![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отпервоголица
этой части книги речь пойдет о проекте, который недавно отметил свое пятилетие. Автору хотелось бы надеяться, что и после этого скромного юбилея программа " Драма. Импровизация. Дилемма" (в рабочем названии - " Драма - дилемма", " Театр - дилемма" или сокращенно " ДИД") продолжит активную творческую жизнь, вновь и вновь собирая под свои знамена подростков. Кстати, флаг в действительности имеется - белое полотнище с вышеприведенными буквами и двумя театральными масками. Ритуал подъема, спуска и передачи флага - одна из традиций проекта. ...В 1993 году в молодом приморском городе А. при культурном центре я собрал молодежную театральную группу. Сказать, что эти тринадцати-четырнадцатилетние подростки были увлечены театром, было бы абсолютнейшей неправдой. Их семьи населяли район новостроек, эдакие известные по " Иронии судьбы" Новые Черемушки в провинциальной интерпретации. Родители с утра до вечера на работе - закладывают базу экономического процветания семьи. Ну, а дети, предоставленные сами себе, ушли на улицу. Потому что дома бабушка с дедушкой, а значит, в лучшем случае -" здрась-те-досвидания", а в худшем - классический конфликт поколений. В районе новостроек не было тогда ни клуба, ни парка. Все, что оставалось - кучковаться и сидеть на железных перилах дорожных ограждений, как птенцы на жердочке. Так я и снимал их с придорожного насеста одного за другим. Группа создавалась тяжело. Первые репетиции проходили в ближайшей к домам школе, а уже потом, не без труда, я увел их в клуб " чужого" района. Клуб, ставший с тех пор нашим домом. Сперва о театральной студии можно было и не помышлять. Все походило на обычную молодежную тусовку. Песни под гитару, известные подростковые игры, легкий треп обо всем понемногу, а иногда - более серьезные разговоры " по-мужски", в просторечии именуемые " разборками"... Постепенно притерлись друг к другу, появилось желание вместе праздновать дни рождения, ходить в походы. Старые игры приедались, пришло время придумывать новые. Так постепенно создавалась группа, распределялись стихийно роли. Костя - песни, анекдоты, гитара. Лена - организация дней рождений, поездок, праздников. Анюта - сперва рисует поздравительные открытки для именинников, а потом оформляет афиши первых наших спектаклей. Миша и Кирилл - придумщики, вместе с Ларисой всегда готовы сочинить и исполнить смешной скетч, они же - сценаристы первой эстрадной программы " Здрасьте, это мы! ". Еще один Миша все больше молчит на репетициях, но если нужно что-то сделать руками: приколотить, подключить, наладить, - то он первый и абсолютно надежный исполнитель... Так возникала молодежная театральная студия " Ювента" (" Юность"). Режиссер подобной студии уже не только режиссер, но воспитатель. Мне приходилось мирить поссорившихся друзей, знакомиться с приводимыми на репетицию поклонниками и поклонницами, выслушивать жалобы учителей и отвечать на ночные звонки родителей, пытающихся выяснить, в котором часу закончилась репетиция и где искать пропавшее чадо. С самого начала существования " Ювенты" я понимал, что театральная сцена для этих мальчишек и девчонок -это нечто вторичное. На первом плане - атмосфера своей компании: поддержка, понимание, интересное общение, совместное дело. Театр, как они писали в первых анкетах, давал силы, уверенность в собственных возможностях, заменял личного психолога, раскрепощал, поднимал в глазах друзей - зрителей... Театр - иной эмоциональный настрой, возможность поездок с первыми гастролями. Это ощущение значимости, ответственности, взрослости. Не удивительно, что всегда упражнения на самораскрытие, партнерство, задания, пограничные с областью психодрамы, социометрии пользовались у ребят особенным успехом. Так лучше узнавали друг друга. Ощущение общности делало столь непохожих подростков группой. В " Ювенте" случались вещи, почти невозможные в профессиональной труппе. Здесь никогда не было закулисных интриг, здесь играющая " в очередь" молодая актриса могла уступить главную роль в премьерном спектакле своей партнерше, неожиданно переезжающей вместе с родителями в другой город, а после успешной премьеры искренне расцеловать " соперницу" и вручить ей букет цветов. Постепенно клуб превращался в театр. Ядро оставалось и крепло, а новые люди приходили уже в оформившуюся группу, называемую театральной студией. Так что они понимали, куда и на что идут. " Ювента" играла эстрадные спектакли, затем были постановки по произведениям Карела Чапека и Уильяма Сарояна, Андрея Хрякова, Ханоха Левина, театральные