![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Великое поручение 1 страница
Матфей прежде ничего не говорил о назначенной Иисусом для встречи в Галилее горе; так что упоминание о горе вкупе с повелениями Иисуса наводит на мысль о горе, на которой Иисус произнес Свои заповеди, Нагорную проповедь. В силу всемирной сущности власти Иисуса все народы должны быть охвачены миссией учеников, которая продлится до конца века. А до тех пор Его обещание всегда быть с учениками напоминает об имени «Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1: 23) и дает силы претерпевать гонения, вызванные исполнением этого Великого поручения.
Евангелие от Луки: проповедь христианства в греко-римском мире в целом
Священнописатель третьего евангелия начинает его со ссылки на предыдущие повествования о зарождении христианства, составленные по рассказам «очевидцев и служителей Слова» (Лк. 1: 1-2). Далее он указывает, что собирается в своей книге «по порядку описать» это предание, и заявляет о намерении убедить своих читателей в его достоверности (Лк. 1: 3-4). Евангелие от Луки и Книга Деяний святых апостолов должны принадлежать перу одного и того же автора, так как оба труда начинаются с посвящения Феофилу и характеризуются общностью интересов и общностью стиля изложения. Более того, Книга Деяний начинается со ссылки на «первую книгу» (Деян. 1: 1). Поскольку Евангелие от Луки и Книга Деяний должны принадлежать одному автору, мы устанавливаем для этих трудов авторство Луки, исходя из того обстоятельства, что он — единственный из упомянутых в посланиях спутников Павла в его путешествиях, который мог написать разделы Книги Деяний со словами «мы». Все остальные исключаются из-за невозможности согласовать их географические перемещения, отмеченные в посланиях, с географическими перемещениями, описанными в тех разделах Книги Деяний, в которых употребляется первое лицо множественного числа. (См. с. 283-284.) Более того, ранняя традиция подтверждает авторство Луки (Канон Муратори; анти-Маркионов пролог к Евангелию от Луки; Ириней, «Против ересей» 3.1.1, и позднейшие писатели). Лука, вероятно, был неевреем (или, по крайней мере, эллинизированным евреем), а в веру он мог быть обращен в сирийском городе Антиохия101. (Сравни анти-Маркионов пролог к третьему евангелию и «мы» в греческом кодексе D Деян. 11: 28, где речь идет об Антиохии. Большинство исследователей считают Луку неевреем. Доводы в пользу его еврейского происхождения см. вЕ.E.Ellis, The Gospel of Luke (London: Nelson, 1966), 52-53; W.F.Albright, в Johannes Munck's The Acts of the Apostles (Garden City, N.Y.: Doubleday, 1967), 264-67; B.Reicke, The Gospel of Luke (Richmond: Knox, 1964), 12-23. Противоположные доводы см. в J.A.Fitzmyer, The Gospel According to Luke (I — IX) (Garden City, N.Y.: Doubleday, 1981), 41-47.) Его имя является греческим. В заключительных приветствиях Кол. 4: 10-14 Павел, по-видимому, отделяет его от евреев, принадлежавших, вероятно, к иудаистам, и упоминает вместе с неевреями. Его хорошее владение греческим языком тоже предполагает, что он был неевреем (или эллинизированным евреем), знакомым с греческим лучше, нежели можно было бы ожидать от большинства евреев. Стиль греческого языка у Луки, как и стиль Послания к евреям, являются лучшими образцами во всем Новом Завете. Исключения встречаются в тех случаях, когда Лука, по-видимому, излагает устные или письменные семитские источники или пишет по-гречески в семитском стиле, чтобы текст выглядел «по-библейски», то есть наподобие текста Септуагинты. С другой стороны, обе книги, написанные Лукой, начинаются с официального посвящения в греко-римском литературном стиле — и это единственные такие книги в Новом Завете. В Кол. 4: 14 Павел называет