![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кстати!!! Это упражнение с одинаковым азартом выполняют и дети, и взрослые
Это упражнение с одинаковым азартом выполняют и дети, и взрослые. Как правило, счет идет на десятки образов превращений. Ведущему необходимо поощрять участников, подчеркивать успешное использование формы стула в предлагаемых образах, поддерживать интонационно и темпом счета соревновательный элемент игры. Следим, чтобы идеи не повторялись дважды, сохраняя за раз найденным образом " авторские права". Подобное задание успешно проходит и с другими предметами. Например, с веревкой, которая благодаря фантазии участников может превратиться то в удавку, то в галстук, то в линию государственной границы, то в змею, то в шнурок... №89. " Ширма превращений" Для этого задания нам действительно потребуется ширма. Чуть не написал " обычная"! Понятно ведь, что в театре ничего заурядного быть не может, так что и ширма наша не простая, а волшебная! Ее чудесные свойства проявляются в умении менять все, что попадает за нее (на входе) на что-то полностью противоположное (на выходе из-за ширмы). Скажем, входит за ширму старик, выходит - малыш с пальцем вместо соски во рту. За ширмой исчезает кот, а с другой стороны уже выскакивает с писком мышонок (или, может быть, заливисто лающий пес?). Актер, ежась от холода, скрывается за перегородкой, чтобы через секунду появиться вновь, изнемогая от жары! Упражнение идет до тех пор, пока не исчерпаются идеи участников. По опыту: первые два-три десятка вариантов предлагаются и отыгрываются без проблем, затем начинается процесс торможения. Важно, чтобы ведущий остановил упражнение на стадии угасания, но еще до того, как оно по-настоящему наскучит. №90. " Проблемы, проблемы..." Участники упражнения выходят на площадку по очереди. По сигналу ведущего они начинают некое простое физическое действие по выбору: ходьба, чтение, вход в помещение, еда... Следующий по очереди участник с места громко называет некую проблему, осложняющую действие работающего на площадке товарища. Допустим, действие первого участника - вход в комнату. Он открывает воображаемым ключом воображаемую дверь, готовится переступить порог квартиры, как вдруг... второй игрок громко объявляет: " Попал в чужую квартиру! ", или " В доме запах дыма! ", или " Посередине твоей комнаты стоит розовый слон! "... От играющего актера требуется в доли секунды " увидеть" изменения, оценить ситуацию и отреагировать с максимальной естественностью и органичной верой в то, что происходит. Затем играет второй участник, а проблемы ему подкидывает третий по очереди человек... №91. " Флеш! " Участники свободно передвигаются по комнате. Время от времени ведущий громко называет слово. Это слово -тема мгновенного снимка, который каждому из участников придется представить по прошествии трех секунд. Прозвучит команда " Флеш! ", и мы увидим разнообразные стоп-кадры, как бы выхваченные фотовспышкой из жизни. К примеру, было названо слово " Солнце". За то время, что ведущий считает до трех, кто-то успевает самого се- бя представить в качестве светила: раскинул в сторону руки и ноги наподобие лучей, сделал соответствующее лицо и... стал Солнцем. Другой - зажмурился, прикрывая лицо рукой от слепящего света. И эта фотография тоже называется " Солнце". Кто-то выбрал другой сюжет - качает на руках ребенка и ласково обращается к нему: " Солнышко! ". Кто-то развалился на пляже и тихонечко " поджаривается" под солнечными лучами... Все стоп-кадры отвечают по тематике заданному названию этюда " Солнце". Теперь, когда все игроки находятся во " фризах", в действие вновь вступает ведущий. Переходя от одного участника к другому, он дотрагивается поочередно до каждого, как бы оживляя снимок, делая его динамичным. Это касание позволяет участнику выйти из оцепенения и продолжить стоп-кадр действенной реакцией, оценкой, репликой. Между ведущим и актером (в выбранной им роли Солнца, страдающего от света, родителя, загорающего и т.