![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кстати!!!
Всем, кто работает с детьми определенного возраста, знакомо: " Я не хочу репетировать с ним, я хочу со своим приятелем! ", " Я не буду играть с девчонкой...", " Я не хочу сидеть с мальчишкой...". Так вот, вышеприведенное упражнение практически избавляет вас от необходимости вникать в тысячу и одну причину субъективной несовместимости. Скажем, для следующего упражнения вам необходимо, чтобы вместе работали четыре участника. Назовите цифру " четыре", (проследите за скоростью, спонтанным делением на группы!), и вы получите необходимые для работы четверки. Теперь можете начинать объяснение задания: все актеры воспримут деление как неизбежную данность, не вызывающую споров. С той же логичностью и тем же успехом вы решите проблему распределения большой группы на определенное количество подгрупп. Предположим, вам необходимо продолжить репетицию в четырех подгруппах. Вы знаете, что на площадке находится двадцать человек Назвав в последнем раунде цифру " четыре", вы получите четыре подгруппы по пять человек... № 32. " Отвечай за себя.'" - Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип - неуемные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы " мир непременно погибнет". Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к " ведомым", либо к " лидерам", либо к какой-то смешанной -между тем и другим типом - группе. В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придется и явным " активистам" и крайним " пас-сивистам", потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно! Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха. Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Слушаем задания и пытаемся как можно лучше справиться с ними. Любой контакт между участниками запрещен: ни разговоров, ни знаков, ни хватания за руки, ни возмущенного шипения, ничего] Работаем молча, максимум -взгляд в сторону партнеров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне! - Прошу группу построиться в круг! (...) Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально быстро и точно встала в круг. Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А немалая часть из вас стояла в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность. Выстройтесь, пожалуйста, в: - колонну по росту; - два круга; - треугольник; - живую скульптуру " Звезда", " Медуза", " Черепаха"...(...) - Кто из вас лидер по натуре? Легко ли было отказать № 33. " Сад скульптур" Участники разбиваются на пары. Первый номер -скульптор, второй - глина, принимающая под рукой мастера причудливую форму. После пяти - семи минут работы скульпторы отходят от своих творений и " изваяния" застывают. Наступает время для " прогулки по саду скульптур" - приглашаем всех ваятелей полюбоваться работами коллег. Хорошо, если вы сможете дать скульптуре имя и ваша догадка совпадет с замыслом автора - ваятеля! Затем каждый возвращается к своей паре. По хлопку смена ролей - бывшая скульптура оживает, превращаясь в художника, а номер первый соответственно становится податливой глиной. № 34. " Болтуны" Это упражнение эффективно тренирует взаимодействие с партнером при максимальной концентрации и быстроте реакций. В каждом раунде будут участвовать четверо игроков в поле и две группы судей. Количество судей значения не имеет, так что порой можно всех зрителей разделить на две судейские группы, каждая из которых получает конкретное задание (об этом - дальше). Итак, первая игровая четверка выходит на площадку и выносит с собой два стула. Первый и второй игрок садятся на стулья друг против друга с небольшим интервалом. Третий и четвертый игрок располагаются вначале за сту- лом второго участника. (Это - их стартовая позиция, потом по ходу игры они смогут передвигаться по комнате.) Правила игры таковы. В течение двух минут первый игрок обязан повторять все движения второго игрока, выполняемые им произвольно: любые движения сидя, стоя, в движении по комнате... Кроме того, первому игроку предстоит отвечать на непрерывные вопросы третьего и четвертого игроков. Вопросы могут быть любыми. Когда иссякнет фантазия одного из спрашивающих, в дело немедленно включается второй. Обратите внимание, что в игре участвуют и Судьи. С большой буквы, потому что они самые справедливые и внимательные арбитры в мире. Одна группа судей будет следить за тем, чтобы первый игрок не пропускал движений партнера и повторял каждое из них. За каждый пропуск начисляется штрафное очко! Вторая группа следит за ответами на вопросы. Ответы могут быть абсолютно свободными, отличаться нелогичностью, отсутствием всякой связи с вопросом и т.