Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шаг второй: от жизни - к театру
Классическое определение Шекспира не только связало жизнь и театр в некое диалектически воспринимаемое единство, но и подтвердило многообразие исполняемых нами ролей. " И каждый - не одну играет роль..." Это и является отправной точкой для следующего за разогревом и знакомством этапа нашей встречи. Его основная цель - стимуляция творческой работы группы с помощью театральной игры, импровизации, поощрение спонтанности. Способность к творчеству - креативность (от англ. creativity) - это умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Наше ежедневное рутинное существование обусловлено множеством правил и законов. Часть из них (например: чистить зубы по утрам; правила этикета; дорога от дома до работы; вошедший в привычку распорядок дня...) выполняются автоматически, рефлекторно. Шаблонность реакций, скука от повторяемости и похожести бытия вступают в поразительное противоречие с данной человеку от Бога способностью лицедействовать, играть, быть творцом. Образ, символ, маска... Сколько безграничных возможностей для творчества может предложить человеку спонтанному театр! В построении моста от реальности к ее преобразованию через игру и заключается задача данного этапа. В близкой перспективе креативность поможет участникам встречи в поиске нового решения старых проблем, в готовности отказаться от кажущегося спасительным шаблона. Р. Эпштейн, доктор философии из Кембриджского центра исследования поведения (Массачусетс, США), дал такой совет по развитию творческого потенциала личности: " Изучайте что-нибудь новое! Если вы банкир, поучитесь танцевать чечетку. Если вы нянечка, займитесь курсом мифологии. Прочитайте книгу на малознакомую вам тему. Смените газету. Новое соединится со старым в доселе неведомых и, возможно, удивительных формах. " Драма - дилемма" в качестве инструмента обновления предлагает человеку ИГРУ. №88. " Чудо-стул" Специалисты по обучению креативности предлагают преодолевать " функциональную фиксированность", иными словами - искать необычные способы применения обычных вещей. С этого и начнем! " Чудо-стул" - упражнение достаточно несложное даже для неискушенной публики, но зато - игра эффектная, создающая приподнятую атмосферу творческого соперничества. - Договоримся, что жизнь со всеми ее проблемами, заботами, тревогами продолжается за стенами этой комнаты. Здесь же на протяжении ближайших нескольких часов будет пространство воображения и театра. А в мире театра возможно все. Вот, к примеру, я взял в руки самый заурядный - обычнее не бывает - стул. Но это в той жизни - " за окном" - предмет, находящийся у меня в руках, является приспособлением для сидения, мебелью. А в театре... Впрочем, не говоря ни слова, я превращу этот чудо-стул в... (С этими словами я тащу стул по полу, как тележку в супермаркете, по ходу заполняя ее товарами с полок; или, взобравшись ногами на сидение, начинаю с " вершины горы" обозревать окрестности; или, надев перевернутый вверх ножками стул на голову, важно шествую, придерживая " корону" и раскланиваясь с придворными...) Во что я превратил стул силой воображения? В тележку, корону, вершину горы... Верно! А каким образом вы поняли это, ведь не было произнесено ни единого слова?.. Совершенно точно, фантазия создала из стула другие образы, и я немедленно изменил к прежнему предмету свое отношение, воспринимая его каждый раз в новой ипостаси. Сейчас - задание! Превратите стул в любой предмет или живое существо. Каждый, у кого возникает идея, поднимает руку и выходит на площадку, чтобы представить нам новый образ чудо-стула. После каждого показа я начинаю отсчет до трех, и если, как на аукционе, до цифры " три" на площадке не окажется новый участник со своим вариантом чудесного превращения стула, то последний из игроков будет признан победителем.
|