п.) может возникнуть очень короткий диалог. Цель обмена репликами - проверить глубину погружения в образ, уточнение роли... " Открываю" схватившегося за голову подростка, разрешая ему тем самым продолжить сцену. - Черт побери! — внезапно вопит он от досады и колотит себя по голове кулаком. - Проспал затмение Солнца! Целый год готовился, а в последнюю минуту забыл! - Ты кто? - подыгрываю ему. - Кто-кто, - огрызается собеседник, - студент я. Дипломный проект пишу по астрономии. Другой, застывший с самодовольной улыбкой на лице, так продолжил игру: - Слышишь, мужик, она сказала мне: " Мое солныш Задание можно усложнять путем введения в игру абстрактных понятий, названий цветов, объявляя о СГОП- кадре для пары, тройки или группы участников. Тогда им придется в кратчайший срок выстроить фотографию, а затем, при " открытии", подстроиться друг к другу, отыгрывая продолжение сюжета (темы, возможные для группового стоп-кадра: " Неудавшаяся вечеринка", " Разговор с директором", " Обокрали! "...). № 92. " Ерунда - катастрофа" Группа разбивается на пары или тройки. Задание: придумать и через 5-7 минут разыграть перед товарищами короткую сцену, в которой один или несколько участников воспринимают некое явление (информацию, событие...) сперва как катастрофическое, а затем - как ничего не значащую ерунду. Или наоборот — ерунда приобретает внезапно катастрофические последствия и размах. После краткой репетиции - показ сцен и обсуждение. №93. " Эстафета чувств" Лучше проводить это упражнение, сидя в кругу. Задание заключается в том, чтобы передать по кругу невербально - лишь с помощью мимики и жестов - заданное ведущим чувство, эмоцию. Первый играющий " получает" от ведущего некое выражение определенной эмоции. (Все остальные игроки не видят загаданной эмоции, так как сидят с закрытыми глазами!) Получив задание, первый игрок решает, как он может передать то же чувство другим способом, касается своего соседа рукой и, когда тот открывает глаза, передает ему пантомимически свой вариант того же самого чувства. Так исходная информация передается по кругу с помощью различных выразительных средств. Отыгравшие участники уже не закрывают глаза, они имеют право наблюдать за тем, как трансформируется всякий раз исходное чувство, в каком месте возникает ситуация " испорченного телефона" из-за непонимания... Пройдя круг, эстафета приходит к ведущему. Нередко за это время " любовь" превратилась в " ненависть", " доброта" в " безразличие". После финального аккорда - когда ведущий принимает от последнего участника его версию чувства, а затем сам демонстрирует исходное задание кругу, - происходит обсуждение увиденного. №94. " Телефон" Участники сидят полукругом. В центре перед ними - два стула. Сейчас на этот стул будут садиться участники, предварительно получив от меня определенное задание. Все садящиеся будут " говорить по телефону". Конечно, это будет не настоящий разговор, а театральный. Причем даже текста произносить игрокам не придется: они будут проговаривать текст про себя, а не вслух, так что единственное, чему мы будем свидетелями - это внешние атрибуты разговора - мимика и жесты. Приблизительно через 15 - 20 секунд после начала разговора те из зрителей, кто считает, что он смог правильно определить, кто же является собеседником нашего героя, тему и тон разговора, может поднять руку и занять второй стул, включаясь в импровизированный дуэт. В дальнейшем, глядя друг на друга, как при разговоре по видеотелефону, наши герои продолжат беседу еще в течение двух-трех минут. Затем разговор заканчивается. Мы наконец-то сможем услышать наших героев. Проверяем, правильно ли второй участник определил тему разговора, тип собеседника, заданные первым актером; получилось ли продолжение разговора после входа в сцену нового человека. Интересно сопоставить представления о тематике разговора: как представлял себе ее первый игрок и как подключился к теме второй участник... №95. " Третий лишний" На площадку приглашается пара добровольцев. Ведущий дает им некий несложный сюжет для импровизации. Скажем, встреча друзей после долгой разлуки. Актеры начинают импровизацию, но через минуту звучит хлопок ведущего. Этот