д. Важно, чтобы прозвучала внятная реакция первого игрока на вопросы двух ассистентов и чтобы в своих ответах он не пользовался запрещенными предложениями: " ДА! ", " НЕТ! ", " НЕ ЗНАЮ! " Использование каждого запрещенного ответа также приносит штрафное очко. Игра продолжается в течение двух минут. Затем судьи первой и второй групп сообщают о количестве заработанных игроком штрафных очков. Результат записывается. После этого игроки меняются ролями: отвечать и повторять движения в течение двух минут будет теперь второй игрок (...) Вновь подведение итогов, запись и смена ролей: на этот раз игровые стулья занимают третий и четвертый участники, а первый и второй будут задавать вопросы.(...) Это задание можно проводить по очереди со всей группой, чтобы определить абсолютного чемпиона - того, кто набрал наименьшее количество штрафных очков. № 35. " По одному! " Здесь предложено два варианта упражнения, которое потребует от участников координации действий, максимальной сосредоточенности и терпения. ВАРИАНТ 1 Группа садится в круг. Задание: сосчитать от одного до двадцати одного, называя цифры по порядку. Каждый из участников за один раз может назвать не более одной цифры. Сложность в том, что не устанавливается никакой очередности. Наоборот, любой намек на установление игроками порядка вхождения в игру немедленно пресекается ведущим. Поэтому, как правило, несколько игроков, не зная о намерениях друг друга, одновременно вступают в игру и называют следующую по порядку цифру. В этом случае возвращаемся к исходной точке, и счет возобновляется с единицы. Партнеры должны проявить максимум собранности, чтобы предугадать действия партнеров и не назвать цифру одновременно с другими игроками. ВАРИАНТ 2 Итак, прошло немало времени, пока вы тренировались в умении понимать друг друга с полувзгляда. И в конце концов команде удалось досчитать до двадцати одного, не перессорившись и научившись самостоятельно отвечать за собственные просчеты и ошибки. Молодцы! Теперь попробуем выполнить сходное задание в другой форме. Прошу выйти на площадку десять - двенадцать добровольцев. (Упражнение эффективно при 8-15 участниках. При большем количестве затрудняется контроль, при меньшем - задание становится достаточно легко выполнимым.) Наши добровольцы проведут на площадке всего три минуты. Каждому из них придется то находиться в движении, совершая короткие сольные переходы, то зами- рать на месте... Что здесь сложного? Сложность заключается в том, что, как и в варианте со счетом, в этой модификации задания существуют жесткие и не столь простые для выполнения правила: - начинать движение по площадке и совершать переход может каждый раз лишь один из игроков команды. Одновременное начало движения двух или более участников приводят к их проигрышу и выходу из игры; - каждый сольный переход продолжается не более десяти секунд. Каждый из игроков в ходе игры может совершить любое количество переходов; - только когда предыдущий игрок остановился, следующий может начать движение (опять-таки не дольше 10 секунд!); - паузы между переходами не могут превышать трех секунд. То есть, если по счету " три" ведущего ни один из участников не начал движение, вся команда считается проигравшей. Есть вопросы? Всем понятны правила? Желаю успе-ха! (...) №36. " Спор песнями" Упражнение начинается с того, что каждый из участников выбирает для себя какую-то строку из песни. Многократно про себя и вслух проговаривает ее, пытаясь " присвоить" текст, интонацию, смысл строки. Затем режиссер приглашает участников разделиться на пары и выйти на площадку. Все получают одно и то же задание: побеседовать друг с другом, используя в качестве текста только избранные песенные строки. Режиссер обходит пары одну за другой, следит за их работой, определяет для каждой темы сцены, которые актерам придется исполнить. Скажем, начальник отчитывает подчиненного за проваленный проект. Текст у начальника: " Я другой такой страны не знаю...". У подчиненного: " Я люблю тебя, жизнь, что само по себе и не ново..." Добавлять или выбрасывать слова из строчки, менять их расположение нельзя. Можно произносить одно и то же слово на его же месте несколько раз, можно делить строку на сегменты и в каждой реплике использовать таким образом не весь текст, а лишь часть его... Обращаем внимание актеров на то, как скудность текста заставляет быть более