Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Жемчужины в океане⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
В «Уджджвала-ниламани» Рупа Госвами описал прему. То же самое мы находим в «Бхагавад-Гите». Кришна сказал обо всем, нужно лишь понять это. Недостаточно просто поверхностно прочитать. Нет, нужно идти глубже и глубже, до самых потаенных слоев. Это бездонный океан, его называют ратна-гарбха, «лоно бесценных жемчужин». Но найти жемчужину можно лишь в глубинах океана, в то время как, плавая по поверхности, можно в лучшем случае поймать рыб-ку-другую, и ничего больше. Постарайтесь как следует понять, что жемчужины таятся глубоко под водой. Мы занимаемся поверхностной рыбной ловлей и не можем погрузиться глубже. Жемчужина этого океана — према, према-ратна. Хелайа харайну ами кришна према-ратана. «Из-за своей никчемности я упустил жемчужину кришна-премы», поет Нарот-тама дас Тхакур. Так погрузитесь же, в глубины океана и найдите свою жемчужину! ВРАДЖА-ПРИЕМА В «БХАГАВАД-ГИТЕ» Любовь против вожделения Здесь говорится: «...между Господом и преданным устанавливаются очень близкие отношения». Это вечные, сокровенные любовные отношения. Все связано с Кришной, нет никаких отношений вне Кришны. Такова самбандха-гьяна. Веде три-таттва кои, Веды заключают в себе три таттвы: самбанд-ха-таттва, абхидея-таттва и прайоджана-таттва. Сам-бандха-таттва объясняет связи всего и вся с Кришной. Аб-хидейа — это бхакти, апрайоджана — према, наивысшая цель. Здесь присутствуют все три таттвы, поэтому Кришна говорит: ахам сарвасйа прабхавах, «...знающие эту истину, поклоняются Мне, бхаджанте мам, в настроении любви, бхава-сам-бандха». Такая бхава есть настроение любви, когда Кришна видится везде и во всем. Йо мам пашйати сарватра сарвам ча майи пашйати, бхава-бхакта видит Кришну во всем и все сущее видит в Кришне. В основе такого видения лежит любовь, иначе это просто невозможно. Это вечные, совершенные отношения любви с Кришной, но мы забыли о них. Мы совершенствуем наши материальные, телесные взаимоотношения, бренные и лишенные истинной любви эмоции и чувства. В их основе — вожделение, но не любовь, потому что в материальном мире нет настоящей любви. Любовь существует на Голоке Врин-даване, голокера-према-дхана, в Обители Кришны, и Махап-рабху принес ее сюда. Голокера према дхана хари-нама-сан-киртана рати на джанмило кене тай, поет Нароттама дас Тхакур. «Любовь к Кришне не от мира сего. Она нисходит с Голоки. Почему я не развил влечение к ней? Негодяй, я привязался лишь к смертному телу и быстротечным мирским делам». Здесь говорится о похоти, каме, и она — отнюдь не према, хотя и прикрывается ее именем. Нужно осознать према-таттву, прити-таттву. Телесные отношения временны и бренны: сегодня они есть, а завтра их нет, всему рано или поздно прихо- лотос божественной любви дит конец. В результате этого нас ожидает одно лишь безграничное горе; мы не получим ни радости, ни удовольствия: йе хи самспарша-джа бхога духкха-йонайа эва те адйантавантах каунтейа на тешу рамате будхах «Бхагавад-гита» 5.22 Кришна сказал обо всем: «Истинно знающий человек не гонится за бренными материальными благами, телесными взаимоотношениями. Счастье, которое даруют эти отношения, самспарша~джа бхога, быстротечно, ади-антаванта: оно начинается и заканчивается быстрее, чем вспышка молнии, и влечет за собой безграничные страдания, ананта духкха. Поэтому-знающие истину не гонятся за этим счастьем, ибо они понимают, что если в результате наслаждений приходят страдания, то это нельзя назвать настоящим счастьем». Мы говорим «Я люблю тебя!», но сегодня любовь, а завтра — ссоры, конфликты, вражда. Это значит, что в основе материальной любви — вожделение, хотя внешне она кажется похожей на любовь. Ачарьи приводят в пример осколок стекла и алмаз, которые выглядят похоже, однако далеки друг от друга как небо и земля. То же самое — настоящая любовь и вожделение. Поэтому постарайтесь осознать према-таттву. Говорится: «...между Господом и преданным устанавливаются очень близкие отношения. Такой преданный уже никогда не будет потерян...» Однако о чем здесь идет речь? А»сива вечна, нитйам, что подтверждается в «Катха-Упанишад»: нитйо нитйанам четанаш четананам эко бахунам йо видадхати каман «Катха-Упанишад», 2.2.13 ВРАДЖА-ПРИЕМА В «БХАГАВАД-ГИТЕ» Преми-бхакта видит Кришну повсюду Шрила Прабхупада продолжает: «...и (этот преданный никогда) не потеряет Господа из виду». Видеть Верховного Господа может лишь тот, кто обрел чистую любовь, никак иначе. Йо мам пашйати сарватра сарвам ча майи пашйати, разве возможно видеть Господа, не имея любви к Нему? Именно об этом говорит Кришна. Прабхупада продолжает: «Слияние с Кришной означает духовное самоубийство. Преданный никогда не пойдет на это. В «Брахма-самхите» (5.38) товотрится-.преманджана-ччхурита.-..там ахам бхаджами». Прабхупада цитирует эту шлоку, ибо в ней говорится о преме, првманджана-ччхурита, «Я поклоняюсь предвечному Господу Говинде, чей образ всегда доступен взору преданных, глаза которых умащены бальзамом любви к Нему». Найдется ли тот, кто после этого будет утверждать, что в «Бхагавад-Гите» не говорится о преме? «Такой преданный видит Меня во всем, и все сущее видит во Мне. Мы никогда не будем потеряны друг для друга». «Он узрит вечный облик Шьямасундары, столь прекрасный, что затмевает красоту миллионов Купидонов, кандарпа-коти-каманийа». В этом облике Кришна являет Себя в сердце преданного. «...Он уже никогда не потеряет Кришну из виду» — это уровень всеобъемлющего сознания Кришны. Каждый должен достичь такого сознания, в основе которого чистая любовь. Другими словами, Кришна никогда не скроется от взора преданного, который обрел криш-на-прему, такой преданный будет повсюду видеть Кришну. Прахлада Махараджа видел Господа в колонне дворца. Его отец, демон Хираньякашипу, спрашивал: «Ты говоришь, что твой Бог Вишну везде? Так где же Он? Может быть, Он и в этой колонне?» Прахлада видел Господа, он — према-бхакта, его сознание Кришны было всеобъемлющим. Прахлада Махараджа сказал («Шримад-Бхагаватам», 7-я песнь): эканта-бхактир лотос божественной любви говинде йат сарватра тад-икшанам, «Тот, кто развил беспри- I месную преданность Говинде, видит Его во всем». Этим Прах-лада вторит Кришне: йо мам пашйати сарватра. Без преданности, основанной на любви, подобное видение невозможно. Прахлада обладал им, поэтому он мог видеть Господа в каменной колонне, но его демонический отец, покоривший своим " | могуществом три мира, не мог. Размахивая мечом, он кричал: «Ну что же, посмотрим, действительно ли твой Бог здесь, в этой колонне? Если нет, то я снесу тебе голову с плеч!» Кришну называют бхакта-ватсала, Он очень привязан к Своим преданным. В «Чайтанья-чаритамрите» Кавираджа Гос-вами приводит слова Самого Кришны: бхакта ома преме бандийачхе хридайа-бхитаре йахан нетра паде тахан декхайе амаре «Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила 25.127 «Возвышенный преданный может покорить Меня, Верховного Господа, любовью в своем сердце. Куда бы он ни бросил взор, он видит одного лишь Меня». В этой шлоке говорится о том, кто может видеть Кришну повсюду: это человек, который обрел духовную любовь, преданный, связавший Господа узами любви. Куда бы он ни бросил взгляд, везде он видит Шьямасундару. Таким был Прахлада Махараджа. Но пока вы лишены этого дара, вы не сможете увидеть Кришну. Все дело в наличии любви, которая и есть всеобъемлющее сознание Кришны или полностью раскрывшееся сознание. Если мы обретем