![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шаг первый - шаг навстречу
Итак, собрались на встречу люди. Хорошо, если в группе от 15 до 25 человек Это оптимальное количество участников, позволяющее и камерность встречи сохранить, и разнообразные " Я" замешать во взаимодействии и взаимочувствовании (а отсюда, при успешном раскладе, и до взаимопонимания можно дойти!). Неважно в принципе, знакомы эти люди между собой или нет. И тот и другой вариант обладает как несомненными " плюсами", так и очевидными " минусами". Группа знакомых: (ученики одного класса, работники одного отдела, участники кружка, клуба, соседи...): ПЛЮСЫ 1. Есть ощущение общности, опыт взаимодействия. К некоторым из коллег и друзей есть уже особый подход, подобран ключ - таким образом, я знаю, как с ними общаться, наш контакт более безопасен и комфортен. Мое реноме также защищает, дает право на кредит доверия, минимальные гарантии того, что ко мне прислушаются, меня поддержат товарищи... 2. При всей теплоте отношений наше совместное существование или работа не свободны от конфликтов. " Проработав" их вместе, проиграв в своем кругу, мы сделаем наше общение более открытым и комфортным. 3. Когда вместе работает группа, объединенная некими формальными рамками, то возможны ролевые игры и симуляции, рассматривающие конкретные актуальные дилеммы данного коллектива с извлечением сиюминутной практической пользы от театрально-психологического тренинга. МИНУСЫ 1. Гораздо страшнее " потерять лицо", оказаться смешным или глупым в кругу своих, чем в окружении абсолютно незнакомых людей. Опыт взаимодействия с дру- зьями или коллегами не всегда только положителен и порой осложнен множеством " анти", стигм, табу. Установившаяся иерархия и память о прошлом совместном опыте жестко контролируют (а порой - подавляют) спонтанность. 2. Множество эмоциональных сил уходит на борьбу со сложившейся репутацией, стереотипом восприятия меня группой и наоборот: группы, товарищей, коллег -мною. 3. Боязнь последствий встречи: если я допущу оплошность, буду выглядеть смешно или неприглядно, позволю себе чересчур самораскрыться..., не будет ли это использовано затем против меня же, не скажется ли отрицательно на моем положении в группе, авторитете, отношении ко мне коллег и друзей... Так выглядит примерное сопоставление " плюсов" и " минусов" работы с аудиторией, представленной людьми, объединенными в формальные или неформальные группы. Для людей, абсолютно незнакомых, ситуация складывается несколько иначе. ГРУППА НЕЗНАКОМЫХ ЛЮДЕЙ ПЛЮСЫ 1. Возможность возникновения новых спонтанных связей, знакомств, не осложненных прошлыми конфликтами и прежним опытом отношений. " Я" и " другие" - чистая доска друг для друга, и стоит потрудиться, чтобы заполнить ее набело, без помарок. 2. Срабатывает " эффект попутчика": незнакомому человеку проще открыться, позволить себе быть без маски, спонтанным. Ведь у нас с ним нет не только общего прошлого, но, возможно, и общего будущего. Мы не встретимся после этой встречи, если мне этого не захочется, так что моя откровенность не будет иметь последствий, а открытость не используется мне во вред. МИНУСЫ 1. Для определенного типа людей встреча с незнакомым человеком - всегда психологический стресс. Следствие этого состояния - уход в себя, закрытость, неготовность принимать участие в коллективном действии. Это требует повышенной чувствительности ведущего и остальных участников группы для " разморозки" и вовлечения в происходящее. 