Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фрагменты лекций (6 семестр)
Лекция №1. Организация обучения математике
План 1. Урок как единица процесса обучения. 2. Основные этапы современного урока. 3. Подготовка учителя и учащихся к уроку. 4. Возможные варианты структур уроков разных типов.
Урок – ограниченная во времени организованная система обучения воспитательного коллективно-индивидуального взаимодействия учителя и учащегося, в результате которого происходит усвоение обучаемыми ЗУН, развитие их способностей и совершенствование личности педагога. Структура урока (рис. 3) Структура и тип урока образуются из комбинации основных элементов процесса обучения. Структурное построение урока зависит от конкретных учебно-воспитательных задач, характера предлагаемой на уроке деятельности. Требования к уроку 1) целенаправленность; 2) рациональное построение содержания; 3) оптимальный выбор средств, методов и приемов обучения и воспитания на уроке; 4) разнообразие форм организации учебной деятельности обучаемых. Характерные черты урока: 1) цель; 2) содержание; 3) средства и методы обучения; 4) организация деятельности обучаемых.
Исходная идея современного урока обучения Единство воспитания развития Общая функция урока Целостное формирование личности на основе воспитывающего и развивающего обучения. Функционирование любой социальной системы связано с процессами 1) целепологания; 2) целеустремления; 3) целеосуществления; 4) целепредъявления. Целепологание – э то процесс формирования и развертывания целей и логико-конструктивная операция, осуществляемая по алгоритму: 1) анализ обстановки; 2) учет нормативных документов; 3) установление потребностей и интересов; 4) выяснение имеющихся ресурсов и возможностей для удовлетворения потребностей; 5) выбор потребностей, удовлетворение которых при данной затрате сил является наиболее эффективным; 6) формулировка целей. Целеустремление – это процесс декомпозиции общей цели на более частные цели этапов урока и постановка задач этапов урока. Цель – прогнозируемый результат (формулируется через существительное). Задачи – планируемые действия (формулируются через глагол). Целеосуществление – это процесс, при котором цель из внутренней причины переходит в фактическое поведение человека, в ходе которого формируется результат деятельности. Целепредъявление – это процесс интерпретации учителем цели урока в ученический вариант на языке учебных задач и обеспечения принятия ее учениками Комплексная цель урока 1) заранее прогнозируемый ключевой элемент; 2) сложная составная конструкция; 3) основа целесообразной деятельности и учителя и ученика; 4) пусковой механизм урока; 5) системообразующий стержень урока.
Структура цели (рис. 4) Рис. 4 Основные этапы современного урока 1) организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку; 2) проверка домашнего задания; 3) проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме; 4) постановка цели занятия перед учащимися; 5) организация восприятия и осмысления новой информации; 6) первичная проверка понимания; 7) организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу; 8) творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений; 9) обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний; 10) контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний; 11) домашнее задание к следующему уроку; 12) подведение итогов урока. Отбор содержания материала к уроку Основывается на логико-дидактическом анализе учебной темы. С учетом действий, осуществленных при анализе темы, может включать следующие действия, которые могут варьироваться: 1) изучить материалы учебника, относящиеся к теме урока: выделить все символы, обозначения, термины и понятия, факты, математические предложения, математические доказательства, алгоритмы и правила их применения, выяснить их происхождение, правильную запись и чтение; 2) проверить, какие из понятий, фактов, правил являются основными, какие из формулировок учащимся следует заучить дословно; разобраться в доказательствах, выявить их логическую структуру, проверить себя в умении воспроизводить изучаемые доказательства; 3) выделить задачи, относящиеся к теме урока, распределить их по блокам родственных задач, определить, какие из них направлены на введение, усвоение, применение изучаемого материала; 4) изучить методическую характеристику, пояснения, комментарии к материалу урока, возможные подходы к его изложению, определиться с образцами записей; 5) уточнить роль и место материала урока в теме и курсе, содержание материала, необходимого для организации повторения, организации текущего и итогового контроля; 6) подобрать различные системы дополнительных заданий: контрольные вопросы, устные упражнения, математические диктанты, задания на готовых чертежах, дидактические игры. Задания повышенной сложности и т.п.; 7) проверить возможности подобранных материалов для реализации поставленных целей урока, обратить особое внимание на усиление его развивающего и воспитывающего влияния, на возможность целенаправленного формирования самоконтроля учащихся; 8) проверить насыщенность учебного материала примерами и сведениями из повседневной жизни, обратить внимание на углубление практической и эстетической направленности материала; 9) дифференцировать содержание, в случае необходимости подобрать групповые и индивидуальные задания, направленные на вовлечение учащихся в посильную деятельность; 10) распределить весь отобранный материал для работы в классе и дома с учетом возможного резерва времени на уроке, но обеспечивая отсутствие перегрузок. Этапы разработки урока 1) предварительный – связан с построением системы уроков (тематическое планирование и логико-дидактический анализ учебной темы) 2) непосредственный – связан с построением очередного урока (уточнение результатов предварительной подготовки). Деятельность учителя при непосредственной разработке урока связана с определением: 1) целей и задач урока (для обеспечения целостности процесса обучения и выявления наиболее значимых результатов); 2) дидактического аппарата урока, т.е. содержания, методов, средств, форм организации деятельности (для достижения поставленных целей); 3) структуры урока, т.е. его этапов (для решения поставленных задач). Последовательность действий учителя Все действия, осуществляемые учителем, разделены на три этапа: 1) моделирование – определение основных параметров урока; 2) проектирование – разработка основных компонентов педагогического процесса; 3) конструирование – создание технологии урока, т.е. системы взаимодействия учителя и учащихся, направленной на овладение учащимися учебным материалом в соответствии с поставленными целью и задачами. План урока – краткое обозначение основных элементов базовой дидактической и методической структур урока, системный перечень действий учителя и учащихся. В плане последовательно фиксируются: 1) тема урока; 2) тип; 3) вид; 4) цель; 5) задачи; 6) действия учителя по актуализации и изложению учебного материала; 7) соответствующие действия учащихся. Конспект урока – разновидность развернутого плана, содержащего 1) конспективное изложение содержания учебного материала; 2) решение задач; 3) формулировки вопросов учащимся; 4) методические схемы: указание методов, приемов и алгоритмов работы с ними. Методическая разработка урока – конспект, дополненный описанием 1) процесса его подготовки; 2) оснований для постановки целей и задач урока; 3) оснований для выбора методов и средств обучения; 4) оснований для выбора методов и средств контроля; 5) ожидаемых результатов.
Методическая разработка урока представляет собой описание полного набора действий учителя, раскрывающих технологию проектирования урока. Описание возможных вариантов структур уроков разных типов (тип определяется ведущей дидактической задачей) Структура урока- изучения нового материала
Структура урока-формирования умений и навыков
|