![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Четыре вида сыновей
Ответ: Оставив планету, гуру не оставляет ученика. Жизнь за жизнью учитель сопровождает ученика Если ученик не достиг совершенства в этой жизни, он встретит своего гуру в следующем рождении. Я не думаю, что мой гуру оставил меня, он продолжает учить меня и заботиться обо мне. Вопрос: Если ништха является платформой, с которой начинается бхакти-адхикара, с какого уровня начинается гьяна-адхикара — с уровня садху-санги или же с уровня бхаджана-крия? ■ Ответ: Гьяни не имеют вкуса к материальному миру. Их интересует только мукти. Мы говорим с вами о бхакти-адхи-каре. Если карма или гъяна приводят вас к бхакти, они становятся бхакти. А иначе они не имеют смысла. Бхакти — это вершина всей деятельности и всего знания. Об этом сказано в «Бхагавад-гите». Гъяна не является вершиной, бхакти, према-бхакти является вершиной. Чистый преданный может казаться невежественным глупцом, но он знает все, потому что он знает Кришну. Тот, кто знает Кришну, знает все. Кришна есть все. Кришна — источник всего. Тот, кто культивирует знание, не связанное с Кришной, подобен человеку, который содержит корову, не приносящую ему молока Шрила Бхактисиддханта Сарасвати однажды сказал: «Человек пытается понять Веды, но не достигает успеха в этом, тогда он берется за панчаратру — и опять его ждет разочарование, затем он пытается понять Пураны, но вновь не может их понять. Тогда он, чей разум развит не лучше разума простого фермера, становится рассказчиком «Бхагаватам». Таково положение так называемых гьяни. Необходимо слушать тех, кто обладает знанием. А те, кто рассказывает «Бхагаватам», должны делать это в соответствии с адхикарой слушателей. Общество без зависти* гунадхикан мудам липсед анукрошсш гунадхаиат майтрим саманад анвиччхен на тапаир абхибхуйате Перевод: Так должен поступать каждый человек: встретив того, кто лучше его, — пусть радуется; встретив того, кто хуже, — пусть будет сострадателен к нему, а встретив равного, — пусть подружится с ним. В этом случае он никогда не будет подвержен тройственным страданиям материального мира. Комментарий Его Божественной Милости Шрилы Прабхупады: Обычно, встречая того, кто превосходит нас в чем-либо, мы завидуем такому человеку, при встрече с тем, кто обладает меньшими знаниями или опытом, насмехаемся над ним, а при встрече с равным, начинаем хвастаться своими достижениями. Такое поведение является причиной всех материальных страданий. Поэтому великий мудрец Нарада говорит, что преданный должен быть безупречным во всех отношениях. Вместо того, чтобы завидовать более знающему человеку, нужно радоваться встрече с ним. Вместо того, чтобы с презрением смотреть на менее знающего, следует Отнестись к нему с со- * Одна из удивительных лекций, прочитанная Его Божественной Милостью Шрилой Гоур Говиндой Махараджем по теме «Шримад-Бхагаватам» (4. 8. 34) в Маяпуре, 23 февраля 1995 за год до его ухода из этого мира. ОБЩЕСТВО БЕЗ ЗАВИСТИ страданием и помочь ему подняться на должный уровень. Встретив же равного, вместо того, чтобы кичиться перед ним своими достижениями, следует смотреть на него как на своего друга. Мы также должны с состраданием относиться к обычным людям, которые мучаются из-за того, что забыли Кришну. Тот, кто придерживается этих важных принципов, сможет обрести счастье в материальном мире. Объяснение Шрилы Гоур Говинды Махараджи: Наряда Муни — совершенный махаджан Это поучения Наряды Муни. Нарада Муни является махад-жаном, и это махаджана-вакъя, слова великой личности. Ма-хаджана йей кахе, се сатйа мани — садху-махаджан говорит истину, сатъю. Махаджано йена гатах са пантхах — махаджан указывает нам путь, и мы должны идти по нему. Мы должны идти по стопам махаджан. Нет необходимости искать какой-то новый путь. Нарада Муни учит Дхруву Махараджу тому, как стать счастливым, как вести себя с другими людьми, как избегать тройственных страданий материального мира, «...