Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Темп и ритм
Понятия " темп" и " ритм", столь важные для сценической работы, лежат в основе этой тематической цепочки упражнений. Ритм - это равномерное чередование каких-либо элементов в звучании или в движении. Например.- ритм танца, музыкальный ритм. Темп - степень быстроты в осуществлении чего-либо: быстрый темп, медленный темп. Понятие темпа на сцене связано с тем, насколько энергично действие. Темп зависит от эмоционального переживания героев, от накала конфликта. Объединяя темп и ритм в понятие темпоритм, мы таким образом определяем не только длительность сцены по времени, скорость реакций, действий, речи, но и увязываем энергию действия с энергией и силой эмоционального переживания, его насыщенностью. Актеру очень важно " попасть" в нужный темпоритм. В этом случае он будет соответствовать и жанру пьесы (ведь темпоритмы комедии, трагедии и драмы различны), и режиссерскому замыслу (не " затянуть" спектакль и не " заторопить" игру!). После такого короткого вступительного слова о важности понятий темпа, ритма, темпоритма в театре проведем несколько упражнений разминки. №53. " Биологические часы" Чтобы успешно справиться с ритмическим рисунком роли, темпом спектакля, актеру нужно точное ощущение времени. У каждого из нас есть внутренние " биологические часы". Они помогают нам определять, сколько времени прошло, они влияют на распределение нашей активности в течение дня, они " виноваты" в том, что приблизительно в одно и то же время мы хотим спать, есть и просыпаемся даже тогда, когда забыли завести будильник.. Оказывается, ритм жизни человека зависит во многом от движения Солнца, фаз Луны и космических влияний. Издавна существует целая отрасль науки, которая называется хронобиология. И если когда-то считали, что рекомендации специалистов в этой сфере знаний -это шаманство или, в лучшем случае, - отговорка для лентяев, то сегодня кривые суточной активности организма воспринимаются как самое обычное и общепринятое явление. Оказалось, что в новолуние человек наименее активен, и наоборот - на период полной луны приходится пик нашей активности. В 4-й, 8-й, 11-й, 15-й, 22-й и 29-й дни лунного цикла происходит большинство аварий, несчастных случаев, обостряются хронические болезни. Мало того, наш организм зависит и от времени суток Все наши клетки снабжены миниатюрными " биологическими часами". При всем отличии каждого человека от массы других людей ученые нашли и то, что нас объединяет. Скажем, большинство детей рождается между полуночью и четырьмя часами утра. С трех до шести утра - период, наиболее тяжелый для организма, большинство смертей происходит именно в это время. Завтракать лучше всего с семи до девяти утра, а обедать с часу до трех. И не потому, что в это время прибежала с работы мама, чтобы накормить свое чадо супом, а потому, что именно в эти часы наиболее активен кишечник. А в вечерние часы с пяти до семи хронобиологи называют " часами вкуса, музыки и ароматов" - именно эти чувства обострены у большинства людей... Насколько каждый из нас знаком со своими " биологическими часами", мы сможем проверить, проведя несложное упражнение. Закройте глаза и сядьте поудобнее! Услышав хлопок, попытайтесь, пользуясь лишь внутренними ощущениями, определить длительность минуты. Тот, кто решит, что с момента хлопка уже прошло 60 секунд, тихонько встанет, подойдет ко мне, и я скажу, сколько времени прошло в действительности. (...) В конце упражнения выясняем, что лишь немногим удалось правильно определить длительность минуты. Часть участников может ошибиться в ту или иную сторону почти на 20 секунд! Чувство времени можно и нужно воспитывать. Простейшее упражнение, которое мы выполнили, может помочь в этом. № 54. " Повторяй за мной! " Следующее упражнение даст представление о ритме, научит различать ритм постоянный и переменный. После него участникам становится понятно, что на основании одного-единственного звука