![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задание для самостоятельной работы. Выделите этапы решения учебной математической задачи.
Выделите этапы решения учебной математической задачи. Литература 1.. Дорофеев, Г.В. Математика. Алгебра. Функции. Анализ данных. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Г.В. Дорофеев. – М.: Дрофа, 2000. ‑ 352 с. 2. Дорофеев Г.В. Математика 6. Часть 3 / Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. – М.: Баллас-С-Инфо, 2001. ‑ 240 с. 3. Епишева, О.Б. Учить школьников учиться математике / О.Б. Епишева, В.И. Крупич. – М.: Просвещение, 1990. ‑ 128 с. 4. Мордкович, А.Г. Алгебра. 8 кл.: В двух частях. Ч.1: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Г. Мордкович. – 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2002. – 223 с. 5. Мордкович, А.Г. Алгебра. 8 кл.: В двух частях. Ч.2: Задачник для общеобразоват. учреждений / А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. – 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2002. – 239 с. 6. Фридман, Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика. Учебное пособие для учителей и студентов педагогических вузов и колледжей / Л.М. Фридман. – М.: Школьная пресса, 2002. – 206 с. 7. Фридман, Л.М. Теоретические основы методики обучения математике / Л.М. Фридман. – М.: 1998. – 222 с.
Лекция №7. Теоремы в школьном курсе математики
План 1. Теоремы и доказательства (сведения из логики). 2. Методические основы обучения доказательствам.
Математическое предложение, истинность которого устанавливается посредством доказательства, называют теоремой. Структура доказательства 1) тезис – суждение, истинность которого доказывается. 2) аргументы доказательства – суждения, истинность которых установлена и из которых необходимо следует истинность доказываемого тезиса (определения понятий, аксиомы, постулаты, теоремы, общие законы науки). 3) демонстрация – логический процесс взаимосвязи суждений, при котором осуществляется переход от аргументов к тезису. Виды формулировок теорем 1) категорическая · пример 1. Средняя линия трапеции параллельна основаниям и равна их полусумме. · пример 2. Постоянный множитель можно выносить за знак производной 2) условная (импликативная) · пример 1. Если в треугольнике два угла равны, то треугольник равнобедренный. · пример 2. Если 3) раздельная · пример 1. Плоскость и не лежащая на ней прямая либо не пересекаются, либо пересекаются в одной точке. · пример 2. При параллельном переносе в пространстве каждая плоскость переходит либо в себя, либо в параллельную ей плоскость. Структура формулировки теоремы 1) условие; 2) заключение; 3) разъяснительная часть. Логическая структура условия и заключения: 1) конъюнктивная; 2) дизъюнктивная. Виды теорем 1) P 2) Q 3) 4)
P Пример. Прямая теорема: «Если два угла треугольника равны, то истороны, лежащие против этих углов, равны». Обратная теорема: «Если две стороны треугольника равны, то и углы, лежащие против этих сторон, равны». Противоположная теорема: «Если два угла треугольника не равны, то и стороны, лежащие против этих углов, не равны». Контрапозитивная теорема: «Если две стороны треугольника не равны, то и углы, лежащие против этих сторон, не равны». Методы доказательства теорем Метод доказательства – способ связи аргументов при переходе от условия к заключению.
Рис. 4 Логико-математический анализ теоремы Логико-математический анализ – раскрытие логической структуры предложения, вида суждения и способа его конструирования. Он предполагает: 1) установление формы формулировки; 2) определение вида суждения; 3) перевод формулировки, если необходимо, в импликативную форму; 4) запись структуры теоремы, т.е. вычленение разъяснительной части, условия, заключения с выделением простых высказываний и логических связок; 5) формулирование обратного утверждения и определение его истинности. Математический анализ – раскрытие математического содержания выделенных элементов структуры. Этапы изучения теоремы учащимися (по Г.И. Саранцеву) 1) мотивация изучения; 2) ознакомление с фактом, отраженным в теореме; 3) формулировка теоремы; 4) усвоение содержания теоремы, ее структуры; 5) ознакомление со способом доказательства; 6) доказательство теоремы; 7) применение теоремы; 8) установление связи с другими теоремами. Методы введения теоремы 1) конкретно- индуктивный метод; 2) абстрактно – дедуктивный метод. Обучение учащихся доказательству Обучение доказательству – обучение мыслительным процессам поиска, нахождения и построения доказательства, а не воспроизведению и заучиванию готовых доказательств. Приемы поиска прямого доказательства
|