![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психогимнастика
Эти упражнения называют иногда психологическими играми, психодраматическими этюдами, иногда определяют термином " коммуникативный тренинг". Как бы их ни называли, суть остается той же-. - они всегда очень популярны и любимы группой вне зависимости от возраста и стажа совместной работы участников; - эти упражнения требуют соблюдения нескольких технических условий: работа в тихом и обособленном месте, возможность при необходимости уменьшить или увеличить освещенность помещения;
- задания психогимнастики помогают в установлении прямого и честного общения, развивают умение понять и описать свое эмоциональное состояние, глубоко воспринимать окружающих людей; - это тренинг активной коммуникации, первая из задач которого - адекватно понять все виды высказываний партнера: вербальные (в том числе не только прямое высказывание, но и подтекст), мимику, жест и умение передать все то, что ему хотелось бы выразить самому. Вторая задача - использовать партнерские отношения для выполнения конкретных задач с наибольшей эффективностью и личной ответственностью за достижение цели. № 64. " Война и мир" Каждый участник получает чистый белый лист бумаги. - Представьте себе, что это - не лист бумаги, а кто-то, Я начинаю счет: один... Как правило, листы начинают рвать, мять, комкать и т.д. Обычно по счету " три! " все действия по уничтожению противника уже исчерпаны, может быть, только самые изобретательные попросят дополнительное время для вендетты. После того как время истекло, просим участников глубоко подышать, расслабиться, успокоиться эмоционально и физически. Затем предлагаем сформулировать те эмоции, которые " герои битвы" испытывают б данный момент. Хорошо ли им? Спало ли напряжение? Нет ли ощущения горечи, стыда за учиненную расправу? Может быть, наоборот, их переполняет чувство гордости за проявленные героизм и мужество? Может быть, есть ощущение освобождения - камень с души упал?... - Итак, пар выпущен, возмездие совершилось. Что дальше? Вы физически расправились с врагом, уничтожили настолько, что почти не оставили надежды на восстановление его облика, на примирение. Но так или иначе, всегда наступает этот светлый и трагический день -первый день после окончания войны. И выясняется, что нужно продолжать жить, залечивать раны, наводить мосты, вступать в переговоры... Вот вам новый лист бумаги. На столе вы найдете карандаши, фломастеры, ножницы, краски, клей... У вас есть ровно пятнадцать минут, чтобы помириться со вчерашним врагом. Форму примирения вы выберете сами: это может быть стих, примирительная речь, рисунок, коллаж, какой-то подарок, приготовленный специально для торжественного случая. В своей работе вы можете использовать то, что осталось у вас от первого листа, чтобы символизировать новые отношения, которые создаются на руинах старых обид. Ровно через четверть часа каждый из вас выступит с примирительной речью и преподнесет бывшему неприятелю свой подарок-сюрприз. ...Когда все подарки вручены, стихи, песни и торжественные речи прозвучали, обращаем внимание участников на те чувства, которые испытывает сейчас каждый из них. Подчеркиваем, что для " войны" нам достаточно было всего трех секунд, а для того, чтобы вымостить дорогу к миру, - в сотни раз больше времени. № 65. " Почувствовать другого" Группа разбивается на пары. Каждому участнику пары присваивается номер - первый или второй. Смысл упражнения: в разнообразных вариантах задаваемого ведущим действия попытаться " влезть в шкуру" своего партнера, ощутить физически его ощущения, чтобы попытаться лучше понять и его внутренний мир. Первое задание. Первые номера начинают свободное спонтанное движение по комнате. Важно, чтобы это была характерная для их повседневного обычного состояния ходьба. Вторые номера следят за стилем передвижения первых номеров, пытаясь максимально точно и полно сперва - запомнить, а затем - воспроизвести стиль походки партнеров. На стадии, когда второй номер готов, он выходит на площадку и демонстрирует товарищу воспринятую им походку. Первые номера могут не только посмотреть на себя со стороны, но при необходимости ввести какие-то уточнения, поправить своих товарищей. Только тогда, когда вариант движения " утвержден автором", то есть первый участник пары признает походку второго похожей на " оригинал", пары могут поменяться ролями. Теперь свой стиль демонстрирует второй номер, а первый смотрит, впитывает, запоминает, а затем и представляет товарищу воспринятую им походку. Второе задание. Первые номера занимают любую часть комнаты и садятся в свою самую любимую и удобную позу. Второй номер пары должен усесться рядышком, максимально точно повторив расположение тела товарища. " Копия" должна быть проверена и утверждена автором, цель считается достигнутой, когда первый номер признает соответствие увиденного " оригиналу". Сидя в любимой позе товарища, второй участник пары сообщает партнеру, подходит ли ему