при встрече с тем, кто обладает большими знаниями и опытом, нужно радоваться, при встрече с тем, кто обладает меньшими знаниями и опытом, нужно отнестись к нему с состраданием, а встретив равного, нужно подружиться с ним». Так ведет себя вайшнав, то есть, тот, кто предан Господу. Не-вайшнав ведет себя противоположным образом. Как говорит Шрила Прабху-пада в комментарии: «Обычно, встречая того, кто превосходит нас в чем-либо, мы завидуем такому человеку, при встрече с тем, кто обладает меньшими знаниями или опытом, мы насмехаемся над ним, а при встрече с равным, начинаем хвастаться ЛОТОС БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ своими достижениями. Такое поведение является причиной всех материальных страданий». Нарада Муни описывает здесь поведение вайшнава, в частности мадхьяма-адхикари или вай-шнава второго класса. шримад-бхагаватам праманам салолам према пум-артхо махан шри чайтанйа махапрабхор матам идам татрадаро на парах «Шримад-Бхагаватам» — это амала-праманаили безупречное доказательство, и према-пум-артхо махан — према-бхак-ти есть высочайшая истина. Таково мнение Шри Чайтаньи Махапрабху. бхагавати дже на мане се йавана сама тара саста ачхе джанме ханме прабху йама «Человек, который не признает «Шримад-Бхагаватам», есть млеччха кявана. Он заслуживает наказания от Ямараджи, и не в одной жизни, а жизнь за жизнью — джанме джанме». Таким образом, нам следует признавать «Шримад-Бхагаватам». В «Бхагаватам» содержатся все маха-вакьи, Мадхьяма-адхикари Мадхьяма-адхикари ведет себя следующим образом: ишваре тад-адхинешу бапишешу двишатсу ча према-майтри-крипопекша йах кароти са мадхйамах «Шримад-Бхагаватам» 1'.46 Ишваре...према — тот, кто развил люР но к Ишваре, Верховному Господу Кришне; тад-адхинешу...майтри — кто дру- ОБЩЕСТВО БЕЗ ЗАВИСТИ жит с вайшнавами своего уровня; балишегиу...крипа — кто, сострадателен или милостив к балиша, муркхам, — невежественным глупцам, и двишатсу ча.,.упекша — кто игнорирует оскорбителей, тот является мадхъяма-адхикари. Так ведет себя мадхъяма-адхикари. Великий ачаръя Гаудия-вайшнава-парампары, Бхактивино-да Тхакур Махаджан говорит в своей «Харинама-чинтамани»: кришне-према кршна-бхакте майтри ачарана балшиете крипа ара двеши упекшана кариле мадхйама-бхакта шуддха-бхакта хана кришна-наме адхикара корена арджана Кришне према кришна-бхакте майтри ачарана — тот, кто развил любовь к Кришне и дружит с бхактами Кришны; бали-шете крипа — кто сострадателен или милостив к балиша, к муркхам, то есть невежественным глупцам; двеши-упекшана — кто игнорирует оскорбителей, является мадхъяма-бхактой. Мад-хьяма-бхакта шуддха-бхакта хана. Такой мадхъяма-бхакта станоъитсяшуддха-бхактой или обретает чистую преданность Господу. Как это происходит? Кришна-наме адхикара корена арджана. Он обретает адхикару (необходимые качества) для воспевания кришна-намьи Таковы наставления Бхактивиноды Тхакура. Каништха-адхикари Теперь обсудим, кто такой каништха-адхикари. арчайам