![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Великое поручение 3 страница
Искупить долги перед Богом означает покаяться и принести плод доброго поведения, но время для этого ограниченно. См. Лк. 13: 1-9. Не имеется никаких других сведений ни об убийстве Пилатом нескольких галилейских паломников, приносивших жертвы в Иерусалимском храме, ни о падении башни Силоамской (возможно, башня иерусалимской городской стены у водоема Силоам). Тем, кто сообщил о первом из этих несчастий, Иисус говорит о необходимости покаяться (Лк. 13: 1-5) и, прибегая к притче, указывает, что время для этого ограниченно. Смоковница подавляет растущую рядом виноградную лозу и другие растения, так как забирает из почвы все соки. Поэтому для сомнительной смоковницы отводится только один год сроку на то, чтобы принести плод и не быть срубленной (Лк. 13: 6-9). Время покаяния сменяется временем исцеления. Исцеление Иисусом женщины в субботу свидетельствует как о Его человеколюбии, контрастирующем с фарисейским негодованием начальника синагоги, так и об уважительном Его отношении к этой «дочери Авраамовой». Следуют две притчи. В них посрамление противников Иисуса и радость всего народа о славных делах Его связываются с тем, как Царство Божие становится большим, словно дерево, выросшее из горчичного зерна, и всеобъемлющим, подобно тому, как огромный ком теста целиком вскисает от небольшого количества закваски. Оборот «поэтому»115, (115В Синод, переводе и в греческом тексте: «Он же сказал». — Прим.ред) с которого начинаются притчи о горчичном зерне и закваске, соотносит их с той реакцией, которую только что вызвало совершенное Иисусом чудо. См. Лк. 13: 10-21. Далее Лука, напомнив своим читателям, что развертывающееся повествование суть описание паломничества, объединяет иносказательный ответ Иисуса на вопрос о количестве спасающихся и учение о том, что основанием для спасения выступает уклонение от зла и что спасение на этом основании обретут многие неевреи, такие как читатели Луки, а многие евреи будут изгнаны. См. Лк. 13: 22-30. Последние, которые будут первыми, — это неевреи, а первые, которые будут последними, — иудеи. Подразумевается, что в грядущем первых ждет спасение, а последних — осуждение. Ирод (Антипа) тоже направляется в Иерусалим (см. Лк. 23: 8-12); но Иисус не позволяет этому обстоятельству стать препятствием на Своем пути в Иерусалим. См. Лк. 13: 31-35. Выражение «эта лисица», в греческом тексте данное в женском роде, подразумевает ничтожность Ирода (лиса — не львица), а возможно, и намекает на покорность Ирода его незаконной жене Иродиаде. Во время субботней трапезы в доме одного из начальников фарисейских Иисус исцеляет человека, страдающего водяной болезнью (Лк. 14: 1-6). Это исцеление вновь свидетельствует о человеколюбии Иисуса (ср. Лк. 13: 10-17) и служит поводом для застольной беседы (ср. Лк. 7: 36-50). В первой части этой беседы, предшествующей исцелению, присутствующие законники и фарисеи, устыдившись, молчат (ср. Лк. 13: 17). Во второй ее части речь идет о вопросах почестей и стыда с точки зрения званых на пир (Лк. 14: 7-11) и с точки зрения хозяина (Лк. 14: 12-14). В третьей части застольной беседы всеобщность Благой Вести раскрывается в притче об оскорбленном достоинстве человека, к которому отказались прийти на праздник те, кого он пригласил первыми. Они олицетворяют самоправедных иудеев, таких как законники и фарисеи, сидящие за столом с Иисусом. Нищие, увечные, хромые и слепые, которые приведены на пир, олицетворяют всех социально отверженных, а те, кого созывали за пределами города, олицетворяют неевреев. См. Лк. 14: 1-24. Вновь напомнив читателям о популярности Иисуса и о фабуле паломничества, Лука приводит изречения Иисуса, направленные на то, чтобы, предостерегая о позоре, склонить путешествующих с Ним к истинному — самоотверженному — ученичеству. См. Лк. 14: 25-35. Соль, потерявшая силу (в буквальном переводе — «ставшая глупой»), — это и есть позор, так как ее выбрасывают вон. Следуют три притчи, защищающие Иисуса от упреков фарисеев и книжников в том, что Он ест и пьет с мытарями и грешниками. Во всех трех аспект радости из-за находки утраченного контрастирует с этими упреками; в третьей притче таким упрекам соответствует