принятая поза. Чувствует ли он себя в ней настолько же комфортно, как и товарищ. Если нет - почему? Какие группы мышц напряжены, что мешает расслабиться? После обсуждения ощущений наступает третий этап упражнения. Третье задание. Первый номер вспоминает и демонстрирует товарищу стиль его походки. Четвертое задание. Второй номер садится в самую удобную и любимую свою позу, а первый пробует подстроиться рядышком. Как и во втором задании, после подстройки идет сперва утверждение, а затем обсуждение позы: удобна ли она для первого номера. Пятое задание. Вторые номера вспоминают показанную в начале упражнения походку своих товарищей и пытаются максимально точно повторить ее. При необходимости первые номера вносят коррективы. Шестое задание. Обсуждение пройденных этапов. Как это - ощутить себя " другим"? Что может сказать походка или любимая поза человека о его характере?... № 66. " Я похож на..." Группе дается короткое время для обдумывания задания, которое заключается в исполнении пластического этюда " Я похож на...". Каждый из участников находит своему настроению пластический образ. Это может быть образ ветра, животного, бабочки, мебели, абстрактное движение... Важно, чтобы именно так максимально проявлялось нынешнее внутреннее состояние человека. При исполнении этюда можно произносить звуки, но от текста лучше отказаться. Каждый показывает товарищам свой пластический этюд, а затем происходит обсуждение увиденного, и зрители пытаются расшифровать пластический образ, переводя его на язык чувств и ощущений. № 67. " Я леплю из пластилина..." Группа садится в шеренгу, один из участников, вызвавшийся быть скульптором, должен придать товарищам позу и выражение лица, которые, на его взгляд, являются характерными для них. Хорошо, если при этом есть возможность посадить шеренгу участников против зеркала, чтобы в результате работы скульптора каждый мог увидеть свое отражение и понять, как он выглядит со стороны в восприятии одного из товарищей. После того как этот этап пройден, скульптор получает возможность использовать шанс, предоставленный качеством материала - пластилина, - чтобы сделать позы и лица актеров такими, какими ему хотелось бы их видеть. Кому-то, предположим, он " добавит" в лицо веселость, у кого-то разожмет надменно сомкнутые губы, расправит плечи у постоянно стесняющегося и зажатого товарища, добавит дружелюбия тому, с кем у него не так просто складываются отношения... № 68. " Моя семья - группа" Один из актеров получает задание выбрать из группы необходимое количество человек, рассадить их таким образом, чтобы это выражало степень близости с членами семьи-группы, выявить взаимосвязи между участниками семьи-группы. Эта методика, носящая название " социальный атом", позволяет визуально отразить степень контактов и близости между членами того или иного формального или неформального объединения. Другим способом может служить социограмма. В этом варианте ведущий просит всех участников группы подумать и определить для себя, кто из товарищей наиболее близок ему. После раздумий каждый подходит к выбранному им человеку и кладет ему руку на плечо. Так возникнут цепочки взаимосвязей. Кого-то выберут несколько человек, а кто-то окажется последним в цепочке - то есть никто не положит руку на его плечо... После того как произведен первый выбор и проявились групповые связи, просим всех участников вновь вернуться к заданию и повторить его, но произведя уже другой выбор. Повтор упражнения важен для того, чтобы были прояснены не только лежащие на поверхности симпатии, но и более глубинные отношения между товарищами. Возможность второго выбора снимает и остроту психологического напряжения у тех, кто не был выбран в первый раз ни одним из товарищей. Кстати!!! Подобные социограммы служат " лакмусовой бумажкой" при определении любых типов связей в группе, ведь задания могут каждый раз касаться другой темы: с кем готов пойти в разведку, у кого бы мог занять деньги, с кем хотел бы вместе провести отпуск, чьим соседом хотел бы быть, кого выбрал бы поверенным в личных секретах... Важно перед проведением социограммы подчеркнуть, что все выборы или суждения товарищей по группе - это вещи очень субъективные, и относиться к ним нужно поэтому соответственно. И в положительных, и в отрицательных своих оценках мы не столько сообщаем о действительных преимуществах или недостатках другого человека, сколько проявляем свои собственные качества. Кто-то не выберет своего товарища в качестве желательного соседа из-за того, что он " слишком тих и с ним не так интересно". А для другого именно ненавязчивость, спокойствие будут являться идеальными личными качествами человека, с которым хотелось бы поселиться рядом. Для одного важно быть лидером, другой предпочитает оказаться ведомым и т.