![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задание для самостоятельной работы. Раскройте особенности подготовки учащихся к уроку.
Раскройте особенности подготовки учащихся к уроку. Литература 1 Зильберберг, Н.И. Урок математики: подготовка и проведение [Текст] / Н.И. Зильберберг. – М.: Просвещение, 1996. – 187 с. 2 Манвелов, С.Г. Конструирование современного урока математики [Текст]: Кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение, 2002. – 175 с. 3 Реализация дифференцированного подхода при изучении школьного курса математики в системе развивающего обучения [Текст]: Учеб.-метод. пособие / Урал. гос. пед. ун-т; под ред. Х.Ж. Ганеева. – Екатеринбург: УрГПУ, 2003. – 119 с. 4 Рыжик, В.И. 30000 уроков математики [Текст]: Кн.для учителя / В.И. Рыжик. – М.: Просвещение, 2003. – 288 с. 5 Избранные вопросы теории и методики обучения математике [Текст]: Учеб. пособие / И.А. Аввакумова, Т.Л. Блинова, Л.В. Водичева и др.; Науч. ред. И.Н. Семенова. – Екатеринбург: УрГПУ, 2004. – 93 с. Лекция №2. Контроль и педагогический мониторинг познавательной деятельности учащихся План 1. Определение, компоненты контроля. 2. Функции и виды контроля. 3. Методы и формы контроля. 4. Принципы контроля. 5. Последовательность проведения контроля. 6. Педагогический мониторинг, определение, функции. 7. Реализация процесса мониторинга. Контроль – выявление, измерение и оценивания знаний, умений, навыков и уровня корректировки материала. Контроль включает два компонента: 1) проверка; 2) оценивание. Цели осуществления контроля 1) своевременная корректировка педагогических взаимодействий; 2) осуществление обратной связи между учителем и учеником; 3) выявление пробелов в знаниях, умениях учащихся; 4) оказание своевременной помощи; 5) определения эффективности обучения.
Контроль предполагает оценку и отметку знаний. Это процесс, который содержит в себе оценку как результат проверки, которая может фиксироваться в виде отметки. Оценивание предполагает не только выявление уровня интеллекта обучения ученика, но и его потенциальную обученность. Функции контроля 1) контролирующая – констатация уровня обученности для фиксации и локализации пробелов в знаниях. 2) обучающая – совершенствование проверенных знаний путём систематизации и обобщения. 3) побуждающая – создание мотивации посредством оценки знаний учащихся. 4) развивающая предполагает, что преобладающим видом контроля должен быть самоконтроль. 5) воспитывающая – развитие качеств личности: собранности, аккуратности. 6) методическая – корректировка деятельности учителя, грамотном выборе методов, средств, форм контроля в зависимости от этапа обучения. Виды контроля 1) по характеру взаимодействия субъектов обучения: · внешний; · взаимоконтроль; · самоконтроль. 2) по содержанию учебного материала: · предварительный, который позволяет осуществлять преемственность; · текущий, который заключается в диагностике хода диагностического процесса. При этом осуществляется сопоставление результатов деятельности учащихся с запланированной нормой деятельности и своевременная ее коррекция; · тематический, который направлен на выявление усвоения темы, на осознание учащимися места данной темы в системе знаний; · итоговый, который предполагает обобщённую систематизацию знаний, получение итогов усвоения темы.
Методы контроля 1) контрольные работы; 2) семинары; 3) практические работы; 4) тесты; 5) фронтальные опросы; 6) доклады; 7) домашние задания; 8) экзамены и др. Формы контроля 1) устный контроль (индивидуальный или фронтальный опрос); 2) письменный (контрольная и самостоятельная работа) 3) лабораторный (выявление умений учащихся пользоваться лабораторным оборудованием); 4) компьютерный контроль. Принципы контроля 1) объективность научно-обоснованного содержания диагностических процедур; 2) системность, т.е. диагностика знаний, умений учащихся на всех этапах дидактического процесса от теории до практики; 3) наглядность, открытость критериев отслеживания. Последовательность проведения контроля 1) предварительное выявление уровня ЗУН учащихся; 2) текущая практика; 3) повторная проверка; 4) периодическая проверка, исследование при проверке взаимосвязей между структурными элементами учебного материала и целей-систем и обобщение; 5) итоговая проверка. Педагогический мониторинг Учебный процесс предполагает управление познавательной деятельностью учащихся. По мнению Н.Ф. Гальциной, необходимо предусмотреть следующую систему требований к организации учебно-познавательной деятельности учащихся, которая вытекает из целей управления: 1) указать цели управления; 2) установить исходное состояние управляющего процесса; 3) определить программы воздействия; 4) обеспечить системный контроль за управляющим процессом, систематическую обратную связь; 5) обеспечить переработку информации, полученной по каналу обратной связи, выполнить корректировочные действия и реализовать их. Определения мониторинга Мониторинг в образовании есть система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных её элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития (Д.Ш. Матрос). Мониторинг в образовании есть система сбора, обработки, хранения информации об образовательной системе или отдельных её элементах, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировании его развития (В.В. Гузеев). Педагогический мониторинг – организованный процесс непрерывной систематической объективации существенных характеристик образовательного процесса. Понятие объективации включает в себя как информационно-аналитический процесс (т.е. собственно отслеживание – получение знаний, адекватно отражающих состояние объекта), так и целеполагание – используется получение данных, которые прогнозируют оптимальное развитие объекта (А.С. Белкин, Е.В. Коротаева, Л.Д. Назарова). Функции мониторинга 1) ориентировочная; 2) конструктивная; 3) организационно-деятельностная; 4) коррекционная; 5) оценочно-прогностическая. Таблица 3 Организация педагогического мониторинга
|