Луку «врач возлюбленный», и в пользу такого определения свидетельствуют повышенный интерес Луки к заболеваниям и частое употребление им медицинских терминов102 (См., например, Лк. 14: 1-6.) — хотя не следует переоценивать эти особенности его изложения. Лука посвящает свой труд Феофилу, возможно, потенциальному или действительному новообращенному, или меценату, который финансировал распространение Евангелия и Книги Деяний, и адресует обе свои книги неевреям, в особенности тем, кто непредвзято интересовался историческим происхождением христианства, — скорее всего, прозелитам и, главным образом, боящимся Бога, которые не признавали идолопоклонство и связанную с ним аморальность и посещали синагоги. Для Луки важно засвидетельствовать религиозное благочестие, нравственную чистоту и политическую непричастность Иисуса и Его последователей103. (См. в особенности рассказ Луки о рассмотрении дела Иисуса Пилатом, где римский наместник последовательно снимает с Иисуса все обвинения (Лк. 23: 1-25).) Лука показывает, что Благая Весть предназначена для всех, что Иисус уничтожил барьеры между евреями и неевреями и основал всемирное сообщество, в котором былому неравенству рабов и свободных, как и неравенству мужчин и женщин, больше нет места. В связи с адресованностью к нееврейским читателям Лука отслеживает не узко иудейскую тему исполнения ветхозаветных пророчеств, как это делает Матфей, а более широкую тему того замысла Бога относительно истории, который раскрыт в Ветхом Завете, и тему преемственности между иудаизмом и христианством. Лука также видоизменяет специфически еврейские обороты речи и переделывает те места текста, которые связаны с еврейской традицией, чтобы сделать их более понятными для неевреев104. (104Например, вместо «мерзости запустения» (Мк. 13: 14, паралл. Мф. 24: 15) говорится об окружении Иерусалима неприятельскими войсками (Лк. 21: 20).) Существует много специфических признаков того, что Лука содействует распространению христианства в греко-римском мире в целом, признаков, не характерных для других евангелий. Особый интерес проявляется к хронологии жизни Иисуса относительно событий светской истории (Лк. 1: 5; 2: 1; 3: 1-2). Иисус — «Свет к просвещению язычников» (Лк. 2: 32). Цитата из Ис. 40 доведена до слов «и узрит всякая плоть спасение Божие» (Лк. 3: 6). Родословие Иисуса возводится не только к Аврааму, отцу еврейского народа (как в Мф. 1: 1-2), но и к Адаму, отцу всего рода человеческого, и в конечном итоге — к Богу (Лк. 3: 23-38). Иисус отмечает, что Илия был послан ко вдове из Финикии, а не к израильтянке, и что Илия очистил от проказы Неемана Сириянина, а не израильтянина (Лк. 4: 25-27). Как и Матфей, Лука говорит о Великом поручении благовествовать «во всех народах» (Лк. 24: 47; ср. Мф. 28: 19-20). Однако у Матфея эта обращенность ко всему миру одновременно скрывает в себе узость взглядов еврейских христиан, а у Луки она имеет эллинистическую природу, свободную от еврейской ограниченности. Всеобщая направленность Евангелия от Луки охватывает не только неевреев, но и социально отверженных, таких как грешница, помазавшая миром ноги Иисуса (Лк. 7: 36-50), мытарь Закхей (Лк. 19: 1-10), раскаявшийся злодей, который умер рядом с Иисусом (Лк. 23: 39-43), блудный сын (Лк. 15: 11-32, персонаж притчи), кающийся мытарь (Лк. 18: 9-14, персонаж притчи), самаряне и нищие. Иаков и Иоанн навлекают на себя упрек за то, что хотели призвать огонь с неба на селение Самарянское (Лк. 9: 51-56). Милосердный самарянин в соответствующей притче предстает в самом благоприятном свете (Лк. 10: 29-37). Единственным из десяти прокаженных, кто вернулся поблагодарить Иисуса за очищение, был самарянин, названный «сей иноплеменник» (Лк. 17: 11-19). В Назарете Иисус «благовествует нищим» (Лк. 4: 16-22). Мария говорит, что Бог «вознес смиренных, алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем» (Лк. 1: 52-53). В провозглашении блаженства нищих нет уточнения «духом», как у Матфея (Лк. 6: 20105; (105В Синод, переводе «нищие духом». — Прим. перев) в отличие от Мф. 5: 3); и в провозглашении блаженства алчущих нет уточнения «правды» (Лк. 6: 21; в отличие от Мф. 5: 6). Благословения нищим и голодным Лука дополняет провозглашением горя богатым и пресыщенным (Лк. 6: 24-25). Он — единственный из евангелистов, приводящий такие слова Иисуса: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых... Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых» (Лк. 14: 12-13). Сам Лука называет фарисеев «сребролюбивыми»; ему мы обязаны знанием притч о неразумном богаче, о неверном управителе, который поступил милосердно (и догадливо), о богаче и Лазаре (Лк. 12: 13-21; 16: 1-13, 19-31). Всеобщая направленность Евангелия от Луки проявляется и в особом внимании, уделяемом женщинам: это Мария, Елисавета и Анна в главах о Рождестве (Лк. 1 — 2); вдова из Наина (Лк. 7: 11-17), женщины, которые оказывали Иисусу поддержку деньгами (Лк. 8: 1-3), грешница (Лк. 7: 36-50), Мария и Марфа (Лк. 10: 38-42), бедная вдова (Лк. 21: 1-4), а также те женщины, которые оплакивали Иисуса (Лк. 23: 27-31), присутствовали при распятии (Лк. 23: 49) и хотели умастить Его тело, но смогли лишь засвидетельствовать, что гроб пуст, и возвестили о Воскресении (Лк. 23: 55 — 24: 11). Итак, у Луки Иисус представлен всемирным Спасителем, Который сострадает всем людям, не гнушается ни одним человеком, общается как с фарисеями, так и с мытарями (Лк. 5: 27-32; 7: 36; 11: 37; 14: 1; 19: 1-10), и лично заботится о людях, страдающих от бед и горестей (Лк. 7: 11-17; 8: 40-56; 9: 37-43). Там, где Матфей сосредоточивается на теме Иисуса и Царства, Лука сосредоточивается на теме отношения Иисуса к людям с их горестями, и характеры обрисованы у него весьма выпукло. В самых разнообразных эпизодах раскрывается присущий Иисусу глубоко молитвенный настрой: при Его крещении (Лк. 3: 21), при удалении после служения стекающемуся множеству народа (Лк. 5: 16), перед избранием Двенадцати (Лк. 6: 12), перед исповеданием Петра и предсказанием Иисусом Своей смерти и Воскресения (Лк. 9: 18), во время Его Преображения (Лк. 9: 28-29), при возвращении семидесяти двух106 (106 В Синод, переводе — семидесяти. — Прим. перев) учеников после их служения (Лк. 10: 21), перед наставлением ученикам, как им молиться (Лк. 11: 1), в Гефсимании (Лк. 22: 39-46) и дважды на кресте (Лк. 23: 34, 46). Почти все эти упоминания о молитвах Иисуса встречаются исключительно в Евангелии от Луки. Только Лука приводит две притчи Иисуса о молитве (Лк. 11: 5-13; 18: 1-8) и сообщает нам, что Иисус особо молился за Петра (Лк. 22: 31-32). Лука также выделяет действие Святого Духа. Он сообщает нам, что Иоанну Крестителю предстояло исполниться Духа Святого еще от чрева матери (Лк. 1: 15). Дух Святой находит на Марию, чтобы смогло свершиться чудесное рождение Сына Божиего (Лк. 1: 35). Когда Мария приходит к Елисаве-те, та, исполнившись Святого Духа, восклицает: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (Лк. 1: 41-42). После того как родился и получил имя Иоанн Креститель, его отец Захария исполнился Святого Духа и пророчествовал (Лк. 1: 67). Святой Дух почил на Симеоне, предсказав ему, что он не умрет, пока не увидит Иисуса, и по вдохновению привел его в храм, чтобы вознести хвалу Младенцу Иисусу (Лк. 2: 25-27). После того как Дух Святой снизошел на Иисуса при Его крещении, Иисус, «исполненный Духа Святого... поведен был Духом в пустыню» (Лк. 4: 1). После искушений Иисус возвратился в Галилею «в силе духа» (Лк. 4: 