![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Према-бхакти-чандрика», 29
«Не существует разницы между Шри-натхом (Господом Вишну, супругом богини Удачи) и Джанаки-натхом (Рамой, супругом Ситы); Они оба неотличны от Сверхдуши, Верховной Личности Бога. Тем не менее, лотосоокий Рама — Бог моего сердца. У меня нет иного богатства, кроме Него». Мы не должны отклоняться от своего гуру. Это и есть беспримесная преданность. Не предавайте значения разнице, которая может проявляться в некоторых аспектах поведения или взглядах вашего гуру и его духовных братьев. Это не должно нас беспокоить. Наше умонастроение должно быть таким: «Я следую указаниям моего гуру. Я не ученик духовного брата моего гуру». * Беседа с Шрилой Гоур Говиндой Свами, состоявшаяся в доме Шрипад Харивиласа Прабху. Париж, 1987 год. ЛОТОС БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ Вопрос: Что мы должны делать, когда видим, что какой-либо старший вайшнав нуждается в исправлении? Ответ: Кешава Бхарати был духовным братом Ишвары Пури, а тот, в свою очередь, был духовным учителем Шри Чай-таньи Махапрабху. Тем не менее, однажды Шриман Махап-рабху указал на ошибку Кешавы Бхарати. Но мы не должны подражать Чайтанье Махапрабху. Он — Верховная Личность Бога, а мы — обычные дживъи Нам не стоит пытаться исправить тех, кто занимает более высокое положение, чем мы. Если мы будем смиренны, Шриман Махапрабху даст нам необходимый разум. тешам сатата-йуктанам бхаджатам прити-пурвакам дадами буддхи-йогам там йена мам упайанти те «Бхагавад-гита», 10.10 «Тем, кто постоянно с любовью служит Мне, Я даю разум, с помощью которого они смогут прийти ко Мне». Кришна говорит: «Я дам тебе разум». Поэтому если вы истинный последователь Шри Чайтаньи Махапрабху, Он даст вам разум, Он даст вам необходимое понимание, на основании которого вы сможете действовать так, чтобы старший вайшнав, в котором вы видите недостатки, исправился. Вам нет необходимости пытаться исправить его самим. Даже не стоит допускать эту мысль в свой ум. Наше настроение должно быть тринад апи су-ничена тарор ива сахищнуна*. Вопрос: Как вы сами поправляете своего духовного брата, если видите, что он ведет себя неправильно? Ответ: Мы находимся в дружеских отношениях с моими духовными братьями. Поэтому в случае необходимости я могу * «Шри Шикшаштака», 3. ПРИТЧА О СИНЕМ ШАКАЛЕ поговорить с любым из них по-дружески. Иногда мы шутим друг с другом. Если я знаю, что не обижу его, я могу сказать ему что-то, что поможет ему, но сделаю это в соответствующее время и в соответствующем месте. Так должен всегда поступать разумный человек. Махапрабху сказал: прани-матре мано-вакйе удвега неа диба «Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.120 «Ни словами, ни мысленно преданный не должен причинять боль другим живым существам, насколько незначительны они бы ни были». Никогда не говорите и не ведите себя таким образом, чтобы доставить боль или неудобство другим. Не беспокойте других без необходимости. Так должен вести себя настоящий преданный. айсман нодвиджате локо локан нодвиджате ча йах харшамарша-бхайодвегаир мукто йах са ча ме прийах «Бхагавад-гита», 12.15 «Тот, кто никому не причиняет беспокойств и сам всегда остается спокойным, кто невозмутим и в радости и в горе, кто не ведает страха и тревог, — очень дорог Мне». Кришна говорит: «Тот, кто не выходит из себя ни при каких обстоятельствах, очень дорог Мне. Даже если кто-то беспокоит его, он не отвечает ему той же монетой и не приходит в беспокойство. Он равно (сама) относится как к благоприятным (харша), так и к неблагоприятным (амарша) обстоятельствам. Он не ведает ни страха, ни беспокойств (бхайодвегаих). Такой человек очень и очень дорог Мне». лотос божественной любви Как объяснил Махапрабху, необходимо говорить мягко, и тогда человек, к которому вы обращаетесь, прислушается к вашему замечанию. Он примет во внимание ваши слова и не будет злиться. Своему истинному преданному Шри Чайтанья Махапрабху дает понимание того, как и что говорить. Махапрабху учит Своих; людей тому, как помогать другим людям, не причиняя им боли и не задевая их самолюбия. Никогда не думайте так: «Я исправлю этого человека. Я обучу его тому, как себя вести». Вместо этого нужно думать: «Я самый низкий из людей. Я невежественный глупец, муркха. У меня нет никаких достоинств. Я не в праве учить других». Тот, кто мнит себя великим учителем, обладающим правом руководить другими и поучать других, на самом деле является великим оскорбителем. Это довольно тонкий момент, и я сомневаюсь, что обычные люди смогут его понять. Но человек, который духовного развит, который обрел трансцендентный разум, сможет понять то, о чем я пытаюсь сказать. Вопрос: Мы не