Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Великое поручение 6 страница
Иудейские руководители в Иерусалиме по-прежнему стремятся убить Иисуса (ср. Ин. 5: 18); поэтому Он на время остается в Галилее. Даже саркастическое предложение Его неверующих братьев не побуждает Иисуса пойти вместе с другими паломниками на праздник кущей, хотя этот самый любимый и поэтому самый многолюдный иудейский праздник предоставляет Ему наилучшую возможность проявить Свою божественную власть. См. Ин. 7: 1-9. Временные предначертания Иисуса не такие, как у Его братьев, которых мир не может ненавидеть, потому что они принадлежат к миру, в то время как ненависть мира к Иисусу, свидетельствующему о его злых делах, означает, что Он должен выверять Свои перемещения сообразно тому, чтобы избежать смерти, пока не исполнилось время. См. Ин. 7: 10-52. Отсрочка и скрытность паломничества Иисуса на праздник кущей, как и негласность Его пребывания в Иерусалиме до половины праздника, ограждают Его от опасности попасть в руки врагов. К тому времени, когда Он все-таки появляется на публике, о Нем ведется уже такое количество горячих споров, что необычность и смелость Его учения многих ошеломляют и даже останавливают служителей, посланных священниками и фарисеями схватить Его. То, что Иисус учится от Бога, с лихвой покрывает недостаток у Него раввинистического образования. Напротив, у равви их учение идет от них самих, от нарушителей закона Моисеева. Когда Иисус спрашивает иудейских руководителей, почему они стремятся убить Его, галилейские паломники смеются. Они не знают, что руководители стремятся убить Иисуса (хотя из страха перед руководителями они не говорят о Нем открыто). Поскольку намерение убить Его появилось после исцеления Им расслабленного у купальни Вифезда (Ин. 5: 1-18), Иисус оправдывает это исцеление, подчеркивая, что закон Моисеев ставит обрезание, удаление части человеческого тела, выше дня субботнего: обрезание должно совершаться на восьмой день после рождения, даже если этим днем будет суббота. Насколько же важнее закона о субботе должно быть исцеление всего тела человека, указывает Иисус. В отличие от толпы галилейских паломников, кое-кто из жителей Иерусалима знает о намерении иудейских руководителей убить Иисуса; и они задаются вопросом: может быть, начальники не убивают Его, так как им известно, что Он — Христос; но сами же и отрицают Его мессианство, поскольку знают, что Иисус пришел из Галилеи, в то время как происхождение Христа, по их представлениям, должно быть неизвестно. Иисус в ответ возражает, что как Он пришел из Галилеи, точно так же Он пришел и от Бога. Божественно недосягаемый для попыток схватить Его, пока не пришел «час Его», Иисус далее говорит о Своем уходе. Иудейские руководители думают об учительском служении среди язычников («Еллинов»), живущих вне Палестины (в «рассеянии»), но Иисус говорит о возвращении к Своему Отцу на небо. На протяжении первых семи дней праздника кущей священники приносили в золотых сосудах воду от водоема Силоам к храму и совершали церемониальное возлияние ее. В кульминационный восьмой (или седьмой) день праздника Иисус провозглашает, что Он — источник истинной воды, дающего жизнь Духа. Однако кое-кто из толпы, думая, что Он — просто галилеянин, возражает, что Он не может быть Христом, так как пришел из Галилеи, а не из Вифлеема (см. Мих. 5: 2). Таким образом, в пределах одной главы отражены очевидно противоречивые мнения: во-первых, о происхождении Христа никто не должен знать, во-вторых, должно быть известно, что Он родился в Вифлееме131. (131 Рассказ о женщине, уличенной в прелюбодеянии (Ин. 7: 53 — 8: 11), не имеет отношения ни к этому месту евангелия, ни к какому-либо другому месту в Библии. В