14). Когда семьдесят два ученика вернулись, успешно выполнив свою миссию, Иисус «возрадовался духом» (Лк. 10: 21). А перед Своим вознесением Он обещал, что Дух облечет учеников «силою свыше» (Лк. 24: 49). Естественно, что в Евангелии от Луки (как позже и в Книге Деяний) слышится трепетный отзвук необоримого вмешательства Духа Божиего в человеческую историю107. (107См. упоминания радости в Лк. 1: 14, 44, 47; 6: 21, 23; 10: 21; 15: 5-7, 9, 10, 23-25, 32; 24: 52-53) Лука пишет с абсолютной убежденностью в неизбежном успехе распространения Благой Вести, которую провозгласил «Господь» (излюбленное обозначение Иисуса у Луки), а Его ученики возвещают в силе Святого Духа. У нас нет никаких оснований отвергать достаточно раннюю дату создания третьего евангелия — чуть позднее Евангелия от Марка, в предположении, что Лука использовал материалы Марка. Многие исследователи полагают, будто бы замена у Луки «мерзости запустения» (Мк. 13: 14) осадой Иерусалима (Лк. 21: 20) свидетельствует, что Лука писал после 70 г. по Р. X. Но при таком подходе вновь недооценивается или отрицается та возможность, что Иисус действительно предсказал осаду и разрушение Иерусалима. Лука мог не упомянуть мерзость запустения просто потому, что знал — его нееврейские читатели все равно не поймут, о чем тут речь. А если Лука переиначивал речи Иисуса в соответствии с событиями 70 г. и ближайшего периода, почему же он тогда оставил повеление Иисуса «да бегут в горы» (Лк. 21: 21), несмотря на тот факт, что во время осады Иерусалима христиане бежали в Пеллу, расположенную не в гористой части Заиорданья (если они вообще бежали из Иерусалима — свидетельства спорны)?
Книга Деяний заканчивается тем, что Павел ожидает суда в Риме, надо полагать, потому, что ко времени ее написания дальнейшие события еще не произошли. (См. с. 285-286.) Если это верно, то Книга Деяний датируется примерно 64 — 67 гг. по Р. X., наиболее вероятным периодом мученичества Павла. Тогда, коль скоро Лука написал свое евангелие раньше Книги Деяний, как, вероятней всего, и было, евангелие должно относиться к несколько более раннему времени. (См. с. 119-120.) Местом его создания мог быть Рим, где Лука оставался с Павлом во время его заключения в узы (хотя по поводу места создания ранняя традиция колеблется между Грецией и Римом). Евангелие от Луки — самое всеобъемлющее среди синоптических. Недаром это самая большая книга Нового Завета. В первых двух главах у Луки содержатся пролог и рассказы о Рождестве и детстве Иисуса. Крещение, родословие и искушение Иисуса описаны в Лк. 3: 1 — 4: 13, галилейское служение — в Лк. 4: 14 — 9: 50, последнее путешествие в Иерусалим в Лк. 9: 51 — 19: 27и, наконец, Страстная неделя, распятие, Воскресение, служение после воскресения и Вознесение — в Лк. 19: 28 — 24: 53. Описание последнего путешествия в Иерусалим представляет собой наиболее значительный вклад Луки в наши знания о земной жизни Иисуса. В этом разделе евангелист описывает служение Иисуса в Пе-рее, приводит многие из притч, самые известные, но не встречающиеся в других книгах (о милосердном самаряни-не, о неразумном богаче, о блудном сыне, о богаче и Лазаре, о мытаре и фарисее и другие), а также подчеркивает значение Иерусалима, как цели служения Иисуса (позже, в Книге Деяний, Иерусалим превращается в тот центр, откуда христианские свидетели отправляются благовествовать во всем мире). Рассказ о Рождестве у Луки содержит много сведений, которых нет у Матфея, а также несколько славословий Богу и рассказ не только о Рождестве Иисуса, но и о рождении Иоанна Крестителя. И наконец, Лука приводит материалы о воскресении Иисуса, сильно отличающиеся от материалов других евангелий, и, единственный из евангелистов, описывает вознесение Иисуса.