негодование старшего сына. См. Лк. 15: 1-32. Что касается притчи о пропавшей овце, такой праведности, которая не нуждалась бы в покаянии, в действительности не бывает. Иисус с сарказмом говорит о самоправедных, которые только сами уверены, что они не имеют нужды в покаянии. Потерянная драхма могла быть первоначально пришита к головному убору того типа, который нередко составлял у палестинских женщин часть их приданого на свадьбу. Женщина зажигает свечу не потому, что это происходит вечером, а потому, что в типичном палестинском доме не хватало окон и была лишь низенькая дверь, почти не пропускавшая света. Очевидно, монета закатилась на нижнюю часть пола в доме, состоящем из единственной комнаты. Там она зарылась в слой соломы, которую клали на нижнюю часть пола в качестве подстилки для домашних животных. Женщина метет пол веником, сделанным, вероятно, из небольшой пальмовой ветви, — не в надежде отрыть монету, но чтобы заставить ее звякнуть на глинобитном полу и понять, куда она закатилась. Ее радость при находке монеты символизирует радость в присутствии ангелов Божиих об одном грешнике кающемся. Иисус говорит не о радости ангелов, а о радости Самого Бога в присутствии ангелов116. (116 Синод, перевод: «радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся», Лк. 15: 10.— Прит.перев) Резким контрастом здесь могло бы выступить раввинистическое изречение «бывает радость пред Богом, когда те, кто раздражал Его, истребляются с лица земли». Согласно закону первородства, младшему сыну доставалось в наследство много меньше, чем старшему. Фраза «собрав все» подразумевает обращение имущества в наличность, очевидно путем продажи. Поскольку свиньи ритуально нечисты для иудеев, пасти свиней для язычника за плату и мечтать наесться стручков рожкового дерева, которыми кормят свиней, — та крайность, до которой блудного сына довело отчаяние. Чувство раскаяния у блудного сына возни- кает из-за обрушившихся на него горестей и нищеты, выливаясь в решение вернуться домой и исповедаться отцу со словами: «Отче! [уважительное обращение] я согрешил против неба [благоговейное замещение слова " Бог" у иудеев] и пред тобою [признание вины в первую очередь по отношению к Богу, а затем — по отношению к отцу]», а также попросить быть принятым хотя бы в числе наемных работников. Отказываясь от каких бы то ни было претензий к отцу, он собирается просить о милости. Однако блудный сын недооценивает любовь своего отца, точно так же, как фарисеи и книжники недооценивают любовь Бога. Увидев, что сын вернулся, отец выбегает ему навстречу. Для престарелого восточного человека бег — вещь необычная и неприличная; но любовь и радость отца побеждают в нем приверженность приличиям, чем как бы подразумевается, что Бог в порыве радости забывает о титулах, когда покаявшийся грешник возвращается к Нему. Поцелуй отца означает прощение. Сын начинает свою заготовленную исповедь, но прежде чем он доходит до просьбы принять его хотя бы в качестве наемника, отец прерывает его приказанием своим рабам одеть сына в знак почета в лучшую одежду, надеть ему на палец перстень с печаткой в знак возвращения сыновнего права скреплять юридические документы, дать ему обувь на ноги (роскошь, которой пользовались только свободные люди) в знак того, что он больше не наемник, и заколоть откормленного теленка для праздничного пира. Поскольку мясо не входило в ежедневный рацион, его подача на стол подразумевала праздник. На этом месте притча могла бы кончиться. Но она имеет две грани. Заявление старшего сына отцу весьма показательно. В своей речи он дерзко опускает уважительное обращение «отче». Он избегает называть блудного сына своим братом и вместо этого говорит «сын твой». Он жалуется, что отец никогда не давал ему даже козленка, не то что откормленного тельца, чтобы устроить праздник с друзьями (напрашивается вопрос, сколько друзей может быть у такого человека). Старший брат следует чувству долга, не уравновешенному ощущением свободы, служит своему отцу без приязни и гордится собой на свой собственный лад. Ничего удивительного, что его возмущает милость отца по отношению к блудному сыну (существует раввинистическая притча, в которой блудного сына выкупают из рабства, но принимают его в отчий