самых древних и лучших рукописях, неизвестных на момент издания «Библии короля Иакова» в 1611 г., он полностью отсутствует. В поздний период его вставляли в менее достоверные рукописи, иногда в этом месте, иногда после стихов Ин. 7: 36, либо Ин. 21: 24, либо Лк. 21: 38. Сам принцип текстуальной критики, который гарантирует достоверность остального текста Нового Завета, требует исключения этого рассказа. И наоборот, настаивать на принадлежности этого рассказу к тексту Нового Завета — означает подрывать основу нашей уверенности в том, что мы располагаем в сущности точным текстом других частей Нового Завета. Сам рассказ, однако, может быть исторически достоверным, сохраненным в изустной христианской традиции до своей интерполяции в канонический текст. В этом рассказе иудеи, стремящиеся обвинить Иисуса, пытаются поймать его в ловушку казуистической дилеммы. Если Он посоветует в соответствии с законом Моисеевым предать женщину смертной казни, Его можно будет обвинить в выступлении против римских властей, которые запрещали иудеям выносить смертные приговоры. Если Он не посоветует предать женщину смертной казни, можно будет пустить о Нем дурную славу, объявив народу, что Он не привержен закону Моисееву. По обычаю, первым кидал камень старший из обвинителей. Центр внимания, таким образом, перемещается на старейшин, когда Иисус предлагает им: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень». Каждый из обвинителей уходит, как только становится старшим после ухода предыдущего старейшины. Среди разнообразных предположений относительно того, что Иисус писал на земле, нет убедительных. Завершающее наставление «впредь не греши» подразумевает, что Иисус не учит легкомысленному отношению к греху прелюбодеяния) Беседа продолжается. См. Ин. 8: 1-59. Во время семидневного праздника кущей иудеи возжигали возле храма четыре огромных светильника в память о столпе огненном, который вел и оберегал израильтян в пустыне. Этот обычай и лег в основу сравнения Иисусом Себя со светом миру, который в первом приближении может быть понят как солнце, однако в конечном счете означает свет вечной жизни, открытой через Иисуса. (Поскольку в те дни люди постоянно поддерживали огонь, чтобы избежать неудобства разжигать его снова, свет стал ассоциироваться с жизнью, а тьма — со смертью; и смерть человека означала угасание огня, который он поддерживал.) Однако свет несет с собой осуждение тьмы. Таким образом, Иисус обыгрывает несколько возможных смыслов понятия суда: 1) формирование суждения, здесь этот смысл — поверхностный; 2) осуждение; 3) разделение. Когда фарисеи спрашивают Иисуса: «Где Твой Отец?» — они не только предлагают Ему предоставить Своего Отца в качестве свидетеля. Они также намекают, что Он был рожден вне брака. В притязаниях неверующих иудеев на то, что они свободны, упускается из виду их политическое порабощение Римом и предшествующими мировыми державами. На их похвальбу происхождением от Авраама Иисус отвечает, что нравственное родство превосходит кровное. Иудеи сделали себя рабами греха; поэтому они подобны скорее рожденному в рабстве Измаилу, которому пришлось покинуть дом Авраама, нежели свободнорожденному Исааку, оставшемуся в доме. Утверждение: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» — представляет собой самораскрытие Яхве, предвечного Бога искупления, «Я есмь Сущий» (Исх. 3: 14). Некоторые иудеи считали, что человек, совершивший грех в своем предыдущем существовании или в материнской утробе, может быть наказан за это в нынешней жизни. Другие полагали, что дети страдают за грехи родителей. Ученики перебирают упомянутые возможности, увидев слепого человека, которого предстоит исцелить Иисусу. См. Ин. 9: 1-41. Это исцеление приносит