План-конспект Евангелия от Луки ПРОЛОГ: ПОСВЯЩЕНИЕ ФЕОФИЛУ И ЗАЯВЛЕНИЕ О НАМЕРЕНИИ ПО ПОРЯДКУ ИЗЛОЖИТЬ ИСТОРИЧЕСКИ ДОСТОВЕРНЫЕ СВЕДЕНИЯ (Лк. 1: 1-4)
I. Рождение и детство Иоанна Крестителя и Иисуса (Лк. 1: 5 — 2: 52)
А. Возвещение о рождении Иоанна Крестителя Захарии и Елисавете (Лк. 1: 5-25) Б. Благовещение Марии о рождении Иисуса (Лк. 1: 26-38) В. Посещение Марией Елисаветы и Magnificat (величальная песнь) Марии (Лк. 1: 39-56) Г. Рождение, обрезание и наречение по имени Иоанна Крестителя; Benedictus (песнь благословения) Захарии(Лк. 1: 57-79) Д. Возмужание Иоанна Крестителя в пустынях (Лк. 1: 80) Е. Рождество Иисуса (Лк. 2: 1-7) Ж. Поклонение пастухов (Лк. 2: 8-20) 3. Обрезание и наречение имени Иисуса (Лк. 2: 21) И. Посвящение Иисуса в храме, «ныне отпускаешь» Симеона и славословие Анны (Лк. 2: 22-40) Й. Посещение Иисусом храма в возрасте двенадцати лет (Лк. 2: 41-52)
II. Вступление к служению Иисуса (Лк. 3: 1 — 4: 13)
A. Предваряющее служение Иоанна Крестителя (Лк. 3: 1-20) Б. Крещение Иисуса (Лк. 3: 21-22) B. Родословие Иисуса (Лк. 3: 23-38) Г. Искушение Иисуса (Лк. 4: 1-13)
III. Галилейское служение (Лк. 4: 14 — 9: 50)
A. Отвержение Иисуса в Назарете (Лк. 4: 14-30) Б. Изгнание беса в капернаумской синагоге (Лк. 4: 31-37) B. Исцеление тещи Петра, другие чудеса и проповедь (Лк. 4: 38-44) Г. Чудотворный улов рыбы и призвание к ученичеству Симона Петра, Иакова и Иоанна (Лк. 5: 1-11) Д. Очищение прокаженного (Лк. 5: 12-16) Е. Прощение грехов и исцеление расслабленного (Лк. 5: 17-26) Ж. Призвание Левия и общение Иисуса с мытарями и грешниками (Лк. 5: 27-32) 3. Высказывания о посте (Лк. 5: 33-39) И. Защита Иисусом Своих учеников, срывающих и едящих колосья в субботу (Лк. 6: 1-5) Й. Исцеление сухорукого в субботу (Лк. 6: 6-11) К. Избрание Двенадцати (Лк. 6: 12-16) Л. Равнинная проповедь («на ровном месте»; Лк. 6: 17-49) М. Исцеление слуги сотника (Лк. 7: 1-10) Н. Воскрешение из мертвых сына вдовы (Лк. 7: 11-17) О. Вопрос Иоанна Крестителя, ответ Иисуса и похвала Иоанну (Лк. 7: 18-35) П. Помазание Иисуса грешницей и прощение ей грехов (Лк. 7: 36-50) Р. Проповеди, служение женщин имением своим (Лк. 8: 1-3) С. Притчи о семенах и земле, о свече (Лк. 8: 4-18) Т. Попытка родных Иисуса по плоти увидеть Его (Лк.8: 19-21) У. Усмирение бури (Лк. 8: 22-25) Ф. Исцеление одержимого (Лк. 8: 26-39) X. Исцеление женщины, страдавшей постоянным кровотечением; воскрешение из мертвых дочери Иаира (Лк. 8: 40-56) Ц. Миссия двенадцати апостолов (Лк. 9: 1-6) Ч. Страх Ирода, виновного в смерти Иоанна Крестителя (Лк. 9: 7-9) Ш. Насыщение пяти тысяч (Лк. 9: 10-17) Щ. Исповедание Петром мессианства Иисуса, предсказание Иисусом Своей смерти и Воскресения, призыв к ученикам нести свой крест (Лк. 9: 18-27) Э. Преображение (Лк. 9: 28-36) Ю. Изгнание беса из мальчика (Лк. 9: 37-45) Я. Высказывания о смирении (где взято в качестве примера дитя) и терпимости (Лк. 9: 46-50)
IV. Последнее путешествие в Иерусалим (Лк. 9: 51 — 19: 27)
A. Решение Иисуса идти в Иерусалим, негостеприимное «селение Самарянское» (Лк. 9: 51-56) Б. Наставления об ученичестве для желающих стать учениками (Лк. 9: 57-62) B. Миссия семидесяти двух учеников (Лк. 10: 1-24) Г. Притча о милосердном самарянине (Лк. 10: 25-37) Д. Служение Иисусу Марии и Марфы (Лк. 10: 38-42) Е. Наставление о молитве, молитва «Отче наш» и притча о человеке, угощающем друга в полночь (Лк. 11: 1-13) Ж. Споры (Мф. 11: 14 — 12: 12) 1. Защита от обвинения в сатанинской силе, отказ дать знамение, кроме знамения Ионы, и притча