такое сознание, наш бестолковый ум сможет думать о Кришне. Однако вместо этого мы лелеем в себе любовь и привязанность к телу и его связям: жене, сыновьям и дочерям. Наш ум думает только о них: сута мита рамани ра чинта. Только Кришна есть единственный объект любви, и силой чистой " ' ВРАДЖА-ПРИЕМА В «БХАГАВАД-ГИТЕ» любви к Нему, ум сможет сосредоточиться на Нем. Имея такую любовь, вы даже на миг не сможете отвлечь свой ум от Кришны. О такой любви говорится в «Гите». Без нее не может быть никакого самопредания, не может быть ман-мана, непрерывных размышлений о Господе. Все это говорят ачарьи, и «Бхага-ватам» подробно рассматривает эти темы, который в «Гите» приведены сжато. В Пятой Песни «Шримад-Бхагаватам» (5.5.6) говорится: притир на йаван майи васудеве на мучйате деха-йогена тават, «... поэтому до тех пор, пока в душе не пробудится любовь к Господу Васудеве, Кришне, она будет вынуждена вновь и вновь рождаться в материальном теле». Тот, кто обрел любовь к Васудеве, Кришне, Хари, тот достигает совершенства и предназначения человеческого воплощения, этого тела, чувств, ума и разума. Это подтверждается в Десятой песни «Шримад-Бхагаватам» (10.87.2): буддхиндрийа-манах-пранан джананам асриджат прабхух, «Верховный Господь наделил живые существа материальным разумом, умом, чувствами и жизненным воздухом, чтобы они могли удовлетворить свои желания чувственных наслаждений». Вновь и вновь говорится об этом. Многие йоги, джнани, тапасви и сиддхи совершают жесточайшую садхану, налагают на себя епитимьи и обеты, но не могут обрести кришна-прему. В Сатья-югу великий святой Вишвамитра Муни подвергал себя жестокой аскезе в течение 60 тысяч лет, но что он получил в итоге? Смог ли он увидеть Кришну? Обрел ли он кришна-прему? Когда к нему пришла небесная куртизанка Менака, он был обольщен ее неземной красотой, и ему пришел конец! Поэтому мы говорим, что только удачливый человек может обрести кришна-прему. Кришна привлекает к Себе. Кришна соединяет влечение и наслаждение. Он привлекателен даже для бога любви. Сейчас мы очарованы Купидоном, но когда нас привлечет Кришна, на ЛОТОС БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ Купидона мы уже не взглянем. Чудесная форма Кришны не даст нам бросить и взгляда на уродливую ве^ъщ-майю. Но Вишва-митра даже после 60 тысяч лет аскез не утратил влечения к ней. Даже миллионы жизней, посвященных строжайшей сад-хане, не даруют кришна-прему, чинмайа-васту, дар Голоки. Према трансцендентна, нематериальна и непостижима, ачин-тъя. Следует осознавать это. Гаудия-вайшнавы, близкие спутники Махапрабху называют прему пара-таттвой, Наивысшей истиной, поскольку она обращена к Кришне. В комментарии Прабхупады говорится: «Весь мир существует благодаря существованию любви, премы». Об этом же говорят шрути-мант-ры. Этот мир исходит из према-ананды, и он поддерживается лишь ей. Мы должны стремиться к преме, она наша конечная цель, садъя-васту, иначе все наши шаги будут дорогой в ад. Все вайшнавы-ачарйи, шрути-мантры, все Веды говорят: «Наивысший предел ананды — према. Она проявляется в любовных отношениях, которые связывают между собой любящих. В «Уджджвала-ниламани» Шрила Рупа Госвами, наш учитель, раса-ачарйа, описывает прему: йад бхава-бандханам йу-нох са према парикиртитах. «Према — это узы любви, и эти узы вечные и неразрывные, нестареющие и волнующие». Даже если кажется внешне, что према исчезла, она продолжает существовать, о чем и говорится в комментарии Прабхупады: «...между Господом и преданным устанавливаются очень близкие отношения. Такой преданный уже никогда не будет потерян...». У этой короткой фразы глубокий подтекст. Не понимая смысл слов Рупы Госвами из «Уджджвала-ниламани», мы не сможем понять Прабхупаду. Мы говорим: «Нам достаточно книг Прабхупады, мы будем читать только их и все поймем!» Но разве смогли бы Мы понять все эти высказывания Шрилы Прабхупады? Прабхупада дает сжатый комментарий с глубоким подтекстом. Рупа Госвами говорит: В Р А Л Ж А - П Р И Е М А В «Б X А Г" А В А Д - Г И Т I1» сарватха дхвамса-рахитам сатйапи дхвамша-каране йад бхава-бандханам йунох са према пари киртитах Хотя внешне может казаться, что настал конец, према не погибает, любовные узы между Бхагаваном и преданным, бхава-бандханам не разрушаются, ибо они вечны. В материальном же мире нет ничего, что мы могли бы назвать любовью. Приводится пример: если сгустить сок сахарного тростника, получится сахар. Если продолжать нагревать его,, получится леденец. А если нагревать дальше, получится сладость, которая в Индии называется кханда мишри. Что происходит с премой, когда она становится еще слаще, поднимаясь все выше ивыше? В «Уджджвала-ниламани» Рупа Госвами описывает эти стадии: снеха, мана, пранайа, рага, анурага, бхава, махабхава, руддха-махабхава, адхируддха-махабхава и маданакъя-махабхава, которая есть самый высший предел. Махапрабху, Сам Кришна, пришел в настроении Ра.& ха1рав.и, радха-бхаве (которая есть маданакъя-махабхава), чтобы даровать митру прему. Он — пре-ма-пурушоттама, и Он дарует наивысший дар, маданакъя-махабхаву, чувство Шримати Радхарани. Стремление Господа Когда мы говорим о приходе Шри Гауранги Махапрабху, нужно понимать, какова причина Его явления. Есть два вида причин: внешние и внутренние. Внешняя причина — это нама-према прачаре йуга-дхарма прачара. кали-йуга дхарма хой хари-санкиртана этад артхе аватирна шри шачинандана «Дхарма Кали-юги, юга-дхарма — хари-санкиртана. С этой целью и явился Шри Шачинандана». эй кайе бхагавате сарва татва сара киртан нимита гаура чандра аватара Санкиртанайка-джанакау — Он отец хари-санкиртаны. Он — Шри Гауранга Махапрабху. Кали-йуга сарва дхарма хари-санкиртана, сарва пракашила чайтанйа-нарайана. Это цитата из «Шри Чайтанья-Бхагаваты». кали-йуге санкиртана дхарма париваре аватирне хойла прабху сарва пари-каре Со Своими спутниками и атрибутами, со Своей дхармой, Шри Гауранга Махапрабху приходит в Кали-югу, особенно в эту Кали-югу, для того, чтобы устанавливать юга-дхарму, нама- СТРЕМЛЕНИЕ ГОСПОДА према прачара, и чтобы раздавать према-дхану, сокровище любви. Главный плод этой харинама-санкиртаны — обретение кришна-премыи обретение Самого Шри Кришны. Махап-рабху предлагает и свободно, безо всяких ограничений, раздает эту кришна-прему. апамар витатара брахмара дурлабха према саба каре йачхе патита памара нахи бачхе Даже Господу Брахме невероятно трудно достичь премы, но Шриман Махапрабху раздает ее широко и свободно. Она достается даже патита памара, самым деградировавшим, самым греховным, таким, как Джагай и Мадхай. Поэтому Его зовут Шри Према Пурушоттама Шачинандана Гауранга. Пять тысяч лет назад Шри Кришна пришел в Своей изначальной форме и во время курукшетра-лилы передал через Арджуну Свое послание всему человечеству — «Шри Бхагавад-гиту». Он дал сокровенные, более сокровенные и самые сокровенные наставления. Самое сокровенное Его наставление — ман-мана бхава мад бхакто, мад-йаджи мам намаскуру. Это самое сокровенное наставление Господа. Заключительное наставление Гиты — сарва дхарман паритйаджйа, мам-экам таранам враджа. «Оставив все разнообразие дхармы, просто предайся Мне». Он говорит об этом теоретически, но не учит, как предаться на самом деле. Завершив" Свою лиху в конце Двапара-юги, Шри Кришна вернулся в Свою обитель, Голоку Вриндавану, и, поскольку Он единственный благодетель и благожелатель всех живых существ, размышлял: «Я передал через Арджуну Свои сокровенные, более сокровенные, и самые сокровенные наставления, но за Два-парой