![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приключения в лабиринте.
Встреча эта начинается с разговора о том, насколько важна в нашей жизни вообще, а в театре в частности атмосфера взаимоподдержки, доверия, сотрудничества. - Ни один успешный театральный проект или спектакль невозможен без совместных усилий многих людей. Эпоха одиночек закончилась. На смену Тарзану и Джеймсу Бонду пришли группы действующих лиц. Компании персонажей. Так и на театре. Даже если кто-то из вас станет в недалеком будущем признанной звездой Бродвея, все равно залогом вашего успеха станет собственный талант плюс слаженная работа профессиональной творческой группы. Драматург напишет для вас блестящий текст роли, режиссер займется постановкой спектакля с вашим участием, продюсер обеспечит финансовую и административную поддержку проекта, художник продумает и создаст эффектные декорации и костюмы, композитор напишет проникновенную музыку, бутафор организует необходимый реквизит, осветитель позаботится о световой палитре спектакля, специалист по рекламе проведет кампанию, которая приведет к кассам театра тысячи желающих. Здесь в работу включатся кассиры, продающие билеты, уборщица, приводящая в порядок зал, рабочие сцены, монтировщики декораций, гример... Одна из сложностей и опасностей актерской профессии (и одна из волнующих радостей ее!) - это непредсказуемость результата. Каждый раз, выходя на сцену, актер ступает на некую тайную тропу, входит в волшебный лабиринт, который может вывести его к успеху, аплодисментам, цветам и благодарным улыбкам зрителей, а может... завести в тупик Чешский драматург и прозаик Карел Чапек так писал об этой опасности в очерке " Как ставится пьеса? ": " Театр - сродни военному искусству и азартной игре в рулетку. Никто заранее не знает, каким получится спектакль. Ибо театральный спектакль - не столько выполнение намеченного замысла, сколько преодоление бесчисленных и неожиданных препятствий. Каждая планка в декорациях, каждый нерв в человеке могут внезапно лопнуть... И хотя они обычно не лопаются, атмосфера в театре всегда остается напряженной. Иначе просто не может быть! " Чтобы ориентироваться в этом непростом мире, нужно верить в себя, в партнера, нужно уметь концентрироваться на достижении цели. Для начала попробуем потренировать эти качества в упражнении " Прятки ночью" (см. главу " КВС - контакт, взаимодействие, сотрудничество"). Если время позволяет, то можно использовать любую из модификаций упражнения " Поводырь" из той же главы " КВС". - Ну, а сейчас, после того как вы размялись и убедились в надежности своих товарищей, можно приступить к основному приключению. Сегодня нас ждет Волшебный Лабиринт. Почему лабиринт, думаю, вы запомнили с нашей первой встречи. Мы говорили о том, что в творчестве нет никаких гарантий. Иногда тропа выводит нас к успеху, иногда приходится долго блуждать, пока выйдем на нужную дорогу, а порой - что скрывать - мы оказываемся в тупике. Выйти из него непросто, но необходимо. А вот почему наш лабиринт волшебный, мы узнаем в конце встречи. Тогда же и обсудим, как проходило наше необычное путешествие. А сейчас разбейтесь, пожалуйста, на пары. Мы начинаем игру! №52. " Лабиринт" На полу чертится мелом или отмечается цепочкой из положенных один за другим стульев маршрут. Он представляет собой извилистую тропинку длиной в 3 - 5 метров и шириной около метра. Один участник из каждой пары начинает игру как ведущий, второму завязывают глаза -он ведомый. Его задача пройти по маршруту и не заплутать в лабиринте. Ведущий дает указания словами: влево, вправо, два шага в сторону и так далее. Ему нельзя касаться ведомого руками и как-то, кроме слов, руководить действиями партнера. Для каждого определяется время прохождения лабиринта. Затем участники меняются ролями, и засекается время, за которое второй участник прошел лабиринт. Определяется общее время пары. В конце можно назвать пару-победительницу - ту, которая прошла маршрут за кратчайший срок. ...Итак, все разбились на пары и готовы к игре. Скажите, вы все уверены в своих силах? В надежности партнеров? Бывало ли, что в состоянии напряжения вы теряли над собой контроль и забывали самые простые вещи? Например, все знают, где лево, право? Вперед и назад? Покажите, пожалуйста, рукой эти направления! Вы уверены, что даже в сложной ситуации не перепутаете эти понятия? Что ж, прекрасно! Вот несколько вещей, на которые я хотел бы обратить внимание участников до начала игры: - ведущий несет полную ответственность за ведомого. Он четко и вовремя предупреждает его о всех возможных опасностях и преградах; - большая просьба ко всем без исключения участникам: запомните, пожалуйста, все свои ощущения, эмоции в двух ролях - ведущего и ведомого; - задания зрителям: успех зависит и от вас. Соблю Ну, а сейчас я приглашаю на площадку первую пару. Успеха вам! (...) Закончилось путешествие по лабиринту. Объявляются итоги и победители. Вслед за этим начинается обсуждение хода игры. Что чувствовали участники? Что увидели со стороны зрители? Кто запомнил и может продемонстрировать на площадке типичный " язык тела" проходящего лабиринт игрока? Обращаем внимание на то, как изменилась пластика человека, лишенного возможности видеть окружающий мир. Он напряжен, неуверен, медленно передвигается в пространстве... После завершения обсуждения предлагаем разбиться на пары или группы и даем очередное задание. - Придумайте и сыграйте сцену, в которой пройден Каждая пара или группа по очереди показывают сцену. Играется она с открытыми глазами, но память эмоциональная, мышечная должны постоянно присутствовать, напоминая актерам о том, как тело и чувства отзывались на ходьбу по лабиринту. Как передать зажим тела, напряжение спины, дрожь в коленках... Как вспомнить и воспроизвести уже в иной ситуации то, о чем вспоминали игроки сразу после упражнения: сухость во рту, изменившийся ритм ходьбы, чувство ответственности за товарища и многое-многое другое... Подводятся итоги занятия. Разговариваем с учениками о том, как важно быть одушевленной " копилкой": запоминать походки, характеры, лица, запахи, физические и эмоциональные ощущения, чтобы потом при необходимости вызвать их в памяти и использовать на сцене. Прощаясь, просим принести на следующую встречу рассказы или рисунки (можно и рассказы, и рисунки!) о тех событиях в жизни молодых актеров, которые вспомнились им в связи с упражнением " Лабиринт". После одной из встреч " Приключения в лабиринте" пятиклассники принесли коротенькие сочинения о своих впечатлениях. Вот выдержки из нескольких работ: " Когда я вел товарища по лабиринту, то мне казалось, что я стал его частью. Но мне было запрещено приближаться к нему и заходить на территорию лабиринта. Это создавало особое напряжение в игре".
|