можем приблизиться к Кришне без духовного учителя. А как насчет Махапрабху? Можем ли мы приблизиться к Нему? Ответ: До тех пор, пока вы не обретете благословений Духовного учителя, вы не сможете приблизиться к Махапрабху. Кто такой Махапрабху? Это Верховная Личность Бога Он — Кришна. А духовный учитель — это экспансия Нитьянанды Прабху. Вы обретаете милость Нитьянанады через посредство духовного учителя. Вы не можете приблизиться к Господу напрямую. Гуру — это рупануга-дхара, последователь Госвами, Шрилы Рупы и других, он представитель всей ученической преемственности. Вопрос: Кто в праве решать вопрос о том, может ли человек быть духовным учителем или нет? Ответ: Аре баба! * Это решение принимает Сам Кришна. Шри Чайтанья Махапрабху приказал: * Это весьма характерное для индийской разговорной речи восклицание, несущее множество эмоциональных оттенков, таких, как удивление, желание привлечь внимание собеседника, желание донести до собеседника какую-либо очевидную, но не известную ему истину и т.д. ПРИТЧА О СИНЕМ ШАКАЛЕ йре декха, таре каха 'кришна' — упадеша стара аджнайа гуру хана тара' эй деша «Кого бы ты не встретил, рассказывай ему о Кришне. Говори ему: «Брат мой, послушай о том, что сказал Кришна». Не выдумывайте ничего. Учите других тому, чему вас учил Я. По Моему приказу станьте гуру и освободите весь мир». Если вы сделаете это, если вы будете передавать знание, таким, как оно есть, каким его хранит ученическая преемственность, вы станете гуру. Кришна поместит вас на этот пост. Не стремитесь самостоятельно занять положение гуру. Это решение приходит от Кришны, от Шри Чайтаньи Махапрабху. Не думайте, что кто-то еще может принять такое решение. Апра-тихйта — это слово означает «автоматически». Если Кришна хочет этого, если Чайтанья Махапрабху хочет этого, никто не сможет помешать. Имейте веру и терпение. Не нужно впадать в уныние. Не нужно проявлять пессимизма. Будьте оптимистами. Нас это не должно волновать. Те, кто сегодня трубит в свои самодельные трубы, кто бьет в свой самодельный барабан, завтра потеряют все: Кришна покончит с ними. Не беспокойтесь: все в руках Кришны. Имейте терпение и веру в гуру-садху-шастры. Мы находимся в материальном мире, поэтому здесь возможны любые беспокойства. Паде паде выпада — «Опасность подстерегает нас на каждом шагу». Кроме того, сейчас Кали-юга, век ссор и лицемерия. В мир приходит множество нечестных, двуличных людей. Они приходят и заявляют: «Я — гуру. Я — садху. Я великий человек, поэтому все должны поклоняться мне». Самозванец будет бить в барабан, трубить в трубу и подговаривать всех вокруг, убеждая их принять его как гуру. Не обращайте внимания на таких людей, будьте дхира, спокойными. Имейте полную веру в гуру-садху-шастры. Исполняйте свой долг, делайте то, чему вас учит гуру. Учите других сознанию Кришны. Кришна все видит, и это становится оче- лотос божественной любви видным, когда мы рассматриваем историю на продолжительном промежутке времени. Если вам трудно ждать, вспоминайте шастры, вспоминайте слова предыдущих ачарьев. Это наш фундамент. Все, что я говорю, было сказано в шастрах и было сказано ачарьями. Я не говорю от своего имени. Шрила Прабхупада обрел всю милость своего гуру, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, и он обрел всю милость Гауранги Махапрабху. Хотя он не жил в Матхе, он стал ачарьей. Это произошло потому, что он был простосердечен, в нем не было зависти. Вы не можете повесить бирку на человека или поставить на нем штамп, где будет написано «Ачарья». Если кто-то искусственно займет трон ачаръи, придет день, и все увидят, что он никакой не ачарья. Я расскажу вам в этой связи замечательную историю. Один шакал упал в корыто, в котором была разведена синяя краска. Итак шакал стал синим. Придя в лес, синий шакал провозгласил: «Я — царь всех зверей!» Звери послушно кивали: «О, да! Ты выглядишь весьма необычно. Ты должно быть и вправду царь зверей». Они короновали синего шакала и усадили его на трон. Наступил вечер. Взошла луна. Все другие шакалы, как это принято среди шакалов, подняв головы к небу, стали громко и протяжно выть. Тогда и синий шакал, забыв о своем царском положении, присоединился к своим сородичам и завыл: «У-у-у-у-у-у...» Как только это произошло, все поняли: «О, да он самый обычный шакал! Ату его! Никакой он не царь!» Звери набросились на бедного, глупого шакала, и хорошенько его проучили. Так наш герой был разоблачен. Вспоминайте эту и подобные ей истории и не беспокойтесь ни о чем. Все в руках Господа. Когда придет время, Кришна и Шри Чайтанья Махапрабху раскроют все. Имейте терпение. Вопрос: Мы видим, что зависть может проявляться очень тонко. На что же мы можем уповать? ПРИТЧА О СИНЕМ ШАКАЛЕ Ответ: Мы должны иметь твердую веру в гуру-садху-шас-тры. И мы должны совершать служение. Нас ждут беспокойства. Таков материальный мир. Такова природа Кали-юги. Этот век очень неблагоприятен во многих отношениях. Но нужно обладать терпением и решимостью. Вы не должны отклоняться ни при каких обстоятельствах. Молитесь гуру и Господу Чайтанье, — они помогут вам Мы очень слабы, но в наших сердцах — чайтья-гуру. Он дает вдохновение.