придет Кали-юга, самый греховный век. С увеличением греховной деятельности сознание людей осквернится. Все отдадутся греху. Они не смогут понять сказанное Мной, не смо- лотос божественной любви гут понять эту шри шаранагати-таттву, а Я даже не показал им на практике, как предаться. Значит, Я должен прийти снова». И Он пришел вновь как Шри Гауранга Махапрабху. Такова цель, такова причина Его прихода. йуга-дхарма правартаиму нама-санкиртана чари-бхава-бхакти дийа начаму бхувана «Я приду, чтобы проповедовать эту юга-дхарму, нама-сан-киртану, и Я дам четыре формы бхакти: дасью, сакхью, ват-салью, мадхуръю (шанта отсутствует в линии Шримана Махапрабху), и Я сделаю так, что весь мир будет танцевать в экстазе бхава-бхакти». апани кариму бхакта-бхава ангикаре апани ачари бхакти шикхайму сабаре «Я приму бхакта-бхаву, настроение бхакты, и буду обучать бхакти. Не следуя Сам, как Я смогу учить других?» апане на кайле дхарма шикхана на йайа эй та сиддханта гита-бхагавате гайа «Если Я Сам не буду практиковать бхакти, и шаранагати (предание), Я не смогу учить этому других». Он пребывает в настроении бхакта-бхава, в настроении бхактьи Такова цель, и такова внешняя причина (бахиранга каранам) Его явления. Далее следует причина внутренняя (антаранга каранам). Внешняя причина — для других, для людей Кали-юги, кали-йуга джив. Бахирангазнячит «внешняя». Антаранга значит «для Себя». Итак, две эти причины, а также зов Шри Адвайты Ача-рьи, о котором я буду говорить в следующий раз. Это тоже счи- СТРЕМЛЕНИЕ ГОСПОДА тается одной из причин, но все же самая глубокая и сокровенная цель — это исполнение трех желаний: радхайах пранайа-махима кидришо ванайва свадйо йенадбхута-мадхурима кидришо ва мадийах саукхйам часйа мад-анубхаватах кидришам вети лобхат тад бхавадхйах самаджами шачи-гарбха-синдхау хариндух Этот стих произнес Шрила Сварупа Дамодара Госвами, и он цитируется Шрилой Рупой Госвами в «Шри Лалита Мадха-ве». Три желания остались неисполненными в кришна-лиле. Что такое радхайах пранайа-махима кидришо ванайарва, что такое любовь Шримати Радхарани? Свадйо йенадбхута мадхурима кидришо ва мадийах, Кришна думает: «Какова Моя рупа-мадхури, непревзойденная красота, каким видит Меня Шримати Радхарани? Что такое Моя красота, и как Мне Самому насладиться ею?» Другими словами, в сердце Господа Кришны разгорелись эти три желания, вети лобхат, три стремления. И тогда, гиачи гарбха-синдхау хариндух, чтобы исполнить эти три желания и удовлетворить эти три страсти, Он явился из лона Шри Шачиматы. Такова таттва гаура-аватаръи Употребленное здесь слово лобха, (жадное стремление, жадность, страсть) очень и очень существенно. В Господе есть лобха\ Понятно, что она есть в нас. Мы страстные материалисты. Мирская лобха порицается, ее считают одним из врагов. В 21-ом стихе 16-ой главы «Шри Бхагавад-гиты» вы найдете слова Господа Кришны: три-видхам наракасйедам дварам нашанам атманах комах кродхас татха лобхас тасмад этат гпрайам тйаджет лотос божественной любви Господь Кришна говорит: «Оставьте каму, кродху, лобху — вожделение, гнев и жадность. Находясь в их власти, вы открываете себе двери в ад. Лобха очень дурная вещь. Она ведет с страданиям. Вот небольшая история. Один жадный мальчик подсмотрел, как его мама насыпала ягод в горшок (а горшок был с очень узким горлом, как кувшин для воды). Когда никого не было рядом мальчик засунул руку в горшок и зачерпнул пригоршню ягод. Но когда он хотел вытащить руку, оказалось, его рука застряла, ведь отверстие было очень узким. Мальчику было больно, он плакал. Так рождаются страдания, вызванные жадностью. Мальчик так и не смог полакомиться ягодами. Плод жадности — страдание. Поэтому Бхагаван Шри Кришна советует в «Бхагавад-гите» избавиться от жадности. Однако жадность можно использовать в служении Господу. Ведь само слово лобха не новое, а очень древнее. Семя жадности есть в Бхагаване и в бхакте. Часто мы даем такой совет: лобха садху-санге хари-катха. «Как использовать жадность? Культивируйте ее, желайте больше и больше садху-санги, общения с садху, желайте больше и больше кришна-катхи. Лелейте эту жадность, замечательную, духовную, трансцендентную. Не избавляйтесь от нее. Углубляйте ее. Чем больше вы разовьете эту жадность, тем больше приобретете духовного вкуса, тем дальше вы пойдете. В этом смысле нежадный человек не сможет продвигаться по духовному пути. И насколько важно развивать духовную жадность, настолько необходимо избавиться от жадности материальной. Кроме того, говорится: Кришна бхакти раса бхавита матих крийанам йади кутопи лабхйате татра лаулъям апи мулйам жалам джанма-коти сукритайр на лабхйате СТРЕМЛЕНИЕ ГОСПОДА Ааулйа значит лобха (жадность). Такое значение слова из этого стиха вы можете рассматривать как «семя жадности». Смысл в том, что если у вас есть такая духовная жадность, вы можете обрести гири Кришна бхакти-расу, вкус гири кришна-бхакти, в противном случае, без жадности вы его не получите. Садху-санге хари-катха. Необходимо взращивать жадность к тому, чтобы было все больше садху-санги, все больше хари-кир-таны и хари-катхи, — и тогда вы достигнете совершенства в бхаджана-садхане. Мирским людям неведом такой смысл жадности, они злоупотребляют ею ради чувственных наслаждений и богатств, поэтому они страдают. Итак, когда мы говорим о приходе Шри Шачинанданы Гаурахари, о явлении Шри Гау-ранги Махапрабху, имеется в виду как раз такая жадность. Вначале я объяснял, что Шри Кришна имеет три вида страстных желаний, которые невозможно утолить в кришна-лиле, поэтому Он приходит как Тяура-аватара. В гаура-лиле они утоляются. Это лобха в самом замечательном, трансцендентном смысле слова. Кто-нибудь из предыдущих ачаръев использовал это слово? Никто. Оно появилось у Шрилы Сварупы Да-модары Госвами. Из-за лобхи Враджа-раджа-нандана Шри Кришна становится Шри Шачинанданой Гаурахари. Он Пур-на-Брахма, полный, не нуждающийся ни в чем Господь, но и Он испытывает жадность. Удивительно! В Нем нет несовершенств, Он самодостаточен, Он ничего не хочет, ни в чем не нуждается. Откуда жадность? Удивительно, просто удивительно! Нужно понять эту загадку, понять, что за таттва за этим стоит. Господь — аптакама (способный исполнить любые Свои желания), атмарама (самоудовлетворенный), раса-сварупа-пурна-брахма (Тот, чья природа — раса), парамананда-майа (состоящий из чистого блаженства), чувствует жадность. Что это за жадность, чего Он хочет? Это удивительная тайна! Сейчас вы поймете, как семя этой божественной жадности постепенно растет и расцветает в личности Гауранги. Я объясню это на примере. ЛОТОС БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ У Вишну есть одно желание: Он хочет сражаться. Он мечтает сражаться. Ведь Он — Бхагаван, полный шести достояний, одно из которых — сила или бала. Его силу невозможно сравнить ни с чем, поэтому совершенно естественно, что у Него возникает желание измерить ее в сражении, утолить Свою жадность боя. Едва Бхагаван захочет чего-либо, Его внутренняя энергия йога-майя тут же создает необходимые для осуществления этого желания условия. Итак, когда Вайкунтха-дхипати-Нараяна пожелал сражаться, йога-майя приступила к работе. Противник Господа должен быть равен Ему силой, иначе сражение не доставит удовольствия Господу. Кто же может сразиться с Ним? Может быть, это Джая и Виджая, грозные привратники Вайкунтхи? По воле Верховного Господа четверо Кумаров прокляли их три раза родиться в материальном мире демонами. Йога-майя устроила это. В первый раз они стали Хираньякшей и