дом в качестве раба, а не сына, чтобы принудить к послушанию). Ответ отца старшему сыну начинается с благожелательного и любовного обращения «сын мой»; отец напоминает, что все семейное достояние предназначается ему одному, и объясняет уместность торжества тем, что «брат твой» (не «мой сын») был (все равно что) мертв и пропал, но ожил и нашелся. Что же отвечает старший брат? Иисус этого не говорит, оставляя в притче недосказанность, чтобы фарисеи и книжники и все остальные, кто уповает лишь на собственные достоинства, сами окончили эту притчу, либо отказавшись от своей самоправедности и присоединившись к мессианскому пиру спасения, либо лишив себя всего в упрямстве своей самоправедности. И наконец, пример старшего брата показывает, что чувствовать себя пропавшим вовсе не обязательно, чтобы все-таки быть таковым. Можно оказаться далеко от Бога, не покидая своего дома. Но все люди — и отъявленный грешник, и благопристойный старший брат — получают приглашение к спасению на одних и тех же условиях, в силу искупительной Божией благодати. Следующую притчу Иисус рассказывает Своим ученикам. Как и в предыдущей притче о блудном сыне, в ней речь идет о недальновидно растраченном богатстве: пытаясь нажить такое же богатство, как у хозяина, управитель становится рабом корыстолюбия, расточает имение своего хозяина и лишается своего места, точно так же, как всякий человек, ставший рабом своего корыстолюбия, расточает свою награду на небесах и лишается своего места в Божией семье. Однако, в противовес глупой недальновидности блудного сына, в этой притче описывается также благоразумно предусмотрительный способ воспользоваться богатством, а именно, обзавестись друзьями, щедро его расточая. См. Лк. 16: 1-13. Управитель освобождает должников своего господина от прежних долговых расписок и предлагает им собственноручно выписать новые, на меньшие суммы. Управитель рассчитывает, что, коль скоро обман вскроется, от обвинений его спасет то, что в расписках ни слова не написано его рукой. Поскольку в других случаях Иисус сравнивает Бога с неправедным судьей, хотя и не приписывая Ему неправедность, а Свое возвращение — с вторжением вора, хотя и не приписывая Себе воровство, то нечестность управителя не мешает позитивному смыслу данного сравнения. Итак, управитель пользуется деньгами для помощи другим людям и тем самым приобретает себе друзей на то время, когда останется не у дел. Сходным образом, ученики Иисуса должны тратить деньги на милостыню, потому что в вечности это обернется к их же благу. Под «сынами века сего» подразумеваются люди мира сего. Под «сынами света» — ученики Иисуса. «Богатство неправедное» — это деньги с их способностью заставлять владеющих ими людей поступать неправильно, а не деньги, приобретенные нечестным путем; ведь человек вряд ли мог бы оказаться «верен» в отношении того, что нажито неправедно. Приобретение друзей с помощью богатства составляет один из тех социальных идеалов, которые Лука предлагает своим эллинистическим читателям. Определение фарисеев как сребролюбцев связывает этот раздел о богатстве со следующим. В ответ на их насмешки над Иисусом Он указывает, что для Бога фарисеи отвратительны, хотя и вызывают восхищение у своих соотечественников на земле, — в противоположность мытарям и грешникам, которые, хотя и отвратительны для своих соотечественников на земле, покаянием прокладывают себе путь в Царство Божие. Обычай фарисеев разводиться и жениться вновь или жениться на разведенных служит примером нарушения ими Закона в части запрета на прелюбодеяние — несмотря на их самоправедность и весь их пиетет перед законом и пророками. См. Лк. 16: 14-18. См. Лк. 16: 19-31. Сребролюбивые фарисеи подобны богачу, который эгоистично и недальновидно игнорирует Лазаря, беспомощного и нищего. Богач, таким образом, выступает антиподом дальновидного управителя из Лк. 16: 1-8. «Лазарь» — это греческая форма еврейского имени «Елиазар», означающего «Бог помогает (ему)». Помочь Лазарю больше некому. Под крошками со стола богача, которые хотел бы съесть Лазарь, могут пониматься куски хлеба, которыми пользовались вместо салфеток, чтобы вытереть руки, а потом бросали под стол. Выражение «лоно Авраамово» подразумевает небесный пир, где Лазарь, как