Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зачем это делается.
В конце каждой встречи присутствующие делятся впечатлениями о своем участии в ней. Здесь я приведу некоторые из высказываний, которые постоянно звучат на подведении итогов вечеров " Драма - дилемма": - " на встрече я понял, что теперь иначе отношусь к самому себе", " по-другому начинаю воспринимать окружающих, лучше понимаю, что при всей нашей похожести мы очень различны в поведении, реакциях и... надо быть готовым к этому"; - " произошло понимание того, что у моей проблемы есть не одно, а несколько решений. Участие группы позволило взглянуть на себя со стороны, увидеть себя иными глазами, понять, что в конфликте... не бывает лишь одна сторона виновата. Где-то и я ошибся. Я думаю, что, когда мою сцену играли уже другие герои, они позволили мне успокоиться и сосредоточиться на поиске ответов..."; - " встреча " Драма - дилемма" - это поведенческий тренинг, проверка межличностного взаимодействия в условиях конфликта. Тренинг эмоционально напряжен- ный, с одной стороны, но с другой - оставляющий право на свободу выбора, репетицию ситуации, ошибку, которую можно исправить"; - " было чувство, как будто группа тебя обнимает, мне Так возникают неформальные связи, доверие, сплоченность вокруг решения конкретной и в то же время общей для группы проблемы. Это эмоциональный план, но есть и рациональный: ощутив себя частью группы, участники были в большей степени готовы прислушаться к групповому мнению, подражать успешным решениям конфликтов. Уровень их защиты, сопротивление постороннему влиянию снижаются, появляется готовность воспринять личный и групповой опыт решения конфликта не как назидательность или угрозу самоуважению, а как необходимый элемент сотрудничества и сотворчества. Такая готовность, возникает на вечерах " ДИД", благодаря трем китам, на которых держится атмосфера встречи.- - " Я не один! ". Мои конфликты, переживания и страдания - это проблемы универсальные. Людям, меня окружающим, те же проблемы в той или иной степени свойственны и знакомы. Дело не в моей " порочности", " неспособности", " бесталанности"... - " Альтруизм". Если я не один, то я перестаю быть центром Вселенной и готов вслушаться в рассказ других людей о том, что их волнует. Мало того, я готов предложить свои услуги: свои умения, знания и опыт другим. Сочувствие, готовность принять помощь и предложить ее возвышают меня в собственных глазах; - " Внушение надежды". Человек, пришедший на моотношения с другими людьми. Он ощущает внимание, его слушают, ему готовы подставить плечо... Конфликты, казавшиеся следствием собственной глупости и невезения, оказываются знакомы многим. Проигрывание дилемм доказывает, что репертуар решений неоднозначен и богат. Значит, возможно решение конфликта, возможно общение, установление неагрессивных контактов. Возможно, я сам научусь и сумею справиться со своими проблемами и помочь другим! Отсюда можно вывести те цели, к достижению которых я стремился при разработке методики " театра - дилеммы": - развитие сотрудничества, взаимопомощи, ответственности, самостоятельности, неагрессивности, эмоциональной адекватности; - преодоление стереотипов, лежащих в основе поведения и рождающих разнообразные конфликты, напряжение и тревогу; - готовность взять на себя ответственность за осознание собственной роли в триаде " личность - ситуация -проблема", за понимание того, что мои эмоции, поведение - не только реакция на проблему, но и порой - сущность проблемы; - обучение умениям творчески решать конфликтные ситуации, открытости новому, восприимчивости к многообразию мира; - умение понять и принять себя, уверовать в успех, быть готовым нести ответственность за сделанный выбор. Короче говоря, все, что происходит во время встречи, - это воспитание ответственного " выбирающего Я" в личном прохождении трех этапов любого тренинга (каким, по сути, является и " Драма - дилемма"): ввод - приспособление - перенос. Ввод - это, в принципе, примерка образа протагониста на себя. Происходит вхождение в образ и в процессе театральной игры - эмоциональное проживание и переживание конфликта. Приспособление (адаптация, укрепление) - это этап, когда протагонист включается режиссером в спонтанную игру с изменяющимся контекстом, сменой ролей внутри сцены, сменой героев и исполнителей... Нарабатывается все еще сценический, игровой опыт, идет сшибка позиций, установок, стереотипов. Задача состоит в том, чтобы приспособление настолько окрепло, что могло перерасти в присвоение - стать элементом в репертуаре поведения. Присвоение - третий и самый важный этап работы, ведь здесь происходит перенос игрового опыта в жизнь. Подросток в ходе участия в сцене - дилемме обнаружил, что тон его разговора с родителями - одна из причин постоянных ссор и обид. Он " примерял" на себя образ мамы; был задет, как и она, агрессией " сына" (актер - замена); из зрительного зала получил возможность понаблюдать несколько вариантов решения конфликта, когда другие участники встречи с легкостью добивались своего и в роли " сына" устанавливали с родителями нормальный контакт... Затем тот же протагонист принял участие еще в нескольких упражнениях - симуляциях проблемы... Вопрос лишь в том, сможет ли наш герой, вернувшись домой, воспользоваться всем новым для него эмоциональным и рациональным знанием о себе, чтобы кардинально изменить ситуацию? Произойдет ли присвоение роли? Ответ вовсе не однозначен. Но залогом возможности подобного присвоения становится, на мой взгляд, само участие в группе, в работе по методике " Драма - дилемма".
|