Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выбросите Веды
Прабхупада пришел, чтобы дать вам Кришну. Следуя сиддханте, он думал: «Надо как-то привлечь людей к Кришне». В этом была его цель. Он отправился на Запад, в страны млеччхов и яванов, и дал им Кришну. Прабхупада размышлял: «Как они смогут понять сознание Кришны? Как они смогут понять священные писания?» Господь или Его представитель приходят в мир, чтобы установить в нем авторитет Вед. Будда был воплощением Господа Вишну. Почему же он сказал людям: «Выбросите Веды»? Вишну — это источник Вед. Как же Вишну мог сказать это? Чем занимались люди? Они убивали животных под видом совершения ведических жертвоприношений. Когда Господь увидел это, Его сердце переполнило сострадание, садайа-хридайа даршита-пашу-гхатам. Он хотел остановить их: «Прекратите убивать!» Но они отвечали: «Это же предписано в Ведах. Почему ты нас останавливаешь?» Тогда Господь в образе Будды сказал им: «Выбросите Веды». Почему же он так сказал? Потому что, не прекратив убивать, люди не смогли бы возвыситься до уровня саттвы, добродетели. Они находились в гунах невежества и страсти, и не могли понять Веды. Поэтому он так сделал. Указание Будды не есть сиддхан-та. Буддисты заключили: «Будда говорил, что можно выбросить Веды» и стали настиками, атеистами. Но Веды не могут исчезнуть. Веды исходят от Господа — апаурушейа, и их было необ- ОБЩЕСТВО БЕЗ ЗАВИСТИ ходимо восстановить. Поэтому Верховный Господь Нараяна приказал могущественному Господу Шиве: «О Махадев, иди и восстанови авторитет Вед. Только не раскрывай истину обо Мне». И что же сделал Шива? Шива восстановил гауну, второстепенную часть Вед — карма-канду и джнана-канду. Это сделал Шива о образе брахмана Шанкарачарьи. Мудрый совет благочестивой женщины Шрила Гоур Говинда Свами Махараджа рассказывал эту' историю из «Нрисимха-пураны», иллюстрирующую негатив- 1 ное влияние гордости и силу благочестия женщины. Жил на земле праведный брахман по имени Кашьяпа. Он изучил все священные писания и мог их грамотно объяснять. Ежедневно он погружался в поклонение Господу Нрисимхе и; совершение ягьи. Каждое утро и каждый вечер он совершал подношение жертвенному огню. Он принимал гостей и служил другим брахманам. Жену Кашьяпы звали Савитри. Она была женщиной возвышенного склада ума; ее почитали за ее благородные качества характера и она всегда прилежно служила своему супругу. Благодаря своему целомудрию и преданности Савитри могла ви-5 деть и ощущать то, что недоступно чувствам других людей. Великий брахмачари В провинции Кошала жил брахман по имени Яджнашар-ман. У него была верная и праведная жена по имени Рохини." Характер Рохини и ее целомудрие- были безупречны. Спустя какое-то время после их женитьбы Рохини родила сына. Как? это предписано в Ведах Яджнашарман провел все необходимые очистительные церемонии, связанные с рождением сына.: 3 Мальчика назвали Девашарман. Когда ребенку исполнилось! МУДРЫЙ СОВЕТ БЛАГОРОДНОЙ ЖЕНЩИНЫ восемь лет, отец провел обряд вручения ему священной нити брахмана (упавита-самкара) и начал обучать его Ведам. Когда Девашарман закончил изучение Вед, отец неожиданно умер. Скоропостижная смерть Яджнашармана оказалась тяжелым ударом для сына и матери. Девашарман провел погребальные обряды в согласии с наставлениями святых людей и священных писаний. После этого он отправился в странствие по святым местам. Вскоре слава Девашармана как великого брахмачари разнеслась повсюду. Девашарман не имел постоянного места жительства и перемешался из одного селения в другое. Он жил за счет милостыни, всегда повторял ведические мантры и проводил жертвоприношения. Тем временем Рохи-ни, чей муж умер, а единственный сын вел образ жизни аскета, влачила жалкое существование: ей не на что было жить и о ней некому было позаботиться. Однажды в ходе своих путешествий Девашарма пришел на берег одной реки и принял в