* Искренней душе, которая стремится к совершенству, Кришна предоставляет все необходимое для этого. Кришна видит: «О, эта душа очень искренняя. Я должен ей помочь». Разве есть что-то невозможное для Кришны?! Что-то может быть невозможным для нас, но для Кришны нет ничего невозможного. Наше дело — постоянно молиться Кришне, Шри Чайтанье Махапрабху и Гуру Махарадже. Мы должны просить их: «Помогите мне!» Тогда к нам придет помощь. Верьте в это. Не отчаивайтесь. Мы должны стремиться получить милость и общение шуддха-вайшнавов, чистых преданных, которые более возвышенны, чем мы. Тогда мы обретем благо. Садху-санга означает общение с теми, кто более продвинут, чем мы. Только такое общение может принести благо. Иначе вы не получите никакой пользы от общения. Иногда нам трудно найти садху-сангу, но для Кришны нет ничего невозможного. Кришна позаботится о вас. Вани, наставления садху, всегда в вашем распоряжении. Когда нет других возможностей, мы должны общаться с садху через его наставления, через книги. Обращайтесь к Кришне с искренними молитвами, тогда однажды вы встретите садху. То, что невозможно для нас, не представляет сложности для Кришны. Мы должны молиться: «Кришна, пожалуйста, помоги мне!» Что такое повторение Харе Кришна? Когда преданный повторяет Харе Кришна, его душа плачет, взывает к Господу с моль- * Именно такой смысл заложен в гаятри-мантре. клим чайтанйайа вид-махе... и других. лотос божественной любви бой: «О Радхарани, шакти* Кришны! О Кришна! Пожалуйста, займите меня в служении Вам! Я падший и бесполезный!» айи нанда-тануджа кинкарам патитам мам вишаме бхавамбудхау крипайа глава пада-панкаджа-стхита-дхули-садришам вичинтайа «Шри Шикшаштака», 5 «О Кришна, я — Твой вечный слуга! Но по той или иной причине я пал в пучину океана невежества. Пожалуйста, пролей на меня Свою милость и сделай меня одной их пылинок у Твоих лотосных стоп». Если вы будете плакать и плакать, повторяя святые имена Господа: харе кришна харе кришна,.., к вам придет общение с садху. Это произойдет неожиданно и самым чудесным образом Вы даже не сможете объяснить, как это случилось. То, что невозможно для нас, возможно для Кришны. Кришна хочет, чтобы мы имели садху-сангу. Ведь это единственное, чего нам недостает. * Энергия или возлюбленная. Квалификация для слушания* Первое и самое важное — это слушание, шраванам. Нужно слушать бхагавата-катху, кришна-катху, и это слушание очистит сердце. Но как мы слушаем? Разве мы слушаем для того, чтобы доставить удовольствие гуру и Кришне? Или же мы слушаем, надеясь сами получить от этого удовольствие? А как насчет того, кто говорит хари-катху, кто совершает хари-кир-тану? Делает ли он это для удовольствия гуру и Гауранги, гуру и Кришны? Или же он сам получает от этого удовольствие? Не стремитесь к собственному удовлетворению, старайтесь доставить удовольствие гуру, Гауранге и Кришне, — тогда автоматически вы будете удовлетворены. Если вы не можете доставить им удовольствие, значит вы не совершаете служение на платформе любви. И тогда вы не получите удовлетворения сами. Вы не получите ничего духовного — только что-то материальное, в следствие чего будете страдать, страдать без конца. йе хи самспарша-джа бхога дукха-йонайа эва те адй-антавантах каунтейа на тешу рамате будках «Бхагавад-гита», 5.22 «Разумный человек сторонится удовольствий, рожденных от соприкосновения материальных чувств с объектами воспри- * Беседа Шрилы Гоур Говинды Махараджа. Из журнала «Шри Кришна-катхамрита», вып. 8, 17 июля 2001 года. лотос божественной любви ятия, ибо такие удовольствия являются причиной страданий. У всех материальных удовольствий, о сын Кунти, есть начало и конец, поэтому мудрец никогда не тешится ими». Истинно образованный ученый, тот, кто познал кришна-таттву, бхагават-таттву, бхаюпи-таттву, никогда не стремится к материальной выгоде. Любое материальное приобретение временно, любое материальное удовольствие преходяще. И в результате материальной деятельности всегда приходят страдания. Садху стремится лишь к обретению вечного блага, его интересует только духовное удовлетворение, то, что приходит из удовлетворения гуру, Гауранги и Кришны. Это первое, что нам необходимо понять в науке бхакти — наше служение (сева) должно быть любовным служением.
|