Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Великое поручение 8 страница
6. Верия: проверка проповеди Павла по Ветхому Завету (Деян. 17: 10-15) 7. Афины: проповедь Павла в Ареопаге (Деян. 17: 16-34) 8. Коринф: делание палаток Павлом с Акилой и Прискиллой, благоприятное решение римского проконсула Галлиона, успешное положение дел (Деян. 18: 1-17) 9. Возвращение в Антиохию Сирийскую через Кен-хреи(Деян. 18: 18-21) Г. Третье миссионерское путешествие Павла (Деян. 18: 22 — 21: 16) 1. Путешествие через Галатию и Фригию (Деян. 18: 22-23) 2. Предваряющее служение Аполлоса в Ефесе (Деян. 18: 24-28) 3. Ефес: христианское крещение учеников Иоанна Крестителя, успешное благовествование, мятеж под руководством Димитрия (Деян. 19: 1-40) 4. Путешествие через Македонию в Грецию и возвращение через Македонию (Деян. 20: 1-5) 5. Троада: падение Евтиха из окна во время проповеди Павла (Деян. 20: 6-12) 6. Путешествие в Милит и прощальная речь Павла перед ефесскими пресвитерами (Деян. 20: 13-38) 7. Морской путь в Кесарию и предсказание для Павла несчастья в Иерусалиме (Деян. 21: 1-14) 8. Путешествие в Иерусалим (Деян. 21: 15-16) Д. События в Иерусалиме (Деян. 21: 17 — 23: 35) 1. Принесение Павлом иудейского обета (Деян. 21: 17-26) 2. Возмущение в храме, арест Павла, защитительная речь перед толпой, разговор с Клавдием Ли-сием (Деян. 21: 27 — 22: 29) 3. Оправдательная речь Павла перед синедрионом (Деян. 22: 30 —23: 11) 4. Заговор иудеев против Павла и перевод Павла в Кесарию (Деян. 23: 12-35) Е. События в Кесарии (Деян. 24: 1 — 26: 32) 1. Суд над Павлом у Феликса (Деян. 24: 1-23) 2. Беседа с Павлом Феликса и Друзиллы (Деян. 24: 24-27) 3. Суд над Павлом у Феста и требование суда кесарева (Деян. 25: 1-12) 4. Слушания перед Фестом и Иродом Агриппой II (Деян. 25: 13 — 26: 32) Ж. Путешествие Павла в Рим и кораблекрушение на острове Мелит (Деян. 27: 1 — 28: 16) 3. Проповедь Павла иудеям и язычникам во время домашнего ареста в Риме (Деян. 28: 17-31)
См. Деян. 1: 1-26. «Первая книга» — это Евангелие от Луки. Подчеркивается избрание и наставление Иисусом апостолов в качестве связующего звена между Ним в прошлом и христианами в настоящем, а также убедительность Его явлений после Воскресения. Фраза «через несколько дней после сего» относится к излиянию Святого Духа в день Пятидесятницы (Деян. 2: 1-4). Апостолы далее спрашивают, не восстановляет ли ныне Иисус царство Израилю, то есть не установит ли Он незамедлительно мессианское Царство на земле, в котором Израилю будет отведена самая привилегированная, ведущая роль. Они подумали о такой возможности в связи с тем, что в Ветхом Завете излияние Духа Божиего ассоциируется с наступлением мессианского века (Ис. 44: 3; Иез. 36: 24-27; 39: 29; Иоиль 2: 28-29). В сущности, ответ Иисуса переносит их внимание с мессианской хронологии, относящейся к народу Израилеву, на всемирное благовествование, имеющее отношение ко всем народам. Таким образом, благовествование, в соответствии с Деян. 1: 8, будет распространяться в Иерусалиме и всей Иудее в Деян. 1 — 7, до Самарии и других прилегающих областей в Деян. 8 — 12, и в отдаленные земли в Деян. 13 — 28. И как Петру будет отведена ведущая роль при описании благовествования иудеям в основном содержании Деян. 1 -— 12, так Павлу будет отведена ведущая роль при описании благовествования язычникам в основном содержании Деян. 13 — 28. Два мужа при Вознесении Иисуса напоминают двух мужей при Его Преображении и Воскресении (Лк. 9: 30-31 [Моисей и Илия]; 24: 4-7). Облако, в котором Он восходит, символизирует присутствие Бога Отца, как и при крещении Иисуса, Его Преображении и Втором пришествии. «Расстояние субботнего пути» соответствует примерно одному километру. (См. с. 66.) Подразумевается, что ученики Иисуса не удалились от своего местообитания свыше дозволенного в субботу расстояния: они соблюдают Закон, а не нарушают