Хираньякашипу, во второй — Раваной и Кум-бхакарной, и, наконец, в третий раз — Шишупалой и Данта-вакрой. Господь Вишну-Нараяна сразился с ними, насладившись духом битвы. Так Господь Вишну проявил лобху, и это есть в «Шримад Бхагаватам». Теперь о жадности Господа Нрисимхадевы. У Господа Нри-симхадевы есть две главные формы: угра (наводящая ужас) и анугра (умиротворенная). Одна форма очень страшная, а другая очень спокойная. Покончив с Хираньякашипу, Господь Нрисимхадев был очень разгневан, облик Его был ужасен, Он танцевал, как танцует Шива в момент разрушения вселенной. Весь мир содрогался при виде этого танца и пылающего гневом лика человека-льва. Все полубоги возносили молитвы, чтобы умилостивить Его, но все было тщетно. Тогда они обратились к Прахладе: «Пожалуйста, подойди к Нему и уйми Его гнев». Прахлада Махарадж — возлюбленный бхакта Господа, едва он начал возносить молитвы, Господь Нрисимхадев успокоился, и форма Его стала очень мирной. Господь Нрисимхадев СТРЕМЛЕНИЕ ГОСПОДА посадил Своего дорогого преданного Шри Прахладу к Себе на колени, как сына. И в этот миг ватсалья-према, родительская любовь охватила Господа Нрисимхадева. Этим вкусом, этой расой, наслаждаются как отец, так и сын. Счастлив отец и счастлив сын, сидящий у него на коленях, — это чувство взаимно; но чувства сына, его вкус родительской расы, гораздо сильнее, чем у отца. Это нужно понять. Поэтому Господь Нрисимхадев подумал: «А как же Мне сесть на колени к Своему отцу и насладиться этой расоШ В этом воплощении Мой отец — мраморная колонна, значит, Мне не испытать этого». Так в Нем появилась эта жадность. Поэтому во всех последующих воплощениях Господь принимал отца и мать. И у Господа Рамы была Своя жадность. Это замечательная тема, вы сейчас убедитесь. Вибхишана и Сугрива — друзья Господа Рамы. Значит, в Рама аватаре присутствует сакхья-раса. Но есть два вида сакхья-расы — вишрамбхаи самбхрама-сакхья Самбхрама значит «в страхе и почтении», а вишрамбха — «на равных». Итак, сакхья-раса в аватаре Господа Рамы — это самбхрама-сакхья, дружба, соединенные с благоговением и почтением. Равенство здесь недопустимо. Друзья Господа Рамы — Сугрива и Вибхишана не могут взобраться к Нему на плечи. Они не смеют выхватить кусочек пищи из уст Господа Рамы, что уж говорить о более близких отношениях? Они пугаются, даже если случайно коснуться своей ногой тела Господа Рамы. Они считают это оскорблением. Такова самбхрама-сакхья, т.е. сакхья-раса с чувством страха и почтения. Но привязанность между друзьями подразумевает равенство, даже если ваш друг — Сам Господь. В дружбе не может быть никакого благоговения. Если ваша нога коснется вашего тела — что в этом такого? Ничего страшного, — ваша нога и ваше тело — это одно целое. Но посторонний человек должен быть осторожен — если он проходит рядом, он старается не задеть вас. лотос божественной любви Вишрамбха-сакхъю вы найдете в кришна-лиле. Пастушки ездят верхом на плечах Кришны и вырывают пищу у Него изо рта, а Кришна в ответ выхватывает пищу у них. Ноги пастушков касаются тела Кришны, но это Его не беспокоит, как если бы это были Его собственные ноги, потому что прийасъя-сакхи очень дороги Ему. Здесь есть равенство и абхиннам (неотлич-ность). Но в аватаре Господа Рамы такая сакхья-раса не ощущается. И Господь Рама жаждет ее: «Когда Я смогу испытать это?» Есть еще одна раса, раса супружества, мадхуръя-раса. Господь Рама — маръяда-пурушоттама, Он очень строго следует ведическим правилам и предписаниям Он никогда не преступает их, Он — эка-патни-дхара. Он принимает одну жену и только одну. В лиле Господа Рамы мадхуръя-раса, не ощущается, потому что глубочайшая суть этой расы, проявляется только тогда, когда есть единение {милая) и разлука (вираха) между любящим и возлюбленным. Конечно, мы знаем, что в Своей лиле Господь Рама был и вместе со Шримати Ситой-деви, и был разлучен с нею. Равана похитил Ситу-деви, то есть была разлука. Потом ради счастья Своих подданных Господь Рама освободил Ситу-деви. Но разлука Рамы и Ситы — неестественная, вынужденная, лишенная яркости и красок. И глубина мадхуръя-расы в ней недостижима. Шрила Рупа Госвами обращается к этим темам (различные виды вирахи (разлуки) в своей «Уджджвала Ниламани». Есть столько видов разлуки: пурва-рага-вираха, мана-вираха, према-вайчитъя-вираха, — но ничего этого нет в рама-лиле. Только прабаса-вираха. Возможно, вы сейчас не понимаете этого, но просто слушайте. Об этом говорится в «Шри Уджджвала Ниламани». Это глубокая и очень сокровенная тема. Я не берусь объяснять ее подробно. В кришна-лиле присутствуют все эти виды вирахи — према-вайчитъя-вираха, пурва-рага-вираха, мана-вираха. Господь Рама жаждет насладиться ими, и в Клркшня-аватаре Его желание исполняется. СТРЕМЛЕНИЕ ГОСПОЛЛ Разлука между возлюбленными — это высшая ступень )ЦН'МЫ, На этом уровне оба: найака и найика, любящий и тшюблен ный вкушают в своих сердцах особую сладость. Поэтому и криш на-лиле Шри Кришна, будучи Шри Радха-кантой (супругом Шримати Радхарани) и Гопи-кантой (супругом гопи), позволяет им стать женами других мужчин и наслаждается парахийа-расой (отношениями тайных любовников). В лиле Господа Рамы есть только свакийа-раса. Свакийа значит «только своя жена». Поэтому у Господа Рамы появляется жадность, стремление к чему-то большему, и Он (в образе Кришны), превратив собственных жен в чужих, вкушает паракия-расу. Жадность рама-лилы утоляется в кришна-лиле. Так изменялась жадность Господа от воплощения к воплощению. Теперь, в кришна-лиле, у Него разгорелись три других желания: радхайах пранайа-махима кидришо ва найарва свадйо йенадбхута-мадхурима кидришо ва мадийах саукхйам чаейа мад-анубхаватах кидришам веши лобхат тад бхавадхйах самаджами шачи-гарбха-синдхау хариндух Как я уже говорил, у Шри Кришны появляются три жадности (страстных желания). (1) Он хотел узнать: «Что такое любовь Шримати? Какова слава этой любви?»; (2) Он хотел понять: «Какова Моя непревзойденная красота?»; (3) Его интересовало: «Что чувствует Шримати Радхарани, созерцая Мой облик и общаясь со Мной? Как Мне испытать счастье, которое испытывает Она?» Эти три жадности, три желания остались неутоленными в крищна-лиле, поэтому Кришна пришел как ч Таура-аватара. Исполнение трех желаний и есть антаранга-каранам, внутренняя причина Его явления. Шрила Сварупа Дамодара Госвами использует слово лобха в значении «из жадности». Слово это очень важно. Оскорбление — это бешеный слон Махапрабху говорит: йади вайшнава-апарадха утхе хати мата упаде ва чхинде, тара сукхи йайа пата «Если преданный, взращивающий в этом материальном мире лиану преданного служения, наносит оскорбление стопам вайшнава, то это оскорбление уподобляется бешеному слону, который с корнем вырывает лиану бхакти». тате малы йатна кари каре аварана апарадха-хастира йаичхе на хайа удгама «Садовник должен заботиться о своей лиане и окружить ее изгородью, так, чтобы бешеный слон оскорблений не добрался до нее». Горе жителям деревни, когда на свободу вырывается свирепое и очень опасное животное — бешеный слон. Так выглядит вайшнава-апарадха, Вайшнава-апарадха — это бешеный слон. Если садху или вайшнав нанесет оскорбление лотосным стопам дорогого слуги Господа, — бешеный слон примчится, снесет ограду, ворвется в сад и уничтожит в нем все. Слон вырвет лиану и швырнет ее в сторону — эта лиана больше не принесет плода. Упаде ва чхинде, тара сукхи йайа пата — вырванная с ОСКОРБЛЕНИЕ — ЭТО БЕШЕНЫЙ СЛОН корнем лиана засохнет. Нужно быть очень осторожным, чтобы