слепому человеку свет, продолжая тем самым тему Иисуса как света миру. Так как человек был слепым от рождения, его исцеление подобно новому рождению (ср. Ин. 3: 3-8). Иисус смешивает землю со слюной и замазывает этим брением глаза слепого, чтобы пробудить в нем веру, поскольку распространены были представления о целительной силе слюны, а также чтобы мотивировать последующее омовение, символизирующее нравственное очищение Святым Духом. Значение слова «Силоам», «Посланный», указывает на Иисуса, Которого Бог послал давать Духа, символически представленного водой из Силоама в метафоре Ин. 7: 37-39. Иисус вновь нарушает раввинистическое правило о том, что исцеление не должно совершаться в субботу, за исключением случаев опасности для жизни больного. Мало того, изготовление брения — это замес, то есть работа. Страх перед иудейскими руководителями (фарисеями) со стороны родителей бывшего слепого, возможно, символизирует страх перед гонениями, совершаемыми иудеями, со стороны христиан в сообществе Иоанна. Изгнание слепого в Ин. 9: 34 предполагает отлучение его от синагоги и, по-видимому, символизирует позднейшие отлучения еврейских христиан от синагог. В ответ на этот шаг Иисус осуждает фарисеев, сказав им, что они, если бы были слепы, осознали бы свое положение, покаялись, уверовали и очистились бы от своих грехов. Но так как они зрячие, они купаются в самоудовлетворенности и поэтому пребывают без покаяния и без прощения. Аллегория о пастыре добром глубже харгктеризует слепого человека (овцы), Иисуса (пастырь добрый) и фарисеев (воры и разбойники). Пастухи на ночь оставляют своих овец в закрытом помещении (в овчарне) под присмотром придвер-ника — сторожа. Утром пастухи подходят к сторожу и выкликают своих овец, которые знают их голоса и свои имена. В отличие от этого, воры и разбойники перелезают через стену овчарни, вызывая среди овец панику. Другими словами, пастырь отличается своей добротой и доверчивым отношением к нему овец, как в случае со слепым и Иисусом. Воры и разбойники характеризуются грубым обращением с овцами и недоверчивым отношением овец к ним, как в случае препирательств между прозревшим слепым и фарисеями. См. Ин. 10: 1-21. Когда Иисус провозглашает, что Он — дверь овцам, Он слегка изменяет метафору в соответствии с тем обстоятельством, что пастыри, когда у них нет сторожа, сами ложатся спать поперек входа в овчарню, чтобы уберечь овец. Такой самоотверженный способ защиты от хищников отражен в высказывании Иисуса о пастыре, полагающем жизнь свою за овец, однако при этом подчеркивается не только власть Иисуса отдать Свою жизнь по Своему почину, но и Его власть по Своему почину опять принять ее. Его смерть и воскресение не происходят сами по себе; будучи воплотившимся Богом и будучи послушен Отцу, Иисус заставляет их произойти. «Другие овцы», которых Ему надлежит привести в одно стадо, в единую Церковь истинно верующих (еретики, подобные гностикам, не в счет), олицетворяют язычников. Повествование переходит к празднику обновления, именуемому также праздник освящения, или Ханукка, и отмечаемому в декабре в память о новом освящении храма Иудой Маккавеем после того, как Антиох Епифан осквернил его. Здесь, в разгар зимы и в уединении притвора Соломонова, нет толпы галилейских паломников, сочувствующих Иисусу. Поэтому, когда «Иудеи», как Иоанн называет иерусалимских руководителей, обступили Иисуса, они поймали Его в ловушку, чтобы побить камнями или заключить в узы; а когда Он уклонился от рук их, Он сделал это исключительно Своей божественной властью. См. Ин. 10: 22-42. Как указывает Иисус, неверие иудейских руководителей говорит не о Его самозванстве, а о том, что они — не из овец стада Его и Божиего. Когда выдвигается