только что прибывший гость, возлежит на ложе напротив самого Авраама. В такой ситуации пира становится мотивированной просьба богача, чтобы Лазарь смочил свой палец водой. Обращение богача, «отче Аврааме», служит намеком на его еврейское происхождение от Авраама. Однако ответ Авраама, начинающийся со слова «чадо», показывает, что хоть богач и пользуется в качестве еврея всеми преимуществами, еврейское происхождение еще не гарантирует небесные блаженства. Заключительная фраза о том, что даже кто-либо, воскресший из мертвых, не убедил бы богатых, нарушающих предписания Моисея и пророков помогать бедным, подразумевает воскресение Иисуса. Далее Иисус снова обращается к ученикам и говорит о взаимоотношениях в сообществе — о неизбежности того, что некоторые люди станут камнями преткновения для окружающих («малых сих») и введут их в грех («соблазн»); о необходимости выговорить согрешившему против тебя соученику, а покаявшемуся простить, при необходимости — неоднократно; о том, что для соблюдения заповеди прощать требуется лишь крупица веры и простое чувство долга. Ссылка на исторгнувшуюся и пересадившуюся смоковницу (или сикомор, или шелковицу) обусловлена необычайной глубиной и крепостью корневой системы этого дерева. См. Лк. 17: 1-10. Напоминание о перемещениях Иисуса возвращает нас к нити повествования117. (117Фраза «между Самариею и Галилеею» содержит две загадки: 1) граница между этими двумя областями тянется с востока на запад, в то время как Иисус, «идя в Иерусалим», должен был двигаться с севера на юг; 2) Его путь в Иерусалим, начинаясь в Галилее, проходил затем через Самарию, а Лука упоминает Самарию перед Галилеей. Вероятно, хотя и не бесспорно, в изначальном тексте у Луки стояло «через Самарию и Галилею», и Самария упоминалась первой не в связи с географическим положением, а в связи с тем, что в последующем рассказе речь идет о самарянине.) То, что прокаженные остановились вдали, объясняется соблюдением ими закона Моисеева, требующего, чтобы прокаженные жили отдельно от остальных (Лев. 13: 45-46; Чис. 5: 2-4). Внимание уделяется не столько исцелению Иисусом десяти прокаженных, сколько прославлению Бога, благодарности по отношению к Иисусу и спасительной вере одного из прокаженных, который является са-марянином; ведь Лука пишет для неевреев. См.Лк. 17: 11-19. Отвечая на вопрос фарисеев, Иисус удерживает их от мысли, будто бы царствование Бога наступит приметным образом. Хотя фарисеи не распознали приближение Царства, оно уже среди них. Затем, обращаясь к ученикам, Иисус говорит о будущем — о временах окончательного приближения и наступления дня Его безошибочно узнаваемого возвращения («дни Сына Человеческого», завершающиеся в «тот день, когда Сын Человеческий явится»), о временах, когда нельзя будет следовать примеру жены Лотовой, которая обратилась в соляной столп, так как остановилась оглянуться на Содом, хотя ей надо было бежать от поразившей этот город кары без оглядки (Быт. 19: 26). Для Луки, однако, существенно, что эти дни относятся к отдаленному будущему («пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите»), а в настоящее время царствование Бога, которое несет Иисус, политически безвредно: христианство не угрожает римскому обществу, но стремится улучшить его. См. Лк. 17: 20-37. Продолжает речь Иисуса к ученикам притча, которая учит их терпеливо, но неотступно молиться о правде, грядущей со Вторым пришествием. См. Лк. 18: 1-8. В древнем иудейском обществе в связи со вступлением в брак девушек тринадцати-четырнадцати лет существовала значительная прослойка молодых вдов. Обращение вдовы со своим делом к одному судье, а не к суду, предполагает, что речь идет о денежном вопросе, например о невыплаченном долге или о неправильном дележе наследства. Слова о том, что судья не боялся Бога, подразумевают, что он был нечестен; а слова о том, что он не стыдился людей, — что он был лишен сострадания. Очевидно, богатый и влиятельный противник вдовы из притчи Иисуса дал взятку судье, а вдова была для этого слишком бедна. Единственное ее оружие состояло в упорной вере в неизбежное торжество справедливости, если она будет изводить судью своей настойчивостью. Вдова символизирует собой учеников, неправедно гонимых их врагами и