![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Записки очевидца⇐ ПредыдущаяСтр 31 из 31
В этой главке речь пойдет уже не столько о методике, сколько о практике работы проекта " Драма. Импровизация. Дилемма" (" ДИД"). Надеюсь, что благожелательный читатель извинит неизбежную субъективность рассказа, оправдает известную неполноту изложения и даже пристрастность автора в выборе материала. Искусство вообще субъективно. Образная система театра опирается на личные представления и интерпретации каждого из тех, кто прича-стен к этой встрече между актером и зрителем в степени отнюдь не меньшей, чем влияние общего прошлого куль- турного опыта. Так что - да здравствует собственная позиция и личная ответственность! Среди " деятелей" - тех, кто отдает проекту свой талант, знания, опыт и организаторские способности, -люди всех возрастов. Их роли различны: от администрации и планирования до ведения молодежных групп " Драма - дилемма". От методического руководства и организации учебы режиссеров до непосредственного участия в театральном представлении (что, в свою очередь, включает предварительное решение многочисленных задач: организация зрителей, подготовка места для выступлений, переговоры с заказчиками театрального вечера или учебного семинара, написание сценариев, репетиции, сценическое выступление на публике...). Я абсолютно уверен, что у каждого из сотен участников проекта (не говоря уже о многочисленных зрителях-актерах в рамках разнообразных семинаров, вечеров театра - дилеммы), есть свой взгляд на то, что представляет из себя сегодня этот достаточно сложный организм. Каждый мог бы рассказать о " ДИД" что-нибудь свое, сугубо личное. Напомню, что зародыш идеи проекта возник из чисто утилитарной необходимости помочь молодым людям, у которых сложности переходного возраста драматически совпали с периодом общественной ломки, утраты внятной идеологии, сменой государственных ориентиров, вхождением в новую среду обитания. По сути, именно этот не воображаемый зритель, а вполне конкретный молодой человек становился и субъектом, и объектом нашей заботы и усилий. Инструментом же был театр. В разные годы в рамках нашей программы работали одновременно от пяти до девяти молодежных групп. Как правило, это были самодеятельные театры, которые, зная о существовании " Драмы - дилеммы", связывались с руководством Центра драмы - дилеммы и просили принять их на правах участников проекта. На этом уровне решались и решаются административно-технические и финансовые проблемы. Городской общественный центр, клуб должен взять на себя ответственность за поддержку группы, ее участие в различных региональных встречах, летнем молодежном театральном лагере, обеспечить участие режиссера группы в учебных семинарах, предоставить необходимое для работы помещение и технические средства... Я бесконечно благодарен моим коллегам по проекту - руководителям и работникам отдела молодежи за ту работу, которую они проводили эти годы. Большинство организационных и финансовых проблем легло на их плечи. Они же на разных этапах нашего сотрудничества были не просто администраторами, а нашими единомышленниками, товарищами и настоящими " родителями" проекта. Разделение сфер влияния позволило мне сконцентрироваться на творческой работе с режиссерами и молодежными театрами. Развитие методических идей, проверка теории практикой репетиций и выступлений, организация творческих встреч, семинаров театральных групп, проведение летнего лагеря " Драмы - дилеммы", учеба режиссеров, пропаганда идей проекта по стране - вот приблизительный круг задач, за которые отвечаю я как художественный руководитель программы. ...Думаю, что самые сложные переговоры о вхождении той или иной группы в проект мне приходилось вести не с административным руководством общественных центров, а как раз с коллегами-режиссерами. Они не всегда были готовы отказаться от права оставаться лишь людьми театра, служителями чистого искусства и расширить поле своих интересов до проблем воспитания молодежи и решения конфликтов современной жизни. Как сказал в сердцах один из моих собеседников, он " не поменяет Шекспира и Лорку на склоки коммунальной квартиры". Я далеко не уверен, что обучать молодого актера самодеятельного театра возможно только единственным способом - опрокинув его в ситуацию классического произведения. В глубинах смысла, страстей, подтекстов несложно и утонуть, тем более если берешь лишь начальные уроки плавания! В спорах о том, что первично в нашей работе: театр или воспитание, я хотел бы попытаться примирить обе позиции, а в том случае, когда это невозможно (?!), остаюсь, скорее, на позициях воспитателя. Все же для актера-непрофессионала личностный рост, осознание и развитие своего " Я" приоритетнее, чем погоня за сценическим успехом. На мой взгляд, " Драма - дилемма" для любительского молодежного театра настоящая палочка-выручалочка. Ведь актер " ДИД" обязан обладать теми же профессиональными умениями, что и его товарищи из обычного театрального коллектива. Он должен уметь четко и правильно произносить текст, красиво и свободно двигаться по сцене. Умение работать с партнером и способность к импровизации - неотъемлемые части нашего актерского тренинга. Добавим к этому работу над образом, текстом, актерскую пристройку, гибкость и правдивость в реакциях... Выходит, что объем и уровень актерских умений тот же. Зато участие в проекте " Драма - дилемма" дает молодому актеру несомненные преимущества. Какие? 1. Наши сцены - дилеммы гораздо меньше зависят от требований к составу исполнителей. Чтобы понять, насколько это облегчает жизнь режиссера, достаточно вспомнить, как много постановочных идей не реализовались из-за того, что в труппе слишком мало участников или не хватает исполнителей мужских ролей и т.