2. В такого рода встречах всегда есть большая доля риска, непредсказуемость результата, так как ведущему практически невозможно ориентироваться в своей работе на существующие между участниками связи, использовать реально действующие структуры формальной или неформальной группы, рекрутировать себе в помощники общепринятого лидера, основываться на определенных существующих кодах, законах, правилах... Так или иначе, любая встреча начинается с разогрева и знакомства. (С той лишь разницей, что для незнакомых людей знакомство начинается с формального представления имен, а для людей, хотя бы минимально знакомых, упор делается на углубление представлений друг о друге, создание атмосферы доверия и открытости в диалоге " Я -другой".) Этот этап встречи проходит, как правило, в течение 40 - 60 минут. Никакой цейтнот не оправдывает отказа от " разогрева - знакомства", ибо здесь закладываются основы доверительной атмосферы, свободного общения, дружелюбия. Здесь, как в гардеробе театра, гости - зрители должны оставить на время " верхнюю одежду" - освободиться от панциря застенчивости, тревожности, напряженности, порой агрессивности. Именно на этом этапе путем организации множества микро-встреч в мини- и в макси-группах ведущий пытается добиться принятия всеми участниками встречи трех формул: " Я -часть этой группы", " Я такой же, как все...", " Я - не такой, как другие..." После короткого самопредставления и нескольких вводных предложений - вопросов, ведущий начинает собственно разминку. Для этого необходимо, чтобы встреча проходила в комнате достаточно большой, свободной от мебели (можно оставить стулья вдоль стен), хорошо проветриваемой. Опыт показывает, что лучше проводить занятие именно в комнате, просторном классе, но не в зале. Зал, высокие потолки, размах разрушают ощущение камерности. Звук улетает под потолок, детали и нюансы теряются... Ниже я приведу двенадцать упражнений из ряда заданий, как правило, используемых на этапе разминки -знакомства. Кроме того, отсылаю читателя к упражнениям, описанным в первой части книги (см. №№ 7, 12, 13, 15, 17-21, 31-33, 42). № 18. " Контакт" - Начинаем свободное спонтанное движение по комнате. Сконцентрируйте свое внимание на себе, своих ощущениях. Представьте, что вы одни, никого вокруг нет, но при этом контролируйте себя и избегайте любых столкновений с партнерами, отмечая их передвижения боковым зрением. Следите за дыханием. Не напрягайте мышцы: походка свободная и естественная... ... Пожалуйста, продолжите движение, но при каждой встрече с кем-либо обменивайтесь с ним мимолетным взглядом и, не останавливаясь, продолжайте ходьбу!.. ...На этом этапе каждая ваша встреча сопровождается блиц-оценкой встреченного. Сделайте " моментальный снимок" человека: его внешность, походка, взгляд. Через несколько секунд после встречи продолжите ходьбу до пересечения с траекторией следующего участника. Остановка. Взгляд. Оценка. Приветливая улыбка, и вновь -ходьба... Теперь остановитесь. Выберите себе кого-то из участников встречи, не давая ему повода разгадать, что он выбран. Ваша задача: как только возобновится движение, постоянно и при любых условиях держать своего подопечного в поле зрения. Это не должно превращаться в навязчивую слежку, я просто прошу быть с избранным человеком в постоянном визуальном и эмоциональном контакте. Выбор сделан? Тогда вновь продолжаем движение... Остановитесь, пожалуйста, подойдите к опекаемому вами участнику, пожмите ему руку. А теперь выберите другой объект внимания. Вновь возобновляем движение, постоянно находимся в контакте с избранным человеком!.. Задание меняется. Теперь при ходьбе вы будете задерживаться на какое-то время рядом с каждым встречным. Остановка потребуется вам и вашему партнеру для того, чтобы назвать свое имя и пожать друг другу руки. Представляясь друг другу, постарайтесь смотреть в глаза парт- нера. Интонация спокойная и уверенная, вы как бы говорите новому знакомому: " Я - здесь. Я существую с тобой по соседству..." При каждой встрече старайтесь с достоинством занять свое место как в физическом смысле (свободная и уверенная стойка, крепкое рукопожатие, глаза - в глаза собеседника), так и в мыслях - внушайте собеседнику уверенность в вашей открытости, дружелюбии и готовности к сотрудничеству... Разбейтесь на пары, выбрав партнера, приблизительно равного по росту, телосложению, физической силе. Станьте спиной друг к другу. Попытайтесь слегка упереться в спину партнера и почувствовать его ответный упор. Попробуем, сохраняя этот феномен притяжения -отталкивания спин, одновременно садиться, пока синхронно