обвинение, что Иисус делает Себя Богом, Он возражает, что коль скоро в собственном Писании иудеев названы «богами» те, к которым пришло слово Божие (см. Пс. 81: 6), никто не может опровергнуть утверждение Иисуса, воплотившегося Слова Божиего, Которое в начале было у Бога, и Которое было Бог (Ин. 1: 1), о том, что Он — Сын Божий. Освящение Иисуса Отцом подразумевает не очищение от греха, а посвящение в Его миссию творить дела Божий в мире. В описании Лазаря, Марии и Марфы упоминание о том, что Мария «помазала Господа миром и отерла ноги Его [от мази] волосами своими» {Ин. 11: 2}, предвосхищает рассказ в Ин. 12: 1-8 и превращает воскрешение Иисусом Лазаря в символ воскрешения Иисусом Себя, поскольку помазание подготовит Иисуса к погребению, а отирание Его ног будет означать, что в силу грядущего воскресения мазь не будет нужна надолго (сравни также в обоих этих рассказах — о Лазаре и о Иисусе — такие детали, как плач женщин, погребальные одежды с особо упомянутым платком, камень, закрывающий вход во гроб, и сомнения Фомы). См. Ин. 11: 1-44. Как это подразумевается и в рассказе о воскресении Иисуса, Он не только воскрешает Лазаря и воскресит Себя из мертвых, но воскресит также к вечной жизни тех верующих в Него, которые умрут прежде последнего дня. Верующие, которые к тому времени еще будут живы, не умрут никогда (ср. 1Фес. 4: 16-18). То, что Иисус восскорбел духом и возмутился, означает, что Он сейчас применит Свою божественную власть. Его плач о Лазаре свидетельствует о Его любви к умершему и дает повод присутствующим задать вопрос, не мог ли Иисус сделать так, чтобы Лазарь не умер. Этот вопрос, в свою очередь, оттеняет то, что воскрешение Иисусом Лазаря лучше, нежели сохранение от смерти. Воскресение Лазаря оказывается тем более замечательным событием, что, по верованиям иудеев, дух умершего витает над его телом в течение трех дней, а затем покидает его, отчаявшись вновь в него вселиться, но ведь Лазарь был мертв уже четыре дня, на день дольше последней надежды, что явствовало и из идущего от тела запаха. Показательно, что Лазарь выходит из гроба по одному только слову Иисуса, воплощенного Слова (ср. Ин. 5: 25, 28-29)132. (Что касается погребальных одежд Лазаря, еврейский обычай состоял в том, чтобы, подстелив кусок полотна длиной в два человеческих роста, положить на него тело покойного ногами к краю, завернуть свободную часть полотна через голову и покрыть тело, затем лентами связать ноги и притянуть руки к туловищу, а лицо обвязать платком.) Члены синедриона опасаются, что это новое знамение Иисуса, подняв Его на вершину славы среди иудеев, приведет к мессианскому восстанию, которое вызовет ответные санкции римлян. Первосвященник Каиафа, отметая всяческие колебания, предлагает смертную казнь для Иисуса, с тем чтобы смерть одного человека могла спасти весь народ от истребления римлянами. Однако в его словах заложен более глубокий смысл, чем думает сам Каиафа, так как он неосознанно предсказывает, что смерть Иисуса принесет с собой спасение от греха — не только для народа Израилева, но и для всего народа Божиего, для евреев и неевреев, объединенных Церковью. См. Ин. 11: 45-54. Далее паломники из Галилеи и других мест начинают собираться в Иерусалиме на праздник Пасхи. В связи с этим синедрион дает приказание сообщать сведения о местопребывании Иисуса, чтобы можно было захватить и казнить Его. Члены синедриона сговариваются также убить Лазаря ввиду того глубокого впечатления, которое производили рассказы о воскрешении его Иисусом. См. Ин. 11.'55 — 12: 11. Величие Иисуса, как воплощенного Бога, подчеркивается огромным количеством мира, использованного для помазания (один фунт — это четверть литра), его качеством (чистый нард), стоимостью (300 динариев составляют плату едва ли не за год ручного труда) и тем, что у Иисуса помазаны ноги (которые естественнее очищать водой, а не благовониями, даже дешевыми, — ср. Ин. 13: 1-11). Поскольку Мария уже истратила миро на помазание Иисуса, Ин. 12: 7 следует понимать так: оставьте ее, потому что она берегла это миро на день погребения Моего; этот день настал; то, что Мария сберегла миро, означает, что она не продала его, как предложил Иуда, для раздачи денег нищим. В рассказе Иоанна о торжественном входе Иисуса в Иерусалим всячески подчеркивается многочисленность толпы, вышедшей из города, чтобы встретить и приветствовать Иисуса, и сопровождать Его в шествии как важную особу, царя Израилева, о чем свидетельствуют атрибуты — пальмовые ветви, которые изображались и на иудейских монетах того времени. Озлобленными фарисеями это шествие воспринимается так, словно за Ним идет весь мир; и в самом деле, многочисленность толпы предвосхищает грядущее распространение евангелия во всем мире, в том числе среди язычников, что подтверждается сразу следующей в тексте просьбой греков увидеть Иисуса. См.Ин. 12: 12-50. Эти греки были прозелитами из язычников либо боящимися Бога. Будучи греками, они обратились со своей просьбой к Филиппу, носящему греческое имя; а Филипп рассказывает об этом Андрею, у которого имя тоже греческое. Иисус отвечает, что час Его страданий и славы наконец пришел; Он сравнивает Свою смерть, погребение и воскресение, а также принесенную ими вечную жизнь для всех верующих с тем, как пшеничное зерно падает в землю, прорастает и во множестве порождает новую жизнь. На эти слова о смерти иудеи возражают Ему, что в таком случае Он не может быть Христом. Согласно их представлениям, Христос не умрет вовеки. Отсюда они заключают, что умирающий Сын Человеческий, о Котором говорит Иисус, не есть бессмертный Христос, и что Иисус, должно быть, провозглашает Себя Сыном Человеческим, а не Христом. С другой стороны, Иисус представляет смерть и воскресение как прославление имени Его Отца (а не бесчестие для него), как суд над миром (а не суд мира над Иисусом), как изгнание сатаны (а не избавление сатаны от Иисуса; отметим, что в четвертом евангелии не упоминаются никакие другие изгнания бесов Иисусом) и как вознесение от земли (не побитие камнями, которое ранее пытались осуществить иудеи в Ин. 8: 59; 10: 31-33; 11: 8, а распятие, которое становится первым шагом в возвращении к небесному прославлению с Отцом). Неверие некоторых иудеев обусловлено пророчеством Ис. 6: 10, а скрытость веры других предается порицанию, с тем чтобы предостеречь сообщество Иоанна, что нельзя отказываться от христианского свидетельства из-за страха перед гонениями. Заповедь Отца, которую Иисус приравнивает к жизни вечной, — это заповедь о том, что Иисус имеет власть отдать Свою жизнь, чтобы опять принять ее (Ин. 10: 17-18), так как жизнь вечная основана на Его смерти и воскресении. См. Ин. 13: 1-20. Фраза «перед праздником Пасхи» подразумевает, что смерть Иисуса и будет Пасхой (ср. Ин. 1: 29, 36; 18: 28; 19: 33 с Исх. 12: 43-46; Чис. 9: 12). Тем, что Иисус снимает с Себя одежду и опять надевает Ее, символизируется то, как Иисус отдает жизнь Свою и опять принимает ее (см. Ин. 10: 17-18). Омытие ног учеников символизирует очищение их от греха Святым Духом, Который представлен водой (Ин. 3: 5; 7: 37-39) и ниспосылается ученикам через смерть и воскресение Иисуса (Ин. 19: 30, 34; 20: 22), однако такое очищение отличается от бани возрождения при обращении в веру133. Это омытие ног учеников является также примером смиренного взаимного служения в Церкви. Только рабы мыли ноги своим хозяевам. У иудеев ученики равви исполняли для него все обязанности рабов, за исключением