о свече (Лк. 11: 14-36) 2. Обличение фарисеев и законников (Лк. 11: 37-54) 3. Предостережение о закваске фарисейской (Лк. 12: 1-12) З. Высказывания о любостяжании, о заботе, уповании, об эсхатологическом бодрствовании и притча о неразумном богаче (Лк. 12: 13-59) И. Призыв к покаянию и притча о смоковнице (Лк. 13: 1-9) Й. Исцеление скорченной женщины в субботу (Лк. 13: 10-17) К. Притчи о горчичном зерне, о закваске и о тесных вратах (Лк. 13: 18-30) Л. Отказ Иисуса устрашиться Ирода Антипы и Его плач по Иерусалиму (Лк. 13: 31-35) М. Субботнее исцеление человека, страдающего водяною болезнью (Лк. 14: 1-6) Н. Притча о званых на брачный пир (Лк. 14: 7-14) О. Притча о званых на большой ужин (Лк. 14: 15-24) П. Притчи о строящем башню и о царе, идущем на войну (Лк. 14: 25-35) Р. Три притчи в защиту доступности для грешников (Лк. 15: 1-32) 1. Притча о пропавшей овце (Лк. 15: 1-7) 2. Притча о потерянной драхме (Лк. 15: 8-10) 3. Притча о блудном сыне и его старшем брате (Лк. 15: 11-32) С. Две притчи об употреблении денег (Лк. 16: 1-31) 1. Притча о неверном управителе и последующие замечания о фарисеях (Лк. 16: 1-18) 2. Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16: 19-31) Т. Высказывания о прощении, о вере и о чувстве долга (Лк. 17: 1-10) У. Исцеление десяти прокаженных и благодарность одного, самарянина (Лк. 17: 11-19) Ф. О пришествии Царства Божиего и Сына Человеческого, притча о вдове и неправедном судье (Лк. 17: 20 — 18: 8) X. Притча о фарисее и мытаре (Лк. 18: 9-14) Ц. Доступность Иисуса для младенцев (Лк. 18: 15-17) Ч. Богач из начальствующих (Лк. 18: 18-30) Ш. Предсказание Иисусом Своей смерти и Воскресения (Лк. 18: 31-34) Щ.Исцеление слепого близ Иерихона (Лк. 18: 35-43) Э. Обращение Закхея в веру (Лк. 19: 1-10) Ю. Притча о минах (Лк. 19: 11-27)
V. Страстная неделя, смерть, воскресение, служение после ВОСКРЕСЕНИЯ, ВОЗНЕСЕНИЕ ИИСУСА, ПРОИСХОДЯЩИЕ В Иерусалиме и окрестностях (Лк. 19: 28 — 24: 53)
А. Страстная неделя и смерть Иисуса (Лк. 19: 28 — 23: 56) 1. Торжественный вход в Иерусалим и очищение храма (Лк. 19: 28-48) 2. Богословские споры в храмовых приделах (Лк. 20: 1 — 21: 38) а) Вопрос о власти Иисуса (Лк. 20: 1-8) б) Притча о злых виноградарях (Лк. 20: 9-18) в) Вопрос об уплате подати кесарю (Лк. 20: 19-26) г) Вопрос саддукеев о воскресении (Лк. 20: 27-40) д) Вопрос Иисуса о происхождении Христа от Давида и Его господстве (Лк. 20: 41-44) е) Предостережение о книжниках (Лк. 20: 45-47) ж) Две лепты вдовы (Лк. 21: 1-4) з) Пророческое учение (Лк. 21: 5-36) и) Последующие проповеди (Лк. 21: 37-38) 3. Заговор синедриона убить Иисуса и уговор с Иудой Искариотом (Лк. 22: 1-6) 4. Последняя вечеря (Лк. 22: 7-38) 5. Молитва Иисуса в Гефсимании (Лк. 22: 39-46) 6. Взятие Иисуса (Лк. 22: 47-53) 7. Суд(Лк. 22: 54 —23: 25) а) Ночное слушание в доме первосвященника и отречение Петра от Иисуса (Лк. 22: 54-65) б) Осуждение синедрионом к началу дня (Лк. 22: 66-71) в) Первое слушание у Пилата (Лк. 23: 1-5) г) Слушание у Ирода Антипы (Лк. 23: 6-12) д) Второе слушание у Пилата, вынужденное освобождение им Вараввы, предание Иисуса на распятие (Лк. 23: 13-25) 8. Распятие (Лк. 23: 26-49) а) Несение креста Иисуса Симоном Киринеяни-ном и плач женщин (Лк. 23: 26-31) б) Распятие и насмешки над Иисусом (Лк. 23: 32-38) в) Раскаявшийся злодей (Лк. 23: 39-43) г) Смерть Иисуса (Лк. 23: 44-49) 9. Погребение (Лк. 23: 50-56) Б. Воскресение (Лк. 24: 1-12) В. Служение после Воскресения (Лк. 24: 13-49) 1. Путешествие в Еммаус с Клеопой и другим учеником (Лк. 24: 13-35) 2. Явление в Иерусалиме (Лк. 24: 36-43) 3. Учение Иисуса о написанном о Нем в Ветхом Завете и Великое поручение (Лк. 24: 44-49) Г. Вознесение (Лк. 24: 50-53)