поэтому не опасных для римских властей. Ожидание справедливого решения ее дела символизирует ожидание Второго пришествия. Но это ожидание не будет долгим, ведь Бог гораздо больше заботится о справедливости, чем судья из притчи. Единственный вопрос, таким образом, состоит в том, сохранят ли веру ученики Иисуса во время этого ожидания. Темой этой притчи была молитва о справедливости для подвергающихся гонениям; тема следующей — молитва об оправдании грешников. Адресованная людям, которые считают себя праведными, а остальных грешными, эта притча учит смирению. Младенцы, самые малые из детей, затем указаны Иисусом в качестве примера смиренности. См. Лк. 18: 9-17. С молитвой фарисея можно сравнить следующую выдержку из иудейской молитвенной книги: «Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, не соделавший меня язычником... не соделавший меня рабом... не соделавший меня женщиной». Однако современные стереотипные представления о фарисеях и мытарях не дают ощутить всю силу этой притчи. Фарисеи истово служили Богу, совершая пост от рассвета до заката по понедельникам и четвергам и выплачивая десятину со всей своей собственности, а также соблюдая все нравственные и ритуальные установления Закона. Простые люди очень их за это уважали. Мытари же сотрудничали с ненавистными римскими угнетателями, обирали своих соотечественников, не брезгуя никакими жульническими уловками; простые люди их ненавидели. Слушателей Иисуса должно было поразить, что Он выставляет фарисеев в дурном свете, а мытарей — в благоприятном. Но сама эта неожиданность перестановки местами дурного и хорошего подчеркивает сущность прощения как дара Божиего, незаслуженного и жалуемого исключительно на основе покаянной веры. В то время как самоправедным для приобщения к Царству Божиему необходимо научиться смирению, чрезвычайно богатому начальствующему необходимо для этого научиться милосердию к нищим, вплоть до того, чтобы продать все свое имущество и раздать им вырученные деньги, а затем последовать за Иисусом. См. Лк. 18: 18-30. Относительно второго предсказания Страстей и Воскресения (ср. Лк. 9: 22) подчеркивается, что через эти события исполнятся ветхозаветные пророчества и что эти речи Иисуса сокрыты от разумения учеников. Лука извиняет их непонимание, с тем чтобы представить христианское сообщество в наиболее выгодном свете. См. Лк. 18: 31-34. Исцеление слепого нищего приводит к тому, что прозревший прославляет Бога и все очевидцы воздают Ему хвалу, — к религиозному результату в дополнение к чисто терапевтическому. См. Лк. 18: 35-43. Рассказы Лк. 19 перемежаются замечаниями о приближении Иисуса к Иерусалиму. Описание паломничества подходит к концу. См. Лк. 19: 1-10. История Закхея уже сама по себе свидетельствует, что спасение может прийти даже к богатому человеку, если он покается. Его обещание отдать половину своего имущества нищим и вернуть обманутым им людям вчетверо больше их потерь далеко выходит за пределы обычной благотворительности и компенсаций; ведь в случаях финансового жульничества, таких как у Закхея, Моисеев закон требовал возмещения ущерба с добавлением всего лишь пятой его части (Лев. 6: 1-5; Чис. 5: 6-7). В развертываемой Лукой панораме это превышение Закхеем норм благотворительности и компенсаций указывает на социальные преимущества христианства. См. Лк. 19: 11-27. Обычай местной знати отправляться в Рим за имперской поддержкой своих притязаний на власть лежит в основе притчи о минах (мина — денежная единица, соответствующая примерно трехмесячному заработку простого труженика). Притча показывает, что ни эллинистический мир в целом, ни римские власти в частности, не имеют и малейших оснований опасаться христианства; ведь христиане считают себя лично ответственными перед суровым судом своего Господа и обязанными жить плодотворно в ожидании Царства Божиего, а не подстрекать к мятежу против римлян. Человек высокого рода олицетворяет Иисуса. Его путешествие в далекую страну символизирует вознесение Иисуса на небо. Обретение им царской власти символизирует небесное прославление Иисуса одесную Бога (ср. Деян. 2: 34-36). Выраженное гражданами желание, чтобы этот человек не стал их царем, соответствует отвержению Иисуса руководителями иудеев (ср. Лк. 23: 