или движения мы не можем судить о ритме: для этого нам потребуются два или больше действий (звуков) и длительность пауз между ними... Упражнение заключается в том, что ведущий отбивает в ладоши ритмические фразы и все участники повторяют за ним. На примерах разбираем отличие ритма постоянного от ритма переменного, добиваемся слаженной реакции группы - хлопок должен звучать как один удар, а не размазываться на хлопки ладоней отдельных участников. №55. " Ритм - ритм" Это прекрасное упражнение для тренировки чувства ритма, концентрации и отработки скорости реакции. Группа становится в круг. Ведущий тоже находится в кругу и объясняет правила: - Вы, конечно, помните, как в предыдущем упражнении мы решили, что один звук или движение не дают нам представления о ритме. Для того чтобы знать, о каком ритме идет речь, нам необходимо несколько звуков (движений) и паузы между ними. В том упражнении, которое мы проведем сейчас, ритм буду задавать я. Как это будет происходить? Я делаю два хлопка и выдерживаю между ними паузу. Вам придется заданный мной ритм сохранить и повторить по кругу. Как узнать, в какую сторону вы будете продолжать ритмическую цепочку? Это несложно: если, ударив в ладоши, я всем корпусом поворачиваюсь влево, то игрок слева от меня продолжает задание. Если я повернулся резко вправо, значит, полученный от меня ритм вы будете передавать по кругу в правую сторону. Причем только я, подчеркиваю - я один из всего круга - делаю два хлопка. Каждый следующий за мной игрок должен выдержать необходимую для заданного ритма паузу и добавить свой единственный хлопок, следующий игрок после необходимой паузы - свой хлопок и так далее, пока круг не замкнется. Если вы не ускорили и не замедлили ритм, то цепочка окажется точным продолжением заданного мной образца. В идеале, закрыв глаза, мы должны получить представление о том, как будто не целая группа людей стоит и по очереди хлопает в ладоши, а один человек отбивает четкий ритм. Если ритмическая цепочка точна, то я остаюсь стоять лицом к центру круга, и тот же ритм продолжается дальше. Но как только я захочу поменять ритм, я резко повернусь корпусом вправо или влево и двумя хлопками с паузой между ними задам начало новой цепочки. После объяснения задания делаем несколько пробных кругов. Меняем ритм время от времени, то затягивая паузу между хлопками, то практически не оставляя временного промежутка между звуками. Проверяем, что правила поняты и усвоены всеми без исключения. Начинается настоящая игра. Тот, кто вступил не по очереди, сбил ритм, не выдержав паузу необходимой длительности, - садится в круг.(...) Играть можно либо на время, либо на выбывание до финала (ведущий + победивший игрок). Завершив работу с ритмом, переходим к отработке понятия " темп" в нескольких практических упражнениях. №56. " Пять скоростей" Итак, все мы помним, что темп - это степень быстроты в осуществлении чего-либо. В обыденной речи слово " темп" мы заменяем словом " скорость" и говорим о скорости сверхзвукового самолета или скорости черепахи... Нам предстоит сейчас превратиться в людей, у которых из множества различных темпов - скоростей есть только пять. Внимательно смотрите на меня, потому что сейчас я продемонстрирую вам все пять скоростей, которыми обладает наш герой. Первая скорость - едва передвигаюсь. Все тело будто заморожено. Эта скорость требует от актера немалого напряжения и умения владеть своим телом, не делать резких движений, все выполнять плавно. Даже речь моя при первой скорости иная: все, что произносится, говорится о-ч-е-н-ь - о-ч-е-н-ь м-е-д-л-е-н-н-о... При второй скорости темп чуть-чуть ускоряется. Любое движение, речь, все, что бы мы ни делали, происходит быстрее, чем на первой скорости, но еще не в обычном темпе. Третья скорость - это обычный повседневный темп движения каждого из вас. У кого-то это происходит чуть быстрее, у кого-то чуть медленнее, но никаких особых усилий при третьей скорости нам совершать не нужно.
