![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Драма - Дилемма: пограничное существование
Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет. Ф. Шиллер. Письма об эстетическом воспитании человека Определившись со значением термина " дилемма", отметим, что проблемой решения конфликтов занимаются множество различных областей теоретической науки и практической деятельности: от философии, психологии, педагогики... до судов, полиции, адвокатуры... Нам же, находящимся на территории иной - театральной, - гораздо более интересен древний союз философии, психологии и искусства в изображении, анализе, поисках преодоления всяческого рода конфликтов, решении нравственных дилемм, над которыми издавна трудится человеческий дух. Среди ближайших родственников " Драмы - дилеммы" числятся театр и психология. Их симбиоз и взаимовлияние наиболее ярко видны, по-видимому, в древних ритуалах, мистериях, в драме Классицизма, а в новое время - в развитии психодрамы, различных форм общинного и так называемого " интерактивного" театра. О том, что значит для " ДИД" это пограничное между психологией и театром существование, мы попытаемся поговорить в этой главе. Безусловно, истоки " театра - дилеммы" - в психодраме. Психодрама как психокоррекционный метод групповой работы возникла немногим менее ста лет назад. Отцом метода является профессиональный врач-психиатр Якоб Леви Морено. С тех пор имя Морено заняло свое место в ряду имен 3. Фрейда, К Юнга, К Роджерса, других психологов и психотерапевтов, чьи открытия вышли далеко за границы врачебного дела, изменив представление о человеке, повлияв в целом на всю современную культуру. Психодрама возвращает нас к древнему театру с его хором, ритуалом коллективного переживания и действия. Актер психодрамы - " человек спонтанный", умеющий в условном пространстве и времени сыграть реальные мысли и чувства. Он не должен владеть актерским мастерством, задача его иная - попытаться ощутить себя творцом жизни, а собственную жизнь - цепью событий. Здесь важна возможность " исправить", " переиграть" жизнь по-новому. Актер психодрамы должен уметь видеть событие как результат многих субъективных и объективных сил - векторов. Поведение героя, взгляды, привычки, суждения, эмоции и действия делают его собственную жизнь такой, какова она есть. Научившись видеть эти причинно-следственные отношения, герой может воспользоваться возможностью, данной психодрамой, и попытаться изменить жизнь здесь и сейчас. Но так как улучшение его бытия неразрывно связано с его же, героя, самосовершенствованием, то и цель психодрамы - это самоактуализация личности (в то время как цель театра и искусства в целом - эстетическое наслаждение). " Протагонист" (греч.), он же " первый герой", он же в психодраматическом действии клиент — это центр психодрамы. Так или иначе участвуя в игре, группа включается в исполнение разнообразных ролей, но остается все же " хором", который лишь усиливает и обрамляет роль героя. Что взято " Драмой - дилеммой" из психодрамы? Внимание к игре, спонтанности, к важности роли протагониста и необходимости групповой обратной связи; отдельные техники. В чем отличие нашей методики, ее новизна в сравнении с ближайшим родственником? " Драма - дилемма" - это не терапия, а способ самосовершенствования. В отличие от психотерапевтической направленности психодрамы, в " ДИД" происходит не работа с клиентом, а театральная встреча. В арсенале ведущего этой встречи есть совокупность театрально-психологических приемов, ориентированных на " раскрутку" обычного человека - психологически здорового, но обремененного комплексом разнообразных проблем, забот, конфликтов. Участник вечера " Драма - дилемма", как любой нормальный человек, пытается скинуть этот груз или хотя бы облегчить, улучшить свою жизнь, снизить ее конфликтность, почувствовать себя в мире с окружением... В этом процессе он использует театральную игру как инструмент. В методике " театра - дилеммы" нет роли постоянного протагониста. Его место на сцене занимает любой участник вечера. Сама роль остается, но исполнители