В своем прологе Лука упоминает ранее написанные повествования о жизни Иисуса, устные показания очевидцев, говорит о собственных исследованиях этих рассказов и преданий и о своем намерении исторически достоверно изложить эту традицию. См. Лк. 1: 1-4. Под ранее написанными повествованиями могут подразумеваться Евангелия от Марка и Матфея. Упорядоченность изложения Луки заключается в тщательной выверенности композиции, однако тематические и географические соображения могут иногда оказаться для него более приоритетными, нежели хронологические. Хотя обращение «достопочтенный» характеризует Феофила достаточно вельможно, о нем больше ничего не известно. Предположительно, он был литературным меценатом Луки, но существуют и другие возможности. Сразу после пролога Лука задает исторические рамки повествования: «во дни Ирода, царя Иудейского». Далее описывается благовестив Захарии о рождении Иоанна Крестителя, зачатие Иоанна женой Захарии Елисаветой, благовещение Марии о Рождестве Иисуса и посещение Марией Елисаветы. См. Лк. 1: 5-56. «Авиева чреда» (Лк. 1: 5) — это одно из двадцати четырех священнических подразделений, служивших в храме на протяжении одной недели по два раза в год каждое. В соответствии со своей приверженностью высшим религиозным и нравственным идеалам эллинистической культуры, Лука указывает на происхождение Елисаветы от Аарона, старшего брата Моисея из колена Левиина, каковое происхождение должен был иметь и Захария в качестве священника, а также подчеркивает праведность обоих супругов. Бросанием жребия определялось, кто из священников получит привилегию совершить воскурения в храме; священник, однажды получивший такую привилегию, в дальнейшем исключался из жеребьевки, чтобы дать возможность получить ее другим. Однако у Луки жребий Захарии предстает результатом действия божественного Провидения, а не случайностью (ср. Деян. 1: 24-26). И вновь, в соответствии с приверженностью Луки высшим религиозным и нравственным идеалам, тем, что Иоанн Креститель будет воздерживаться от крепких напитков, исполнится Духа Святого еще до рождения, совершит исправляющее служение для Израиля и станет предтечей в духе и силе Илии, подчеркивается его особая святость (ср. Лев. 10: 9; Чис. 6: 2-4; Суд. 13: 4; 1 Цар. 1: 11; Мал. 4: 5). То же самое можно сказать относительно девственности Марии, обретения Ею благодати у Бога, Ее девственного зачатия от Святого Духа, соответствующей святости и богосыновства Ее Сына, Которому Ей предстоит наречь имя Иисус, и Ее отклика с верою. Примечательно, что Лука излагает эту историю с точки зрения Марии. «Шестой же месяц», когда состоялось благовещение, — это шестой месяц беременности Елисаветы (Лк. 1: 26). Святой Дух, Которого исполнилась Елисавета, дает ей основание благословить Марию и Иисуса и называть Иисуса «Господом». Величальная песнь Марии, традиционно именуемая Magnificat (по ее начальному слову «величит» в латинской Вульгате108) (Латинская Вульгата — это перевод Библии, сделанный святым Иеронимом в четвертом столетии и на много веков ставший эталонным текстом Писания в римско-католической церкви), по своей фразеологии весьма сходна с псалмом хваления Анны (1 Цар. 2: 1-10) и затрагивает тему справедливости для нищих, голодных и угнетенных. См. Лк. 1: 57-80. Моисеев закон предписывает обрезание на восьмой день (Бытие 17: 12-14; 21: 