д. 2. В " Драме - дилемме" у актера есть возможность гораздо раньше выйти " на зрителя". Сцены или даже целые программы " ДИД" готовятся в течение недель, в то время как постановка спектакля занимает от полугода и больше. 3. В отличие от обычной театральной труппы, занимающейся постановкой спектакля, участники театра дилеммы за один вечер могут сыграть несколько различных по характеру и важности ролей: от протагониста до второстепенных персонажей. Такая гибкость и " актероемкость" методики позволяет снять остроту конкуренции между " премьерными исполнителями" и тем, кому в спектакле достался эпизод или вообще пресловутое " Кушать подано! " В итоге - и опыта сценического больше, и " звездной болезнью" проще не заразиться! К моей радости, в большинстве случаев разговоры с коллегами по театральному цеху завершались совместной работой в проекте ко взаимному удовольствию сторон. Лишь дважды победила позиция " чистого искусства", когда, призвав меня " не путать божий дар с яичницей", собеседники оставили стол переговоров, унося свои нерастраченные таланты в тайный сумрак кулис и терпкость театральных фестивалей. А наши молодежные группы продолжали выступать и в своем жанре, и с успехом работали над классической и современной драматургией, ставя и Лопе де Вега, и К Чапека, и У. Сарояна, и А. Пушкина, и Ш. Перро... За годы существования проекта у всех его участников выработалась определенная система взаимоотношений, возникла некая структура программы. Об обязанностях исполнительного и художественного руководителей я уже писал выше. Режиссеры - ведущие групп - это следующий пласт работников " Драмы - дилеммы". Если молодежную театральную группу я назвал фундаментом нашего общего дома, то моих коллег-режиссеров можно было бы метафорически определить как его стены. Они - это то, что обеспечивает постройке не только устойчивость, определяет ширину и высоту, но и придает всему зданию особый, отличный от других внешний вид. Каждый из руководителей групп - человек театра. Это проявляется и в формальном документе об окончании того или иного театрального вуза, и в самом духе творческой профессиональной работы с молодежью. При этом каждый из них еще и педагог, психолог по призванию, друг, воспитатель... Они очень разные в своих театральных пристрастиях, верности той или иной теме, школе, жанру... Все режиссеры, работающие в рамках проекта, встречаются на своих профессиональных семинарах раз в два месяца. Эти встречи необходимы для обмена опытом, совместного планирования, представления о том, как работается группам. Кроме того, почти всегда режиссерский семинар - это еще и учеба. Мы постоянно приглашаем к себе специалистов из разных сфер искусства: мимов, музыкантов, художников, декораторов, специалистов по гриму... Охотно учимся у коллег, друг у друга. Эта любознательность, как и любовь к театру, по-видимому, заразны, потому что и у подростков мы с удовольствием отмечаем симптомы той же болезни! Всегда после проведения " белых ночей" (это ночной семинар, когда все вместо сна играют, учатся до шести утра), театральных лагерей мы просим заполнить анкету участника, написать, что понравилось больше всего. Ответ в разных интерпретациях повторяется от встречи к встрече -" Учиться! " И эту тягу к интересным людям, новым знаниям, пробе своих сил в разных театральных жанрах мы всячески приветствуем и поддерживаем в ребятах. Но совместная учеба - это лишь одна из целей молодежных встреч. Вторая цель - встреча как таковая. Общение, тусовка. Ощущение свободы от привычных обязанностей, знакомого окружения, от родителей, в конце концов... Чувство собственной значимости, ответственности, причастности к группе, азарт необъявленного состязания: какая группа будет лучше, ярче в выступлениях и конкурсах, кто будет замечен как лучший актер, сцена- рист, товарищ... Никакой необходимости в формальном объявлении соревнования нет - эти сравнения и оценки возникают у самих ребят спонтанно из опыта совместной творческой работы групп. Одним из успехов проекта, я считаю, является поощрение инициативы и реальная передача полномочий молодым лидерам. Это чувство ответственности для многих подростков - желанная нагрузка. Почему? Да потому, что неважно, за что ты отвечаешь: за работу звукоусилительной аппаратуры, подготовку спектакля или написание сценария для традиционного " Посвящения в актеры"... - важно то, что тебе доверили. Значит, ты способен справиться с поставленной задачей. Значит, тебя уважают. А если будет сложно, то всегда придут на помощь, так что ты не один! ...Последняя ночь в молодежном лагере. Группы разбрелись по зеленым лужайкам, в темноте видны только огоньки передаваемых по кругу свечей. Вместе с режиссерами ребята подводят итоги четырех интенсивных дней. Я сижу в кругу своего театра. Рядышком Миша Су-лейменов - один из тех, с кого семь лет назад начиналась " Ювента". Уже давно он работает, модный преуспевающий парикмахер, но в душе - актер. Поэтому при любой возможности присоединяется к нам. А рядом с ними две Юлии - две подружки. Они еще так мало знают и умеют в театре! Так замыкается крут поколений " Ювенты". А, может, не замыкается, а продолжается? Антон месяц назад отыграл серьезнейшую роль в нашем последнем спектакле. После пяти лет в театре он выходит на профессиональную дорогу - поступил в театральный колледж О том, что " Ювента" продолжится новым поколением, говорят Алена и Тома. Они, как и Антон, пять лет провели с нами. Люся, передавая по кругу горящую свечу говорит: " Этот театр останется со мной на всю жизнь..." А Владик добавляет: " Это единственное место, где все равны"!
|