это опасное животное не ворвалось в ваш сад- Примите все предосторожности, чтобы сохранить вашу бхакти-лату. Грех и оскорбление По этому поводу я хочу рассказать немного о папе (грехе) и апарадхе (оскорблении). Нужно понимать разницу между греховной деятельностью и оскорблением. Можно быть величайшим грешником, накопившим несметное количество грехов за эту и предыдущие жизни, но все эти греховные реакции подобны дхули-лепе, налету пыли. Они легко стираются. Но апа-радхи — это ваджра-лепа, и их следы, как следы от удара молнии стереть невозможно. В этом разница. Реакции от греховных поступков легко стираются. Если вы просто повторяете Харе Кришна и достигаете уровня намабхасы, кармические реакции уходят прочь. Как в случае с Аджамилой. Он был столь греховен, что Читрагупте, ведущего учет грехам обусловленных душ, понадобился огромный толстый том, чтобы записать все его грехи. Но когда за Аджамилой пришли Ямадуты, он произнес имя Нараяны. И хотя он лишь звал своего сына, все же он достиг ступени намабхасы, и его грехи были смыты. Итак, грех подобен дхули-лепе, налету пыли, который можно смахнуть. Но отпечаток апарадхи столь же серьезен, как удар молнии. Сам Верховный Господь сказал Дурвасе Муни: «Я не могу исправить это. Никак. Это ваджра-лепа, очень глубокий след». Если Верховный Господь говорит, что Он не может это исправить, то кто же может помочь оскорбителю? Только вайшнав, чьи стопы вы оскорбили, может простить вас. Джива Госвами говорит, что если колючка вонзилась вам в пятку, вы не будете доставать ее из плеча? Ее можно достать только оттуда, куда она попала — из пятки. Это значит, что вы должны подойти к тому вайшнаву, чьи лотосные стопы вы оскорбили. Только он лотос божественной любви или она могут простить вас. Никакой другой вайшнав не может этого сделать. Даже Сам Верховный Господь не может простить вас. Даже Господь Шива Шула-пани, Шиваджи, — очень могущественная личность. Он столь могущественен, что выпил океан яда. Так он силен. Однако Вриндаван Дас Тхакур говорит: шула-пани-сама йади вайшнавере нинде татхапиха паса пайа, — кахе шастра-вринде иха на манийа йе суджана-нинда каре джанме джанме се папиштха дайва-доше маре «Человек может быть столь же могущественным, как шула-пани, Шиваджи, но если он совершает вайшнава-апарадху, если он критикует дорогого Кришне вайшнава, садху, он падет со своего положения,, каким бы возвышенным оно ни было». Если кто-то все еще не понимает этого и продолжает поносить вайшнавов, скдху, жизнь за жизнью он будет рождаться в аду и страдать. Махапрабху описывает, какое наказание ожидает такого оскорбителя: прабху бале, вайшнава ниндайе йеи джана кустха-рога кон та ра шастийе лекхана апататах шасти кичху хаийачхе матра ара катаачхе йата-йатанара патра чаураси-сахасра йата-йатана пратйакше пунах-пунах кари бхундже вайшнава-ниндаке В писаниях говорится, что того, кто поносит вайшнавов, слуги Ямараджи будут награждать проказой снова и снова, в течение 84 тысяч жизней. ОСКОРБЛЕНИЕ — ЭТО БЕШЕНЫЙ СЛОН Вот что ожидает человека, совершающего вайшнава-нинду, оскорбляющего вайшнава, садху. Причем, не только он сам отправится в ад, но и все его питри-пуруши, предки. «Сканда-Пурана» описывает: ниндсш курванти йе мудха вайшнаванам махатманам патанти питрибхих сардхам маха-раурава-самджните ханши ниндати вай двешти вайшнаван набхинандати крудхйате йати но харшам даршане патанани сат Есть шесть видов вайшнава-апарадхи: (1) убить вайшнава. Нет страшнее оскорбления; (2) поносить вайшнава; (3) не предложить поклоны при встрече с вайшнавом; (4) злиться на вайшнава — кродха каре; (5) не испытывать радости при виде вайшнава; (6) двешти, дурно думать о вайшнаве. Человек может ничего не говорить, но про себя думать: «Ну, кто он такой?» «Сканда-Пурана» говорит: патанти питрибхих сардхам маха-раурава-самджните — не только сам оскорбитель отправляется в ад, но и целые поколения его предков. Слушание оскорбителя тоже может быть оскорблением Шрила Джива Госвами пишет: вайшнава нинда шраване пи доша уктах — если вы слушаете критику вайшнава, вы также совершаете оскорбление. В «Бхагаватам» говорится: ниндам бхагаватах шринвамс тат-парасйа джанасйа ва тато параити йах со пи йатй адхах сукритач чйутах ЛОТОС БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ «ЛюГкш, кто не покинет место, где критикуют Верховного Господа или Его святого преданного, падет и лишится всего бла-гочостия». В «Бхакти-сандарбхе» Джива Госвами комментирует этот стих «Бхагаватам»: тато пагамас часамартхасйаива; самартхена ту ниндака-джихвачхеттавйа; татрапй асамартхена сва-прана- паритйаго пи картавйах Шастры говорят, что если вы слушаете такую критику, то вы совершаете апарадху. Лучше вам уйти. Если же вы не можете уйти, и если у вас есть такая сила — отрежьте язык тому, кто поносит вайшнава, чтобы он никогда больше не смог говорить подобные вещи. Но если вы не можете ни отрезать оскорбителю язык, ни уйти, тогда вам следует совершить самоубийство. Вайшанав должен думать так: «Лучше мне расстаться с жизнью— сва-прана-паритйаго пи картавйах». Если вы не поступите одним из вышеупомянутых способов, вы станете оскорбителем В Четвертой песни «Бхагаватам» приводится пример Сати, супруги Шиваджи и дочери Праджапати Дакши. Вай-шнаванам йатха шамбхух — «Шиваджи великий вайшнав. Его тесть, Дакша, критиковал его и этим нанес ему оскорбление. Дакша проводил жертвоприношение. Он пригласил всех своих дочерей с их мужьями, всех, кроме Сати. Сати тоже хотела пойти, но Шиваджи сказал ей: «Не ходи. Нас не приглашали». «Разве нужно приглашение, чтобы пойти в отчий дом?» — ответила Сати и отправилась одна. Если бы она знала, что ждет ее на этом празднике! Ей пришлось услышать, как ее отец Дакша оскорбляет Шиваджи, лучшего из вайшнавов. И что она могла сделать? Она не могла отрезать язык у своего отца, не могла она и уйти; поэтому она совершила самоубийство. Вайгинава- ОСКОРБЛЕНИЕ - ЭТО БЕШЕНЫЙ СЛОН апарадха очень серьезна, очень опасна. Нельзя допускать ее. Ее нельзя исправить. Она ваджра-лепа, подобна следу от удара молнии. Папа, греховная деятельность, подобна дхули-лепе, налету пыли, который легко стирается. Но ваджра-лепу, след от удара молнии стереть невозможно. Только вайшнав, которого вы оскорбили, может простить вас. Иначе этого исправить нельзя. Даже Верховный Господь говорит: «Я не могу изменить это». Господь сказал Дурвасе Муни: «Иди и моли прощения у Амбариши Махараджа. Как только он простит тебя, опасность минует. Иначе Сударшана-чакра никогда не оставит тебя в покое». Ученик: Преданные порой думают: «Этот преданный не совсем вайшнав, он еще неофит, поэтому нормально, если я думаю о нем что-нибудь такое». Гоур Говинда Свами: Не слушайте таких разговоров. Ученик: Трудно не слушать такие разговоры. Гоур Говинда Свами: А вы думаете, легко обрести Кришну? Это одновременно и очень легко и очень трудно. Вы думаете: «Я буду заниматься ерундой и получу Кришну». Как это называется? Грезы! Все не так просто. Ученик: То есть любой человек может быть вайшнавом. Гоур Говинда Свами: Джива — это вайшнав! Дживера сва-рупа хайа кришнера нитйа даса — сварупа дживы — это вайшнав. Но мы этого не видим, не видим, потому что мы — негодяи, мы деградируем, мы вырождаемся. Мы — слепцы! У нас нет духовного видения. Разве можем мы видеть сварупу? Мы видим только внешнее, материальное, мы видим лишь физическое тело. У нас нет глаз, чтобы видеть душу. Но каждая джива — это слуга Кришны, дживера сварупа хайа кришнера нитйа-даса. Так сказал Махапрабху. Настоящий