меняются порой многократно, каждый раз беря на себя ответственность за разрешение конфликта и развитие импровизированного действия. Другими словами, " Драма - дилемма" акцентирована не на герое, а на проблеме. В центре встречи находится всегда общая для группы дилемма. Зачастую в фокусе не эмоциональные реакции протагониста, а его поведенческие стереотипы, не тонкая материя субъективной рефлексии, а грубая ткань межличностного конфликта. " Драма - дилемма" возникла как реакция на определенный социальный заказ. Методика должна была эффективно и практически работать над проблемами и конфликтами подростков. Так что времени на развитие теоретической базы не было. От высокой философии нужно было переходить к непростой жизненной практике. Для детей и подростков, людей малознакомых, эмигрантов, сменивших культурную среду, да и просто для множества обыкновенных людей общение и саморас- крытие связаны с массой психологических проблем: отчужденность, страх оказаться смешным, беспокойство, застенчивость... И тут на помощь, вместо маски, за которую почти всегда прячется человек в состоянии душевного дискомфорта, приходит театральная игра с ее дву-плановостью. С одной стороны, разыгрываемая ситуация вполне конкретна, взята из жизни и требует немедленного практического разрешения. С другой - вся эта жизнь на сцене условна, эмблематична, а потому - безопасна возможностью возврата в реальность, правом на исправление допущенной ошибки. Не будучи дипломированным психологом, а потому являясь человеком, профессионально абсолютно далеким от столь увлекающей меня психотерапии, я ощущал невольный страх при мысли о необходимости погружаться во время психодраматических сеансов в глубины подсознания клиента. Рассматривать, профессионально анализировать, а затем и проигрывать различные фобии, депрессии... Одно дело выстраивать психологическую карту образа, заниматься личностью театрального персонажа из написанной кем-то пьесы, совсем другое -выводить из аффекта героя реального, протагониста психодрамы, разыгрывающего перед группой свою жизнь здесь и теперь. У меня был неплохой опыт многолетнего молодежного лидерства, ведения различных подростковых групп, некий актерский и режиссерский багаж. Это заставляло искать возможность адаптации идей и техник психодрамы к работе с группами физически и психически здоровых людей. Для них театральная игра должна была стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле - инструментом, способствующим взаимопониманию, самораскрытию, созданию атмосферы творчества, сплоченности, столь знакомым по молодежным театральным студиям, воспитавшим в свое время и меня самого. Я.Л. Морено называл психодраму психодраматическим методом естественного излечения. Я же искал на стыке психологии и театра " психодраматический метод естественного улучшения" - изменения в поведении, отказе от стереотипов, в принятии идеи сотрудничества между членами группы. Психодрама - мать многих форм на стыке психотерапии, психологии и искусства. Неудивительно, что поэтому у " Драмы - дилеммы" существует кровный брат -театр " Плейбек". В середине 70-х годов XX века один из учеников и последователей ЯЛ. Морено - Джонатан Фокс - решил возвратиться к идее театра спонтанности, соединив его с практикой введения в игру " вспомогательных Я". В психодрамах эти участники встреч в роли " вспомогательных Я" должны были сыграть различные состояния протагонистов, чтобы помочь главному герою увидеть себя со стороны, либо подтолкнуть его к большему самораскрытию, либо подвести к решению проблемы... В связи с тем, что " вспомогательные Я" использовались практически во всех психодраматических сессиях, были крайне разнообразны по своей сущности и очень важны для успеха встречи, от актеров, исполняющих эту функцию, требовались определенные профессиональные навыки. Так внутри обычной группы участников психодраматических сессий стала возникать некая полупрофессиональная команда с определенным " амплуа". Этих-то актеров и использовал Фокс в первых постановках по методике театра " Плейбек". Смысл заключался в том, что