сигнал позволяет любому из зрителей выйти на сцену и, выбрав любого из первой пары участников, обратиться к нему с некой репликой и таким образом увести его в новую ситуацию. Тот из актеров, к которому обратился новый участник задания, оставляет исходную сцену и полностью переключается на новую роль, меняется сюжет, тема, место действия... Оставшийся не у дел второй актер из исходной пары должен найти подходящий повод, чтобы завершить старую сцену и покинуть площадку. Новая сцена продолжается до тех пор, пока вновь (уже без сигнала ведущего!) кто-то из зрителей не выйдет в центр и не начнет с кем-либо из актеров новый сюжет. И вновь двое будут играть абсолютно новую во всех ее составляющих импровизацию, а " третий лишний", найдя повод завершить свою старую роль, отправится в зал... Все описанные выше задания вводят участников встречи в ситуацию " как будто", в спонтанные реакции, импровизированные сюжеты. Во всех этих этюдах качество игры отходит на второй план. Акцент - на активном участии в работе, поощрении попыток высказывания -лицедейства, создании атмосферы безопасности (" Никто не будет смеяться над тобой. Если ты чувствуешь себя клоуном, то клоуны - мы все, все, кто выходит сейчас на площадку! ") и уверенности в своих силах (" У тебя все обязательно получится! ", " Отличная сцена! Давайте поддержим актеров аплодисментами! "). В дополнение к приведенным выше на этом этапе работы с группой можно использовать также упражнения из первой части книги (см. №№ 42, 50, 51, 57, 58). ШАГ ТРЕТИЙ: "...ПОЛЮБИТЬ САМИ ВОПРОСЫ" Будь терпелив к тому, что не нашло ответа в твоем сердце, и постарайся полюбить сами вопросы. P.M. Рильке Итак, группа работает активно, целеустремленно и творчески. Некоторые из участников даже показывают настоящие чудеса актерского мастерства. Другие - не столько актеры, сколько активисты - постоянно рвутся на площадку и явно получают удовольствие от самого процесса игры. Есть и пассивные, но доброжелательные зрители: в упражнениях не участвуют, но внимательны и щедры на аплодисменты. Тут-то самое время вспомнить, что проходящая встреча - это не театральный капустник, не репетиция актеров-любителей и не студия актерского мастерства, а вечер " Драмы - дилеммы", вечер поиска ответов... А чтобы на какие-то вопросы ответить, нужно их для начала задать. Таким образом, мы подошли к очередному этапу- " Обсуждение и выбор темы". В практике " Драмы - дилеммы" я нередко знаю о теме вечера заранее. Раздается телефонный звонок и мне говорят: - Не могли бы вы провести семинар для родителей? Или: - Эти курсы предназначены для допризывников, так С другой стороны, нередки встречи, где или тема вообще не определена, или настолько богата проблематикой, что конкретизация и выбор направления встречи все равно необходимы. Для нашей встречи важна еще одна деталь: тема, придуманная организаторами вечера (семинара, курсов) и спущенная " сверху", должна быть не просто знакома и понятна для " низов", но по-настоящему близка участникам, пережита на собственном опыте, прочувствована и передумана самостоятельно. " Актуализация" материала, включение в тему встречи может происходить различными способами. Я хочу предложить часть из них, отличающихся друг от друга глубиной разработки проблем, а, следовательно, и количеством затрачиваемого времени. Прежде всего, в качестве " разведки боем" при работе над практически любой темой можно использовать уже приводившиеся выше задания " Фото-шоп", " Диаграмма". При проведении этих упражнений и группа, и ведущий получают возможность определить круг актуальных дилемм и выразить к ним свое отношение. Самый простой, обычный, но от этого отнюдь не менее эффективный способ разработки темы встречи -разговор с участниками. От общего упоминания о конфликтности нашей жизни и многообразии предлагаемых ею дилемм, переходим к просьбе подумать и назвать одну дилемму из тех, которые занимают членов группы сегодня и требуют первоочередного внимания. После двух-трехминутного размышления начинаем опрос участников и записываем на доске называемые ими дилеммы. Ни одно из