не опустимся на корточки. Координируем силы и темп, стараемся чувствовать партнера, верить ему... Отлично! Теперь так же синхронно поднимаемся. Еще раз сесть и вновь подняться вместе, без напряжения! Обратите внимание, что успеха добились те пары, в которых каждый не только брал на себя равную часть работы, но и давал товарищу ощущение надежной опоры, устойчивости позиции. Если вы просто вяло подставляете партнеру вашу спину, то ему ничего не остается, как навалиться на вас всем своим весом. Во взаимной встречной силе, поединке равных позиций - залог паритетного диалога, устойчивости, успеха вашей пары... Теперь, пожалуйста, найдите себе другого партнера, с которым вам пока что не приходилось работать в паре, и повторите то же задание в новом составе... И вновь находим себе партнера, становимся на этот раз лицом друг к другу. Расстояние между вами должно быть около метра. Возьмите в крепкий захват кисти рук друг друга: левой рукой -левую руку, правой - правую. Теперь, постепенно откидывая назад корпус, напрягаем руки, как соединительные канаты. Синхронно садимся на корточки, не расцепляя рук и не теряя устойчивости. Получилось? Теперь начинаем обратное движение -медленно поднимаемся. Повторите задание несколько раз, найдя оптимальную нагрузку для тела и рук. Спасибо! Встаньте в круг. Посмотрите на всех участников встречи. Обратите внимание на тех, с кем удалось завязать контакт. Кто до сих пор остался совсем незнакомым? А теперь вернемся в свое детство. Помните игру " Кошки-мышки"? № 79. " Кошки-мышки" Правила игры очень просты. Мне нужны два добровольца. Один на роль кошки, друтой - мышки. Мышка убегает от кошки, а все стоящие в кругу то выпускают соперников наружу, то закрывают одного из персонажей в круге - клетке, чтобы дать ему секундную передышку, обезопасив от погони. Для работы в большой группе можно одновременно организовать два или три круга и несколько " кошек-мышек", тогда действие станет гораздо более динамичным. № 80. " Колонна - шеренга" С этой минуты я прошу вас не разговаривать и все задания выполнять в абсолютной тишине. Общаться можно лишь взглядами и жестами. ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ: - Постройтесь в колонну, лицом ко мне. В голове колонны должен быть тот, кто родился в начале любого месяца, то есть первого, второго, третьего числа. Подчеркиваю: месяц роли не играет! В конце колонны стоят те, кто родился в последних числах любого месяца. Внутри колонны все участники соблюдают порядковый номер. Если несколько человек родились в один и тот же день, то они становятся на своем месте в колонне в шерешу Если задание ясно, то я включаю секундомер. Точность, быстрота и полное безмолвие! Начали! ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ: - Построиться в шеренгу таким образом, чтобы на ле ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ: - Выстроиться в шеренгу по цвету глаз: от самых свет №81. " Скала" Для этого упражнения нам потребуется свободная от мебели и стульев стена. На расстояние примерно 30 сантиметров от нее проводим черту на полу. Черта может тянуться на всю длину комнаты, разметить ее можно либо мелом, либо цветной или белой клейкой лентой. Участники становятся тесной шеренгой, занимая узкое пространство между стеной и проведенной границей. - Я хотел бы предупредить каждого о грозящей вам По моему хлопку вы все превращаетесь в причудливые скалы. Только крайний слева участник становится альпинистом. Его задача - пройти вдоль пропасти на всем ее протяжении, не заступив за черту (то есть не сорвавшись!). Я напоминаю свои слова про скалы " причудливой формы", так что не стойте, как стойкий оловянный солдатик, а постарайтесь максимально осложнить альпинисту его задачу. Расставьте руки и ноги, организуйте блоки - завалы... Альпинист может преодолевать путь любым способом: протискиваться в узкие расщелины между скалами, выискивать ниши, передвигаться ползком, цепляясь за " камни"... Главное - не причинять никому вреда и боли. Как только первый альпинист пройдет часть