо мне!» А теперь спросите себя: «Предался ли я?» Раннее предрассветное утро во Враджа-бхуми. Здесь Бала-Кришна, Господь в образе маленького ребенка являет Свои детские игры.-В каждом доме гопи взбивают йогурт, звук их мутовок доносится до слуха Кришны. Кришна открывает глаза и встает. Он незаметно пробирается в дома гопи и подсматривает за ними. Еще не взошло солнце и гопи работают при свете масляных светильников... Кришна быстро и ловко появляется из темноты и дует на светильники. Оказавшись в темноте, гопи в испуге кричат, а Кришна тем временем, незамеченный, крадет их масло и йогурт. Таков Бала-Кришна, Господь в образе ребенка. И этому Кришне царь Кулушекхар возносит свои молитвы, этого малыша Кришну он просит позаботиться о нем. Похожие этой молитвы возносил Ямуначарья. Он говорит: «О Бхагаван, я не знаю никого, кроме Тебя, Ты — мой единственный господин и защитник. Что касается меня, то я скажу Тебе, так: кроме меня Тебе не найти другого, достойного Твоей милости! Наши отношения вечны! О мой Господь, не отвергай меня!» Таковы молитвы чистых преданных, которые полностью предались Господу, которые ощущают свою абсолютную зависимость от Господа. Итак, совершенный брахман — это чистый вайшнав. Шук-рачарья описывает умонастроение и образ жизни такого человека: он никогда не идет в дома других людей и никогда не про- АБСОЛЮТНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ БОГА сит милостыню. Иными словами, он не зависит ни от кого, он не полагается на других в вопросе своего существования. Он поднимает с поля оставшиеся после сбора урожая зерна. Так проявляется его зависимость от милости Господа. Ашрамы В «Шримад-Бхагаватам» (3.12.42-43) приводится описание ашрамов: Существует четыре ашрама: брахмачари, грихаст-ха, ванапрастха и санньяса. Каждый из этих ашрамов тоже делится на четыре: четыре вида брахмачари, четыре вида гри-хастх и т.д. Каковы четыре вида брахмачари? (1) Савитрья-брахмачари — это тот, кто остается брахмачари в течение четырех ночей. Он получает священную нить брахмана от своего гуру (упанаяна-самскара), хранит обет целомудрия в течение трех ночей, но на четвертую ночь теряет семя. (2) Праджапа-тья-брахмачари — этот тот, кто хранит целомудрие в течение одного года после проведения упанаяна-самскарьи (3) Брах-ма-брахмачари — это тот, кто сохраняет целибат до того момента, пока не изучит все Веды под руководством своего гуру. (4) Брихат-брахмачари — это пакка-брахмачари, наиштхи-ка-брахмачари, он соблюдает целибат всю свою жизнь. Он никогда не женится и никогда не теряет семени. Первые три вида брахмачари раньше или позже женятся и теряют семя, но четвертый вид брахмачари никогда не теряет семени и никогда не вступает в какие бы то ни было отношения с женщинами. Подобно этому существует четыре вида грихастх: (1) Барта, (2) Санчая, (3) Шалина и (4) Шилончха. Последний вид грихастхи (шилончха-грихастха) — это тот, кто совершает унча-врити. Капота-врити — это другое название унча-ври-ти. Капота означает голубь. Барта — это тот, кто занимается сельским хозяйством Он знает Веды, следует ведической культуре, но живет за счет собственного хозяйства. Санчая — это ЛОТОС БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ тот, кто живет за счет совершения жертвоприношений. Брахман есть тот, кто исполняет5 обязанности брахмана. В Кали-югу не все брахманы, являются брахманами, ибо не все они исполняют обязанности брахманов. Итак, санчая-грихастха совершает ритуалы, у него также могут быть ученики, и он живет за счет этих учеников. Именно таково было положение Шукрачарьи. Третий вид грихастх — шалина. Он никогда не просит милостыню. Несмотря на то, что брахман имеет право собирать милостыню, шалина-грихастха никогда не делает этого. Он полагается в своем пропитании на Господа. Поэтому такого грихастху называют шалина. Четвертый тип грихаст-хи — шилончана (шила-унчха). Именно он живет подобно голубю — собирает зерна с поля. Шукрачарья корил себя за то, что не стал жить согласно этому четвертому укладу жизни гри-хастхи, он корил себя за то, что оказался зависимым от своих учеников. Ванапрастхи также четырех видов: (1) вайкханаса, (2) ва-лакхилъя, (3) аудимбара, (4) пхенапа. Вайкханаса-ванапрас-тха питается полувареной пищей. Иными словами он берет созревшие плоды или злаки, но не варит их, не подвергает термической обработке. В этом смысл словосочетания полувареная пища Валакхилья-ванапрастха — это тот, кто живет за счет своих прошлых запасов и не создает новых. Аудумбара-ванапрастха — это тот, кто питается лишь тем, что попадается на его пути. Когда аудумбара просыпается, он идет туда, куда был. направлен его взгляд в момент его пробуждения. Пхена-па-ванапрастха — это тот, кто ест лишь фрукты, которые сами пали с деревьев. И наконец четыре вида санньяси: (1) кутичака, (2) бахуда-ка, (3) хамса и (4) нишкрия. Кутичака — это тот, кто живет со своей семьей, но не имеет привязанности к членам семьи. Кутичака-санньяси живет рядом со своим домом; родственники приносят ему пищу. Бахудака-санньяси оставляет материаль- АБСОЛЮТНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ БОГА ные занятия и посвящает себя трансцендентной деятельности. Он совершает бхакти, но его бхакти смешано с гьяной, стремлением к знанию. Он совершает гъяна-мишра бхакти. Хамса — это санньяси, обладающий совершенным трансцендентным знанием Нишкрия — это санньяси, оставивший все виды деятельности. Онпарамахамса, находящийся в совершенной зависимости от Кришны, двадцать четыре часа в сутки он занят служением Бхагавану. Он всецело отдает себя бхаджану и живет в уединенном месте.
|