его. Кроме того, они благочестивы, постоянно отдавая себя молитве — но не в обособлении от других людей, так как женщины, в том числе Мать Иисуса, а также Его братья принадлежат к их общине, идеальному религиозному сообществу. Даже предательство Иисуса Иудой Искариотом не может бросить тень на идеальное сообщество; ведь предательство это произошло во исполнение богодухновенного Писания, и после него во всеуслышание совершилось справедливое возмездие, а освободившееся место было вскоре занято таким же предопределенным образом. Как и все апостолы, Матфий следовал за Иисусом от времени служения Иоанна Крестителя до Вознесения; и падение жребия на Матфия показывает, что Иисус, превознесенный Господь, избрал его для апостольства, точно так же, как избрал Иуду и всех остальных. День Пятидесятницы (см. с. 61) принес обетованное крещение Духом Святым, описанное здесь как излияние Духа на апостолов, которые исполнились Духа. Все эти образы подразумевают изобилие. Упоминанием сопутствующего шума, подобного шуму сильного ветра, подчеркивается мощь явления и обыгрывается сходство двух греческих слов, обозначающих «ветер» и «Дух». Появление на каждом из учеников разделившихся языков, как бы огненных, символизирует способность говорить на иных, иноплеменных, языках — в знак всемирности Евангелия. Пришедшие на праздник паломники не из Палестины, то есть евреи из диаспоры и прозелиты из числа язычников, изумлены тем, что слышат родные наречия от палестинцев, которые никогда их не знали. Однако собравшиеся палестинцы не понимают происходящего и потому выдвигают ошибочное и нелепое обвинение относительно пьяного бреда. См.Деян. 2: 1-47. Петр отождествляет происшедшее с пророчеством в Иоиль 2: 28-32. Хотя предреченные небесные знамения исполнятся только при Втором пришествии, он упоминает их, чтобы довести цитату до изречения, имеющего всемирное значение: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Для Петра Иисус — это Господь, имя Которого означает спасение. В продолжение проповеди Петра подчеркиваются засвидетельствование Иисуса от Бога чудесами и знамениями, предопределенность замысла Божиего, вина иудеев в смерти Иисуса, воскресение Богом Иисуса во исполнение Писания, небесная, а потому политически неопасная, сущность царствования Иисуса. Крещение говорит о покаянии, а дарование Духа говорит о прощении. Фраза «и всем дальним» указывает на призвание Богом наряду с евреями и язычников тоже. Благодаря многочисленным обращениям в веру христианское сообщество прирастает, а его благочестие и его сила, его бескорыстие и гармония в нем видны настолько явно, что это вызывает всеобщее восхищение и всеобщий благоговейный настрой. См.Деян. 3: 1 — 4: 31. То, что Петр и Иоанн идут в храм в час молитвы, в девятый час (в 3 часа пополудни), доказывает, что свое христианство они согласуют с иудаизмом. Совер-шенное ими чудо исцеления влечет за собой воздаяние хвалы Богу, и Петр с истинной набожностью отказывается ставить его себе в заслугу. Напротив, он говорит о Иисусе, о Его святости, праведности и Воскресении, о том, что Ему принадлежит всякая слава. Еще одно указание на вину иудеев в смерти Иисуса смягчено великодушным Петром («Я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению»), ссылающимся также на замысел Божий («Бог же как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил»). Христианство, ввиду своего призыва к покаянию, предстает нравственно преобразующим религиозным движением. Упоминание всеобщего возрождения указывает на всемирную сущность христианства, как указывает на нее и ветхозаветная цитата о Божием обетовании, что в потомстве Авраама благословятся все «племена земные». Итак, несмотря на арест апостолов саддукеями, которые не верят в воскресение вообще и тем менее в воскресение Иисуса, счет вновь уверовавших идет на тысячи, а Петр, исполнившись Святого Духа, называет