ней омовение. Расстелив на земле мокрую накидку, чтобы она просохла, он сел и погрузился в медитацию. В это самое мгновенье подлетела ворона и вместе с ней цапля; схватив накидку Девашармы, они взмыли вверх. Увидев это, Девашарма разгневался и с яростью в голосе проклял несчастных птиц. Птицы бросили накидку и опорожнились на нее. Девашарма разгневался еще больше, и птицы в то же мгновенье превратились в горсть пепла. Когда Девашарма увидел, какой силой обладают его слова, он возгордился, решив, что во всем мире нет человека, равного ему в могуществе, обретаемом силой аскезы. Лелея в душе подобные сладкие мысли, Девашарма покинул берег реки и отправился в близлежащую деревню просить милостыню. Случилось так, что он пришел как раз в тот дом, где жили брахман Кашьяпа и его праведная супруга Савитри. Девашарман подошел к двери и, постучавшись, спросил о милостыни. Однако, в это время Савитри служила своему супругу, ЛОТОС БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ накрывая на стол. Хотя Савитри увидела странника у дверей дома, она не могла оставить своего мужа. После того, как брахман Кашьяпа поел, Савитри омыла теплой водой его стопы и только после этого вышла из дома, чтобы подать милостыню Девашарме. Девашарма, которого заставили ждать так долго, был вне себя от ярости. Он красными от гнева глазами смотрел на Савитри и был готов вот-вот проклясть ее. Видя такое поведение брахмачари, Савитри, улыбнувшись, сказала ему: «О гневливый мудрец! Я не ворона и не цапля, что упали замертво на берегу реки в результате твоего проклятья. Если ты хочешь, чтобы я дала тебе милостыню, веди себя достойно». С этими словами Савитри протянула Девашарме милостыню и Давашарма, сдержав гнев, молча покинул это место. Возвращаясь на берег реки, он размышлял о том, каким образом благочестивая женщина узнала о гибели двух птиц. Оставив горшок для милостыни на берегу реки, Девашарма вернулся в деревню. В это время Кашьяпа, муж Савитри, ушел из дома и она поела. Подойдя к дому Савитри, брахмачари обратился к ней: «О, благословленная женщина, скажи мне, каким образом ты смогла обрести силу, позволяющую получать знание, недоступное чувствам?» Дальновидный совет Праведная и преданная женщина Савитри ответила: «О, брахман, мистическая сила, которой я обладаю, пришла ко мне благодаря внимательному и последовательному соблюдению обязанностей верной жены. Служение мужу является религиозной обязанностью женщины. О, благородный брахман, всю свою жизнь я строго следовала этому обету. По правде говоря, помимо этого я не знаю больше ничего. Я обрела особую мис-; ; тическую силу лишь по одной причине: день и ночь без всякого { отдыха я служила своему супругу, с любовью и нежностью за- мудрый совет благородной женщины ботилась о нем. Дорогой брахман, если ты того желаешь, я расскажу тебе нечто особенное. Слушай меня внимательно. Твой отец был брахманом, который жил за счет милостыни. Он обучил тебя Ведам. Когда твой отец умер, ты провел необходимые погребальные обряды. После этого, оставив свою пожилую овдовевшую мать, ты пришел сюда. Ты ходишь и собираешь милостыню, думая лишь о своем пропитании, в то время как твоя мать живет одна без всяких средств к существованию. Разве ты не знаешь о том, что она выносила тебя в своем лоне? Потом, когда ты появился на свет, она заботилась о тебе и воспитывала тебя. Разве ты не знаешь об этом? Когда ты был маленьким и несмышленым, она мыла тебя, после того, как ты опорожнялся и мочился. Разве ты не знаешь об этом? Забыв о своей матери, ты живешь в лесу и совершаешь аскезы. О, брахман, как тебе не стыдно?! И что ты намереваешься обрести в результате всех своих аскез?! Ты пренебрег своей матерью и оттого из твоего рта исходит дурной запах. Знай: вся сила, которой ты обладаешь, пришла к тебе лишь благодаря самскарам (благоприятным ритуалам), совершенным для тебя твоим отцом О, злой