садху, парама-хамса, выражает почтение всем и каждому. Амани монада — ЛОТОС БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ нужно не ждать почтения для себя, а быть всегда почтительным к окружающим. Садху не выкажет неуважения даже по отношению к муравью. Он видит, что муравей — это джива. И, прежде чем вы соберетесь выразить почтение садху, знайте, что садху уже предложил вам поклоны в своем уме. В обычной жизни, для деловых отношений у нас есть понятие «высшего» и «низшего», «старшего» и «младшего». Но садху выказывает почтение всем и каждому Ученик: Достаточно ли вымолить прощение? Гоур Говинда Свами: Во второй главе Четвертой Песни «Шримад-Бхагаватам» описывается, как Дакша, сын Господа Брахмы, устроил великое жертвоприношение, но по ходу дела нанес оскорбление совершенному вайшнаву Господу Шиве. Шиваджи не воспринял это оскорбление всерьез, и впоследствии раскаявшийся и плачущий Дакша был прощен. С благословения Шивы Дакша смог завершить свое жертвоприношение. Но вопреки полученному прощению, Дакше пришлось расплачиваться за нанесенное им оскорбление. В «Шримад-Бхагаватам» (4.30.48) говорится: йасйам махад-аваджнанад аджанй аджана-йокиджах — в результате оскорбления, нанесенного Господу Шиве, Дакша был вынужден родиться вновь, на этот раз в более низкой семье кшатриев. И в этом следующем рождении Дакша умудрился снова нанести оскорбление, на этот раз — лотосным стопам другого чистого вайшнава, Шри Нарады Муни. Джива Госвами объясняет, что это оскорбление Нарады было еще одним результатом того, предыдущего оскорбления, нанесенного Шиве. Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада описывает это в своем комментарии к «Бхагаватам» (4.4.13): «Он (Дакша) нанес оскорбление лотосным стопам Господа Шивы, поскольку считал, что его тело, которое было причиной появления на свет тела Сати, занимает более высокое положение, чем тело Господа Шивы. Недалекие люди часто допускают ОСКОРБЛЕНИЕ — ЭТО БЕШЕНЫЙ СЛОН эту ошибку и действуют, исходя из телесных представлений о жизни. А это, в свою очередь, приводит к тому, что они наносят все больше и больше оскорблений лотосным стопам великих душ». Итак, если Господь Шива простил Дакшу, почему же Дак-ше пришлось страдать многократно? Почему прощение Господа Шивы не оградило его от реакций за оскорбление? Ранее в том же комментарии Шрила Прабхупада подсказывает нам ответ: «Великий человек может простить все нанесенные ему оскорбления, но Кришна не прощает оскорблений, нанесенных пыли со стоп великой личности». В своей «Бхакти-сандарбхе» (265.57-8) Шрила Джива Гос-вами говорит: сат-прабхритисв апарадхе ту тат-сантошанартханам эва санта-та-нама-киртанадикам самучитсш... уктас на нама-каумудйам — махад-апарадхасйа бхога эва ниваршаках тпад-ануграхо ва Для того, чтобы искупить оскорбление, нанесенное великой душе, человек должен удовлетворить эту личность, полностью отдав себя процессу бхаюпи, начинающемуся с повторения святых имен. «Нама-каумуди» подтверждает это: «Оскорбление возвышенного преданного можно искупить, либо пережив все последовавшие за этим бедствия, либо заслужив благосклонность этой личности». Если бы Дакша обрел расположение Господа Шивы, он бы ни в коем случае не столкнулся с реакциями своего оскорбления. Но «Бхагаватам» (4.7.16) утверждает, что Дакша получил лишь прощение Господа Шивы (кшама), а не его расположение (ануграха). Продолжая считать себя тестем Господа Шивы, он так и не смог увидеть ею возвышенное положение и потому не смог получить его милость. лотос божественной любви Это важное различие можно проиллюстрировать одним житейским примером. Представьте, что некто занял у вас денег, а через какое-то время этот некто приходит к вам, очень извиняется, и говорит, что не может вернуть долг. Вы скажите: «Ну, ладно, ты мне ничего не должен». Вы можете простить его, но понравится ли вам такое его поведение? Конечно, нет. Удовлетворение можно почувствовать только, когда долг отдается согласно обещанию. Подобным же образом, вымоленное и дарованное прощение — далеко не то же самое, что заслуженное благословение и благосклонность вайшнава. Если человек действительно обретет расположение вайшнава, это защитит его от наказания со стороны Кришны. В отличие от Дакши, Дурваса Муни осознал, что для того, чтобы искупить совершенное им оскорбление, он должен предаться Махарадже Амбарише. Он немедленно склонился к стопам праведного царя и великого вайшнава, и тут же был освобожден. Он сделал это, хотя был знаменитым садху, а Махараджа Амбариша — лишь простым царем Другой пример мы найдем в игре Шрилы Гададхары Пан-дита и Пундарики Видьянидхи, которую описывает Шрила Вриндаван дас Тхакур («Чайтанья-бхагавата», Мадхья-лила, 7.44-113). При виде материального процветания Шрилы Пундарики Видьянидхи, сомнения закрались в ум Гададхары Пан-дита. Позже, осознав истинное положение Видьянидхи Маха-шайи, терзаемый угрызениями совести, Гададхара ощутил потребность принять инициацию у Пундарики, чтобы полностью избавиться от своего прошлого оскорбления. Гаура-таттва Таура-татпва подобна океану, безграничному океану. Очень трудно погрузиться в этот океан. Чистый преданный, тот, кто обрел всю милость Махапрабху, может погрузиться в воды этого священного океана и добыть божественный жемчуг из его недр. Гаура-бхакти — это высшее совершенство. Я не знаю, как далеко нам было позволено зайти. Шри Чайтанья Махапрабху — самое милостивое воплощение, Он удивителен. Он — воплощение божественного великодушия. кайвалйам наракайате тридаша-пур акаша-пушпайате дурдантендрийа кала-сарпа-патали проткхата дамштрайаше вишвам пурна-сукхайате видхи-махендрадиш ча китайате йат-карунйа-катакша-вайбхавам там гаурам эва стумах Для удачливого человека, на которого милостиво взглянул Господь Гауранга, кайвалъя, или мукти (безличное освобождение) — это ад, райские удовольствия — акаша-пушпа, цветы, растущие в небе (то есть, галлюцинация), сильные, неподвластные чувства — безопасные змеи, у которых вырвали ядовитые зубы, вся вселенная для него наполняется счастьем, а Брахма, Индра, и другие полубоги и могущественные личности становятся незначительными, как навозные черви. Такова сила од- * Лекция Гоур Говинды Махараджа, прочитанная 1марта 1992, в городе Бхуванешвар, Индия. • ЛОТОС БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ ного милостивого взгляда Махапрабху. Гауранга Махапрабху очень милостив. Кто-то может очень строго следовать принципам Варнаш-рамы, другой человек может совершать изысканную пуджу божеству Кришны, кто-то еще может посетить все святые места в мире, или изучить все священные писания, но до тех пор, пока каждый из этих людей не примет прибежища у лотосных стоп гаура-прия-джана, дорогих преданных Гауранги Махапрабху, пока он не станет служить им с величайшей преданностью, он не сможет обрести према-бхакти. Према-бхакти есть исключительно редкое достижение в этом мире. Прабходананда Са-расвати говорит: «В этом материальном мире трудно обнаружить формы чистого сознания. Материальный мир состоит из авидьи, невежества. В этом мире человек может иметь блестящее образование, знать наизусть все шастры, но при этом оставаться в невежестве относительно положения Шри Гауранги Махапрабху. Несмотря на все свои познания, он может не знать того, что Чайтанья Махапрабху — это Верховная Личность Бога. Все знание такого горе-ученого бесполезно, ибо оно не поможет ему достичь освобождения; все, что ему останется, это вновь и вновь рождаться и умирать. Если человек не примет