предложений не отвергается, не подвергается обсуждению или критике. Единственное, в чем требуется помощь ведущего, - это в тренировке умения формулировать именно дилеммы, а не описывать тему. Мы не можем записать на доске: " Проблема карманных денег". Это - не дилемма. В диалоге с тем, кто предлагает подобную формулировку, ведущий пытается выяснить, в чем конкретно заключается проблема, перед какой дилеммой стоит человек В результате аморфное определение превратится в конкретные вопросы, предположим, такие: " Брать деньги у родителей или зарабатывать самому? ", " Каникулы для отдыха или для работы? ", " Готов ли я зарабатывать карманные деньги любой ценой, на любую ли работу согласен? "...Обращаем внимание на то, что формальным показателем правильно сформулированной дилеммы является, как правило, знак вопроса, союз или сослагательное наклонение. После того как доска заполнена перечнем высказываний участников встречи, просим сосредоточиться на списке и выбрать из него одну-единственную дилемму, которая представляется наиболее интересной для работы. Другие способы интеллектуально-эмоционального разогрева и подготовки к выбору конкретных дилемм будут приведены ниже. ***** Одна из возможностей определить актуальность тех или иных дилемм - техника " Лото". №96. " Лото" Ведущий заранее готовит крупноформатный лист на демонстрационной доске: расчерчивает его на 6 - 8 больших ячеек, в каждой из которых записывается определен- ная тема. Участники встречи получают маленькие листки бумаги с самоклеющимся краем (если таких листков нет под рукой, возьмите обычные, их можно будет прикреплять с помощью обычной прозрачной клейкой ленты) Каждый из участников получает 5-10 минут на размышление по поводу обозначенных на доске тем и выбирает ту, которая наиболее близка ему. На листочке записывается круг дилемм, с выбранной проблемой связанных, могут присутствовать и какие-то оценки, чувства и т.д. Затем заполненный личный листок приклеивается в соответствующий квадрат. В итоге наша огромная карточка " Лото" заполнена личными карточками участников. Сектор с темой, в которых подобных карточек больше всего, становится лидером, а тема, естественно, определяется как тема встречи. Личные карточки, вклеенные в данный квадрат, - это прекрасный материал для начала работы. Вот - один из примеров. Один из больших квадратов на расчерченной нами доске заявлял тему " Охрана окружающей среды". После работы в этот квадрат оказались вклеенными листки участников со следующими записями: - " Есть ли у " маленького человека" хоть какая-то возможность противостоять загрязнению природы промышленными отходами?! " - " Почему уборка двора вокруг дома должна быть моей заботой, а не предметом беспокойства муниципалитета, которому мы платим налоги? " - " Что важнее для города - зеленая окраина для субботнего отдыха и пикников или же строительство здесь, на сравнительно недорогой земле, дешевого социального жилья? " - " Надоел треп об охране природа. От кого ее охранять - от человека? Ха-ха-ха!!! " - " Вместо того чтобы отпускать деньги на " экологическую промывку мозгов" населению не лучше ли тому же самому населению помочь? Иди у нас уже нет нуждающихся? " №97. " Парад стереотипов" На доске или большом листе бумаги плакатного формата записываются существующие у участников встречи представления о той или иной теме, ситуации, проблеме, конфликте... Скажем, тема встречи - " Межкультурный диалог". Записываем на доске все определения, все положительные мифы и отрицательные стигмы, существующие в головах участников по отношению к каждой из заявленных темой категорий населения. К примеру, на одной из встреч жителей Кавказа характеризовали следующие стереотипные установки: физически здоровые, наглые, громкие, сентиментальные, " домостроевцы" в отношениях полов, милитаризованные, малообразованные, любящие острую и пряную пищу, самовлюбленные, не дающие обидчикам спуску, богатые, но прибедняющиеся, чтобы получить льготы... Абсолютно все записывается без цензурирования. Чтобы не обидеть присутствующих резкостью чьих-то формулировок, определяем