грешник, совсем недавно без всякой на то причины ты силой своего проклятия сжег двух невинных птиц. В результате этого поступка все последствия твоих религиозных действий — аскез, посещений святых мест, омовений в святых реках, медитации и жертвоприношений, — утратили силу. О, брахман, тот, кто позволяет своей матери жить в нищете, проживает свою жизнь напрасно, исчерпывая запас своего прошлого благочестия; но тот, кто относится к своей матери со всем почтением, и кто всегда защищает и бережет ее, обретет благие плоды как в этой, так и в следующей жизни. О, брахман, немедленно отправляйся к своей матери и спаси ее жизнь. Защитив ее, ты совершишь самую высшую из аскез. Оставь гнев, ибо он разрушает все плоды твоей праведной ЛОТОС БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ деятельности. Помимо этого ты должен искупить грех убийства двух птиц. О, брахмачари, если ты хочешь обрести счастье, последуй моему совету». Произнеся такие слова, Савитри замолчала. Девашарман сказал: «О госпожа, пожалуйста прости меня за то, что я с гневом посмотрел на тебя. О праведная жена брахмана, каковы будут мои обязанности после того, как я исполню свой долг перед матерью? Что я должен буду делать для того, чтобы достичь цели человеческой жизни?» Триданди-санньяса Праведная Савитри ответила брахману. «Послушай меня, о достойный брахмачари, я расскажу тебе о том, что ты должен будешь делать для обретения высшего блага. Живи рядом со своей матерью и поддерживай ее за счет милостыни, которую будешь собирать. Одновременно с этим совершай обряды для искупления греха убийства двух неповинных птиц. В стране Кошала живет достойная девушка, рожденная в семье брахмана. Она должна стать твоей женой. Когда ты вернешься домой, ее отец встретится с тобой и предложит тебе ее руку. Прими его предложение. Эта девушка родит тебе сына, который продолжит твой род». После этого Савитри сказала брахману. пунар-мритайам бхарйайам бхавита твам тридандаках са йатй ашрама дхармена йатхоктйануштхитена ча нарасимха-прасадена вайшнавам падапапшйаси «По прошествию некоторого времени, твоя жена оставит мир; когда это произойдет, прими триданди-саннъясу. Если ты станешь должным образом следовать обетам санньяса-дхар-мы, по милости Господа Нрисимхадевы ты быстро достигнешь обители Бхагавана Вишну». мудрый совет благородной женщины Я поведала тебе об этом, поскольку ты меня попросил. Если ты веришь моим словам, тогда последуй моему совету; если же ты не имеешь веры в мои слова, тогда поступай так, как тебе угодно». Брахман Девашарман сказал: «О праведная женщина, я обязательно исполню твое указание: я вернусь к своей матери и сделаю все остальное, о чем ты мне рассказала». Произнеся такие слова, Девашарман отправился домой. В отчем доме, свободный от гнева и иллюзии, он посвятил себя заботам о матери. Вскоре он женился, и жена родила ему сына. Когда жена покинула мир, Девашарман стал странствующим монахом-отшельником. Он обрел равное видение и не различал более между булыжником, драгоценными камнями и золотом. Прошло совсем немного времени и, обретя милость Господа Нрисимхадевы, он вознесся в духовный мир. Кто-то может спросить: почему брахмачари, посвятивший себя духовной аскезе, должен был вернуться домой и служить своей матери? Разве человек, строго следующий религиозным обетам, не освобождается от всех своих материальных обязательств? Разве не об этом говорит «Шримад-Бхагаватам» (11.5.41): деварши-бхутапта-нринш питринам на кинкаро найам рини ча раджан сарватмана йах шаранам шаранйам гато мукундам парихритйа картам «Тот, кто укрылся под сенью лотосных стоп Мукунды, дарующего освобождение, кто оставил все мирские обязанности и с непоколебимой решимостью следует по пути преданного служения, освобождается от всех долгов перед полубогами, мудрецами, обычными живыми существами, членами своей семьи, всем человечеством и предками». ЛОТОС БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ Следует ясно понять, что данное указание «Шримад-Бхага-ватам» предназначено лишь для тех людей, кто всецело предался Господу. Хотя могло показаться, что брахмачари Дева-шарман ведет чистый и религиозный образ жизни, его поведение все еще оставалось на материальном уровне: посредством своих асКез, отречения и посещения святых мест, он хотел обрести материальное благочестие; уйдя из дома, он не преследовал цели достижения Верховного Господа, не искал общения с трансценденталистами и не стремился найти прибежище у истинного духовного учителя. Несмотря на то, что брахмачари считал себя свободным от всех обязательств, связанных с материальным миром, все его действия не были духовными, и он продолжал оставаться на материальной платформе. Именно поэтому он не должен был оставлять свои материальные обязанности, таких, как, например, забота о матери. Говоря точным языком определений, Девашарман имел веру (шраддху) в мирскую благочестивую деятельность (карму). Это называется карма-адхикара. Однако он еще не обладал верой в путь чистого преданного служения (гиуддха-бхак-ти). То есть у него не было бхакти-адхикары. Если человек, обладающий карма-адхикарой, оставляет обязанности Варнаш-рама-дхармы, он навлекает на себя последствия греха. Именно по этой причине благочестивая женщина Савитри, обладающая даром ясновидения, посоветовала брахмачари Девашар-ману вернуться домой. В «Шримад-Бхагаватам» (11.20.9) Господь Кришна говорит Уддхаве: тават карманы курвита на нирвидйета йавата мат-катха-шраванадау ва шраддха йаван на джайате «До тех пор, пока человек не избавился от стремления к материальной деятельности и материальным наслаждениям, пока он не обрел веру в путь чистого преданного служения Гос- МУДРЫЙ СОВЕТ БЛАГОРОДНОЙ ЖЕНЩИНЫ поду Кришне, начинающийся со слушания о Нем и прославления Его имен, игр и качеств, он должен прилежно исполнять все предписания кармы (благочестивой религиозной деятельности) в рамках Варнашрама-дхармы». В следующей главе Одиннадцатой Песни «Шримад-Бхага-ватам» (11.21.2) сказано: све све 'дхикаре йа ништха са гунах парикиртитах випарйайас ту дошах сйад убхайор эша нишчайах «Праведен тот человек, который исполняет обязанности, соответствующие его квалификации (адхикара). Тот же, кто берется за исполнение обязанностей, не соответствующих его адхикаре, повинен в грехе». О том же самом говорит «Бхагавад-гита» (18.47): шрейан сва-дхармо вигунах пара-дхармат св-ануштхитат свабхава-нийатам карма курван напноти килбишам «Лучше человеку исполнять свои обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем безукоризненно исполнять чужие. Выполняя предписанные обязанности, отвечающие его природе, человек никогда не навлекает на себя греха». Когда Девашарман, поняв свою ошибку, стал действовать согласно принципам Варнашрама-дхармы, он постепенно развил в себе истинное отречение. Он принял санньясу и в конце своей праведной и гармонично выстроенной жизни достиг духовной обители Господа. Таков путь к совершенству. Гарбходхана-самскара* демона Хираньякашипу** Однажды царь демонов Хираньякашипу решил отправиться в лес, чтобы совершать аскезы. Как только он принял это решение, множество неблагоприятных знамений возвестило о том, что его ждет неудача: прогремел гром в небе, во многих частях света начались землетрясения, ураганы и тайфуны, сами собой загорались леса... Однако уверенный в себе демон не обратил никакого внимания на все эти явления природы. Опьяненный гордостью, самодовольный и тщеславный он твердым шагом направился к горе Кайлас. Там, на одной из вершин, прилегающих к главному пику, он сел и погрузился в аскезы. Его целью было обретение демонических благословений. Видя * Так называется обряд, проводимый в ведической традиции перед зачатием ребенка с целью рождения благочестивого потомства. ** В своем комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (3.16.35) Шрила Прабху-пада пишет: «...