мытья ног. Таким образом, в данном случае равви (Иисус) делает для учеников то, что считалось слишком раболепным даже для учеников по отношению к равви. См. Ин. 13: 21-30. Фраза «возлежал у груди Иисуса» означает, что любимый ученик (предположительно Иоанн) возлежит у стола на левом боку спиной к Иисусу, поэтому для доверительного разговора ему достаточно повернуться назад к груди Иисуса. Кусок, который Иисус дает Иуде Искариоту, — тот кусок хлеба, который, обмакнув в подливку общего блюда, согласно обычаю, передавали почетному гостю. Перехватывая инициативу, как и обычно в Евангелии от Иоанна, Иисус говорит Иуде скорее делать то, что тот намерен сделать. Таким образом, даже находясь под властью сатаны, Иуда не может предать Иисуса без Его (Иисуса) веления. Слово «скорее» в этом велении и упоминание о том, что Иуда вышел «тотчас», подчеркивают, что предательство произойдет в предначертанное время. Час Иисуса пришел, и Он позаботится о том, чтобы воля Божия в этот час свершилась. То уточнение, что во время ухода Иуды была ночь, подразумевает контраст с предшествующим описанием прихода Никодима к Иисусу ночью (Ин. 3: 2) и заостряет внимание на символике перехода во тьму греха и осуждения при оставлении Иисуса, света спасения. После ухода Иуды Иисус говорит о Своей приближающейся смерти и воскресении как прославлении для Него и для Бога. Словом «ныне» подчеркивается близость этого прославления через Воскресение. См. Ин. 13: 31-38. Любовь учеников друг к другу должна стать для них опорой в приближающееся время отсутствия Иисуса. Определение заповеди любить друг друга в качестве «новой» обусловлено предыдущими частями Евангелия от Иоанна, так как Иисус в нем еще не давал Своим ученикам заповедей. Эта новая заповедь основана на заповеди любить ближнего своего как самого себя (Лев. 19: 18; ср. Мк. 12: 31 и паралл.); но ближний здесь становится собратом, верующим в Иисуса, а «как самого себя» переходит в «как Я [Иисус] возлюбил вас», то есть вплоть до принесения, в случае необходимости, своей жизни в жертву. Эта истина есть просто обращение слов Петра: «Душу мою положу за Тебя». Иисус положит Свою жизнь за Петра (см. Ин. 10: 11). Петр спрашивал, куда идет Иисус. Далее Иисус отвечает на этот вопрос: Он идет к Отцу. См.Ин. 14: 1-31. Ответ Иисуса имеет два смысловых уровня: «Дом Отца» Его означает одновременно небо и семью; многие «обители» связаны как с обитанием на небесах, так и с пребыванием в самом существе Иисуса и Отца (ср. позднейший мотив пребывания в Иисусе как виноградной лозе, Ин. 15: 1-8); приготовление означает как смерть Иисуса, так и Его Воскресение и Вознесение; а Его возвращение, чтобы взять к Себе учеников, означает Его воссоединение с ними как после Его Воскресения, так и после Его второго пришествия. Ученики знают путь к Отцу, потому что они знают Иисуса, Который и есть этот путь; а Он есть этот путь, потому что Он также есть истина, проявление Самого Бога в человеческой плоти (Ин. 1: 14); и, как истина воплотившегося Бога, Он есть жизнь, так как именно в Нем верующие обретают вечную жизнь Самого Бога. Дела, кото рые сотворит верующий, будут больше дел Иисуса не в смысле проявления большей власти (Иоанн никогда не употребляет слово «чудеса» в значении «проявления божественной власти»), а в смысле распространения этих дел на весь мир. Дела Иисуса географически ограничивались Палестиной; Его ученики будут проповедовать Евангелие повсюду. Просить во имя Иисуса — означает обращаться к Его власти. А просить Иисуса134 во имя Его (Ин. 14: 14) — подразумевает Его единство с Отцом, поскольку молитвы обычно обращены кОтцу(Ин. 15: 16; 16: 23). Греческое слово «Параклит» переводится по-разному, например как «Утешитель», «Советник», «Помощник» и «Ходатай», хотя слова о «другом» Параклите, «Утешителе», подразумевают, что Иисус тоже есть Параклит135. (В авторитетных греческих рукописях (ф66 К В) —«попросите Меня во имя Мое». — Прим. ред. 135 См. греческий текст в 1 Ин. 2: 1. — Прим.