чудо исцеления тем, что оно собой и представляет, — «благодеянием», то есть делом, которое было в эллинистическом мире таким почетным. Его заявление о том, что человекам для спасения дано только имя Иисуса, одновременно подчеркивает, что другого пути к спасению нет, и подразумевает, что евангелие обращено ко всем людям. А смелость и уверенность Петра, Иоанна и всего христианского сообщества доказывают их преданность Богу, приверженность истине и наделенность Святым Духом. В описании Лукой идеального сообщества вновь говорится о совместной собственности (ср. Деян. 2: 44-45); и точно так же, как за предательством Иуды последовало скорое и справедливое возмездие (Деян. 1: 15-20), лживая и ущербная благотворительность Анании и Сапфиры, противопоставленная безграничной щедрости Варнавы, наказана скоро и справедливо. Идеал, таким образом, остается незапятнанным (ср. назидательную смерть Надава и Авиудав Лев. 10: 1-11). См. Деян. 4: 32 — 5: 11. Знамения, чудеса и присоединение верующих к Господу продолжаются. В число уверовавших входят как мужчины, так и женщины. Царит единство. Верующие, собирающиеся в притворе Соломоновом, находятся в культовом центре иудаизма, в храме. Народ по-прежнему восхищается ими и прославляет их. См. Деян. 5: 12-42. Противление вызвано завистью, а не каким-либо обоснованным недовольством. Вмешательство ангелов и страх перед народом сдерживают синедрион; и внутри самого синедриона побеждает голос рассудка, раздающийся из уст уважаемого всем народом законоучителя Гамалиила. Когда эллинистические верующие жалуются, что вдов из их числа забывают при раздаче еды, иудаисты с готовностью соглашаются избрать для попечения о столах семь человек, принадлежащих к эллинистам — судя по их именам, греческим, а не еврейским и не арамейским. Возможно, позднейшая церковная должность диакона («служителя», «помощника»), занимающегося мирскими вопросами церковной жизни и, в частности, раздаянием вспомоществований, появилась в результате этого происшествия. См. Деян. 6: 1 — 8: 1. Присоединение к вере священников углубляет связь христианства с иудаизмом. Стефан, один из семи, не только заботится о столах. Он также совершает чудеса и знамения и проповедует. Лишь из-за бесчинства толпы и лжесвидетельских показаний предан он мученической смерти143. (143 Прерогативу назначать смертную казнь римляне почти безраздельно сохраняли за собой, однако при побивании Стефана камнями с самого начала и до конца совершается самосуд. Сами члены синедриона превращаются в толпу линчевателей. Они даже не озаботились вынести приговор.) Подобие его лица ангельскому, его видение славы Божией и Иисуса одесную Бога, его упование на Иисуса и молитва о прощении снимают со Стефана все обвинения, в то время как бешеный крик, безудержность и нетерпимость служат к осуждению самоуправства синедриона. Савл, у ног которого складывали одежды, чтобы удобнее было бросать камни, станет позднее апостолом Павлом, под каковым именем он известен больше. (Однако два имени этого человека вовсе не соответствуют двум периодам его жизни — веры и неверия. Просто Савл — это его еврейское имя, а Павел — сходное по звучанию и довольно распространенное в греко-римском мире прозвище.) Речь Стефана выявляет лживость обвинений, якобы он хулил Моисея и Бога, храм и Закон. Напротив, сами его обвинители виновны в такой хуле, последовав примеру своих предков, отвергших посланников Божиих, в том числе Моисея, и сделавшись убийцами Иисуса. Что же касается храма, то они извращают его сущность, не признавая, что Бог обитает в сотворенной Им вселенной, а не в построенном людьми доме, хотя об этом говорил им пророк Исайя (Ис. 66: 1-2). Из-за убийства Стефана в Иерусалиме разрастаются гонения на верующих евреев со стороны неверующих, возглавляемых Савлом. В результате рассеяния верующих начинается благовествование в Иудее и Самарии, как