13-25). Его возвращение символизирует второе пришествие Иисуса; а призвание рабов к ответу — последний суд. Наказание врагов нового царя соответствует вечному осуждению иудейских руководителей. Пример раба, который сохранил мину в платке, учит, что ученичество не может быть безопасным. Истинное следование за Иисусом предполагает опасность принести при необходимости свою жизнь в жертву, опасность, противопоставляемую безопасности сбережения жизни. См. Лк. 19: 28-48. Эпизоды торжественного входа в Иерусалим и очищения храма свидетельствуют, что царственность Иисуса — небесная и мирная, а не земная и бунтарская. Она характеризуется чудесами исцеления, а не мятежными действиями, и приводит к радостному прославлению Бога и религиозному возрождению. Иисус не сражается; Он плачет. Только испорченные руководители храма противостоят Ему; простые люди восхищаются Его учением. В следующих двух главах, Лк. 20 — 21, рассказывается об учении Иисуса, о проповеди Благой Вести и об ответах на вопросы в храме. См. Лк. 20: 1-26. Опасение членов синедриона, что народ побьет их камнями, если они скажут, что крещение Иоанново было всего лишь от человеков, свидетельствует о действенности Иоаннова, вдохновленного Духом, свидетельства о Иисусе. Хотя в притче о винограднике речь идет о Боге (господин виноградника), Израиле (виноградник), иудейских руководителях (виноградари), ветхозаветных пророках (присланные рабы) и Иисусе (любимый сын), долгое время, на которое отлучился господин виноградника, по-видимому, напоминает читателям Луки, что и Иисус отсутствует долгое время (ср. Лк. 17: 22; 19: 11-12). Члены синедриона соответствуют тем строителям, которые отвергли камень, сделавшийся главою угла, и которые разобьются и будут раздавлены во время суда. Их нечестивость, проявившаяся в их стремлении наложить на Иисуса руки «в это время», в их страхе перед народом, в их слежке за Иисусом, в коварной посылке ими лукавых людей, притворяющихся благочестивыми, в их намерении уловить Иисуса, чтобы предать власти правителя, — эта их нечестивость оттеняет нравственное и политическое превосходство Иисуса. См. Лк. 20: 27-44. В отповеди Иисуса саддукеям «чада века сего» противопоставляются сподобившимся «достигнуть того века [грядущего века] и воскресения из мертвых» и указывается на бессмертие этих сподобившихся, потому что они «суть сыны Божий, будучи сынами воскресения», и на то, что они живы у Бога. Таким образом, ученики Иисуса, как и Сам Иисус, предстают в самом лучшем свете. Одобрение Его ответа некоторыми книжниками еще раз подчеркивает силу Его возражений и подготавливает почву для дальнейшего: вопроса Иисуса к саддукеям, публичного предостережения против книжников и противопоставления их предосудительного поведения вызывающему восхищение поведению бедной вдовы. Как и обычно у Луки, Иисус выступает в роли учителя нравственности. См. Лк. 20: 45 — 21: 4. Находясь в храмовой сокровищнице или вблизи нее, некоторые люди задумываются лишь о великолепии дорогих камней и даров по обетам (богато расшитые покрывала, золотые гроздья винограда и тому подобное), которыми украшен храм. Иисус же предрекает разрушение храма. Когда Иисуса спрашивают о времени и предвестниках такого разрушения, Он подчеркивает, что это будет не скоро и надо опасаться провозглашающих обратное: нельзя ходить вслед тех, кто говорит, что это время близко; сначала должны произойти войны и смятения, но даже тогда конец еще будет не тотчас; начнется пора гонений на христиан и пора их свидетельства, а после придут большие землетрясения, глады и моры, будут ужасные явления и великие знамения с неба; Иерусалим же будет попираем язычниками еще и после его разрушения. Призыв не ужасаться войнам и смятениям дистанцирует учеников Иисуса от этих противоборств. Учеников будет отличать неопровержимая премудрость в речах и стойкость в обрушивающихся на них гонениях, во время которых будут совершаться самые худшие предательства и которые будут приняты во имя Христа, а не из-за какой бы то ни было вины учеников. Ученики должны бежать из Иерусалима и с равнин Иудеи, а не оставаться для участия в смятениях. Там свершится отмщение, предназначенное для тех, кто не принадлежит к ученикам. Ученикам надлежит избегать