прибежища у Шри Чайтаньи Махапрабху, того, кому поклоняются все полубоги во главе с Брахмой и Шивой, если не станет совершать бхаджану Шри Чайтаньи, он будет вынужден оставаться в материальном мире, не имея шансов на спасение. Все Веды (в том числе Пураны и Упанишады) свидетельствуют о славе Шри Чайтаньи Махапрабху. Но есть одна особая Упа-нишада, посвященная исключительно Ему. Эта Упанишада называется «Чайтанья-упанишад». Упанишады — это лучшая часть Вед. Существует огромное (на самом деле, бесчисленное) количество Упанишад, и одна из них носит имя «Чайтанья-упанишад». ГАУРА-ТАТТВА Топи Враджи испытывали божественное безумие, переживая кришна-прему; подобно этому према-пурушотама Шри Гауранга всегда находился в состоянии божественного безумия. В гаура-лиле это состояние было явлено Им в полной мере. Именно в этом состоянии, настроении радха-бхавы, Шри Гауранга совершал Свою према-нама-санкиртану. Гаурачандра никогда не попадал во власть иллюзорной энергии. Он всегда пребывал в Своей сварупе. Поэтому Он смог отказаться от Своей дорогой жены и принять санньясу. Никто не сможет обрести кришна-прему до тех пор, пока не примет прибежище у этого великодушного Господа, према-пурушоттамы Шри Гауранги. «Шветашватара-упанишад» говорит: «Этот Маха-пуруша — источник чистого разума. Ма-хапрабху — господин всей вселенной. По милости Махап-рабху человек может обрести покой». «Мундака-упанишад» утверждает: «В этот век*, человек может обрести пара-ви-дью, трансцендентное знание лишь по милости этого особого воплощения Господа, чье тело цветом подобно расплавленному золоту. Он— владыка всего мироздания, его творец, хранитель и разрушитель. Благодаря милости этого великодушного Господа можно избавиться от всего осквернения, от последствий греховных и праведных поступков». В «Шримад-Бха-гаватам» говорится: Кришна-варнам твишакришнам сангопангастра-паршадам йаджнаих санкиртана-прайаир йаджнанти хи су-медхасам «В век Кали разумные люди посредством нама-санкирта-ны поклоняются Верховной Личности Бога, Господу, который всегда поет святые имена. Хотя Его кожа не темная, Он — Сам * в Кали-югу. лотос божественной любви Кришна. Его сопровождают спутники, слуги, оружия и верные последователи». На Его устах всегда два слога: криш и на. Варна в данном случае означает слог. Сам Верховный Господь приходит в этот мир в обществе Своих анга, упанга и паршадам — спутников, слуг и оружий. Он утверждает в мире харинама-санкиртану, юга-дхарму. Зная это, разумные люди поклоняются Гауре с помощью санкиртана-ягьигЪ Десятой Песни «Шримад-Бха-гаватам» мы встречаем описание того, как Гаргачарья рассказывает Нанде Махарадже о прошлых явлениях Кришны. Он говорит: «О Нанда Баба, твой сын Кришна ранее имел тело белого, красного и желтого цветов (гиукла, ракта, пита). Теперь же Он принял тело черного цвета — кришна-варна. Это означает, что в Сатья-югу тело Господа имеет белый цвет, в Трета-югу — красный, а в Кали-югу — желтый. Поскольку Кришна явился в конце Двапара-юги, Его тело имело черный цвет». В Седьмой Песни «Шримад-Бхагаватам» (7.9.38) Прахлада Махараджа говорит: «О мой Господь, Ты приходишь в образах Своих воплощений: как человек, как животное, как садху, как полубог, как рыба, как черепаха. Ты поддерживаешь мироздание, все планетные системы и уничтожаешь демонические принципы. Но в Кали-югу, Ты — чхана-аватара, скрытое воплощение; поэтому Тебя называют три-юга». Господь пришел в настроении бхакты, Своего преданного, Он не являл Себя открыто, поэтому Его называют три-юга. В «Махабхарате» («Вишну-сахасра-нама-стотра», 127.92.75) мы находим такой стих: суварна-варно хемагно варангаш чанданангади саннйаса-крич чхамах санто ништха-шанти-парайанах. Этот стих состоит из имен Господа Гаура-Нараяны. Сувар-на-варна хемагно означает «Его тело имеет золотой цвет»; вара- ГАУРА-ТАТТВА анга означает «Он прекрасно сложен»; чанданангади — Его тело умащено сандаловой пастой. Эти имена имеют отношение к грихастха-лиле Шри Чайтаньи Махапрабху. Далее мы находим имена Махапрабху, связанные с Его санньяса-лилой. Он оставил дом и принял саннъясу. саннйаса-крич чхама..., санто — Он свободен от каких-либо материальных желаний. Он не подвластен соблазнам материального мира. Ништха, кришна-ништха-чинта, шанта-ништха, Он всегда погружен в мысли о Кришне. Шанти-парайанах — Он очень умиротворен. Все это имена Гауранги Махапрабху. В одной из Пуран говорится: «[Бхагаван сказал: ] в одну особую Кали-тогу Я приму саннъясу и буду давать хари-бхакти всем живым существам». В «Ади-пуране» говорится: «[Бхагаван сказал: ] В Кали-югу Я прихожу инкогнито (в форме скрытого воплощения), но этот Мой образ вечен. Я скрываю Свою сварупу личности Бога внутри и принимаю образ преданного (бхагавад-бхакта-сварупа). В этом образе Я утверждаю в мире бхагавата-дхарму, юга-дхар-му, нама-санкиртна-дхарму и этим дарую Свое покровительство живых существам. Я хочу рассказать вам подробнее о «Чайтанья-упанишад», которая входит в состав «Атхарва-веды». В Кали-югу Господь приходит в форме скрытого воплощения, и Его таттва очень сокровенна и таинственна. Неудачливые люди не могут понять природы Шри Чайтаньи Махапрабху, потому что полагаются на свои домыслы. Даже великий ученый, воплощение Брихас-пати, Сарвабхаума Бхаттачарья, не мог понять, кто такой Шри Чайтанья Махапрабху. Он оставался в невежестве до тех пор, пока не был благословлен милостью Самого Махапрабху. Один муни*, сын Господа Брахмы изучил Веды, совершил много аскез и пришел к Брахме с просьбой дать ему духовные наставления. Брахма сказал: «Продолжай следовать обетам брахмача-ръи и строгой духовной дисциплине. Муни послушался своего * мудрец. лотос божественной любви отца и учителя. Через некоторое время он вновь пришел к Брахме и попросил: «Пожалуйста, расскажи мне о кали-юга-ава-таре: каков Он, как Ему следует поклоняться, какова Его мантра, что Он проповедует?» Тогда Брахма, довольный послушанием своего сына и ученика, произнес «Чайтанья-упанишад». Брахма сказал: «Шри Чайтанья Махапрабху — адвая-гьяна-таттва, единая, неделимая Абсолютная Истина, сарва-дева-майя, источник всех полубогов, аударья-биграха, воплощение божественного великодушия, Гаурасундра, юга-аватара, тот, кто приходит в каждую югу (эпоху) в теле разного цвета (пита, ракта, шъяма и швета). Об этом говорится в Десятой Песни «Шримад-Бхагаватам». Гарга Муни пришел в дом Нанды Махараджи для того, чтобы провести церемонию имянаречения для Кришны и Баларамы. Шри Чайтанья Махапрабху — Верховная Личность Бога, Пурушоттама, Он приходит в Кали-югу для того, чтобы учить преданности Самому Себе. Он принимает настроение преданного (бхакта-бхава) и образ преданного (бхакта-рупа). В этом воплощении Он скрывает Свой образ Шьямасундары (бхагабад-рупа). Я вновь и вновь склоняюсь перед Ним, Шри Кришна Чайтаньей, который есть Абсолютная Истина, Пара-Таттва, про которого говорят все Веды и Веданта Он бхакти-видъя, то есть, Его можно понять только с помощью чистого преданного служения. Он — Пурана-пуру-ша, самый старший из живых существ, изначальная личность. Все Веды и Упанишады говорят только о Нем. Он — прибежище всех живых существ. Его тело цветом подобно расплавленному золоту. Он — Маха-пуруша. Тот, кто сможет понять истину о Нем, войдет в обитель Господа и обретет свое вечное «я». На 'нйа пантха видйате джанайа — нет иного пути к Богу, кроме этого». Так говорил Брахма. В «Чайтанья-упанишад» упоминается и харе кришна маха-мантр а. Там сказано, что тот, кто будет повторять эту мантру, обретет