это отмечено в рассказах о проповеди Филиппа в Самарии и других местах. См. Деян. 8: 1-40. Благодаря крещению самарян, причем женщин наряду с мужчинами, расширяется сфера принимаемых в Церковь людей. Вера и крещение самарян, прежде внимавших Симону, который изумлял их своими волхвованиями, подтверждают превосходство чудес и знамений Филиппа. О том же свидетельствуют вера, крещение и изумление самого Симона. Святой Дух не сходил на самарянских верующих до тех пор, когда Петр и Иоанн, придя к ним, помолились и возложили на них руки в знак единения еврейских и самарянских верующих. Эта отсрочка позволила апостолам, представляющим еврейских верующих, лично убедиться в том, что Бог равно принимает и самарянских верующих, как то показало сошествие на них Духа Святого в присутствии апостолов. Отказ ужаснувшихся апостолов продать Симону власть одарять Духом выявляет их чистоту в делах меркантильных; а просьба Симона апостолам помолиться за него подчеркивает их превосходство над этим волхвом и, следовательно, превосходство их евангелия над его волшбой144. (144 Попытка Симона волхва (Simon Magus) купить власть одарять Духом привела к образованию из его имени существительных симония и симонизм, обозначающих грех покупки или продажи церковных званий и привилегий. Древняя христианская традиция находила корни гностицизма, как еретического движения, у Симона) Благодаря крещению эфиопского евнуха, являющегося, как минимум, высокопоставленным вельможей, продолжает расширяться сфера принимаемых в Церковь людей145. (145 В рассказе об эфиопском евнухе предвосхищается миссия Павла среди язычников. Евнух посетил иудейский религиозный праздник в Иерусалиме. Таким образом, он принадлежит, по меньшей мере, к числу боящихся Бога, а возможно, и к числу полноценных прозелитов. В иудаизме евнухи были лишены религиозных привилегий в соответствии с указанием Вт. 23: 1, однако этот закон мог быть смягчен (ср. Ис. 56: 3); или же в Книге Деяний слово «евнух» может обозначать официальный статус, а не физическое состояние. Для одиноких путников, подобных Филиппу, в обычае было приставать к караванам, таким как караван евнуха. Читать вслух, как читает евнух, в древние времена было общепринято даже при чтении в одиночестве.) Лука апеллирует к космополитизму своего эллинистически настроенного круга читателей. А толкование Филиппом стихов Ис. 53: 7-8 в качестве пророчества о Иисусе выявляет древние корни христианства в иудейской традиции. Христианство — это не религия «без роду племени». Лука возвращается к Савлу, совершающему гонения на «Путь» {Синод, перевод «последующих сему учению», Деян. 9: 2} (это первое встречающееся название христианства, хотя мы не знаем, с чем оно связано: ссылка ли это на путь Господу, приготовленный Иоанном Крестителем согласно Ис. 40: 3? или ссылка на крестный путь? или на путь праведности? или же ссылка на Иисуса, путь к спасению?). Однако на дороге в сирийский город Дамаск Савл, гонитель Иисуса, превращается в Савла, проповедника Иисуса. См. Деян. 9: 1-31. То, что Савл в своих гонениях на учеников Иисуса гонит Самого Иисуса, подразумевает единство учеников на земле с Иисусом на небе; в дальнейшем это один из ведущих мотивов в богословии Павла, где слова «во Христе» и «со Христом» снова и снова выражают это единство. Согласно Деян. 9: 7, спутники Павла слышат голос Иисуса; согласно параллельному рассказу в Деян. 22: 9, они его не слышат. Однако различие соответствующих конструкций в греческом тексте позволяет предположить, что в Деян. 9: 7 спутники слышат просто звук голоса, а в Деян. 22: 9 они не слышат, о чем говорит голос Иисуса. Обращение Савла ведет к тому, что он молится, видит видение, присоединяется, как брат, к сообществу учеников Иисуса, получает Святого Духа, провозглашает, что Иисус — сын Божий и Христос, и подвергается таким же гонениям, какие сам некогда совершал.
|