Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Последняя беседаГлавы Мф. 23 — 25 содержат пятую и последнюю большую речь Иисуса в Евангелии от Матфея. Она сопоставима с первой речью, Нагорной проповедью, по своей длине, сходна с ней тем, что тоже происходит на горе, и тем, что Иисус тоже принимает сидячую позу учителя (как и в срединной беседе, Мф. 13: 1), композиционно примыкает к ней благодаря контрасту между «горе вам» здесь и «блаженствами» там, и благодаря заключительным сценам суда, в каждой из которых осуждаемые обращаются к Иисусу со словом «Господи!». В этой беседе сквозит мотив предостережения. Она начинается с запрета почетных званий в Церкви. См. Мф. 23: 1-12. То, что этот запрет относится к церковной жизни, видно из указаний на Христа как единственного Учителя для тех, к кому запрет обращен, и на них самих, как братьев в семье Небесного Отца. Моисеево седалище — это стул в синагоге, на котором сидят книжники, когда разъясняют Моисеев закон. В той мере, в какой они точно излагают Закон, говорит Иисус, нужно делать то, что они велят. Но не нужно следовать их примеру несоблюдения Закона. Бремена тяжелые, которые они возлагают на плечи людям, — это не их толкования Закона, так как Иисус считает их толкования, наоборот, слишком легкими (Мф. 5: 20; 15: 3-9). Бремена тяжелые состоят в требовании книжниками и фарисеями почета для себя (Мф. 23: 5-7). Хранилища, которые они расширяют из показной набожности, — это повязки (филактерии) с надписями из книг Моисеевых, носимые на руке и на лбу (ср. Исх. 13: 9, 16; Вт. 6: 8; 11: 18). Воскрилия одежд, которые они увеличивают из показной набожности, — это кисти с нитями из голубой шерсти, которые Моисей заповедал пришивать по четырем углам одежд для напоминания о Законе (Чис. 15: 38-39; Вт. 22: 12). Как уже отмечалось, слово «равви»98 (В Синод, переводе — «учитель». — Прим. перев) означает «великий мой». «Горе вам, книжники и фарисеи!» Далее следуют семь высказываний, начинающихся со слов «Горе вам» и обличающих книжников и фарисеев в лицемерии, то есть притворном поведении, и плач Иисуса по Иерусалиму. См. Мф. 23: 13-39. В основе учения фарисеев и книжников о клятвах лежит то соображение, что кредитор не может взять по залоговому удержанию храм или жертвенник, так как они принадлежат Богу. Они не являются залоговым обеспечением; поэтому, если должник клянется храмом или жертвенником, что вернет долг кредитору, его клятва ничего не значит. Не во власти кредитора взять за долги храм или жертвенник, если должник не заплатит. Но коль скоро должник поклянется золотом, которое он освятил для будущего приношения в храм или на жертвенник, и не заплатит долг, кредитор может забрать это золото. Согласно Иисусу, подобные тонкие разграничения только поощряют ложные клятвы. Мята, анис и тмин — это пряные и лекарственные травы. Комар и верблюд — это, соответственно, самый малый и самый большой представители палестинской фауны, и оба они, согласно закону Моисееву, нечисты. Фарисеи процеживали вино через кусок ткани или корзину тонкого плетения, чтобы гарантировать себе, что не проглотят нечистое насекомое, когда будут пить вино. Здесь оцеживание комара символизирует выполнение второстепенных правил ради показного благочестия; а поглощение верблюда символизирует пренебрежение основными обязанностями, которые могут потребовать самоотверженности. Фраза «Дополняйте же меру отцов ваших» (Мф. 23: 32) иронически приглашает: «Действуйте! убейте Меня, как намеревались! Вы уподобитесь своим убивавшим пророков предкам, а не отделите себя от них, как претендовали». Поскольку посылал пророков, мудрых и книжников, упомянутых в Мф. 23: 34, Иисус, то это может быть указание на Его учеников, описываемых таким образом. Фраза «от крови Авеля... до крови Захарии» означает «от первого ветхозаветного мученика до последнего», так как еврейская Библия начинается с Книги Бытие, в которой говорится об убийстве Авеля, а кончается книгой 2 Паралипоменон, в которой говорится о мученичестве Захарии (2 Пар. 24: 20-22). Под «домом вашим» (Мф. 23: 38), по-видимому, подразумевается храм — в предвосхищение ухода из него Иисуса и предсказания Иисусом его разрушения (Мф. 24: 1-2). Галилейские паломники восклицали «благословен Грядущий во имя Господне» во время входа Иисуса в Иерусалим (Мф. 21: 9); поэтому точно таким же восклицаниям жителей Иерусалима предстоит раздаваться во время Второго пришествия, очевидно в знак счастливой встречи Иисуса (сравни возрождение Израиля в Мф. 19: 28; также в Рим. 11: 25-27). Данная страница нарушает авторские права? |