Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Театр - дилемма
Беседы о плавании не могут никого научить плавать. Чтобы научиться плавать, нужно прыгнуть в воду и начать учиться. Аналогичным образом невозможно научить навыкам поведения и межличностного общения, просто рассказывая о них. Их нужно отрабатывать в действии». Питер Феликс Келлерман Карл Роджерс в своей работе " Свобода учиться" приводил пример того, как обучить ребенка значению слова " горячо". Можно сто раз объяснять ему, что батарея горячая и можно обжечься, если прикоснуться к ней. Что точ- но так же опасны возможностью ожога другие горячие предметы, которые похожи или непохожи на стоящую перед малышом батарею... А можно дать ребенку единожды коснуться радиатора с тем, чтобы он усвоил значение слова на личном опыте. Чтобы обучение привело к результату, оно должно задействовать не только ум, но вовлекать в значимый опыт всю личность. Понимание, полученное в непосредственной практике, многократно ценнее и усваивается легче, чем умственное экспериментирование. Эта главка называется " театр - дилемма". А о чем же шла речь до этого момента, разве не о том же самом? На мой взгляд, все предыдущие этапы - это лишь экспозиция, вхождение в методику, лишь подготовка к основному действию, которое развернется сейчас. Уже представлена исходная история, актеры " базовой группы" уже разыграли перед зрителями сцену, обнажили конфликт, заявили позиции противоборствующих сторон... Наступает очередь зрителей подключиться к " базовой группе", выйти на сцену, заменив протагониста. Заменив в игре, а не советуя с места, как тот должен был бы вести себя в той или иной ситуации! Есть старый анекдот про психолога и лягушку. В лаборатории психолог исследует влияние звука на изменение физиологических реакций лягушки. Он каждый раз нажимает на звонок, а лягушка каждый раз после этого подпрыгивает. Хорошо! Тогда исследователь начинает отрезать ей лапки - одну за другой, и лягушка после каждого звонка продолжает подпрыгивать. Все результаты опыта, естественно, поэтапно заносятся в журнал наблюдений. Наконец полностью обезноженная лягушка после очередного звонка осталась лежать на столе, распластанная на пузе. Снова звонок за звонком - ноль реакции! Тогда психолог записал в журнал: " После отсечения четвертой лапки лягушка оглохла". Эта история вспомнилась мне в связи с тем, что позиция стороннего наблюдателя отнюдь не гарантирует правильности решения. Со стороны все душевные вибрации, все поведение и реакции протагониста выглядят иначе, чем на сцене. Лишь превратившись на время в пресловутую " лягушку" и заняв свое место на сцене -" операционном столе", возможно адекватно приблизиться к пониманию дилеммы героя и поискам альтернативных решений. На заре своих опытов в психодраме ЯЛ. Морено писал о таком " Ты - опыте" следующее: " И если ты рядом, хочется мне вырвать глаза твои из впадин и вставить их вместо моих, а ты вырвешь мои и вставишь их вместо своих, тогда буду я глядеть на тебя твоими, а ты взглянешь на меня моими глазами". Когда " базовая группа" заканчивает исходную сцену, ведущий благодарит актеров (они не покидают игровую площадку!) и вместе с залом пробует сформулировать дилемму, стоящую перед протагонистом. Вслед за этим любой из зрителей может подняться на сцену. Он заменяет главного героя и вместе с исходной группой возвращается к последним репликам базовой сцены, чтобы затем начать совместную импровизацию в поисках разрешения конфликта. Если действие развивается успешно, то вмешательства ведущего не требуется - конфликт приходит к определенной развязке, и зал, как правило, спонтанно реагирует на завершенную сцену аплодисментами. Но нередко вышедший на замену протагонист не в силах справиться с задачей, сцена начинает пробуксовывать, конфликт возвращается на круги своя, а порой даже усиливается. В таком случае ведущему приходится использовать свои профессиональные умения, чтобы активизировать поиски решения. С этой целью " Драма - дилемма" использует хорошо известные в психодраме техники: дублирование, обмен ролями, введение вспомогательного Я, " Зеркало", " Свеча"... Останавливаться на этом подробно нет смысла - в любом учебнике по психодраме эти техники представлены во всей полноте и подробностях. Когда вышедший на замену участник завершает сцену (неважно, достигает он поставленной цели или вынужден покинуть " поле боя" безрезультатно), на площадку приглашается следующий претендент на роль протагониста. Сменяя друг друга, эти " герои из зала" превращают конкретное решение в одно из возможных. Так за счет участия в театральной импровизации или наблюдения за происходящим из зала мы помогаем всем, кто пришел на встречу, расширить репертуар поведения, примерить на себя разнообразные идеи и способы действия. Дилемма из узколичной истории превращается в некий общественно значимый экспериментальный полигон, приобретает черты универсального опыта. " Драма - дилемма" не использует практику " завершающих сцен", смысл которых - в примирении протагониста с новой реальностью, закрытии старых конфликтов и оплате по счетам... Протагонист из " базовой группы" не возвращается к исходной сцене, чтобы проиграть выбранный им из ряда предложенных вариант решения проблемы. Он не получает, как в психодраме, волшебных возможностей happy end: " символической награды", " благодарственной речи" или " торжественного примирения"... Из всех этих и множества других типов завершающих сцен наша методика предпочитает использование открытого финала. Он открыт для выбора протагониста из " базовой группы", и для всех его " замен", и для зрителей. " Как книги, содержащие главы, которые нужно написать самому, психодрамы с открытым концом отражают то, что жизнь проходит сквозь непрерывную цепь опыта и циклов, которые не ограничены одной единственной фазой..." (Питер Феликс Келлерман. " Психодрама крупным планом"). ***** В шеринге, следующем за демонстрацией сцен, как правило, звучит признание участниками того, что изменился их подход к проблеме. Вместо представления об уникальности конфликта, фатальном характере собственных ошибок, несовершенства, невезения, уверенности в существовании " я - проблемы" приходит понимание " мы - проблемы". Мой опыт - часть общего опыта. То, что переживается мною, переживают еще сотни и тысячи людей в разной форме. Таким образом, у меня есть возможность воспользоваться чьим-то опытом, умением, поддержкой, помощью и самому предложить свой опыт, оказаться для кого-то полезным! В шеринге всячески поддерживается и поощряется эмоциональная поддержка, единение с героем, альтруизм. В ходе свободной, лишенной критики и обличительного пафоса дискуссии и рассказа о пережитом во время встречи реализуется основной потенциал " Драмы - дилеммы" как группового метода психологической коррекции благодаря использованию всех видов и форм обратной связи.
|