Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разбирая Имя Кришны
В «Удьога-парве» «Махабхараты» имя Кришны разбирается следующим образом: кришир бху-вачаках шабхо наш на нирвритти-вачаках тайор аикйам парам брахма Кришна итй абхидхийате «Кришна» — это «криш» плюс «на». Криш — это санскритский глагольный корень, указывающий на способность привлекать. На означает ананда, наслаждение. Таким образом, «Кришна» — это объединенные в одно привлекательность и блаженство. Но можем ли мы ощутить Имя, просто выучив определения? Можете ли вы ощутить сладостный вкус имени Кришны? Нет, потому что вы больны желтухой. Желтуха возникает при разлитии желчи, питта. Больной желтухой не может ощутить вкус сахара. Сахар обладает естественной сладостью, но больному желтухой он кажется горьким. На самом деле в сахаре нет горечи, горечь ощущается лишь вследствие болезни. Точно так же и в отношении имени Кришны: ВРАДЖА-ПРИЕМА В «БХАГАВАД-ГИТЕ» кришир бху-вачаках шабхо наш ча нирвритти-вачаках тайор аикйам парам брахма Кришна итй абхидхийате В личности Кришны соединяются воедино привлекательность и ананда, наслаждение. Его облик необычайно сладостен. Шйама три-бханга-лалитам, трижды изгибающийся облик Шьямасундары необычайно прекрасен. Красота Кришны затмевает красоту миллионов Купидонов. Кришну называют лила-пурушоттама, ибо Он являет всевозможные яйлы, В Своей сварупе Он пришел на Землю 5000 лет назад. Под конец Своего пребывания, во время курукшетра-лилы, Он даровал послание, известное как «Бхагавад-Гита». Кришна произнес Гиту Арджуне, и через него — всему человечеству. Не следует думать, что «Бхагавад-Гита» предназначалась лишь для Арджуны. Такой подход называется шакха-чандра-нъяя. Нъяя — это «логика», шакха означает «вепса», а чандра означает «луна». Что делает мать, когда ребенок плачет? Она говорит ему: «Посмотри-ка на небо, там луна, такая красивая серебряная тарелочка! Хочешь поиграть с ней?» Ребенок отвечает: «Мама, я не вижу, где она?» «Разве ты не видишь, вон она, в небе!» Ребенок не может увидеть луну, потому что ее загораживает большая ветка «Мама, где же она, я не вижу!» «Посмотри на ту большую ветку — луна там, за ней». Указывая на ветку, мать направляет взгляд сына на луну. Точно так же, указывая на Арджуну, то есть, обращаясь к нему, Кришна дает указания всему человечеству. Так; действует логика шакха-чандра-нъяя. Предназначение наших глаз — взирать на прекрасный лик Кришны Кришна отнюдь не прост. Шйамам три-бханга-лалитам. Он Шьямасундара, Его красота затмевает красоту миллионов Купидонов. Он Мадана-Мохана, Тот, кто очаровывает самого лотос божественной любви бога любви. Человек, которому выпала редкая удача быть очарованным Кришной, уже никогда не бросит взгляд на Купидона. Да и зачем тому, кто очарован Кришной, привлекаться кем-либо еще? Цель человеческой жизни — осознать Кришну, узреть Его всепривлекающий облик Шьямасундары. И если наши глаза станут способны узреть красоту Кришны, которая затмевает красоту миллионов Купидонов, то разве нам захочется разглядывать уродливую ведьму-жацу? Иными словами тот, кто обрел удачу, и привлекся Кришной, Шьямасундарой, никогда не будет привлечен Купидоном. Это наивысший предел: такого человека больше ничто не будет связывать с материальным миром! Но где найти того, кто способен ни на день, ни на миг не терять из поля зрения Кришны, кто способен повсюду видеть Его? Кришна велит: «Узри Меня! Узри Меня! У тебя есть глаза, так узри же Меня! Тогда они воистину принесут тебе пользу!» Зачем нам глаза, если не для этого? Разве нам даны глаза для того, чтобы смотреть на уродливую ведьму-л*аиу? Что в ней красивого? Кришна — единственный желанный друг и доброжелатель всех живых существ, сухридам сарва-бхутанам: бхоктарам йаджна-тапасам сарва-лока-махешварам сухридам сарва-бхутанам джнатва мам шантим риччхати «Бхагавад-гита» 5.29 В последней шлоке пятой главы Кришна говорит: «Тот, кто постиг Меня как друга и доброжелателя всего живого, тот обретет покой». Каждый хочет покоя, но где же этот покой? Ради покоя и мира люди прилагают неимоверные усилия, разрабатывают план за планом, проект за проектом, учреждают множество организаций, но все впустую. Почему? Потому что, толь- ВРАДЖА-ПРИЕМА В «БХАГАВАД-ГИТЕ» ко следуя наставлению Кришны, можно обрести истинный покой. Покой обретает лишь тот, кто осознал, что Кришна единственный Наслаждающийся, бхоктарам йаджна-тапасам. Джива не может наслаждаться отдельно от Кришны. Сарва-лока-махешварам — Кришна — повелитель духовной и материальной обители. Сухридам сарва-бхутанам — «Я — единственный благодетель всех живых существ», и тот, кто не знает об этом, не сможет обрести покой». Иными словами, можно сказать, что покой обретает тот, кто установил любовные взаимоотношения с Кришной. Но если наша любовь отдана не Кришне, а майе, материальному миру и телесным связям, как мы сможем обрести покой? Кришна олицетворяет Абсолютный, высочайший покой, шанти парайана. Кришна вечен. Где вечность, там и покой; но там, где бренное, временное, материальное, там нет покоя. Поэтому Кришна произносит эти слова, и тот, кто поймет их, обретет покой. Сокровенное, более