4; Лев. 12: 3; ср. Флп. 3: 5). Использование знаков при вопросе в Лк. 1: 62 свидетельствует, что Захария был поражен наряду с немотою и глухотой. Его пророческая песнь, традиционно именуемая Benedictus (по начальному слову «благословен» в латинской Вульгате), затрагивает темы исполнения пророчеств, избавления от угнетателей, прощения грехов и мирного служения Богу — вновь в соответствии с высшими религиозными и нравственными идеалами, но также и социальными, и политическими. В повествовании о Рождестве Лука снова указывает исторические рамки, на этот раз более широкие, соответствующие всеобщности принесенного Иисусом спасения. См. Лк. 2: 1-20. Целью переписи при кесаре Августе традиционно считается упорядочение сбора податей, однако она, возможно, предназначалась для провозглашения преданности Августу109. (Проблема возникает в связи с упоминанием Лукой сирийского правителя Квириния. Согласно Матфею, Ирод Великий все еще правил Иудеей, когда родился Иисус. Ирод Великий умер в 4 г. до Р. X. (христианский монах шестого столетия Дионисий Малый неправильно определил год Рождества Христова, вводя систему времяисчисления до Р. X. и по Р. X., согласно которой Иисус был рожден 25 декабря 1 г. до Р. X. и обрезан на восьмой день, 1 января 1 г. по Р. X.). По источникам вне Нового Завета — Квириний правил Сирией в 6 — 7 гг. по Р. X., однако существует и возможность более раннего правления.) Пелены — это куски ткани, которыми, в соответствии с обычаями того времени, плотно пеленали младенцев. Ясли — это кормушка, корыто. Приход пастухов гармонирует с тем обстоятельством, что Рождество Иисуса происходит в Вифлееме, родном городе царя-пастуха Давида. То, что пастухи оставались ночью на поле, не согласуется с предположением о рождении Иисуса зимой. Люди, о великой радости которым возвестил ангел Господень, — это сыны Израиля, евреи. Песнь ангельского воинства традиционно называется Gloria in Excelsis Deo (no ее начальным словам «Слава в вышних Богу» в латинской Вульгате). «Мир» подразумевает многообразные благословения Божиего спасения, а традиционное «в человеках благоволение» — благоволение Бога по отношению к Своему народу. То, что Мария «сохраняла все слова сии, слагая в сердце», подразумевает, что Она была для Луки одним из его источников (ср. Лк. 2: 51), а фраза «все то, что слышали и видели [пастухи], как им сказано было» ссылается на показания очевидцев, получивших божественное откровение (ср. Лк. 1: 1-4). По-прежнему подчеркивается нравственное и религиозное совершенство участников драмы Рождества: их послушание велению ангела назвать Сына Марии Иисусом, соблюдение закона Моисеева относительно обряда очищения (Лев. 12), праведность, благочестие, упование, наделен-ность Святым Духом, восприятие божественного откровения, пророческий дар, длительное служение в храме, постоянные посты и молитвы — и все это как у женщин, так и у мужчин. См. Лк. 2: 21-40. Доступность спасения не только для Израиля, но и для язычников (Лк. 2: 32) характеризует космополитизм Луки. Фраза «на падение и на восстание многих в Израиле» (Лк. 2: 34), вероятно, подразумевает осуждение тех иудеев, которые отвергнут Иисуса, и спасение тех, кто примет Его. Сам Иисус есть знамение, которое вызовет пререкания (Лк. 2: 34). А то оружие, которое пройдет душу Марии, может быть символом грядущего распятия Иисуса, Ее первенца (Лк. 2: 35), Который по Своему физическому и умственному развитию и пребывающей на Нем Божией благодати отмечен в качестве совершенного Человека (Лк. 2: 40).
|