![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
быть или не быть. , или Драма выбора
Итак, " Драма - дилемма". Если со словом " драма" особых сложностей не возникает, то со вторым, определяющим словом в этой паре, еще предстоит разобраться. Британская Энциклопедия: " Дилемма - в традиционной логике одна из форм умозаключений, в котором существуют два крупных допущения, два противоречия: " или - или". Патрис Пави. " Словарь театра": " Дилемма (от греч. Dilemma - выбор из двух возможностей). 1. Альтернатива, перед которой поставлен герой, когда от него требуется сделать выбор между двумя противоречивыми и одинаково неприемлемыми решениями. Драматургия Классицизма... особенно склонна к дилеммам. В семнадцатом и восемнадцатом веках дилемму называли ситуацией. 2. В дилемме часто противопоставляются долг и чувство, нравственные принципы и политическая необходимость, подчинение двум противоречащим друг другу лицам и т.д. Герой выражает противоречие и в конце концов принимает решение, которое и разрешает тем или иным способом драматический конфликт. Дилемма -одна из возможных драматических форм трагического: она включает в себя две противоположные крайности..." Вот так всегда бывает, когда в угоду научности захочешь привести чеканные словарные формулировки, которые... порой взаимоисключают друг друга. По крайней мере, требуемой ясности не вносят. Так дилемма - это альтернатива? Может ли дилеммой быть ситуация, когда перед героем предстоит выбор не из двух, а из большего количества вариантов решения? Обязательно ли, как пишет Пави, что герой выбирает между двумя " одинаково неприемлемыми решениями"? Из вышеприведенных определений можно с определенностью уяснить, что дилемма - ситуация выбора. А выбор всегда исполнен драматизма, связан с сильными страстями, требует решимости. Может быть, поэтому в просторечии дилемма трактуется как проблема, необходимость выхода из сложной ситуации со многими вариантами решения. Людям, далеким от филологии (и не обязанным автоматически переводить частицу " ди" как " два"), свойственно придавать термину " дилемма" расширительное значение, признавая за ним право относиться не только к двум, но и к большему количеству возможных выборов. Во время встреч " Драма - дилемма" я порой прошу у зала помощи в определении смысла занимающего нас слова. В ответ, как правило, слышится: " проблема", " необходимость выбора, когда результат заранее неизвестен", " противоречивая ситуация, когда конфликт требует разрешения, но как переломить ситуацию - неизвест-но"...После подобных ответов я обычно привожу свой пример: - В слове " дилемма" мне видится картинка перекрестка. У светофора - мой старенький " фиат", в котором сижу я и размышляю: как добраться до вашего города. Карты с собой нет. Прохожих - никого. Через секунду сменится свет светофора, и машины, стоящие за мной, начнут нервно сигналить, а я до сих пор не решил: продолжать движение вперед, свернуть налево или направо, а может, вообще развернуться и двигаться в обратную сторону?! Вот вам и конфликт, вот вам и драма выбора и личной ответственности! Приведенный выше пример - это, скорее, проявление дилеммы как внутреннего конфликта на бытовом уровне. Но что поделать, если наряду с гамлетовским вечным " быть или не быть? " существует сегодняшнее сиюминутное: " Идти в школу или поспать? ", " Жить, чтобы работать или работать, чтобы жить? ", " Пойти на вечеринку к Мишке или провести вечер у телевизора? "... В ходе подготовки этой книги я с интересом узнал, что существует особая литературная форма: " рассказ -дилемма". Это типичный жанр короткого африканского рассказа с открытым финалом и моральной амбивалентностью. Так слушатель втягивается в активную деятельность по комментированию и додумыванию услышанного, реально участвует в принятии морального решения. К примеру: дилемма юноши — принять сторону отца-самодура или справедливого учителя-наставника. Или аллегория о Черепахе, которая по силе и власти хотела сразиться со Слоном и Гиппопотамом. Когда те высмеяли ее притязания, она хитростью науськала великанов друг на друга, и те погибли в смертельной схватке. Вопрос: так сравнялась ли Черепаха в силе с Гиппопотамом и Слоном, которых ей удалось прикончить благодаря изворотливости и хитрости? В ходе вечера " Драмы - дилеммы" есть этап, когда группа " актеров" (я заключил это слово в кавычки потому, что зачастую актеры - это те же зрители, которые вышли на сцену, чтобы представить перед остальными участниками импровизированную сцену-конфликт) доводит дилемму до высшей точки накала и останавливается, чтобы устами главного героя попросить у зала помощи. До сих пор в зале присутствовали как бы активные участники - играющая " базовая группа" и " наблюдатели" -зрители. Однако наблюдатели эти вовсе не пассивны, потому что отыгранная только что сцена - это результат и их свободного выбора. Они вместе с " базовой группой" определяли тему вечера, голосовали, выбирая из множества дилемм одну, наиболее актуальную... Игра актеров позволила зрителям посмотреть на сцену, как в зеркало, отстраниться от знакомой ситуации, чтобы принять свободное решение. Дело в том, что в состоянии аффекта, в разгар конфликта человек эмоционально несвободен. Вовлечен- ность в конфликт провоцирует скороспелые, излишне эмоциональные решения. Время, когда зритель наблюдает игру " базовой группы", - это процесс перехода от конфликта к дилемме, к состоянию " над схваткой". Увидев и оценив всю ситуацию со стороны, объективизиро-вавшись, наш зритель готов откликнуться на призыв главного героя (протагониста) и заменить его на сцене, чтобы предложить залу свой вариант выхода из конфликта. Но перед тем как подняться на подмостки, нашему наблюдателю-зрителю придется задуматься над двумя глобальными вопросами: " почему? " и " зачем? " Вопрос " почему? " приведет его к размышлению над причинами конфликта. В чем корень проблемы, в чем основания поведения протагониста и других участников конфликта? Вопрос " зачем? " (" для чего? ") определяет степень целесообразности данного действия. К какому результату я хочу прийти, ради чего я совершаю определенный поступок? Приведет ли в конечном итоге выбранное решение проблемы именно к той цели, которую я перед собой поставил? Итак, отстраненность наблюдателя позволяет увидеть жизнь во всем ее многообразии, примерить на себя роль противоположной стороны, смоделировать ситуацию-перевертыш, прощупать сильные и слабые стороны собственного поведения... Эмоциональная горячность спора уступает место рациональному осмыслению. Именно уступает, а не освобождает территорию вообще. Ведь затем эмоциональная вовлеченность укрепит и проверит правоту рассудка силой и правдой испытываемых на сцене чувств.
|