разгула, пьянства и забот житейских, они должны бодрствовать и молиться. Как отсюда следует, христиане ни для кого не представляют опасности. Их речи и дела будут так же благи, как речи и дела Самого Иисуса, Который настолько притягателен для людей, что многие встают рано утром, лишь бы услышать Его в храме. См. Лк. 21: 5-38. См. Лк. 22: 1-6. Вступление к повествованию о Страстях Господних в Евангелии от Луки отмечает вызванный популярностью Иисуса страх синедриона перед народом. Очевидно, члены синедриона боялись, что в случае убийства Иисуса народ побьет их камнями, как боялись они быть побитыми камнями, если станут отрицать, что крещение Иоанново было с небес (ср. Лк. 20: 1-8). Контраст между их боязнью народа и популярностью Иисуса выставляет их в дурном свете, а Иисуса — в благоприятном. В связи с тем, что в Иуду вошел сатана, взятие Иисуса под стражу, суд над Ним и Его смерть предстают следствием вмешательства самого князя бесовского, а не следствием каких бы то ни было преступлений Иисуса. Этим воздействием сатаны объясняется также, как могло быть настолько подлое дело совершено одним из двенадцати апостолов. Иначе предательство Иуды разрушило бы создаваемый Лукой образ идеального сообщества в лице Иисуса и Его учеников. См. Лк. 22: 7-13. В день опресноков принято закалывать пасхального агнца, и Иисус посылает Петра и Иоанна приготовить пасхальную трапезу. Этот поступок выявляет в Иисусе черты послушного закону иудея, а не отступника (ср. Лк. 2: 21-24, 39, 41-52). Тем, что в число участников готовящейся трапезы наряду с Ним входят все апостолы, подчеркивается аспект дружеского и семейного общения за одним столом, то есть такого рода общения, которое занимало важное место в эллинистической культуре. См. Лк. 22: 14-23. Апостолы возлежат с Иисусом за одним столом, и это возвращает нас к теме застольного общения друзей и родственников (ср. Лк. 8: 19-21). К ней же относится и высказывание Иисуса о том, что Он очень желал есть пасху вместе с апостолами прежде Своего страдания. Это желание связано с приближающейся невозможностью для Него есть пасху вместе с апостолами до тех пор, когда Пасха придет к своему завершению в виде мессианского пира в Царстве Божием. Тема застольного общения еще раз акцентируется предложением ученикам разделить чашу между собою, указанием, что Тело Иисуса (символизируемое хлебом) «предается» за них, и заповедью совершать такое застольное общение в воспоминание о Иисусе, когда Его не будет с ними. Двукратное упоминание чаши, передаваемой не только до еды, но и после нее, указывает на обычай симпозиума («совместное питие», сопровождаемое застольной беседой), следующего за трапезой в греко-римской культуре, к которой и апеллирует Лука. Фраза «доколе не придет Царствие Божие» служит напоминанием, что в соответствующий промежуточный период христиане не представляют для Рима политической угрозы. В обстановке застольного общения присутствие предателя выглядит самой низкой подлостью. То, что Иисус «идет по предназначению», подразумевает, что Его смерть обусловлена предвечным замыслом Бога, а не нынешним человеческим несовершенством Иисуса. Когда апостолы начинают обсуждать между собой, кто бы из них мог оказаться предателем, это характеризует их с благоприятной стороны, так как они поняли замечание Иисуса о том, что рука предающего — за одним столом с Ним. Менее лестно для апостолов упоминание их спора о том, кто из них должен почитаться большим. Однако несколько разъяснений Иисуса, возглавляющего эту застольную беседу, незамедлительно исчерпывают спор апостолов. См. Лк. 22: 24-30. Разъяснения Иисуса — это не переопределение понятия величия через рабское служение; в них указывается, что больший должен стать как младший, а начальствующий — как служащий за столом, по примеру Иисуса, Который, при всем Его величии, уподобился для апостолов служащему за столом. Здесь снова звучит мотив застольного общения, и Христос проповедует служение при всем Своем величии. С благоприятной стороны вновь характеризует апостолов упоминание Иисусом их верности Ему во время невзгод и Его обещание им привилегии грядущего застольного общения с Ним в Его Царстве, сравниваемое с тем, как Бог Отец завещал Иисусу Царство. Вот подлинное величие!
|