Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
А) Внешние факторы воздействия
Любая кодификация требует наличия сильной политической воли4, но для проведения тотальной рекодификации, бесспорно, необходим более глубокий политический импульс, нежели для поэтапных изменений, могущих происходить всего лишь по прихоти парламентского большинства, или для компиляции, избавленной от каких бы то ни было дебатов по существу. Так, скажем, провал попытки общего пересмотра французского Гражданского кодекса сразу после окончания Второй мировой войны, как представляется, в значительной мере связан с недостатком дерзости со стороны погрязшей в политических дрязгах государственной власти5, даже если 1 D. Talion, Le Nouveau Code civil des Pays-Bas (NBW) // La Codification / sous la dir. de B. Beignier, op. cit., p. 185. 2 См. о нем выше. 3 M. Tancellin, Les exigences du Code civil du Qué bec // Revue de droit de Mcgill, 1994, vol. 39, p. 748. * Под рекодификацией-реформой (recodification-rnodification) здесь понимается не просто замена одного кодекса другим, но одновременно реформирование правовых норм по существу, с точки зрения их содержания. — Примеч. пер. 4 См. об этом выше. 5 См. в этом смысле: G. Braibant, Utilité et difficulté s de la codification // Droits, № 24, 1997, p. 68. Цикл кодификации неудача в равной степени вызвана чрезмерными амбициями, обрекшими реформу на жалкую участь. Время составляет другой определяющий фактор воздействия при проведении рекодификации. Тотальная рекодификация-реформа в силу своего размаха не может не быть рассчитана на достаточно длительные сроки подготовки, учитывая к тому же неизбежный риск того, что все усилия в конечном итоге окажутся напрасны (прекрасной иллюстрацией нулевого результата является все тот же только что упомянутый провал общего пересмотра Гражданского кодекса в первые годы после Освобождения). Поэтому ничуть не удивляет аргумент, выдвинутый современными французскими кодификаторами для обоснования целесообразности использования метода «непрерывной» рекодификации-компиляции права: дескать, данный метод позволяет «разрабатывать кодексы без промедлений и потерь, обычно имеющих место из-за характерных для любой реформы права по существу обсуждений и дебатов»1. Другой риск, связанный с фактором времени, также, на первый взгляд, играет против тотальной рекодификации-реформы. Поэтапная реформа, которую можно начать быстрее, чем реформу полную, способствует стабильной и непрерывной, а следовательно — мгновенной актуализации права, позволяя ему поспевать за развитием технического прогресса и общественных нравов. В такой ситуации право способно формироваться из последовательных пластов, постепенных добавок, производимых по мере потребностей и необходимости. Тотальная рекодификация, чье проведение растягивается надолго, неизбежно требует осуществления временных специфических реформ, рассчитанных на период ожидания вступления нового кодекса в силу, а это бесспорный фактор правовой неопределенности. Недавние полные рекодификации свидетельствуют о подобных трудностях. В течение долгих лет, пока продолжалась рекодификация, жители Квебека вынуждены были пользоваться двумя кодексами — Гражданским кодексом Нижней Канады и новым Гражданским кодексом Квебека2. С аналогичными сложностями столкнулись голландские кодификаторы, вынужденные постепенно, книга за книгой, менять старый Гражданский кодекс на новый3, причем ' Статья 2.1.1 Циркуляра от 30 мая 1996 г. 2 См.: R. Cabrillac, Le Nouveau Code civil du Qué bec, art. cité. 3 A. Hartkamp, Vers un Nouveau Code civil né erlandais // Revue internationale de droit pé nal, 1982, p. 355. Феномен кодификации процесс еще не завершен окончательно. Если взять в качестве примера новый французский Уголовный кодекс, принятый всего через пятнадцать лет после начала работ по его строительству, то относительная краткость срока вынашивания не стала помехой для отдельных изменений проекта, внесших пертурбации в подготовку общего ансамбля Кодекса. Последняя, но, пожалуй, наиболее яркая иллюстрация, настолько она говорит сама за себя: наш Гражданский процессуальный кодекс, все еще «новый» спустя около тридцати лет после принятия, до сих пор действует одновременно со своим старым аналогом в ожидании появления Исполнительного кодекса, хотя их сосуществование и протекает, надо признать, без особых проблем. Впрочем, при ближайшем рассмотрении вывод о том, что воздействие времени всегда является аргументом против тотальной рекоди-фикации-реформы, выглядит немного преждевременным. Напротив, медленное созревание часто является залогом качества. Как отмечает декан Корню* по поводу нового Гражданского процессуального кодекса, «медленная разработка — вот та цена, которую надо было заплатить за то, чтобы дать отстояться идеям». И далее он добавляет: «Эта кодификация готовилась достаточно спокойно, напоминая вышивание, когда все доводится до мельчайших деталей, до тщательной отделки»1. Неспешная кодификация благоприятствует также более демократической разработке кодекса, давая возможность каждому участнику политической жизни внести в нее свой вклад. A contrario, как в этом смысле не посетовать, скажем, на «демократический дефицит», имевший место в случае с рекодифи-кацией торгового права: под весьма сомнительным предлогом оперативности новый Торговый кодекс был утвержден правительственным ордонансом**. * Жерар Корню - известный современный французский цивилист, заслуженный профессор юридического факультета университета Париж II, бывший декан юридического факультета университета Пуатье и президент (ректор) университета Париж II, основной разработчик нового ГПК Франции, автор многих фундаментальных работ, в том числе «Курса гражданского права» в 2 т. (т. I выдержал 11 изданий; т. II - 8 изданий), а также многократно переиздававшейся и ставшей классической книги «Юридическая лингвистика». — Примеч. пер. 1 G. Cornu, L'avè nement du Nouveau Code de procé dure civile // Le Nouveau Code de procé dure civile: vingt ans aprè s, op. cit., p. 27. ** Ордонанс — особый вид источников французского права. Речь идет о нормативно-правовом акте, принимаемом Правительством с разрешения Парламента в тех сферах, которые в принципе должны регулироваться законом. - Примеч. пер. Цикл кодификации Изучение внутренних факторов воздействия, влияющих на деятельность кодификаторов, равным образом свидетельствует скорее в пользу тотальной рекодификации-реформы.
|