вместо активно действующего на сцене протагониста появлялся Рассказчик На глазах у публики он делился с ведущим встречи историей из своей жизни, выбирал из специально подготовленной группы актеров -исполнителей ролей. Этим актерам и предстояло разыграть услышанную историю на глазах ее автора. Он же мог по ходу действия вмешиваться в спектакль, что-то изменять, уточнять, даже изредка сам оставлять место в зрительном зале, чтобы подняться на сцену и подключиться к игре. Эмоциональное переживание Рассказчика, связанное с просмотром " пьесы своей жизни, потрясение от возможности менять элементы развития сюжета, заниматься коррекцией прошлого (или проекцией фантазии в настоящее) являлись основой психотерапевтического эффекта " Плейбека". Приобретя популярность в США и Западной Европе, методика распространилась по всему миру, пришла и в Россию, где работают ученики Фокса, существует несколько действующих групп театра " Плейбек". Корни " Плейбека" во " вспомогательных Я" и психодраматической технике " Зеркало". У Морено в " Зеркале" протагонист имел возможность воспользоваться ролями своих " вспомогательных Я", увидеть со стороны себя и рассказанный им фрагмент жизни, чтобы потом вернуться к активному лицедейству и опыт, полученный наблюдением со стороны, претворить на практике в развитии психодраматической сцены. Актеры " Плейбека" так же " отзеркаливают " Рассказчику его историю, практически не вовлекая его в активное спонтанное действие. Актеры " Плейбека" профессионально включаются в историю Рассказчика, она не связана с их конкретным личным опытом. Для них ясна лишь наиболее общая канва истории, эмоциональное восприятие Рассказчиком события и его участников. Подробности, оттенки чувств, причинно-следственные отношения в коротком рассказе не раскрываются. Обо всех этих деталях труппа участников " Плейбека" может только догадываться, потому спектакли, играемые в русле этой методики, отвлеченно-метафоричны даже тогда, когда в основе сюжета лежат реальные жизненные события. В " Плейбеке" присутствуют больше метафоры жизни, чем сама жизнь. Это оберегает Рассказчика от чрезмерной обнаженности, ранимо-
сти, позволяет спрятаться за " чей-то" рассказ в большей степени, чем это дано протагонисту психодрамы. В чем же отличия " ДИД" от " Плейбека"? " Драма - дилемма" не перепоручает актерам ответственности за участие в событиях жизни протагониста. Тема вечера обсуждается и выбирается всеми участниками встречи, то есть для всех проблематика становится актуальной. Затем происходит обмен сюжетами из жизни, которые иллюстрируют выбранный для проработки конфликт. Здесь закладывается общее рационально-эмоциональное поле для игры. В качестве протагониста представление начнет один из участников встречи, основываясь на собственном рассказе (здесь совпадение с ролью протагониста в психодраме), а продолжат уже другие, которые до того сидели в зале в качестве зрителей. Они поднимаются на сцену, заменяя главного героя, и пытаются вместо него привести конфликт к разрешению в ходе спонтанной импровизации с остальными участниками " базовой группы". Для меня крайне важна именно эта возможность видеть во всех участниках встречи потенциальных протагонистов. Это обеспечивает необычайно высокую личную вовлеченность зрителей в разворачиваемое на сцене действие, понимание некоего общего жизненного опыта, высокую амбивалентность взаимоотражения функций " зритель - актер"... Потому-то в " ДИД", когда герой обращается в зал за помощью, чтобы найти выход из тупиковой ситуации, не принимаются советы с мест. Необходимо не консультировать протагониста, оставаясь на безопасном расстоянии от конфликта в удобном зрительском кресле, а самому подняться на сцену, заменить героя в конфликтной сцене и попытаться продолжать сюжет до момента разрешения кризиса. Включенность в сцену - дилемму, активное проживание ситуации, ответственность за сделанный выбор - это в методике " ДИД" " ключ без права передачи". Я помню, как однажды, выступая перед старшеклассниками, мы играли дилемму, связанную с конфликтом из школьной жизни. Один из