выразительными в интонации, в жестикуляции и мимике. Напоминаем о том, что сила голоса, скорость, темп разговора - это характеризующие компоненты речи. Об этих " мелочах" мы как-то забываем, работая над образом. Участие в упражнении " Спор песнями" напоминает о важности невербальной выразительности. №37. " Диалог" В этом упражнении тренируем умение работать с текстом, продолжаем занятия по актуализации жеста и мимики. Несколько пар получают один и тот же фрагмент текста. К примеру, короткий диалог: —Здравствуйте —Здравствуйте —Что слышно —Все по-старому Я не забыл про существование в письменном языке знаков препинания, а намеренно не воспользовался ими. Каждая из пар, выходя на площадку, должна будет представить свой вариант текста, наполнить его собственным содержанием, а значит, собственной интонацией и знаками препинания, собственным толкованием образов героев... № 38. " Джибриш" Джибриш - это некая абракадабра, тарабарщина, отдаленно напоминающая собой язык В принципе, джибри-шу по желанию можно придать мелодику и фонетические особенности любого языка. Можно попытаться " го- ворить" " по-итальянски", " по-французски", " по-немецки"... А можно не оставлять языку ни его географическую, ни национальную особенности, а ограничиться лишь эмоциональной окраской речи. Тогда на джибрише можно и ссориться, и объясняться в любви, и читать доклады, и декламировать стихи... Объяснив особенности джибриша, просим актеров группами по два-три человека выходить на площадку. Каждая группа получает свой сюжет, некую конфликтную ситуацию или место, где разворачивается действие. Задание дается на карточке - зрители не должны знать заранее о содержании сцены. После этого актеры без подготовки играют сцену на джибрише, а зрители пытаются догадаться, в чем был смысл задания и справились ли с ним участники. В обсуждении обращаем внимание на то, что именно мимика, жест, интонационная выразительность оказались в этом упражнении единственными смыслообразу-ющими элементами. Звуковой образ текста наполнился " сыгранным" актерами смыслом. № 39. " Рассказ-зигзаг" Делим группу на две шеренги, стоящие друг против друга. Первый номер одной из шеренг начинает первое предложение некой истории, которая будет создаваться здесь же, " на глазах изумленной публики". Следующее предложение придумывается и произносится первым номером второй шеренги. Эстафету подхватывает второй номер первой шеренги, затем - второй номер второй и так далее. Последний участник второй шеренги обязан завершить историю. Упражнение требует находчивости, умения работать с партнером, выстраивать композицию. У рассказа-зигзага есть несколько модификаций. Провести это упражнение можно как игру с мячиком. Начнем с составления простых предложений. Один уча- стник говорит слово, бросает мяч следующему, тот добавляет свое слово и перебрасывает мяч дальше. Когда эта часть упражнения уже не вызывает сложности, можем ввести новый элемент. Группа рассредоточивается по комнате. Мяч у ведущего. Он произносит первое предложение рассказа и бросает мяч любому из участников. Тот ловит мяч, продолжает рассказ и передает эстафету следующему игроку... Упражнение продолжается до логического завершения текста. № 40. " Рассказ - эстафета" На сцене 3-5 участников. Режиссер предлагает одному из игроков остаться, остальные участники выходят за дверь. Оставшийся в комнате актер получает от режиссера пословицу (название песни, сказки...). В комнату приглашается очередной игрок, которому первый участник должен передать жестами и мимикой полученную от ведущего фразу. Затем второй игрок в своем " показе" пытается объяснить смысл пословицы третьему участнику и так далее. Группа выигрывает, если последний вошедший в комнату игрок команды безошибочно называет загаданную изначально фразу. Одна из разновидностей упражнения - не выводя участников групп за дверь, выстроить их в колонну спиной к ведущему. Ведущий разворачивает к себе лицом первого игрока и сообщает ему задание. Тот, коснувшись следующего участника, дает ему команду развернуться и передает мимикой и жестом полученную фразу. Поняв смысл " показа", второй игрок разворачивает третьего, и так - до последнего участника в колонне... №41. " Кто есть кто" У этого задания тоже есть несколько вариантов. Первый. Вызывается пара актеров. Им дается от тридцати секунд до минуты, чтобы решить: - кто они, что за образы представляют? - в чем суть конфликта между ними? - где и когда происходит действие? Когда выделенное на подготовку время