Остаемся сами собой! Живем в привычном темпе! Здорово, не правда ли, но, как говорится, " жизнь - это не пикник". Порой приходится поднапрячься, поторопиться, попотеть, прежде чем достигнешь чего-то. В общем, переходим к следующей - четвертой скорости. Четвертая скорость - это ускоренный темп. Как правило, так мы существуем, когда напряжены, что-то тревожит нас, создает дискомфорт, волнение, напряжение. Хотя тот же темп может быть признаком и приятного возбуждения, нетерпения, связанного с ожиданием чего-то необычного, радостного. Четвертая скорость выше обычной. Порой в движениях, речи героя мы замечаем торопливость, суетливость, нервозность... Пятая скорость - почти бег. Все происходит в темпе, преувеличенно быстром. Торопимся, опаздываем, бежим, говорим взахлеб, размахивая руками, яростно жестикулируем... Теперь, когда вы знакомы со всеми пятью темпами -скоростями, выйдите, пожалуйста, на площадку, и попробуем вместе просуществовать в каждой из скоростей. Я называю номер скорости, а вы пытаетесь практически освоить ее. Заставьте весь организм переключаться быстро и точно со скорости на скорость. Дайте команду мышцам запомнить разницу между темпами.(...) Прекрасно! Можете занять свои места. Теперь каждому из вас придется сдать личный экзамен. Кто из вас первым выйдет на площадку? Аплодисменты самому смелому! Итак, начинаем движение на третьей скорости (...), переходим на вторую (...) Не нужно замедлять темп настолько, это уже скорость между первой и второй. Попытаемся быть точными и двигаться именно в заданной второй скорости! Спасибо. Пятая скорость! (...) Хорошо. Следующий участник - прошу на площадку. (Идет индивидуальная проверка. Каждый из играющих получает три-четыре скорости и в течение 5-10 секунд демонстрирует движение в этих темпах. Ведущий при актив- ном участии зрителей оценивает и комментирует соответствие темпа исполнения заданной скорости.) Теперь усложним задание. Я приглашаю на площадку тройку участников и каждому присваиваю номер: первый, второй, третий. Номер скорости, который я буду называть - это задание для второго игрока. Первый участник должен " понизить" задание на единицу, а третий - " повысить" тоже на единицу. Таким образом, если вы слышите от меня цифру " четыре", то второй игрок движется в четвертом темпе, первый - в третьем (4 - 1), а третий - в пятом (4+1). Прозвучит цифра " пять", значит, второй - в пятом темпе, первый в четвертом, а третий? Третьему тоже придется включить пятую скорость. Потому что шестой не существует. То же самое произойдет, если будет названа, скажем, цифра " один": второй находится в первом темпе, первый останавливается и стоит (1 - 1 = 0), а третий двигается во втором темпе... Все эти расчеты вам придется делать быстро и самостоятельно по ходу упражнения. А сейчас первая тройка выходит на площадку!...Обратите внимание, чтобы каждый из игроков оставался именно в его собственном темпе, а не перескакивал на темп соседа. Следующий этап задания - обоснование темпа. Задание для всей группы: выйти на площадку и попробовать найти оправдание движения, существования каждого из актеров в темпе номер один. Пусть каждый подвигается по сцене, поищет физическое и эмоциональной состояние, которому подошел бы заданный темп. На эту работу вам дается три минуты. (...) После трехминутной репетиции - показ и обсуждение. Найдено ли соответствие между скоростью и психофизическим состоянием? Один из актеров изображает учителя, объясняющего урок в первом темпе. Подходит ли эта ситуация к заданию? По-видимому, для учителя, объясняющего материал, подойдет темп номер три, четыре, но никак не один! А вот одна из героинь другого сюжета бредет по аллеям парка. Она задумчива, грустит. Останавливается, глядя в небо... Здесь первый темп кстати. Подходит к заданию и сцена, в которой один из участников погрузился в чтение. Даже книжную страницу он переворачивает сверхмедленно, так заворожен интересным рассказом... Даем для репетиции и показа еще один-два темпа и работаем с ними.