д. Еще раз напоминаю о необходимости по каждому вопросу или проблеме заранее предупреждать участников о существовании дополнительных выборов, а затем и проводить на практике несколько вариантов игры. №69. " Запретный плод" Это задание - пантомимический этюд. Участники по очереди (по одному или в паре) показывают, как они ведут себя в ситуации расхождения между желанием и нормой. Роль " запретного плода" может выполнять любой предмет или ситуация. Скажем, очень удачными были такие пантомимические этюды, представленные актерами " Ювенты": " ангина - мороженое", " страсть к карточной игре при постоянных проигрышах", " стремление сохранить молодость, невзирая на неумолимо уходящее время"... № 70. " Секретный код" Это упражнение очень уместно как вводное, разогревающее при работе над темой о культурных кодах, ощущениях, испытываемых при встрече носителей разных традиций, языков и т.п. Просим выйти из группы трех-четырех человек. Они удаляются за дверь в то время, как ведущий проводит инструктаж оставшихся участников. - Давайте найдем в комнате, в которой мы находимся, К примеру, группе зададут вопрос: - Висит ли этот предмет на потолке комнаты? Если мы загадали лампочку, то ответ ваш будет положительным, но вместо слов " да! " участники группы могут сказать: - Веревка! - Помидор! - Пирамида, варенье, пампушка... Надеюсь, что код вами усвоен, и вы сможете держать его в секрете. Я приглашаю в комнату игроков. Когда игроки возвращаются к группе, ведущий объясняет им, что загадан некий находящийся в комнате предмет. Чтобы обнаружить его, игроки должны обратиться либо ко всей группе, либо к отдельным ее представителям со множеством закрытых вопросов. " Закрытый вопрос" - это вопрос, на который можно ответить одно- значно утвердительно или отрицательно. Вопрос типа: 'Тебя зовут Миша? " - закрытый. Вопрос типа: " Как тебя зовут? " - открытый, так как на него невозможно ответить " да" или " нет". В итоге вы получите от группы абсолютно искренние и честные ответы на поставленные вопросы, вы можете обсуждать полученный материал, можете неограниченное количество раз выдвигать версии относительно загаданного предмета... Вам дается четверть часа для того, чтобы назвать загаданный нами предмет. Начали! Интересны и сама игра (в которой участники проходят самые разные стадии от воодушевления до раздражения от непонимания происходящего, недоверия к правдивым ответам), и обсуждение в конце игры. При обсуждении выясняется, что участники группы искренне хотели помочь бедолагам-игрокам, лезли из кожи вон, пытаясь дать хоть какой-то намек на скрытый смысл ответов, но игроки просто не понимали намеков и были в свою очередь раздосадованы поведением товарищей, считая, что те их попросту надувают. Группа постепенно открывает для себя, что упражнение - это не только образ ситуации непонимания ЯЗЫКА другого человека, но и его культурных кодов, традиций, поведения... № 71. " Две неправды и одна правда" Игра проводится в два этапа. На первом этапе формируются пары участников, как можно менее знакомых друг с другом. В течение пяти - десяти минут каждый участник пары рассказывает товарищу три события из своей жизни, три коротких истории. Две из них должны описывать вымышленные события, а одна - фактически происшедшее с ним. Обменявшись информацией, каждый из участников пары должен проанализировать услышанное, оценить мимику рассказчика, вдуматься в подтекст, логически проанализировать полученный материал и сделать вывод о том, что из рассказанного было правдой, а что - вымыслом. После этого начинается второй этап. Вся группа садится в круг, и каждая пара по очереди начинает отчет о происшедшем разговоре. Один из участников пары сперва рассказывает всем присутствующим о трех услышанных сюжетах. Затем группа пытается выработать свое мнение и проводится голосование: кто считает рассказанное правдой, кто — вымыслом. После вынесения группового вердикта слово получает партнер рассказчика, который сообщает о своих выводах: что в рассказе товарища было правдой, что - фантазией. И лишь затем слово получает сам рассказчик, открывающий перед всеми свой секрет. После этого аналогичная цепочка действий производится по отношению к историям его напарника. Затем очередь переходит к следующей паре. № 72. " Скульптура чувства" В принципе, уже само название упражнения объясняет его смысл. Делим группу на подгруппы по 3 - 5 человек в каждой. Каждой подгруппе дается задание: выбрать определенную эмоцию и представить ее в виде многофигурной статической композиции. После подготовки скульптуры представляются всему форуму, и зрители пытаются точно назвать изображенное чувство. Иногда затруднения возникают из-за смысловой близости определений. Скажем, гнев несложно спутать с раздражением, досадой, злостью... Поэтому тренировка идет в двух направлениях - пластическое выражение эмоций и вербальная точность в определении эмоциональных состояний. № 73. " Любит - не любит? " Вся группа разбивается на два круга. Один круг - малый - становится внутрь большого круга лицом к его участникам. Таким образом возникают пары из представителей внешнего и внутреннего кругов. - Помните старинное гадание на лепестках ромашки - " любит - не любит"? Каждому из нас важно знать, как он воспринимается группой, насколько тесны его дружеские связи... Вам сейчас представится возможность искренне ответить на вопрос о своем отношении к другим участникам коллектива, получить представление о том, как вас воспринимают товарищи. Ромашка нам не потребуется. Вместо этого условимся, что объятия - символ большой любви и симпатии, пожатие руки - выражение близких дружеских чувств, хлопнуть по ладони - " ты славный малый, но не более...", кивок головой означает для партнера - я тебя воспринимаю нейтрально, без определенной симпатии и антипатии. Ну, а если вам показали опущенный к полу большой палец руки, то это сигнал, который сообщает о том, что ваши отношения с человеком серьезно испорчены. Какая-то кошка между вами пробежала, и стоит задуматься о том, как вы найдете пути для примирения. После того как разобраны и усвоены все условные сигналы, начинается сама игра. Малый круг остается на месте, а участники большого круга по хлопку ведущего делают шаг влево и оказываются перед новым партнером. Участники пары показывают друг другу " код приятия". Если оба человека раскрыли друг другу объятия -можно обняться, если оба подставили ладонь для хлопка или протянули руку для пожатия, тогда происходит обоюдный обмен. Если же уровень приятия различен, то каждый лишь демонстрирует знак своего отношения, но не навязывает товарищу его исполнение. Обменявшись сигналами, каждый участник пары обдумывает полученную от партнера информацию, и вновь звучит хлопок ведущего. Большой круг осуществляет переход, и возникают новые пары, в которых повторяется та же последовательность действий. № 74. " Две группы" Это задание помогает актеру развить внимательность и логическое мышление. Один из участников - доброволец - выходит из комнаты. В это время группа договари- вается о признаке, по которому она могла бы разделиться на две подгруппы. Сперва признак этот должен быть только визуальным. Скажем, в одном углу сидят люди, носящие очки, в другом — нет. Или в одной группе - те, у кого на руке есть часы, в другой - участники без часов... После того как разделение произошло, в комнату возвращается игрок, которому предлагается проанализировать " картинку" и на основании увиденного сказать, какой признак лег в основу распределения участников по группам. На продвинутом этапе можно попробовать проводить разделение, основываясь на качествах характера, общности интересов... № 75. " Образ цвета" Кто-то из участников группы выходит за дверь. В это время группа загадывает какой-то цвет. Вернувшись в комнату, игрок должен обращаться к разным участникам упражнения, прося их образно передать их видение загаданного цвета. Важно в ответах-показах избегать прямой подсказки: не показывать на белую стену, не изображать рукой волны моря, не дотрагиваться до черных волос... Образ может быть только пластичным, а может сопровождаться каким-то звуком, который ассоциируется у отвечающего с определенным цветом. № 76. " Личный багаж" Группа уже немало времени провела вместе. Вы познакомились, узнали друг друга. Сейчас мы попробуем определить, насколько хорошо вы стали понимать товарищей, их личные качества. Представьте, что вскоре вам предстоит расстаться, и каждый готовит в дорогу свой рюкзак Это - его личный багаж. Что положит в рюкзак товарища группа? Мы будем собирать рюкзак вместе. При этом договоримся класть в него не вещи, а личные качества товари- ща. Поровну: те, которые мы в нем полюбили, и те, которые, как нам кажется, могут ему в жизни помешать. Есть у этой игры еще несколько правил. Первое: мы кладем в рюкзак только те качества, свидетелями проявления которых мы стали во время совместной работы. Второе: мы не можем положить в рюкзак качества характера, за которые не проголосовала вся группа. Любой из вас обладает правом вето. Группе придется переубедить его, иначе спорное качество так и не попадет в личный багаж вашего товарища. № 77. " Цветной стул" - Здесь, в центре комнаты я ставлю стул. Есть известное упражнение " Горячий стул", когда сидящий на нем выслушивает от товарищей далеко не всегда только приятные мнения о себе. Есть " стул золотой" - он предполагает выражение симпатии и комплименты в адрес сидящего. Наш стул - цветной. Тот, кто сядет на него, получит возможность услышать от любого из участников группы откровенное мнение о себе. Будьте готовы не только к " поглаживаниям", но и к нелицеприятным вещам, к сложным вопросам. У сидящего в центре игрока тоже есть право на пять вопросов. Пять вопросов к товарищам - это немало. Стоит хорошенько подумать, чтобы максимально полно реализовать свое право не только на ответ, но и на попытку прояснить отношение к себе. Очень хотелось бы, чтобы каждый из вас воспринял происходящее как акт дружелюбия и откровенности, а не как пустую болтовню. Вдумайтесь в то, что для вас действительно важно в сидящем напротив человеке. Что вы хотите узнать о нем, чем хотели бы с ним поделиться?
|