заранее, что не стоит относиться к словам как к выражению личного мнения конкретного человека. Это стереотипная установка - " так говорят", а потому не стоит с кулаками кидаться на обидчика: он не пытается задеть наши чувства, а лишь озвучивает проблему, предлагает один из сколов общественного сознания в восприятии " другого". Вопросы, над которыми имеет смысл подумать после составления списка: " Зачем нужны стереотипы? Можно ли обойтись без них? Всегда ли стереотипы плохи, может быть, существует в стигмах и положительная сторона? Как стигма или миф соотносятся с реальностью? Нужно ли со стереотипами бороться и как отличить стереотип от объективной реальности? " Так " Парад стереотипов" помогает нащупать болевые точки и в нашем восприятии, и в оценке тех или иных событий. Отсюда - путь к определению темы. №98. " Карусель" Это упражнение дает возможность в театральной форме представить наглядно " внутренний конфликт" и таким образом освежить восприятие публикой этого достаточно банального понятия. В том случае, если тема встречи заявлена, с помощью " Карусели" ведущий сможет эффективно (и эффектно!) выявить и продемонстрировать участникам остроту противоречивых подходов к рассматриваемой проблеме. Это, в свою очередь, даст питательную среду для формулировки актуальных дилемм. Возьмем для примера тему взаимоотношения полов в переходном возрасте. Одна из проблем, часто возникающая на семинарах, - это отношение к добрачным сексуальным контактам девушек Нередко дилемму формулируют так " Допустима ли половая жизнь до свадьбы или девушка обязана вступать в брак девственницей? " Проверяем, понятна ли всем присутствующим формулировка дилеммы и предлагаем выйти на площадку по одному представителю разных точек зрения. Просим добровольцев в двух словах обозначить их отношение к проблеме. Итак, мы знаем, кто за добрачный секс, а кто считает подобные взаимоотношения до свадьбы неприемлемыми. Теперь пришло время объяснить условия: - Каждый из нас практически постоянно находится в состоянии внутреннего спора. Мы дискутируем сами с собой по различным поводам: от выбора стиля одежды, цвета сумки до вопросов принципиального характера. Зачастую внутренний спор разворачивается во внутренний конфликт, нешуточную дилемму, стоящую перед человеком. Мы неоднократно чувствовали это состояние, а сегодня попробуем увидеть подобное раздвоение личности со стороны. Я прошу участников стать спиной друг к другу, но один из них должен быть при этом обращен лицом к зрителям. Теперь представьте, что вы - один человек, в голове которого борются равнозначные подходы к проблеме. Обе половинки вашего " Я" будут сейчас отстаивать собственную правоту, но так, чтобы каждый из доводов буквально продолжал линию оппонента, начинался с того же места, даже с того же слова, на котором предшественник свою мысль завершил. По моему хлопку начнет говорить тот, кто стоит лицом к залу. Хлопок - поворот, и тогда его собеседнику предоставляется возможность высказать свою позицию, основываясь на финале текста своей второй " половинки". В ходе упражнения это однажды выглядело примерно так Первый. Я считаю, что девушка не может вступать в половой контакт до свадьбы. Девственность - один из важнейших показателей женской чистоты, чести (хлопок)... Второй. Ага. " Береги честь смолоду! " Все это - архаичные убеждения, которые с современным ритмом жизни, стилем взаимоотношений просто не стыкуются. Еще о " поясе целомудрия" заговори! (хлопок)... Первый. Ерунда, " пояс целомудрия" ушел в прошлое, а вот понятие о целомудрии осталось. В самом слове заключено подтверждение мудрости воздержания от добрачной сексуальной жизни. В отличие от животных, человек ведь существо разумное, а значит, ему дано владеть собой и поставить физиологию под контроль нравственных принципов (хлопок)... Второй. Ну при чем здесь физиология? Речь ведь идет не о совокуплении, а о любви. А секс, принадлежность любимому - телом и душой - это разве не признание глубины чувств? (хлопок)... ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ - " КРУГ ЖИЗНЕННЫХ ИСТОРИЙ" Это не только разговоры, которые они еще раз проигрывают, тела их тоже помолодели, помолодели их нервы, сердечные фибры, они играют самих себя с самого начала, словно по памяти... Все прошлое в один миг оказывается на поверхности... Любовь к собственным демонам освобождает театр, - чтобы выгнать из их укрытий, бередят они свои душевные раны... Я.Л. Морено " Выгнать собственных демонов из их укрытий...", освободить себя для нового опыта - вот смысл высказывания Морено и основная задача психодрамы. Этот же принцип лежит в основе очередного этапа работы по методике " Драма - дилемма". Из всех вышеперечисленных видов работы этот - меньше всего связан с театром, но успех Круга жизненных историй, безусловно, становится фундаментом для дальнейшей психологической и театральной работы с группой. Среди целей и задач этого этапа подчеркнем две основные: первая - создание атмосферы приятия рассказчика, его безусловную эмоционально-психологическую поддержку, и вторая - выбор жизненных историй, отвечающих определенным требованиям театра. Если над решением первой задачи психологического плана работа велась на протяжении всей встречи, и цель здесь достаточно понятна, то достижение театральной адекватности материала требует специального объяснения и постоянной заботы ведущего. Он должен провести корабль " Драмы - дилеммы" между Сциллой (готовность рассказчика поделиться переживаниями и сомнениями, самораскрыться) и Харибдой (желание слушателей отреагировать на услышанное, узнать подробности, высказать свое отношение, приободрить...). Ведь этап Круга жизненных историй - всего лишь этап встречи (или же один из фрагментов цикла встреч), и нельзя позволить ему, как хорошо взошедшему тесту, выйти из берегов отведенного времени и растечься многочасовьем разговоров... Ведущий обязан вести свой корабль избранным курсом, твердой рукой, направляя группу в сторону цели - отбора конкретного материала для театральной инсценировки (а не сюжета для ток-шоу!). В чем же особенности истории, которая отвечала бы требованиям театра? В ней должны быть: - внятный конфликт, требующий своего разрешения; - главный герой - протагонист. Вся сцена выстраивается так, чтобы было абсолютно понятно, что он центральный герой, что именно он находится перед дилеммой и что его глазами мы видим все происходящее на сцене;
- по возможности группа действующих лиц, а не один-два. Это позволяет выстроить сцену, в которой занято большинство участников Круга; - минимум подробностей, позволяющих подготовить узнаваемое, напряженное, реалистическое действие без излишней детализации и сюжетных перипетий. Сам процесс рассказывания организуется достаточно просто. Если форум выбрал для обсуждения одну дилемму, то группа просто делится на несколько подгрупп, каждая из которых образует свой Малый круг из 6 - 10 участников. Если же работа ведется параллельно над несколькими дилеммами, то и подгруппы создаются в зависимости от избираемых участниками тем. (В таком случае мы получаем ряд тематических Кругов.) В каждом Малом круге в идеале должен присутствовать инструктор, следящий за ходом работы и соответствием требованиям жанра (см. выше). Если такой возможности нет, то перед тем, как участники разошлись по подгруппам, ведущий напоминает всему форуму специфические законы, цели и задачи Круга жизненных историй. В ходе работы групп ведущий переходит от одной к другой, чтобы: - стимулировать высказывания; - высказать поддержку; - проверить правильность выполнения задачи; - попытаться проследить линию рассказов, их проблематику. Группа может либо начать рассказ по кругу, либо решить, что поделиться своей историей может любой желающий в соответствии с собственной готовностью. При этом важно заранее определить, сколько времени отводится на работу Круга. Это необходимо потому, что приучает каждого из участников к ответственности за себя и свое решение. К примеру, если я, с одной стороны, очень хочу завладеть вниманием Круга и рассказать свою историю, с другой - постоянно уступаю свою очередь кому-то, не могу справиться со стеснением и опасением быть непонятым, то