ред) Точно так же, как Иисус в этой роли представлял Отца для учеников, с этих пор Святой Дух будет в этой роли представлять для учеников Его и Отца. По сути дела, Иисус и Отец через Духа будут пребывать в верующих, точно так же, как верующие будут пребывать в Иисусе и в Отце. То, что Дух должен научить учеников всему, напомнив им все, что говорил Иисус, изобличает ложность откровений, полученных помимо Духа, таких как откровения гностиков. Иисус, как воплотившийся Бог, предоставляет полное Божие откровение. Дух может только разъяснить это откровение. Однако в данный момент князь мира сего (сатана) уже приближается в лице Иуды Искариота, в которого он вошел (Ин. 13: 27) и который направляется в сад Гефсиманский. Поэтому слова Иисуса «встаньте, пойдем отсюда» выражают Его решимость быть там, где Его захватят. Он не пропустит Свой час. В Ветхом Завете виноградная лоза символизирует Израиль (Пс. 79: 8-18; Ис. 5: 1-7; Иер. 2: 21; Иез. 19: 10-14; Ос. 10: 1). Ныне, когда Израиль оставляется Богом из-за отвержения им Иисуса, Иисус и те, кто приобщен к Нему своею верою, становятся новой и истинной лозой в винограднике Божием. Иисус есть вся лоза, а не только стебель, ибо ветви, то есть верующие в Него, не просто присоединены к Нему; они пребывают в Нем. Принесение плода ветвями подразумевает послушание заповедям Иисуса, в особенности заповеди о любви друг к другу. Удаление и сожжение ветвей, не приносящих плода, символизирует участь ложных верующих. Очищение же ветвей, приносящих плод, символизирует очищение истинных верующих, в частности, продолжающееся очищение, происходящее после начального очищения при обращении в веру, точно так же, как омытие Иисусом ног ученикам соотносилось с тем, что ученики уже омыты и чисты (Ин. 13: 10). В противовес гностикам, которые прези рали человека Иисуса, отрицали Воплощение и в итоге впали в непослушание заповедям Иисуса (в особенности в надменное непослушание заповеди возлюбить истинно верующих), пребывание в виноградной лозе символизирует пребывание в Иисусе тех, кто привержен каноническому христианскому вероучению. См. Ин. 15: 1-27. Символика виноградной лозы с ее ветвями сменяется образом дружбы. Хотя в иных аспектах взаимоотношения учеников с Иисусом есть взаимоотношения рабов и Господина, при Его передаче им откровения Отца устанавливаются открытые и свободные взаимоотношения дружбы. И отныне, несмотря на проявляемую миром ненависть, ученики должны присоединиться к Параклиту, Духу истины, в свидетельстве об этом откровении. См. Ин. 16: 1-33. «То время» (Ин. 16: 4) — это время физического отсутствия Иисуса и гонений на учеников со стороны Его врагов. Поскольку Петр уже спрашивал Иисуса, куда Он идет (Ин. 13: 6; ср. Ин. 14: 5), слова Иисуса «никто из вас не спрашивает Меня: " куда идешь? "», подразумевают, что Его следовало бы спросить об этом еще раз. Однако печаль по поводу грядущих гонений заглушает интерес учеников к Его предназначению. Но приход Утешителя должен с избытком возместить отсутствие Иисуса и последующие гонения на тех, кто истинно верует. Ведь Утешителю предстоит обличить мир о грехе неверия в Иисуса, о правде Иисуса, проявляющейся в Его возвращении к Отцу, так что даже ученики не смогут видеть Его, и о суде, совершаемом на кресте над сатаной. При возвещении ученикам грядущих событий Утешителем (Ин. 16: 13) в средоточии по-прежнему будет находиться Иисус (ср. Книгу Откровение). Выражение «вскоре», относящееся к отсутствию Иисуса, связано с