кришна-прему. Муни ГАУРА-ТАТТВА спросил Брахму: «Кто является упасья-деватой для Кали-юги? Кому следует поклоняться в Кали-югу? И какова Его мантра? Брахма ответил: «Я открою тебе очень сокровенное знание. Шри Гауранга Махапрабху — божество, которому следует поклоняться в Кали-югу. Он — атма-сварупа. Он — Маха-пуруша. Он — параматма-сварупа. Он — Сверхдуша. Он —маха-йоги, великий йог. Он — тригунтита, Он выше трех гун материальной природы. Он — вишуддхасаттама, Он всегда пребывает на у-ровневишуддха-саттвы. Он — Сам Шьямасундара, но Он рождается на берегу Ганги в Навадвипе как Гаурасундара и проповедует бхакти-йога-вигъяну. Са эва мула мантра джа-пати харер ити кришна ити рама ити — Он произносил такую мантру, харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе харе рама харе рама рама рама харе харе». Так гласит «Чайтанья-упанишад». Далее Брахма говорит: «Материальные желания в сердце обусловленной души подобны тугому узлу. Тот, кто разрубает этот узел, есть Хари». Слово «кришна» состоит из двух частей: криш и на. Криш — это глагольный корень, который означает «привлекать». Кришна — привлекает к Себе всех. На означает «доставлять радость». Итак, Кришна привлекает к Себе и доставляет радость всем и каждому. Человек, который произносит имя Кришны и помнит это имя, освободится от всех страданий и тревог и обретет трансцендентное блаженство. Таково имя Кришны. Того же, кто приносит радость всем, кто есть само воплощение ананды, зовут Рама. Таковы три имени, из которых состоит маха-мантра». Брахма продолжает: «Эта мантра является сутью всех Вед, она величайшая (маха) мантра и высший результат, которого можно достичь повторением этой мантры — према-бхакти. Брахма говорит: «В этой мантре всего 16 имен. Они сладостные, прекрасные и трансцендентные. Тот, кто станет совершать кир-тану харе кришна маха-мантры, вырвется из ловушки майи лотос божественной любви и обретет чистое преданное служение. Никто другой в век Кали не сможет освободиться от власти майи. Нитья-сиддхи, пар-шады (вечные спутники) Господа всегда повторяют эту мантру». В «Харинама-чинтамани» Бхактивинода Тхакур, ссылаясь на «Чайтанья-упанишад», говорит: «Господь Чайтанья есть Сан-каршана, Васудева. От Него происходят Брахма, Рудра, Индра, Брихаспати и все полубоги. Все живые существа, вся неживая материя — все исходит из Него. Он — источник всего. Он — сарва-карана-каранам, причина всех причин. Он — Верховная Личность Бога». Далее: «Он — Пурушоттама, Он выше любой формы бытия: проявленного и непроявленного, существующего и несуществующего». Тот, кто разовьет любовь к Шри Чайтанье Махапрабху, кто станет медитировать на Него, освободится от всех анартх. У такого удачливого человека не останется материальных проблем и тревог. Он достигнет высшего совершенства в жизни. Но те, кто не имеет любви к Шри Кришна Чайтанье, кто не совершает бхаджану Шри Кришна Чайтаньи, никогда не освободятся из материального мира. В этом заключается суть мантр «Чайтанья-упанишад». Ф Лотос любви Что дал миру Шри Чайтанья Махапрабху? Он принес пре-му. Эту прему можно обрести с помощью повторения харе кришна маха-мантры. Я склоняюсь перед Гаурой, по милости которого возвышенная и труднодостижимая любовь к Богу (кригина-према) приходит к человеку легко и быстро благодаря повторению харинамы, святого имени Господа. Ни карма-ништха, ни вайрагъя, ни тапасья, ни тьяга не могут дать пре-мьс Повторение святого имени — единственное, благодаря чему кригина-према может проявить себя в сердце человека. Пре-ма-дхарма есть вайшнава-дхарма. Она подобна цветку лотоса. Этот цветок начинает распускаться и постепенно достигает состояния полного цветения. Сперва цветок према-дхармы имеет форму бутона. В начале творения родился Господь Брахма. Он появился на лотосе, который рос из пупка Господа Вишну. И Брахма был первым живым существом во вселенной, кому Верховная Личность Бога Шри Кришна даровал духовное посвящение. После этого всего в четырех стихах Кришна передал Брахме знание всех Вед. Эти четыре стиха получили название чатур-шлока и их можно найти во Второй Песни «Шримад-Бхагаватам» (2.9.33-36). Аха эвасамэвагре.... Брахма — не обычное живое существо — поэтому ему было достаточно услышать четыре шлоки для того, чтобы понять все Веды. В это время (в начале творения) према имела форму семени. Затем, во времена Прахлады Махараджи, према приобрела форму нераспустившегося бутона. Когда пришел Шукадева Госвами, цветок премы стал распускаться. Затем во времена ачаръев, четырех ЛОТОС БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ ачарьев вайшнава-дхармы, [Вишнусвами, Нимбадитья, Рама-нуджачарья и Мадхвачарья] према обрела форму распустившегося цветка. Но этот цветок еще не раскрылся полностью. И тогда пришел Махапрабху. С явлением Махапрабху цветок пре-мы. раскрылся полностью, и жители всей вселенной ощутили его сладостный аромат. Этот божественный цветок, цветок божественной любви, называется према-пушпа, В учении Махапрабху мы находим самое сокровенное — нама-прему. Махапрабху даровал всем живым существам нама-прему, божественную любовь, заключенную в пении святых имен Господа. Ни одно живое существо не могло прикоснуться к этой возвышенной божественной любви. Према была недоступна, недостижима. Хотя в шастрах говорится о ней, шастры направляют живые существа к ней, до явления Махапрабху она оставалась скрытой. Хотя према вечна, совершенна и неизменна, в истории мы находим стадии ее постепенного, прогрессирующего развития. Она проходила через разные стадии и достигла своей вершины во времена Махапрабху. Таким образом, даже несмотря на то, что были проявлены Веды, было проявлено святое имя, чистая любовь к Богу оставалась недоступной для живых существ. Эту любовь принес Махапрабху. Он открыл према-раса-бандху, хранилище настроений божественной любви. Поток любви устремился в сердца живых существ. Он даровал прему всем, как достойным, так и недостойным. Таково великодушие Махапрабху. Это Его лила-вайшиштья, особенность Его игр. Есть две причины явления Махапрабху. Одна причина внешняя (бахиранга-хету), а другая — внутренняя {антаранга-хету). Но об этом мы поговорим в следующий раз.* * Кришна-катха, беседы о Кришне, подобна речному потоку. Этот поток нельзя осп ановить и в него нельзя войти дважды. На этот раз Шрила Гоур Говин-да Махарадж неожиданно прерывает свои исполненные нектара повествования, но не остаь шет своего верного слушателя. Мы, смиренные слуги Его Божественной Милости, приглашаем, вас, о благородный читатель, продолжить путешествие в мир кришна-лилы, гауранга-лилы, вайшнава-лилы, вместе с издательством «Шуддха сарасвати», в котором готовятся к изданию новые книги, созданные на основе святого наследия Шрилы Гоур Говинды Махараджа. Об авторе Гоур Говинда Махараджа родился 2 сентября 1929 года в семье вайшнавов в деревне Джаганнатха-пура, расположенной недалеко от святого города Джаганнатха Пури (Орисса). Детство Браджабандху Гири (так называли Его Божественную милость в то время) прошло в деревне Гадай-гири, и еще ребенком он с любовью и преданностью служил Господу Кришне. Его дед был парамахамсой — он беспрестанно повторял святые имена Господа и плакал перед Божеством Гопал Джиу. Дед показал Браджабандху, как нужно иоътотрятъхаре кришна мантру, считая мантры на пальцах. Вместе со своими дядьями, Браджабандху часто ходил по деревням, они пели маха-мант-ру и песни Нароттама даса Тхакура. Со времен Шьямананды Прабху потомки рода Гири славились в Ориссе как самые иск
|