это - моя проблема, которую решать мне придется самостоятельно. Зная, что группе отведен определенный срок, я буду проверять силу своего желания стать рассказчиком способностью преодолеть внутренние и внешние барьеры и взять на себя смелость вовремя предложить товарищам свою историю. Если же я решу, что у кого-то " больше болит", этот кто-то больше нуждается в том, чтобы стать протагонистом и отыграть свою историю, то и в этом случае мой отказ от занятия места рассказчика будет обусловлен моей личной ответственностью за принятое решение, я не буду вину перекладывать ни на ведущего, ни на Круг: " Кто не успел - тот опоздал! " Итак, все приготовления сделаны. Круг готов к рассказам. Мы просим вспомнить историю из жизни, конкретную ситуацию, когда выбранная дилемма вставала перед участниками во всей остроте, когда некий абстрактный вопрос превращался в проблему, требующую незамедлительного решения. Эти сюжеты и станут смыслом нашей работы в Малом кругу. Наконец все истории рассказаны. Путем обсуждения выбирается одна - самая актуальная, самая сценичная, в общем - самая-самая... Можно определить историю-лидера и другим способом. Каждый из членов группы услышал все прозвучавшие рассказы. Он выбирает для себя тот, который кажется ему наиболее подходящим для будущего сценария, встает со своего места, подходит к автору выбранной им истории и кладет ему на плечо руку. Так образуется причудливая цепочка с разнообразными ответвлениями. Тот, к кому присоединилось больше всего участников Круга, и будет победителем. Его сцена будет разыгрываться перед остальным форумом... За описанием методики работы в Круге жизненных историй, как-то ушло на второй план представление об особой важности этого этапа во всей методике " ДИД". Я неоднократно становился свидетелем одухотворяющего потенциала, который заложен в этом простом, в принципе, процессе: поделиться с другим собственной болью, собственной проблемой, историей из жизни... Я видел, насколько Круг способен размягчить сердца, поддержать, успокоить. Здесь много раз рушились стены недоверия, заслоны зависимости от чужого мнения, боязнь оказаться непонятым и отвергнутым. Помню, как однажды в Киеве во время семинара для молодежных лидеров одна из участниц расплакалась во время своего рассказа. Все бросились ее утешать, причем сперва было непонятно, что стало причиной столь бурных слез: история девушки выглядела достаточно обычной на общем фоне. Успокоившись, она обратилась к Кругу со словами благодарности: - Знаете, раньше собственные проблемы воспринимались мной как чудовищная несправедливость. В своих глазах я давно выглядела из-за этого полнейшей дурой, неудачницей, подозревала, что и другие относятся ко мне так же. И вдруг все, о чем рассказали в Кругу, так напомнило мне мою же ситуацию, мучения, страхи! Показалось, что моя история сморщилось до размеров кулачка - у других проблемы страшнее, я теперь их больше, чем себя, жалею... " ФАКТЫ ЖИЗНИ И ФАКТЫ ИСКУССТВА". СЦЕНАРНО-РЕЖИССЕРСКАЯ РАЗРАБОТКА В " ДРАМЕ - ПИ ЛЕММЕ" (Автор главы - д-р Владимир Левин) Проект " Драма - дилемма" дал возможность использовать мой прежний опыт сценариста и режиссера-постановщика театрализованных представлений. Так что остановлюсь подробно на проблеме сценарно-режиссер-ского формирования сцены - дилеммы. В основе сценарного каркаса лежат реальные события: рассказ человека, переживающего сложный этап жизни, свидетельство очевидца какого-то события, газетная статья, телевизионный репортаж и так далее. Важно, чтобы факты волновали актерскую группу, были близки аудитории. Возможно, что в основу сценарной разработки лягут " факты искусства" - вымышленная си- туация, сцена, взятая из художественного фильма, спектакля, книги... В любом случае и факты жизни, и факты искусства должны отвечать ТЕМЕ представления и сцены - дилеммы. Тема - это круг жизненных явлений, подлежащих сценическому исследованию. Когда режиссер-сценарист (в " ДИД" это, как правило, одно лицо) выбирает тему, то он задается вопросом: О ЧЕМ, собственно, расскажет сцена - дилемма? О несчастной любви? О