закончится, пара представляет свою импровизационную сцену. Задание для зрителей: суметь разобраться в происходящем и правильно ответить на приведенные выше вопросы. Второй. Приглашается пара актеров. Один из них должен начать некое импровизационное действие по своему выбору. Второй участник упражнения в течение полуминуты пытается понять, что происходит (ответить на приведенные выше вопросы). По хлопку ведущего он выходит на площадку с целью включиться в сцену и стать партнером своего товарища по импровизации. №42. " Реклама" Одно из очень эффективных упражнений в создании атмосферы доверия, сотрудничества, совместного творчества. Группа разбивается на пары. Важно проследить за тем, чтобы вместе оказались люди как можно менее знакомые друг с другом. Ведущий объясняет задание. - Представьте, что каждый из вас - член закрытого Как практически будет проходить прием? Вы разбились на пары. Каждый из участников пары подумает несколько минут и расскажет своему партнеру об одном своем положительном качестве. Качество это может быть любым, но значимым. В свою очередь, рассказавший о себе выслушивает мнение партнера о том качестве, которое выделяет его среди других людей и позволяет претендовать на прием в члены клуба. После того как вы поделились друг с другом информацией о своем положительном качестве, вам придется поломать голову над тем, как в театрализованной форме представить перед старожилами клуба достоинства товарища. Отрекомендовать его вы можете любым максимально эффективным способом. Например: - " интервью", представляющее героя в теле- или радиостудии; - рисунок, комикс, шарж с последующим театрализованным комментарием;
- инсценировка, представляющая личные качества кандидата; - комментарий спортивного обозревателя (если ваш герой делает успехи в спорте и именно здесь проявляются его человеческие достоинства, упорство, надежность, сила воли), - репортаж с выставки, концерта, конкурса (при условии, что достижения вашего героя проявляются именно в этой сфере деятельности)... Нет ограничений в выборе жанра рекламного выступления. Все, чем богата ваша фантазия, может оказаться удачным. Позаботьтесь лишь о том, чтобы избранная форма максимально отражала содержание вашего представления. Еще одна важная деталь: рассказывая о достоинствах человека, не забудьте назвать его имя! Всем понятно задание? Есть вопросы? Пары приступили к работе! (...) - Заканчиваем знакомство с партнером. Уточните по Эти двадцать минут ведущий проводит в работе с участниками, переходя от пары к паре, стимулируя работу над рекламой. Иногда придется посоветовать, какая форма будет наиболее актуальна для рассказа о том или ином качестве, помочь преодолеть стеснение в восхвалении пока что малознакомого человека перед другими малознакомыми людьми. Нередко вмешательство и поддержка режиссера потребуются даже на более раннем этапе, когда участники пары рассказывают друг другу о своих достоинствах. Порой можно услышать от молодого актера: " А я не знаю, какие у меня положительные черты! " Выясняется, что для многих проще определить, в чем они слабы, несовершенны, чем назвать качества, которыми человек вправе гордиться. Иногда черты характера подменяются названием достижений: " Я - лучший в классе ученик", " У меня - первое место в городе по плаванию! "... В таких случаях пробуем перевести достижения на другой язык что помогло мне добиться такого яркого результата? Упорство? Сила воли? Стремление довести дело до конца? (...) - Внимание, объявляется минутная готовность! Просьба всем собраться в зале клуба на церемонии приема новых участников! Сейчас нам предстоит познакомиться с новыми кандидатами. Если рекомендация, представленная вам, уважаемые члены клуба, покажется достаточной и убедительной, прошу своими аплодисментами утвердить решение о приеме в члены клуба. А теперь я приглашаю на сцену первую пару участников! (...) После того, как все пары представили друг друга, выясняем, что дала каждому работа над заданием. Отмечаем оригинальные идеи и удачные выступления, дружественность атмосферы и важность поддержки. Доброе слово и кошке приятно! №43. " Действенное зеркало" Упражнение " Зеркало" давно и хорошо известно, успешно применяется в театрально-педагогической практике. Точное повторение движений, мимики партнера - это, кроме всего, и отличная тренировка в понимании его психофизического состояния, диалогичности, совместимости, человеческой и профессиональной " подстройки". " Действенное зеркало" - это задание, воспитывающее в каждом актере умение видеть, слышать и воспринимать партнера здесь и сейчас. Реакция " вживую" на изменения конфликта, ситуации на сцене, а не игра результата - это основа сценической правды, которую мы пытаемся воспитать у актеров. Чтобы добиться органического взаимодействия, дадим двум участникам задание, где истинные намерения каждого остаются секретом для другого. Это потребует постоянного контроля за партнером, создаст, если можно так выразиться, предпосылки для " творческой слежки". Пара получает общее задание. Но у каждого участника есть еще и отдельная инструкция, уточняющая его собственную актерскую задачу. Например: конфликт матери и дочери. Дочь уходит на вечеринку, оставляя мать одну в праздничный вечер. Между девушкой и матерью происходит эмоциональное объяснение. Мать пеняет дочери на равнодушие: " Даже в такой день ты оставляешь меня! Ты подумала о том, каково мне будет праздновать одной в пустой квартире!?! " Комментарий для матери: она сознательно манипулирует чувствами дочери, чтобы услышать от нее: " Мама, ты нужна мне! Я с тобой! " На самом деле при всем одиночестве, чувстве ревности мать счастлива: дочь пригласил молодой человек, может быть, начнутся какие-то серьезные отношения, и, кто знает, она влюбится. Выйдет замуж... Комментарий для дочери: она стесняется незнакомой компании, вообще не любит шумных сборищ. Да и парень, пригласивший ее, не особенно приятен... В общем-то она согласилась уйти только под материнским напором: всегда та плачет и жалуется: " С такой разборчивостью до старости проходишь в девках, а я внуков хочу нянчить! " Так что разговор, затеянный матерью у порога, как раз кстати - теперь с чистой совестью можно остаться дома и провести праздничный вечер вместе. Другая ситуация. Двое друзей. Какое-то время назад один из них занял у товарища немалую сумму денег и сейчас пришел, чтобы вернуть долг. Комментарий для давшего взаймы: судя по виду вашего друга, по тому, что вы слышали о его положении, деньги ему по-прежнему необходимы, даже еще больше, чем раньше! Вы обязаны поддержать товарища и решаете не принимать денег, вам они не к спеху, а для него -спасательный круг! Комментарий для должника: ваша отличительная черта - гордость. Вы никогда не позволите себе просрочить возврат долга, даже если для этого придется перезанимать деньги у других и влезать в еще большую кабалу. Долг платежом красен! Нужно безоговорочно расплатиться с приятелем. Итак, оба актера получили задания противоположного характера. Кто из них сможет добиться своего, оставаясь при этом органичным и достоверным? (...) Кстати!!! На принципе " действенного зеркала" построена целая игра - упражнение " Детектив". №44. " Детектив" Приблизительно половина или даже две трети участников группы получают записки с единственным словом " СЛЕДОВАТЕЛЬ". Остальные получают записку со словом " ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ" и с определенным заданием, которое связано с конкретной изучаемой темой. Скажем, если сейчас актеры работают над походкой персонажа, тогда задания будут: " косолапить", " идти маршевым шагом", " шаркать", " пружинистый шаг", " твоя обычная походка"... Дня темы " Эмоции" подойдут задания: " грустный", " озабоченный", " тревожный", " удивленный", " восторженный"... Понятно, что никто из участников не раскрывает другим содержания своей записки. Смысл состоит в том, что " следователи" должны определить " подозреваемых" и отгадать их тайное задание. Каждый же из " подпольщиков" выполняет свою личную задачу так, чтобы не быть опознанным " следователями" и, в свою очередь, определить, кто среди участников " свой", а кто - " противник". В ходе игры стороны могут прибегать к различным уловкам. К примеру, " следователи" могут попытаться втереться в доверие к " подозреваемым", подражая их движениям и так далее... №45. " Я вхожу в..." Это, без сомнения, одно из сложных упражнений. Не стоит рассчитывать, что первые опыты будут успешны: такая массовая импровизация требует от начинающих актеров и техники, и умений, и прекрасного чувства партнера... Однако, как тренировочное упражнение, как попытка продемонстрировать, насколько театр - искусство многоплановое и синтетическое, задание это может быть вполне уместным. Из группы приглашается один доброволец. Его задание - определить для себя какое-нибудь общественное место (магазин, парк, библиотека, стадион, банк..). Упражнение начнется по сигналу режиссера с того, что актер-доброволец " входит" в выбранное им место и начинает импровизировать с текстом или без него. Он не называет место действия впрямую, но дает остальным участникам - зрителям внятные намеки. Скажем, войдя в " банк", он может обратиться к воображаемому кассиру с просьбой открыть счет или выдать деньги; в " библиотеке" - поинтересоваться новинками литературы в читаль-