перед зачатием ребенка необходимо успокоить ум и настроить его на мысли о служении Господу. Для этого ведические писание рекомендуют проводить обряд гарбходхана-самкары. Если ум отца возбужден, это плохо отразится на его семени, и живое существо, попавшее в тело, которое породили его отец и мать, будет таким же демоном, как Хираньякша и Хираньякашипу. Таким образом, прежде чем зачинать ребенка, необходимо создать благоприятные условия для зачатия. Это великая наука». В связи с этим объяснением Шрилы Прабхупады кто-то может логично поинтересоваться о том, как же получилось, что у демона Хираньякашипу мог родиться великий вайшнавШри Прахлада Махарадж? Ответ на этот вопрос дал мудрец Маркандея Риши в беседе с царем Сахасраникой. Эта беседа приводится в сорок первой главе «Нри-симха-пураны». Эту историю рассказывал Шрила Гоур Говинда Махарадж. ГАРБХОДХАНА-САМСКАРА какие страшные аскезы совершает Хираньякашипу, Господь Брахма, рожденный на цветке лотоса, забеспокоился. Он стал напряженно думать о том, как отвлечь демона от его аскез. В это самое время ко двору Брахмы прибыл святой мудрец На-рада-риши. Видя своего отца Брахму, пребывающим в глубокой печали, Нарада сказал: «О дорогой отец! Ты преданный Нараяны! Почему же ты грустишь? Тот, кто медитирует на ло-тосные стопы Говинды, никогда и ничего не боится. Но я знаю в чем причина твоих волнений: ты — хранитель вселенной, и тебя беспокоит всевозрастающая мощь демона Хираньякашипу, который благодаря обретенным силам грозится захватить власть во вселенной. Дорогой отец, пусть тебя это больше не тревожит. Я сделаю так, что демон прекратит свои аскезы. Господь Вишну будет руководить моими действиями, и я обязательно добьюсь успеха». Сказав так, Нарада склонился перед Брахмой и в сопровождении своего друга Парваты Муни, погруженный в мысли о Господе, отправился к горе Кайлас. Два воробья Нарада и Парвата Муни, зная волю Верховного Господа, приняли образы двух воробьев и полетели к горе Кайлас, туда, где предавался аскезам демон Хираньякашипу. Усевшись на ветку дерева, они стали сладкими птичьими голосами петь священную мантру, состоящую из восьми слогов: ом намо нарай-анайа, ом намо нарайанайа, ом намо нарайанайа... Когда Хираньякашипу, погруженный в медитацию, услышал голоса «птиц», воспевающих славу его смертельного врага Вишну, его сосредоточение и медитация оказались прерванными: он пришел в ярость и, схватив лук и стрелы, нацелился в птиц, желая убить их. Но пока он целился, «птицы» слетели с дерева и скрылись из виду. Испытывая досаду, Хираньякашипу не мог более продолжать свои аскетические занятия и, оставив место медитации, вернулся в столицу своего царства. лотос божественной любви Каядху Там во дворце Хираньякашипу встретил свою прекрасную жену, которую звали Каядху. Это было время, когда только что закончился ее месячный период, и она приняла омовение. Удивленная Каядху спросила мужа: «Мой дорогой супруг, уходя из дома, ты сказал мне, что будешь совершать аскезы в течение десяти тысяч лет. О мой господин, почему же теперь ты оставил свои аскезы и вернулся домой? Поверь, я спрашиваю тебя об этом только из моей любви к тебе». Хираньякашипу отвечал: «О моя прекрасная жена, выслушай меня. Я расскажу тебе о том, почему я решил оставить аскезы и медитацию. Со мной произошло неприятное событие, которое вывело меня из себя, что без сомнения, доставило радость моим врагам — богам. Я совершал аскезы на вершине одной из гор у подножия Кайласа. Все шло самым замечательным образом. Но в один момент, рядом с местом моей медитации на ветке дерева появились две птицы и стали петь мантру, ом намо нарайанайа, ом намо нарайанайа, ом намо нарайанайа... О моя дорогая супруга, едва эти звуки коснулись моего слуха, я потерял душевный покой. Схватив лук и стрелы, я приготовился