предательстве? О вредных привычках? Об отношениях между родителями и детьми? О службе в армии? После того как режиссер определил тему, он может переходить к следующему этапу формирования сценарного каркаса - формулированию сценической ПРОБЛЕМЫ. Проблема - это жизненный вопрос, который требует сценического разрешения. Проблема всегда связана с выбранной темой. Скажем, тема сцены - отношения между детьми и родителями. Проблема, которая требует своего сценического разрешения, может в таком случае формулироваться так: " Почему дети оставляют родительский дом? " Или так " Почему родители обижаются на детей? " Проблем, соответствующих одной теме, может быть множество, но только одна из них может восприниматься как самая болевая и актуальная в данный момент. Осмысливая проблему, режиссер-сценарист как раз и выходит на необходимые ему факты жизни и факты искусства, раскрывающие выбранную проблему с разных сторон. Предположим, задавшись вопросом " Почему дети уходят из дома? ", мы обнаружим следующие аспекты: - потому, что дети хотят самостоятельности; - потому, что родители их не понимают; - потому, что родители на них " давят"; - потому, что детям хочется путешествовать, поменять страну проживания... Мы видим, что аспекты проблемы записаны в виде ответов на поставленный проблемой вопрос. Если ведущий встречи считает необходимым более полно раскрыть проблему, то сцена - дилемма строится по каждому аспекту. Возьмем для примера один из аспектов проблемы и найдем для него соответствующее сценарно-режиссер-ское решение. Итак, дети оставляют дом из-за того, что родители их не понимают. В подтверждение этой позиции подростка приведем факт жизни - рассказ очевидца: " Мой товарищ А. сейчас временно живет у меня. Он не решил, уйти ему из дома окончательно или вернуться, как он считает, " на муки". Отца А. раздражает, что сын носит длинные волосы, татуировку, серьгу в носу. Мать выключает магнитофон - не выносит громкую музыку. Друзей в квартиру тоже привести нельзя. При этом родители страшно переживают за будущее своего ребенка, влезают в его школьные дела, в отношения с девчонками и т.д. Отец и мать тяжело зарабатывают на жизнь: сутками пропадают на работе. При этом отец не очень здоров - у него проблемы с сердцем". Очевидно, что молодой человек А. стоит в этой истории перед дилеммой: уйти из дома навсегда или пойти на компромисс в отношениях с родителями? Поиск решения дилеммы сценическими средствами невозможен без точной формулировки основного конфликта. Основной драматический конфликт является своеобразным энергетическим узлом, питающим сквозное действие сцены. Понятно, что в каждой " молекуле" сценического действия могут быть свои микроконфликты, не о них речь. Сейчас важно выявить именно основной конфликт, в результате которого молодой человек оказался перед непростой дилеммой. Основной конфликт указывает на разные полюсы мировоззрения конфликтующих сторон. В нашем примере между родителями и сыном отсутствует ценностно-ориентационное единство. Родители принимают в штыки мировосприятие сына. А сына раздражает мелочная, с его точки зрения, опека родителей, их приверженность старым представлениям и догмам. Теперь, чтобы выстроить сцену -дилемму, необходимо оторваться от факта жизни и превратить его в сценарную конструкцию, композиция которой соответствует аристотелевой модели: - экспозиция; - завязка основного конфликта; - развитие основного конфликта; - кульминация; - финал, или развязка основного конфликта. Напоминаю, что финал сцены - дилеммы в сценарии не разрабатывается. Разрешение конфликта в многообразии подходов - это прерогатива зрителей. Продолжим рассматривать наш семейный конфликт. Определим конфликтующие стороны, что тем самым даст ответ на вопрос, кто является действующими лицами будущего мини-спектакля. С одной стороны - родители (отец и мать), с другой - сын. Назовем его Александр, Алекс. В сцене будет принимать участие и его подруга Юлька. В экспозиции, как принято, мы знакомим зрителя с действующими лицами, жизненными обстоятельствами, в которых разворачивается основной конфликт.
|