пути, следующий за ним участник может превратиться из скалы в человека и начинать свое опасное путешествие. Если альпинисту посчастливится ДО- браться до финиша, не сорвавшись, он становится последним в шеренге, превращаясь в свою очередь в неприступную скалу. Игра идет до тех пор, пока последний альпинист не пройдет маршрут. Это упражнение великолепно снимает напряжение между незнакомыми людьми. Телесный контакт и азарт игры, безусловно, сплачивают группу. Понятно, что для участия в " Скале" на игроках должна быть подходящая одежда, позволяющая свободу передвижения и маневра. Ведущему необходимо быть внимательным и моментально пресекать любые силовые попытки преодолеть маршрут. Каждый из альпинистов должен оставаться джентльменом, не нанося ущерба товарищам. Иными словами, к цели, но не любой ценой! №82. " Времена года" - Я думаю, что у каждого из нас есть любимое время года, те месяцы, когда мы чувствуем себя наиболее комфортно, когда тело и душа с наибольшей силой откликаются на происходящие в природе изменения, и отклик этот вселяет в нас ощущение радости и гармонии. Я хотел бы попросить вас подумать о моих словах и решить, какое время года вы можете назвать " своим". Кто-то ассоциирует себя с осенью, кто-то найдет аналогию между собственным характером и летом, кто-то решит, что он - " человек зимы"... В каждом из углов комнаты вы видите плакат с условным обозначением одного из времен года (я заранее развесил на стенах фотографии снегопада, леса в пору листопада, цветущего весеннего луга и подснежников, барахтающихся в водах летнего моря загорелых ребятишек). Через пять минут, разобравшись, к какому времени года вы относитесь, займите, пожалуйста, места под соответствующими плакатами. Когда эта часть задания выполнена и группа распределилась по временам года, даем участникам возможность высказаться и объяснить свой выбор товарищам. №83. " Перекати-поле" Это довольно известное упражнение, которое связано с установлением атмосферы доверия и ответственности в группе. В большой группе следует разбиться на малые круги по 6 — 8 человек в каждом. Участники становятся в круг, тесно сомкнув ряды, плечом к плечу. Один доброволец занимает место в центре, закрывает глаза и падает на руки стоящих в кругу товарищей. Участники упражнения подхватывают тело и передают его один другому, перекатывают по кругу. Затем меняется игрок, выходит кто-нибудь из стоявших в кругу, и упражнение продолжается. №84. " Фото-шоп" Иногда мне приходится в рамках " Драмы - дилеммы" встречаться с людьми, которые по той или иной причине не могут или не хотят участвовать в интенсивной физической разминке. Или, предположим, размеры помещения не позволяют провести обычный разогрев. Тогда мне на помощь приходит " Фото-шоп" - собрание фоторепродукций, которые я довольно долго вырезал из различных журналов, а затем приклеил на листы плотной бумаги. Таких листов у меня больше пятидесяти, они очень разнообразны по настроению, стилю изображения, жанру. Здесь и фотопортреты, и пейзажные фотографии, и сюжетные снимки, и абстрактные композиции, и животные... Эти листы раскладываются, как огромные карты, на полу или на нескольких столах. Задание ведущего всегда будет зависеть от темы и задач встречи. Иногда я прошу участников выбрать из массы фотографий ту, которая отражает их восприятие жизни, в другой раз - метафорическое изображение внутреннего состояния в данную минуту или образное видение некой проблемы (" Я и моя семья", " Моя работа", Мое отношение к любви", " Как я представляю себе счастье"...). Разнообразие и большое количество фотографий позволяют всегда подобрать более или менее подходящий образ. Выбрав свой сюжет, каждый по очереди представляет фотографию сидящим в кругу товарищам. Все участники могут высказать свою версию того, почему именно это фото было выбрано, как можно расшифровать представленный образ... Когда все желающие высказались, слово предоставляется самому нашему герою, который и объяснит свой выбор, ту метафору, которая отражает с помощью фотоснимка