убить птиц, но они, разгадав мои намерения, улетели. После этого я не мог больше сосредоточивать свой ум на совершении аскез; решив, что в это время судьба не благосклонна ко мне, я вернулся к своим обыденным делам». Прахлада Махарадж Затем Маркандея Риши рассказал о том, как Хираньякашипу, поговорив со своей женой Каядху, вступил с ней в интимную связь. Именно в этот момент был зачат великий преданный Господа Шри Прахлада Махарадж. Маркандея Риши объяснил царю Сахасранике, что сначала Хираньякашипу услышал мантру, ом намо нарайанайа из уст великого предан- ГАРБХОДХАНА-САМСКАРА ного Шри Нарады Муни, а затем, перед тем, как соединиться со своей женой Каядху, повторил для нее ту же самую мантру. Иными словами, сначала Нарада Муни дал духовное посвящение демону Хираньякашипу, а затем Хираньякашипу дал духовное посвящение своей жене. Вследствие этого на свет появился ребенок, который стал великим преданным Верховного Господа. В комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (3.20.28) Шрила Прабхупада пишет: «Перед зачатием родители должны очистить и одухотворить свой возбужденный ум. Если в момент зачатия ум родителей занят мыслями о лотосных стопах Господа, у них родится благочестивый ребенок, который впоследствии станет преданным; когда общество состоит преимущественно из благочестивых людей, демонический образ мыслей перестает быть для него постоянным источником бед и несчастий». В том, как Хираньякашипу повторял мантру, не было преданности, его воспевание также не было обращено к Богу. Более того, он произнес святое имя Господа с пренебрежением. Поэтому его воспевание относится к категории намабхасы* Существует четыре вида намабхасы. Намабхаса, которую произнес Хираньякашипу, называется хелана. *[хелана (хела) означает «между делом», «с пренебрежением» или «без должного почтения». Три другие разновидности намабхасы. это: сан-кета (произнесение святого имени, имея ввиду что-то иное), парихаса (в шутку) и стобха (с ненавистью).] Сила святого имени столь велика, что даже несмотря на то, что Хираньякашипу повторил имя Нараяны без должного почтения к Нему, святое имя очистило его ум, в результате чего от семени демо- * намабхаса — буквально «тень или отражение святого имени». Произнесение святого имени Бога может быть трех видов: намапарадха (оскорбительное произнесение), намабхаса и шуддха-нам (чистое святое имя). Каждая из этих стадий произнесения имени Бога несет свои плоды, но только шуддха-нам дарует живому существу высшее благословение — кришна-прему, чистую любовь к Богу. лотос божественной любви на родился чистый преданный. Святое имя так могущественно, что даже повторение его на уровне намабхасы дарует безграничное благо. Об этом говорится в «Шри Чайтанья-чаритам-рите» (Антья-лила, 3.186): мукти тучха-пхала хайа нсшабхаса хайте «Освобождение — это незначительный результат повторения святого имени». Однако не следует пытаться подражать Хираньякашипу, то есть, не стоит думать, что мы можем без ограничений заниматься сексом, а в момент зачатия достаточно будет произнести святое имя, чтобы обеспечить рождение сына, такого, как Прах-лада Махарадж. Искренний домохозяин вступает в интимную близость с женой лишь согласно регулирующим принципам, о которых он узнал от своего духовного учителя. Если человек пренебрегает наставлениями духовного учителя, тогда его повторение харинамы будет не намабхасой, но нама-апарадхой, то есть, оскорбительным повторением. Такое оскорбление называется гурор-авагья, или пренебрежение указанием духовного учителя. Притча о синем шакале* Вопрос: Должны ли мы выражать почтение духовным братьям нашего гуру наравне с нашим гуру? Ответ: Мы будем почитать духовных братьев нашего гуру так же, как мы почитаем нашего гуру. Однако Хануман сказал: «Рама занял мое сердце». шри-натхе джанаки-натхе чабхедах параматманих татхапи мама сарвасвам рамах камала-лочанах
|