Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задание для самостоятельной работы. Самостоятельно разработайте классификацию внеклассной работы по математике.
Самостоятельно разработайте классификацию внеклассной работы по математике. Литература 1. Активизация познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике [Текст]: Учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т; Т.Л. Блинова. – Екатеринбург: УрГПУ, 2005. – 100 с. 2. Актуальные вопросы внеурочной работы по математике в средней школе: Учеб.-метод. пособие / под ред. И.Н. Семёновой. – Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т. – 1999. – 108 с. 3. Блинова, Т.Л. Дидактические игры в процессе обучения математике / Т.Л. Блинова. – Екатеринбург, 2000. – 62 с. Лекция №4. Математические понятия и методика их изучения в школьном курсе математики План 1. Математические понятия (сведения из логики). 2. Определения математических понятий. 3. Методики изучения понятий и схемы их применения. Сущность математических понятий Понятие – форма мышления, отражающая общие и существенные свойства и отношения вещей и явлений материального мира. Математическое понятие – отражение в мышлении отличительных свойств форм и количественных отношений действительного мира. Признаки понятия 1) существенные; 2) несущественные. Логические характеристики понятия Содержание понятия – совокупность всех существенных признаков объектов, охватываемых данным понятием. Объем понятия – совокупность всех объектов, на которое распространяется это понятие, к которым оно может быть применено. Содержание и объем понятия жестко связаны между собой: изменение содержания влечет изменение объема и наоборот. Родовидовое отношение между понятиями Если объем одного понятия входит в объем другого понятия, то • понятие с меньшим объемом называется «видовым», • понятие с большим объемом называется «родовым». Если в понятие входит только один элемент, оно называется «единичным». Виды понятий (по соотношению объемов) 1) сравнимыми называются понятия, если можно указать общий для них универсум (множество объектов, в терминах которого определяются понятия); 2) совместными называются понятия, объемы которых имеют общие элементы; 3) равнозначными называются понятия, объемы которых полностью совпадают; 4) пересекающимися называются понятия, объемы которых частично совпадают; 5) находящимися в отношении включения называются понятия, если объем одного входит в объем другого. Конструирование новых понятий Осуществляется с помощью трех логических операций: 1) обобщения; 2) ограничения; 3) классификации. Трактовки термина «определение понятия» 1) логическая операция, при помощи которой раскрывается содержание нового понятия через перечисление его существенных признаков; 2) математическое предложение, в котором раскрывается содержание понятия через перечисление совокупности условий, необходимых, и достаточных для отделения класса объектов, принадлежащих какому-либо понятию, и вводится термин, обозначающий выделенный класс. Структура определений понятия 1) конъюнктивная структура – в определении все признаки связаны союзом «и»; 2) дизъюнктивная структура – в определении признаки связаны союзом «или»; 3) импликативная структура – в определении признаки связаны отношением следования (в терминах «если …, то…»). Виды определений (в зависимости от способа выделения видовых отличий) 1) характеристические определения, в которых указывается ближайший род и перечисляются видовые отличия понятия. 2) генетические (конструктивные) определения, в которых описывается или указывается способ происхождения или образования понятия; 3) рекурсивные (индуктивные) определения, в которых указываются исходные (базисные) объекты некоторого множества и правила, позволяющие получать другие объекты этого же множества; 4) условные определения, в которых вводится некоторое соглашение, суть договоренность. Логико – математический анализ определения понятия 1) определение способа получения нового понятия; 2) определение типа и вида определения; 3) определение структуры определения; 4) раскрытие математического содержания каждого элемента определения (термин, род, видовые отличия); 5) определение корректности определения. Начальные этапы работы с понятием 1) профессиональный – выполнение логико-математического анализа, выбор методов работы, отбор содержания; 2) подготовительный – актуализация необходимых знаний учащихся, установление связей с субъектным опытом ребенка, мотивация; 3) введение понятия и его определения – организация знакомства и первичное усвоение понятия и его определения учащимися. Подходы к введению понятия 1) конкретно-индуктивный метод; 2) абстрактно-дедуктивный метод. Методы организации усвоения 1) раздельный метод; 2) компактный метод; 3) алгоритмический метод. Организация обучения учащихся работе с понятиями (в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина) 1) формирование мотивации введения нового понятия; 2) представление основного содержания подлежащего усвоению понятия в краткой схематической форме, т.е. создание ООД; 3) организация работы учащихся с понятиями, позволяющей контролировать и ее ход, и ее результат; 4) организация постепенного перехода от пошагового контроля к самоконтролю. Система упражнений, направленная на формирование понятий (Г.И. Саранцев) 1) на мотивацию (практического характера); 2) на построение объектов, удовлетворяющих выделенным свойствам; 3) на распознавание объектов, принадлежащих объему понятия; 4) на выделение следствий из определения понятия; 5) на дополнение условий (для распознавания и выведения следствий) на составление родословной понятия; 6) на применение понятий в разных ситуациях; 7) на систематизацию понятий.
|