его чувства и мысли. №85. " Интервью" Группа разбивается на пары так, чтобы партнерами оказались люди, как можно менее знакомые друг с другом. Пары расходятся по комнате, занимая удобные места, позволяющие сохранить автономию от других пар -участниц и не мешать друг другу. Сперва один из партнеров берет на себя роль интервьюера, а второй отвечает на вопросы, затем происходит смена ролей. Беседа должна занять достаточно времени, как минимум минут десять, и может происходить либо в виде свободного разговора, касающегося определенной темы, интересной обоим участникам или заданной ведущим, либо в виде " дуэли": вопрос - ответ. №86. " Линия раздела" Это задание позаимствовано мной у Пола Грифина - автора и руководителя американского молодежного проекта " City at Peace". Работа Пола с американской молодежью во многом похожа на систему занятий в программе " Драма - дилемма". Разница, по большому счету, заключается не в процессе занятий, а именно в финальной части работы. Если в нашей программе дилеммы становятся материалом для микро-сцен (в которых зритель может принять самое непосредственное участие, поднявшись на сцену и заменив протагониста), то в американской тра- диции жизненные истории собираются в единое связное шоу и перемежаются, в соответствии с законами жанра, песнями и танцами молодых актеров. Сама же подготовка групп, методы сбора и обработки документального материала в двух проектах очень схо-жы. " Линия раздела" - одно из упражнений начального цикла работы с подростками в период знакомства участников группы. От добровольцев, готовых принять участие в " Линии раздела", требуется откровенность, прямота, а значит, немалое мужество. Они выстраиваются лицом к остальным участникам встречи и оказываются стоящими перед проведенной по полу линией, разделяющей их - небольшую (8-10 человек) группу добровольцев - от зрителей. Ведущий обращается к группе с вопросами. После каждого вопроса следует продолжительная пауза, дающая возможность решить, каков будет ответ на него. Всякий раз, когда участники упражнения готовы дать положительный ответ, вместо слова " да! " они просто пересекают линию раздела. При отрицательном ответе - остаются на месте, не переступая через " границу". После каждой серии " вопрос - ответ" следует просьба ведущего ко всей группе: - Посмотрите, кто пересек черту, а кто остался на ме Для примера приведу серию вопросов, на которые отвечали американские тинейджеры, жители Вашингтона: - Чувствуешь ли ты себя взрослым? - Часто ли ты испытываешь чувство одиночества? - Чувствовал ли ты себя глупым? - Случалось ли, что кто-то из взрослых обманывал тебя? - Бывал ли ты задержан полицией? - Случалось ли, что кто-то из взрослых словом или делом ограничивал твою свободу? - Часто ли у тебя есть причины гордиться собой? - Возникала ли у тебя мысль о самоубийстве? - Живешь ли ты с ощущением, что тебя любят? №87. " Диаграмма" - Представьте, что из одного угла комнаты в другой проведена воображаемая ось. Левый ее конец выражает наименьшую степень проявления какого-либо качества или процесса, то есть близок к " нулю". Правый же, наоборот, выражает высшее проявление некого качества, признака, процесса и соответствует ста процентам. Предлагаю восьми - десяти участникам заняться построением живого графика... - Спасибо, что вы откликнулись на мое предложение Звучит вопрос. Идет распределение игроков по воображаемой оси. Затем ведущий уточняет числовой эквивалент выбранной точки-, соответствует ли ответ двадцати процентам, тридцати или, скажем, восьмидесяти пяти? После этого участников диаграммы просят прокомментировать свою позицию и отношение к поставленному вопросу или проблеме. Темы могут быть и серьезными, и шуточными. Можно и самим участникам предлагать вопросы для подобной диаграммы. С помощью вопросов типа: " Нравится ли вам атмосфера нашей встречи? ", " Чувствуете ли вы себя достаточно свободно? ", " Насколько интересным кажется вам все, что происходит сегодня на нашей встрече? " можно получить обратную связь от участников группы.
|