эва харайе пуджам йах шраддхайехате на тад-бхактешу чанйешу са бхакта пракртах смритах «Шримад-Бхагаватам» 11.2.47 ЛОТОС БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ Канигитха-адхикари — это тот, поклоняется арча-вигра-хе, божеству Господа Хари, согласно лаукика-шраддхе (обычной вере), но не согласно шастрийа-шраддхе (вере, основанной на шастре). Существует два вида веры: шастрийа-шраддха и лаукика-шраддха. Когда мы говорим о вере, то имеем в виду шастрийа-шраддху. Нужно развивать шастрийа-шраддху, а не лаукика-шраддху. На тад-бхактегиу чанйешу са бхактах пракртах смри-тах. Тот, кто не уважает хари-бхакт, преданных Господа Хари, и не имеет сострадания к другим живым существам, в которых присутствует Господь Хари, является канигитха-бхактой. Уттама-адхикари Тогда кто такой уттама-адхикари? сарва-бхутешу йах пашйед бхагавад-бхавам атманах бхутани бхагаватй атманй эта бхагаватоттамах «Самый возвышенный преданный во всем видит душу всех душ, Верховную Личность Бога Шри Кришну. Поэтому он видит, что все связано с Верховным Господом, и все вечно находится в Господе». («Шримад-Бхагаватам» 11.2.45) И так же в «Ч айтанья-чаритамрите»: стхавара-джангама декхе, на декхе тара мурти сарватра хайа ниджа ишта-дева-спхурти «Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила 8.274 Это — описание уттама-адхикари. Он видит стхавара-джангама, движущиеся и неподвижные живые существа, но ОБЩЕСТВО БЕЗ ЗАВИСТИ никогда не видит их внешней формы. Что же он видит? Сар-ватра хайа ниджа ишта-дева-спхурти. Он повсюду видит своего ишту, самое любимое Божество, Кришну. Такой человек полностью осознает Кришну. Что значит «полностью осознает Кришну», и что такое сознание Кришны? Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: йо мам пашйати сарватра сарван ча майи пашйати таейахам на пранашйами са ча ме на пранашйати «Бхагавад-гита» 6.30 «Кто видит Меня всюду и видит все во Мне, тот полностью осознает Меня. Таейахам на пранашйами са ча ме на пранашйати. Я никогда не исчезаю из поля его зрения, и он никогда не исчезает от Моего взора. Он видит Меня, Я вижу его». Это совершенное сознание Кришны. Таким видением обладает ут-тама-адхикари. Стхавара-джангама декхе, на декхе тара мурти, сарватра хайа ниджа ишта-дева-спхурти — он видит движущиеся и неподвижные существа, но не видит их внешних форм Он всюду видит своего ишту, свое возлюбленное Божество — Господа Кришну, пребывающего в сердце. Это уттама-адхикари. Кто такой бхагавата-уттама? виериджати хридайам на йаейа сакшад дхарир авасабхихито апй агхаугха-насахпранайа-расанайа дхритангхри-падмах са бхавати бхагавата-прадхана уктах «Шримад-Бхагаватам» 11.2.55 «Даже тот, кто бессознательно произносит святое имя Верховного Господа Хари, освобождается от всех грехов. Если Гос- лотос божественной любви подь Хари дарует освобождение от греха даже тем, кто неосознанно или пренебрежительно произносит Его святое имя, то насколько возвышенно положение того, кто никогда не оставляет прибежища Его лотосных стоп. Такой преданный никогда не оставляет Господа, и Господь никогда не покидает такого Своего преданного. Сам Кришна вечно обитает в его сердце. Такую великую душу называют бхагавата-прадханой, самым возвышенным преданным Господа». Произнесение имени Хари разрушает все греховные реакции, и узы любви привязывают Господа Хари к сердцу вайшна-ва — пранайа-расанайа. Иначе говоря, Господь Хари никогда не покидает сердце бхагавата-уттамы.
|