сокровенное и самое сокровенное наставление Кришны Кришна учит нас, ибо Он наш единственный друг и доброжелатель. Через Арджуну Он дарует всему человечеству Свое послание, «Бхагавад-гиту». Он дает сокровенные, более сокровенные и самые сокровенные наставления. К самым сокровенным наставлениям Кришны относятся такие Его слова: ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру и сарва-дхарман паритйаджйа мам экам таранам враджа. «Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным и Моим слугой, совершай служение Мне». Кришна говорит так, потому что Он севйа-васту, Принимающий служение, а все остальные — Его слуги, севаки. Экале имвара кришна, ара саба бхритйа («Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.142), «Служение адресовано лишь Верховной Личности Господа Кришне, Парамешваре. Все ос- лотос божественной любви тальные — Его слуги, бхритйа». Поэтому Кришна и говорит мад-бхакто: «Стань Моим преданным и займись служением Мне». Но стали ли мы слугами Кришны? Негг, майара напхора хайа чира дина буле, «Обусловленная джива с незапамятных времен блуждает по материальному миру, и служит майе вместо служения Кришне». Напхор означает «слуга». Мы так и не стали слугами Кришны. Господь, наш доброжелатель, напоминает нам: «Стань Моим слугой!», потому что служить следует лишь Ему, все же прочие сами являются слугами. Ман-мана бхава мад-бхахто мад-йаджи, «Поклоняйся Мне». Кришна — Единственный, кому следует поклоняться. Мам намаскуру, «Падай ниц передо Мной, и ты достигнешь Меня». Цель жизни состоит в том, чтобы достичь " \ лотосных стоп Кришны, осознать Кришну и обрести Его. сарва-дхарман паритйаджйа мам эком шарапам враджа, «Отбрось все разновидности дхармы., все занятия и просто предайся Мне». Таково последнее наставление Кришны. Но так ли просто на самом деле отбросить все виды дхармы и предаться Кришне? На словах это нетрудно. Мы постоянно повторяем их, проповедуя другим: «Эй вы, Кришна сказал в «Бхагавад-Гите», что следует отбросить все виды дхармы и просто предаться Ему!» Все кругом только и говорят об этом. Но предались ли мы на самом деле или лишь сотрясаем воздух? Разве будет какой-либо от этого прок, если все это останется словами? Можно тысячу жизней повторять этихлова, но наша проповедь не принесет пользы ни нам, ни другим. Каким же образом предаться? Ман-мана-бхава, Кришна говорит: «Непрестанно думай обо Мне, день и ночь. Пусть твой ум будет непрестанно заполнен лишь Мной. Не думай больше ни о чем. Выброси все другие мысли из головы!» Как же этого достичь? Разве это легко? Думаем ли мы о Кришне? Сута мита раманирачинта, ум погружен в мысли о жене, сыновьях, до- * черях и так называемых друзьях. Думает ли этот бестолковый ум о Кришне? Нет. Но почему, почему мы думаем не о Кришне, почему мы предпочитаем думать о жене, детях или друзьях? Пото- ВРАДЖА-ПРИЕМА В «БХАГАВАД-ГИТЕ» му что по отношению к ним, по отношению к тем, с кем нас связывают телесные узы, мы испытываем любовь и нежную привязанность. Другими словами, мы возводим наше тело и телесные отношения на высоту любви. Но по отношению к Кришне мы не поднимаемся до любви. Не испытывая любви невозможно все время думать о Кришне, ман-мана бхава, невозможно обрести преданность, потому что основа всему — любовь. Шаранагати, самопредание, тоже основывается на чувстве любви.. Глубинное значение слова «враджа» Сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа. Здесь особое значение имеет последнее слово. В «Бхагавад-Гите» в переводе Шрилы Прабхупады дается пословный перевод стихов. Как он переводит слово враджа?. «Иди» или «предайся». Здесь многое сокрыто. Ачарьи говорят, что слово враджа означает также враджа-према, божественная любовь жителей Врад-жа-бхуми, Вриндаваны, обители Кришны. Кришна говорит о такой преме, без которой нет смысла говорить об истинном или полном самопредании. Если нет враджа-премы, наше так называемое самопредание — притворное, неполное и обусловленное, ненастоящее и не окончательное. Кришна сказал об этом, но лишь в теории. Завершив земные хилы, Он вернулся в Свою Обитель Голока Вриндавану. Там Господь подумал: «Я дал сокровенные, более сокровенные и самые сокровенные наставления Арджуне и через него всему человечеству. Но многие ли смогут постичь их смысл?» Их не так-то просто понять, ибо требуется понимание сути, таттвых джанма карма ча ме дивъям эвам йо ветти таттватах тйактва дехам пунар джанма найти мам эти со'рджуна «Бхагавад-гита», 4.9 лотос божественной любви Вновь и вновь Кришна повторяет: «Мое явление, Мои деяния и хилы нематериальны..Они божественны, и тот, кто постиг это, постиг таттву, суть, и он, покидая тело, вернется ко Мне. Ему не придется рождаться вновь, пунар джанма найти». Это означает, что вы больше не падете в материальный мир. Почему вы должны упасть, ведь Кришна ясно говорит, что тот, кто пришел к Кришне, кто осознал кришна-таттву, тот больше не родится. Рождение и смерть есть только в материальном мире, но в вечной духовной обители об этом не может быть и речи. Таким образом, цель человеческой жизни заключается в том, чтобы постичь кришна-таттву. на ту мам абхиджананти таттвенатас чйаванти те
|