ном зале; в " магазине одежды" посоветоваться с продавцом при выборе покупки... Через полминуты после начала сцены, когда зрители смогли четко представить себе, какое общественное место выбрано ведущим актером, они могут выйти на площадку и подключиться к действию. Желательно заранее определить возможное количество участников, иначе вы рискуете увидеть на сцене шумную и плохо управляемую толпу (как правило, участие в упражнении хочет принять едва ли не вся группа!). Ограничив количество действующих лиц, проще проконтролировать, насколько актеры верят в избранные ими роли, ищут ли выразительные средства для образов, как чувствуют себя в предлагаемых обстоятельствах... Задача выходящих на площадку актеров - сыграть образы людей, которые могли бы находиться в данном месте и быть при этом либо частными лицами (пассажирами, покупателями, читателями, посетителями...) либо исполнять определенные профессиональные функции. Скажем, если местом действия избран банк, то для новых участников сцены открываются возможности сыграть роли кассира, охранника, заведующего отделом, инкассатора, посетителей банка, уборщицы и т.д. Среди героев сцены " В супермаркете" могут оказаться продавцы, кассиры, грузчики, представители фирмы, рекламирующие новую продукцию, покупатели. После того как все участники вышли на площадку в той или иной роли, сцена продолжается еще три-пять минут. Важно, чтобы каждый из актеров исполнил свою роль максимально естественно. В этом упражнении бытовая достоверность гораздо значимее театрализации и яркости. Ведь не каждый день грабят банк, когда мы находимся в нем, а очередь в супермаркете не всегда заканчивается дракой или инфарктом... Найти детали обытов-ленного действия, присвоить себе внятную роль и сделать выбранный образ частью многофигурной импровизации - вот чем определяется успех или провал в дан- ном задании. Режиссер на правах одного из участников тоже может подключиться к сцене, чтобы проверить степень веры актеров. Он может начать спорить с " кассиром", ссорясь, хватать за руку " директора супермаркета", зайти в " читальный зал библиотеки" плачущим, потерявшим родителей мальчишкой... Тем самым проверяется аутентичность реакций партнеров, органичность театральной игры. №46. " Машина" Упражнение тренирует разнообразные актерские умения: спонтанность, работу с партнером, ощущение ритма сцены, пластичность, выразительность тела... Группа может выстроиться на площадке в круг или в цепочку. Можно предложить участникам выходить на упражнение из строя по очереди либо по желанию в зависимости от готовности. Но так или иначе оговариваем темп упражнения: пауза между участниками не должна превышать трех-пяти секунд. Смысл задания в выполнении простого алгоритмизированного действия. К движению можно добавлять и звук Первый участник начинает свое действие. Второй после секундного раздумья выходит на площадку и подстраивается к движению первого. Желательно, чтобы между действиями возникала какая-то взаимосвязь: причинно-следственная или эмоционально-действенная оценка происшедшего. Третий актер, оценив за короткую паузу, что происходит с уже действующими частями механизма, добавляет к существующему свое новое движение. Так же, как первые два участника, он продолжает возвращаться к избранному действию вновь и вновь, как заводная кукла... Так от актера к актеру работа " машины" становится все более и более многоуровневой. Возникают логические связи, и вся цепочка продолжает работать до тех пор, пока последний участник не подключится к упражнению. Если " машина" работала ритмично, слаженно, бесперебойно, если была достигнута логическая согласованность действий каждого из партнеров с работой всего механизма, то мы можем увидеть целую развернутую сцену. Вот, к примеру, " машина", созданная на одной из репетиций. Первый актер дает пощечину пока что отсутствующему на сцене партнеру, Второй, оценив ситуацию, выскочил на сцену " под удар" и с криком " Ой! " хватается за щеку. Затем он поворачивается в сторону, прося жестами о помощи. Третий актер подстраивается ко второму, как бы воспринимая его жалобу. Он грозит первому участнику - " обидчику" - кулаком. Четвертый решил