фестивали... К старым традициям отмечать особенными капустниками дни рождения, праздновать Международный день театра 27 марта как день рождения " Ювенты" постепенно добавлялись новые. Каждый год в дни зимних каникул театр выезжал за город, на туристическую базу. В эти веселые, целый год ожидаемые дни мы принимали гостей - моих друзей: молодых актеров, музыкантов. Устраивали концерты бардовской песни, костры и " посвящения в актеры"... Однажды в моей квартире раздался звонок Руководитель молодежного отдела в Объединении клубов был как всегда доброжелателен и лаконичен: - Ты знаешь, что я люблю твоих ребят. Поэтому хочу, чтобы их узнали и полюбили остальные. Я провожу семинар для руководителей молодежных клубов со всей страны... Забивать головы работников теорией пробовали - не помогает. Я думаю, что им требуется эмоциональный шок Так что приезжайте со своими ребятами на встречу и попытайтесь объясниться с молодежными лидерами на своем театральном языке. У тебя в запасе две недели, договорились? Мы взялись за работу. На первой же репетиции ребята принялись выполнять мое задание: сформулировать и записать на листке три беспокоящие их проблемы. Список в итоге получился внушительным. Чтобы выбрать из него самые характерные ситуации, свел участников в тройки, каждая из которых после группового обсуждения должна была определить три общих для всех членов группы проблемы. Через десять минут тройки укрупнились в шестерки с подобным же заданием. В итоге в моих руках оказался список из шести актуальных для всех участников тем: - Как быть принятым окружающими, не изменяя собственному " Я"? - Взаимоотношения полов... - Как бороться со стереотипами восприятия другого? - Я и моя семья: поле боя или мирный диалог? - Как быть любимым? - Деньги для жизни или жизнь ради денег? Обсудив полученный в результате совместной работы список, все молодые актеры вернулись в свои изначальные тройки, чтобы вспомнить и рассказать товарищам случаи из жизни, которые смогли бы проиллюстрировать каждый из пунктов нашего списка. На той репетиции завершить работу мы не успели, так что ребята расходились с домашним заданием. Следующую встречу начали с рассказа житейских историй. Одна была о школьнице, которая заплетает косы и носит платья, терпит поэтому насмешки одноклассников, но знает, что именно этот стиль ей к лицу, именно в таком привычном виде она чувствует себя уверенно. Что же делать: стричь косы и влезать в джинсы или оставаться белой вороной среди соучеников? Другая сцена описывала страхи девчонки -новичка в школе, которая получила от одноклассника приглашение на вечеринку. В своем воображении она видит лишь отталкивающие образы-стереотипы. На каждый вопрос юноши: " Ну, договорились? Идем? " - девушка отвечает отказом под надуманными предлогами. Отчаявшийся молодой человек требует откровенного объяснения и получает его: " Я не пойду с тобой, потому что там, наверняка, будут...", - и она, захлебываясь слезами, рисует перед ним воображаемые образы-уроды. - Постой, но кто тебе сказал, что мои друзья такие?! Ты ведь с ними абсолютно не знакома. Ты не знаешь мою компанию! - Не знаю и не хочу знать! - категорически рубит девушка. Была еще история мальчишки, который в квартире, где проживают совместно три поколения семьи, мается от отсутствия собственного угла, " частной территории". Символом этого вавилонского столпотворения стала борьба за пульт дистанционного управления телевизором. Бабушка, мама, младшая сестра, подружка, вернувшийся с работы раздраженный отец, - все претендуют на место " у ящика" и просмотр любимой программы. При этом каждый говорит о необходимости любви к ближнему, уступок, проявлении воспитанности, терпимости... С этими и еще несколькими сценами, списанными без труда с жизни, мы отправились на встречу с молодежными лидерами. Успех был оглушительным! Само выступление заняло чуть более получаса, но развернувшаяся затем дискуссия!... Прощаясь с молодыми актерами, и начальство и рядовые участники семинара в один голос посетовали, что встреча заканчивается столь камерным результатом. Наши зрители - руководители молодежных клубов - считали, что подобный вечер - это начало большого проекта. Потом были дни и месяцы, проведенные за обсуждением идеи с коллегами, " мысли вслух" на репетициях " Ювенты" и чтение литературы по психодраме. Постепенно сформировалась концепция. Идея получила название " Драма. Импровизация. Дилемма". Началась жизнь программы " ДИД", " Ювента" превратилась в экспериментальную базовую группу, а я неожиданно для себя получил статус художественного руководителя проекта.
|