зрителей проявлял явное нетерпение, даже недовольство всеми предлагаемыми вариантами выхода из конфликта. - Вы слишком серьезны, - обратился он к актерам, получив слово. - Нужно увидеть ситуацию с юмором, тогда станет понятно, что в данном случае вообще нет поводов для спора! Не без труда мы уговорили нашего оппонента выйти на сцену и выступить в роли героя. Как принято, вернулись на несколько реплик назад, чтобы ввести нового протагониста в исходную ситуацию, и... Нужно было видеть, как буквально через минуту наш герой потерял самообладание в отчаянных попытках привлечь к себе внимание " одноклассников". Ни о каком чувстве юмора речи уже не шло, парень всерьез разгорячился и чуть не хватал партнеров за грудки. В конце сцены, когда мы напомнили юноше о его же собственном призыве воспользоваться чувством юмора для мирного разрешения конфликта, он только и мог, что растерянно признать: " Легко быть умным на месте, а когда вы сунули меня в эту скороварку, мне стало не до юмора! " Так принцип личного участия проверяет прочность теоретических установок. В " Драме - дилемме" игра принципиально ведется " от первого лица"! Не делегировать свои полномочия кому бы то ни было, а говорить от себя, выносить на сцену собственное " Я", как бы это ни было страшно. Все самые замечательные идеи проверять не поднятием руки и умным советом протагонисту, а заменить героя и обкатать идею в ходе импровизированной партнерской игры. Я убежден, что личный опыт, приобретаемый в такого рода " выходах на замену" протагониста, - это замечательная психологическая проверка собственных устано- вок, идей, умений, дорогая сердцу каждого творческого человека возможность прожить жизнь кого-то другого (и фрагмент этой жизни я сыграю, не основываясь на написанном кем-то для меня тексте, а исходя из своего " Я"!). А еще эта игра " от первого лица" с возможностью успеха и правом на ошибку спасет проект, методику " Драма - дилемма" от дидактизма... Не только роль возникает из " Я" актера, на основе его жизненного опыта, но и наоборот - собственно личность формируется из практики ролей. Вспомним фильм Росселлини " Генерал Делла Ровере", в котором один из персонажей, мелкий опустившийся жулик, вынужден был под угрозой расправы сыграть в тюрьме роль аристократа и героя Сопротивления. Его задача - втереться в доверие к арестованным подпольщикам, чтобы затем сдать их гестапо. Прошло время, и фашисты поразились тому, как роль изменила человека: герой фильма настолько вошел в навязанный ему образ, настолько слился с ним, что в назначенный час отказался выходить из игры: в роли аристократа, патриота, героя он добровольно идет на казнь... В отличие от психодрамы или театра " Плейбек", " Драма - дилемма" гораздо более приземлена. В ней мало образной символики " Плейбека" или философских финальных сцен психодрамы, а больше бытовой конкретики. Поэтому в 'Театре - дилемме" есть этап, отсутствующий в психодраме. Речь идет о достаточно короткой репетиции, когда так называемая " базисная группа" (та, которая представляет дилемму впервые, в которой еще не произведены замены актеров зрителями) проводит при помощи режиссера или самостоятельно инсценировку сцены. Автор рассказа, взятого в качестве основы для представления, как правило, берет на себя функции протагониста в базовой группе. Он заботится о том, чтобы инсценировка была точна, отражала действительность, воспринятую его - протагониста — глазами: отбирает себе партнеров, уточняет взаимоотношения конфликтую- щих сторон, характер персонажей, место и время действия. На этом этапе решается вопрос о форме завершения сцены: участники либо технически обозначают финал, застыв во " фризе", либо герой завершает сцену внутренним монологом или прямым обращением к зрителю за помощью. Актерам важно решить, что же будет являться финальной точкой их мини-спектакля... Сравнив некоторые принципы психодрамы, " Плей-бека" и " Драмы - дилеммы", мы подошли вплотную к вопросу о том, что дает человеку его участие в " театре - дилемме"? Иными словами, зачем это делается? А затем - как это делается?
|