встать за спиной второго, он гладит его по голове и успокаивает-. " Ну не плачь! ". Пятый выходит на площадку и, уперев руки в бока, явно издевается над всеми участниками происходящей сцены. Шестой с равнодушным видом смотрит на дерущихся, поворачивается к зрителям и отсутствующим голосом произносит фразу: " Вот так всегда! ". №47. " Сказка в шесть кадров" Упражнение это поможет отработать с группой сразу несколько умений: игра с партнером, структурирование текста, основы мизансценирования, использование мимики и жеста. Суть задания такова. Берется известная сказка, и определяются ее " сюжетные узлы", то есть те места действия, которые наиболее важны в сюжете. Возьмем, к примеру, " Красную Шапочку". В ней мы обнаружим шесть таких узлов (именно поэтому упражнение и названо сказкой в шесть кадров, хотя есть и другие, гораздо более длинные и сложные истории, где шестью сюжетными узлами мы никак не обойдемся!). Итак, " Красная Шапочка"... 1. Мама отправляет Красную Шапочку к Бабушке. 2. Красная Шапочка встречается в лесу с Волком. 3. Волк попадает к дому Бабушки. 4. Волк съедает бедную Бабушку. 5. Волк пожирает Красную Шапочку. 6. Торжество справедливости - Охотники убивают Волка и освобождают съеденных персонажей! Теперь мы должны будем сыграть сказку. (Если группа большая, имеет смысл разделить ее на несколько подгрупп по 4 - 7 человек в каждой.) Но играть ее мы будем особенным способом: без движения и без слов. Представим сказку как серию рисунков к ней или фотографий. То есть каждая иллюстрация - это застывшая сцена, остановленный фрагмент действия. Тогда, увидев картинки одну за одной по порядку, мы как будто прочтем всю сказку от начала и до конца. - Скажите, пожалуйста, наши сцены будут играться в -Нет! - Вы сможете общаться между собой, разговаривать, -Нет! - А как же зритель сможет разобраться в том, что про Тут-то и начинается наше совместное размышление, и мы выясняем следующее: 1. Даже в стоп-кадре мы можем сохранить иллюзию движения. Для этого ваши фризы должны быть динамичными - как будто еще секунду назад персонажи двигались и застыли на пике действия! Все позы, жесты должны быть максимально выразительными. 2. Мимика - вот второй ваш помощник Нейтральное, ничего не выражающее лицо не несет зрителю никакой информации. Эмоции героя, его отношение к происходящему мы обязаны выразить лицом — маской. 3. Картинка, которую выстроит группа, должна быть внятной и четкой. Для этого всегда помните о зрителе, СТАРАЙТЕСЬ РАБОТАТЬ НА ЗАЛ ЛИЦОМ, А НЕ СПИНОЙ. СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ ИСПОЛНИТЕЛИ НЕ ЗАГОРАЖИВАЛИ ДРУГ ДРУГА. Используйте правильно все пространство сцены, не скучиваясь в одном месте и не оставляя пустыми края сцены. Прежде чем начать работу над постановкой сцен, предлагаем участникам следующий порядок работы. 1. Обсудить количество сюжетных узлов - картинок в сказке. 2. Определить количество действующих лиц. (Выясняем, кто из героев действует на протяжении всех сцен, а кто появляется лишь в части из них. При необходимости решаем, кто из актеров будет играть несколько различных ролей в разных сценах.) 3. Те, кому не досталось ролей, все равно участвуют в стоп-кадрах. Они исполняют роли зверей, предметов, деревьев и т. д. 4. Выстраиваем стоп-кадры по очереди, один за другим. Запоминаем мизансцены. Шлифуем мимику, жест. Отрабатываем четкость и быстроту перехода от сцены к сцене. После двадцати - тридцати минут репетиций приглашаем группу (или группы) на сцену. По команде " стоп! " актеры застывают в первом кадре - сцене. Вместе со зрителями обсуждаем картинку. Пытаемся определить, какую роль исполняет каждый из актеров. Обращаем внимание на выразительность и точность мизансцен. По хлопку ведущего группа перестраивается на следующую картинку. Вновь команда " стоп! " и разбор. Хлопок - третий кадр - " стоп! " - Разбор... Когда показ закончен, аплодисментами благодарим актеров за спектакль и приглашаем на площадку следующую группу с ее вариантом " сказки без слов".(...) В конце обсуждаем, чему научилась группа в ходе репетиций и спектакля. Как складывались отношения между актерами в период подготовки? Кто был лидером? Кто взял на себя функции сценариста, режиссера? Легко ли определились сюжетные узлы, можно ли увеличить (уменьшить) их количество? Возвращаемся к важности языка тела, мимики актера. Объясняем, что мизансцена -это не просто " место, где я стою во время спектакля", а язык режиссера. Каждая мизансцена - определенный знак, наполненный смыслом.
|