небольшим промежуточным сроком печали учеников между Его смертью и Воскресением, печали, подобной мукам деторождения как по своей пронзительности, так и по тому, что вскоре она сменяется радостью для учеников — радостью Пасхи Христовой, радостью столь непоколебимой, что она превосходит боль из-за гонений. И эта радость Пасхи станет совершенной благодаря тому, что ученики будут получать ответы на молитвы во имя Иисуса, ибо такие ответы будут служить верным и непреходящим доказательством того, что Иисус действительно воскрес. Далее Иисус обращает Свои слова не к ученикам, а к Отцу Небесному, и сначала говорит о прославлении Себя и Отца, о котором уже шла речь в Ин. 13: 31-32, а затем молится о сохранении учеников от зла, их освящении и единстве верующих, то есть ограждении их от вероотступничества, приводящего к мирской суетности и к разделениям в Церкви. См. Ин. 17: 1-26. Иисус молится об учениках, а не о мире, потому что ученики всецело принадлежат Отцу, а мир нет, потому что ученики всецело принадлежат Иисусу, а мир нет, и потому, что Иисус прославляется в учениках, а не в мире. Иисус уходит из мира к Отцу, а ученики остаются наедине с сатанинскими опасностями — поэтому Он молится об их защите. Освящение означает обособление от мира. Фраза «сын погибели» (Ин. 17: 12) относится к Иуде Искариоту и говорит о его предназначении быть потерянным. Кульминацией молитвы Иисуса об учениках является просьба, чтобы они могли присоединиться к Нему в Его небесной славе. Хотя Иисус сказал ученикам встать и выйти вместе с Ним еще в Ин. 14: 31, лишь сейчас Иисус и ученики оставляют вечерю и уходят за долину потока Кедрон, расположенную на восточной окраине Иерусалима у храма, в Гефсиманию, которую Иоанн называет садом, в созвучии с тем садом, в котором Иисус отдаст Свою жизнь и опять примет ее (см. Ин. 19: 41; 20: 15). То, что Иисус собирает в этом саду Своих учеников, символизирует, таким образом, более обширное собрание чад Божиих на основе смерти и воскресения Иисуса (греческое слово, означающее «собирать», встречается как в Ин. 18: 2, так и в Ин. 11: 52). Иисус уже молился, и долго; поэтому повествование переходит сразу к взятию Иисуса. В самом деле, Он направился в этот сад для того, чтобы Его там захватили. Когда пришедшие за Ним падают на землю при Его словах «Это Я [Иисус Назорей]», которые ассоциируются с Божиим титулом «Я есмь Сущий» (ср. Ин. 8: 58; Исх. 3: 14), Иисус настаивает, чтобы они взяли Его, но при условии, чтобы ученики могли свободно уйти, чем символизируется их спасение через Его страдания. Он отдает свою жизнь по Своему почину (Ин. 10: 17-18). Нападение вооруженного мечом Петра, который стремится защитить Иисуса, представляет собой фон, оттеняющий волю Иисуса умереть. См. Ин. 18: 1-11. Хотя первосвященником в год смерти Иисуса был Каиа-фа, Иисуса сначала ведут к тестю Каиафы Анне, который был первосвященником в прошлом, по-прежнему именуется таковым и по-прежнему остается доминирующей политической фигурой в иудейской иерархии. См. Ин. 18: 22-27. Поскольку Иисус настаивал на том, чтобы посланные взяли Его, то, что Его связывают, производит ироническое впечатление. Ученик, который был знаком первосвященнику Анне и следовал за Иисусом вместе с Петром, — это, вероятно, любимый ученик (апостол Иоанн). Поэтому, когда Анна спрашивает Иисуса о Его учениках и Его учении, он спрашивает Иисуса о Петре и ученике, которого знает, а также о том, чему учил их Иисус. Иисус, отнюдь не молчащий, отвечает так смело, что Анна вынужден отослать Его к Каиафе. Фраза «и ты» в первых двух вопросах Петру подразумевает присутствие другого ученика, известного Анне. Отречение Петра от Иисуса составляет драматический фон для нелицеприятной прямоты Иисуса.
|