![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задание для самостоятельной работы. Раскройте методические особенности организации деятельности учащихся при работе с правилом
Раскройте методические особенности организации деятельности учащихся при работе с правилом
Лекция №6. Задачи в школьном курсе математики
План 1. Понятие задачи. Основные компоненты задачи. 2. Роль задач в обучении математике. 3. Типология задач. 4. Этапы решения задачи. 5. Методические основы обучения учащихся решению задач. 6. Организационные формы обучения решению задач. Трактовки понятия «задача» Термин «задача» употребляется по отношению к объектам, относящимся к трем категориям: 1) цель действия субъекта, требования поставленные перед субъектом (А.Н. Леонтьев); 2) ситуация, включающая не только цель, но и условия, в которых цель должна быть достигнута (Ю.М. Колягин, П.М. Эрдниев); 3) словесная формулировка, описывающая ситуацию (Л.М. Фридман). Основные компоненты задачи 1) условие – начальное состояние; 2) базис решения – теоретическое обоснование решения; 3) решение – преобразование условия для нахождения требуемого заключением искомого; 4) заключение – конечное состояние. Двуединая роль задач в обучении математике Задачи выступают и как цель, и как средство обучения математике. Учебные цели решения задач 1) формирование мотивации и интереса учащихся к математической деятельности; 2) иллюстрация и конкретизация изученного учебного материала; 3) выработка специальных умений и навыков; 4) контроль и оценка знаний, умений учащихся и результатов их деятельности. Функции решения математических задач 1) дидактические функции; 2) познавательные функции; 3) развивающие функции. Классификации задач 1) по функциональному назначению: • с дидактическими функциями; • с познавательными функциями; • с развивающими функциями. 2) по компонентам учебной деятельности: • организационно-действенные; • стимулирующие; • контрольно-оценочные. 3) по связи между компонентами: • алгоритмические; • полуалгоритмические; • эвристические. 4) по величине проблемности: • стандартные (все компоненты известны); • обучающие (один из компонентов неизвестен); • поисковые (два компонента неизвестны); • проблемные (три компонента неизвестны). 5) по отношению между условиями и требованием: • определенные; • недоопределенные; • переопределенные. 6) по принадлежности к определенному разделу математики: • арифметические; • алгебраические; • геометрические; • тригонометрические; • комбинаторные и др. Структура процесса решения задачи (по Л.М. Фридману) 1) содержательный и логический анализ; 2) схематическая запись условия (построение высказывательной модели задачи с использованием схем, чертежей, графиков, математической символики и т.п.); 3) поиск способа (плана) решения, нахождение его теоретической базы; 4) осуществление способа (плана) решения; 5) проверка найденного решения; 6) исследование задачи и найденного решения; 7) формулировка ответа; 8) учебно-познавательный анализ задачи и ее решения. Структура ориентировочной основы умения решать задачи 1) ясное представление о сущности и основных объектах задачи; 2) владение элементарными действиями и операциями, из которых состоит деятельность решения математических задач; 3) знание основных методов решения задач и умение ими пользоваться. Основные направления совершенствования методики обучения учащихся решению задач 1) преодоление стихийности формирования ориентировочной основы решения задач, создание прочной ориентировочной основы для решения задач; 2) смещение акцента с дидактической на познавательную функцию обучения решению задач; 3) формирование у учащихся не только частных умений решения типовых задач, но и формирование и развитие у них общих умений решения любых математических (в том числе и прикладных) задач; 4) дифференциация процесса обучения решению задач.
|