(...) Следующее задание. Разбейтесь на группы по 2 - 5 человек. Задание: придумать и отыграть сцену, которая подходила бы для определенного темпа (его определяет сам ведущий!). В течение десяти минут вы придумываете сюжет и репетируете, обращая внимание на то, что все без исключения действующие лица существуют в рамках сцены лишь в заданном темпе. Понятно, что ваша история должна логически подходить к полученной скорости или наоборот - скорость оправдана историей, которую каждая из групп представит. (...) Теперь, когда все группы показали свои варианты историй, мы видим, что самые различные события могут происходить в одном и том же темпе. №57. " Стульчик" Финальная часть заданий по теме 'Темпоритм" проводится со стулом. Кроме него нам потребуются доска и мел или большой лист бумаги и фломастер для записей. На доске записываются три цифры. Например: 3 - 2 -7. На середине площадки ставится стул. Мы продолжаем работать с различными темпами. На сей раз задание таково. Вы по очереди будете выходить на площадку, к этому стулу и выполнять три простых физических действия. Вам предстоит сесть на стул, посидеть на нем и встать. Очень просто, не правда ли? Теперь обратите внимание на доску. Здесь записаны три цифры. Что обозначает эта формула? Первая цифра - это количество секунд, за которые вам предстоит опуститься на стул из положения " стоя". Вторая цифра говорит о времени, которое вы проведете, сидя на стуле. А третья - тот временной отрезок, за который вам нужно будет ПОД- няться со стула (то есть перейти плавно из положения " сидя" в положение " стоя"). Проверим нашу формулу! Садимся, то есть опускаемся на стул не одним махом, а за три секунды. Наслаждаемся покоем две секунды. И целых семь секунд нам понадобится, чтобы встать! Давайте попробуем технически исполнить задание. (На площадку один за другим выходят несколько участников, выполняющих задание. На этом этапе все внимание - соответствию действий указанному времени. Точно ли ощущает актер время? Умеет ли правильно распределить его?) Итак, проверили наши " биологические часы", потренировались в сосредоточенности. Пришло время вспомнить о том, что мы - люди театра, а значит, и у этого задания есть перспектива превратиться в театральный этюд, игровую сцену. Сейчас вам предстоит не просто технически исполнить ту или иную формулу, которую я запишу на доске, а отыграть ее, оправдать театрально. Скажем, дана формула 5 - 1 - 1.Что за причина, по которой человек так медленно опускается на стул? Почему лишь секунду он сидит и порывисто (тоже всего за секунду) встает? Кто хочет предложить свой вариант сцены? Пожалуйста, на площадку! (Несколько идей показа: герой присаживается на стул, занятый разглядыванием чего-то вдали, быстро вскакивает, потому что стул свежевыкрашен. Герой садится медленно, опасаясь подвоха. Вскакивает оттого, что просмотрел маленький гвоздь, сел на него и порвал брюки...) ***** " Круг друзей" - так назвал я эту часть книги. Во многом - это определенная установка, концепция, как ни высокопарно, может быть, звучит это слово. Круг - наилучшая форма для занятий в группе: здесь все и каждый не только равны (нет ни первого, ни последнего), но и хорошо видят друг друга. Круг создает доверительность, интимность, сопричастность. Круг концентрирует внимание на том, что происходит внутри него, отсекая внешние раздражители. Круг защищает - у него есть и границы, и форма. Как вы успели заметить, большинство встреч, обсуждений, разборов этюдов и упражнений мы проводим именно в кругу (хотя и учебный полукруг - форма удобная и принятая в ходе занятий). ...Без малого двадцать лет я занимаюсь любительским молодежным театром. И никогда, ни в одной из групп я не проводил модных сегодня " аудиенций", не устраивал экзаменов и конкурсных прослушиваний. Я убежден, что круг театра должен быть открыт для любого, кто заражен вирусом сцены, ведь все мы хотим любви обоюдной! В самодеятельном театре представление о собственной звездности, элитарности, недосягаемости - губительно. Атмосфера доброжелательной открытости, доверия, глубочайшего понимания ответственности и жесткий принципиальный спрос за пренебрежение интересами коллектива воспитывают самодеятельного актера. Вы скажете, что в этом перечне отсутствуют профессиональные актерские умения и навыки, что молодежная театральная студия - это не подростковый клуб, основной задачей которого является воспитание личности. И все же... Могу сослаться лишь на собственный опыт. Практически не было случая, когда динамика группового развития театрального коллектива не стала бы катализатором и личного профессионального роста ребят. У кого-то происходил чудесный скачок в умениях. У других эволюция - освобождение от зажатости, комплексов, привыкание к сцене и освоение ее законов - заняла месяцы и годы. Но ни один - повторяю, ни один - не остался в итоге на скамейке запасных. Наш общий тесный круг друзей, людей, преданных театру, любящих быть и работать вместе принимал всех. Я рад, что сегодня к нашей компании присоединился и ты, уважаемый читатель!
|