Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Театр - дилемма






Беседы о плавании

не могут никого научить плавать.

Чтобы научиться плавать,

нужно прыгнуть в воду и начать учиться.

Аналогичным образом

невозможно научить навыкам поведения

и межличностного общения,

просто рассказывая о них.

Их нужно отрабатывать в действии».

Питер Феликс Келлерман

Карл Роджерс в своей работе " Свобода учиться" при­водил пример того, как обучить ребенка значению слова " горячо". Можно сто раз объяснять ему, что батарея горя­чая и можно обжечься, если прикоснуться к ней. Что точ-



но так же опасны возможностью ожога другие горячие предметы, которые похожи или непохожи на стоящую перед малышом батарею... А можно дать ребенку еди­ножды коснуться радиатора с тем, чтобы он усвоил зна­чение слова на личном опыте. Чтобы обучение привело к результату, оно должно задействовать не только ум, но вовлекать в значимый опыт всю личность.

Понимание, полученное в непосредственной практи­ке, многократно ценнее и усваивается легче, чем умст­венное экспериментирование. Эта главка называется " те­атр - дилемма". А о чем же шла речь до этого момента, разве не о том же самом? На мой взгляд, все предыдущие этапы - это лишь экспозиция, вхождение в методику, лишь подготовка к основному действию, которое развер­нется сейчас. Уже представлена исходная история, акте­ры " базовой группы" уже разыграли перед зрителями сцену, обнажили конфликт, заявили позиции противо­борствующих сторон... Наступает очередь зрителей под­ключиться к " базовой группе", выйти на сцену, заменив протагониста. Заменив в игре, а не советуя с места, как тот должен был бы вести себя в той или иной ситуации!

Есть старый анекдот про психолога и лягушку. В лабо­ратории психолог исследует влияние звука на измене­ние физиологических реакций лягушки. Он каждый раз нажимает на звонок, а лягушка каждый раз после этого подпрыгивает. Хорошо! Тогда исследователь начинает отрезать ей лапки - одну за другой, и лягушка после каж­дого звонка продолжает подпрыгивать. Все результаты опыта, естественно, поэтапно заносятся в журнал на­блюдений. Наконец полностью обезноженная лягушка после очередного звонка осталась лежать на столе, рас­пластанная на пузе. Снова звонок за звонком - ноль ре­акции! Тогда психолог записал в журнал: " После отсече­ния четвертой лапки лягушка оглохла".

Эта история вспомнилась мне в связи с тем, что пози­ция стороннего наблюдателя отнюдь не гарантирует


правильности решения. Со стороны все душевные виб­рации, все поведение и реакции протагониста выглядят иначе, чем на сцене. Лишь превратившись на время в пресловутую " лягушку" и заняв свое место на сцене -" операционном столе", возможно адекватно прибли­зиться к пониманию дилеммы героя и поискам альтерна­тивных решений.

На заре своих опытов в психодраме ЯЛ. Морено пи­сал о таком " Ты - опыте" следующее: " И если ты рядом, хочется мне вырвать глаза твои из впадин и вставить их вместо моих, а ты вырвешь мои и вставишь их вместо своих, тогда буду я глядеть на тебя твоими, а ты взгля­нешь на меня моими глазами".

Когда " базовая группа" заканчивает исходную сцену, ведущий благодарит актеров (они не покидают игровую площадку!) и вместе с залом пробует сформулировать дилемму, стоящую перед протагонистом. Вслед за этим любой из зрителей может подняться на сцену. Он заме­няет главного героя и вместе с исходной группой воз­вращается к последним репликам базовой сцены, чтобы затем начать совместную импровизацию в поисках раз­решения конфликта.

Если действие развивается успешно, то вмешательст­ва ведущего не требуется - конфликт приходит к опре­деленной развязке, и зал, как правило, спонтанно реаги­рует на завершенную сцену аплодисментами. Но неред­ко вышедший на замену протагонист не в силах спра­виться с задачей, сцена начинает пробуксовывать, кон­фликт возвращается на круги своя, а порой даже усили­вается. В таком случае ведущему приходится использо­вать свои профессиональные умения, чтобы активизи­ровать поиски решения.

С этой целью " Драма - дилемма" использует хорошо известные в психодраме техники: дублирование, обмен ролями, введение вспомогательного Я, " Зеркало", " Све­ча"... Останавливаться на этом подробно нет смысла - в



любом учебнике по психодраме эти техники представ­лены во всей полноте и подробностях.

Когда вышедший на замену участник завершает сцену (неважно, достигает он поставленной цели или вынуж­ден покинуть " поле боя" безрезультатно), на площадку приглашается следующий претендент на роль протаго­ниста. Сменяя друг друга, эти " герои из зала" превращают конкретное решение в одно из возможных. Так за счет участия в театральной импровизации или наблюде­ния за происходящим из зала мы помогаем всем, кто пришел на встречу, расширить репертуар поведения, примерить на себя разнообразные идеи и способы дей­ствия. Дилемма из узколичной истории превращается в некий общественно значимый экспериментальный по­лигон, приобретает черты универсального опыта.

" Драма - дилемма" не использует практику " заверша­ющих сцен", смысл которых - в примирении протагони­ста с новой реальностью, закрытии старых конфликтов и оплате по счетам... Протагонист из " базовой группы" не возвращается к исходной сцене, чтобы проиграть вы­бранный им из ряда предложенных вариант решения проблемы. Он не получает, как в психодраме, волшебных возможностей happy end: " символической награды", " благодарственной речи" или " торжественного прими­рения"... Из всех этих и множества других типов заверша­ющих сцен наша методика предпочитает использование открытого финала. Он открыт для выбора протагониста из " базовой группы", и для всех его " замен", и для зрите­лей. " Как книги, содержащие главы, которые нужно на­писать самому, психодрамы с открытым концом отража­ют то, что жизнь проходит сквозь непрерывную цепь опыта и циклов, которые не ограничены одной единст­венной фазой..." (Питер Феликс Келлерман. " Психодрама крупным планом").


*****

В шеринге, следующем за демонстрацией сцен, как правило, звучит признание участниками того, что изме­нился их подход к проблеме. Вместо представления об уникальности конфликта, фатальном характере собст­венных ошибок, несовершенства, невезения, увереннос­ти в существовании " я - проблемы" приходит понима­ние " мы - проблемы". Мой опыт - часть общего опыта. То, что переживается мною, переживают еще сотни и ты­сячи людей в разной форме. Таким образом, у меня есть возможность воспользоваться чьим-то опытом, умени­ем, поддержкой, помощью и самому предложить свой опыт, оказаться для кого-то полезным!

В шеринге всячески поддерживается и поощряется эмоциональная поддержка, единение с героем, альтру­изм. В ходе свободной, лишенной критики и обличитель­ного пафоса дискуссии и рассказа о пережитом во время встречи реализуется основной потенциал " Драмы - ди­леммы" как группового метода психологической коррек­ции благодаря использованию всех видов и форм обрат­ной связи.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал