Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТЕКСТ 16. варта вичитра шалина йайавара-шилончханам
варта вичитра шалина йайавара-шилончханам випра-вриттиш чатурдхейам шрейаси чоттароттара
варта — занятия; вичитра — различные; шалина — средства без усилий; йайавара — немного риса; шила — собирание зерна; унчханам — подбирание; випра - вриттих — брахман получает средства; чатурдха — четырех; ийам — этот; шрейаси — лучшая; ча — и; уттара - уттара — по сравнению с предыдущей. Брахману также разрешается заниматься деятельностью вайшьи: торговать, заботиться о коровахи и обрабатывать землю. Он не должен просить подаяния, но может собирать рассыпанное зерно на поле, дороге или в лавке торговца.
ТЕКСТ 17 джагханйо ноттамам вриттим анапади бхаджен нарах рите раджанйам апатсу сарвешам апи сарвашах джагханйах — низкое положение; на — не; уттамам — высокое; вриттим — источник дохода; анапади — без потрясений; бхаджет — пусть примет; нарах — человек; рите — кроме; раджанйам — кшатрия; апатсу — чрезвычайных обстоятельствах; сарвешам — всех; апи — несомненно; сарвашах — во всех.
Низшему сословию запрещено заниматься деятельностью более высоких сословий. Но во пору лихолетия это дозволяется. Однако правитель-кшатрий никогда и ни при каких условиях не должен просить милостыню.
ТЕКСТЫ 18 - 20
ритамритабхйам дживета мритена прамритена ва сатйанритабхйам апи ва на шва-вриттйа кадачана ритам унчхашилам проктам амритам йад айачитам мритам ту нитйа-йачна сйат прамритам каршанам смритам сатйанритам ча ваниджйам шва-вриттир нича-севанам варджайет там сада випро раджанйаш ча джугупситам сарва-ведамайо випрах сарва-девамайо нрипах
рита - амритабхйам — занятия рита и амрита; дживета — жить; мритена — деятельность мрита; прамритена ва — или прамритой; сатйанритабхйам апи — даже сатьянритой; ва — или; на — не; шва - вриттйа — занятием собак; кадачана — когда бы; ритам — рита; унчхашилам — собирание зерен; проктам — сказано; амритам — занятие амрита; йат — которое; айачитам — без сбора; мритам — занятие мрита; ту — а; нитйа - йачна — сбор подаяния; сйат — пусть будет; прамритам — занятие прамрита; каршанам — землепашество; смритам — запомнено; сатйанритам — занятие сатьянрита; ча — и; ваниджйам — торговля; шва - вриттих — занятие собак; нича - севанам — служение низшим; варджайет — отвергнет; там — то; сада — всегда; випрах — брахман; раджанйах ча — и кшатрий; джугупситам — крайне отвратительное; сарва - веда - майах — знающий все веды; випрах — брахман; сарва - дева - майах — воплощение всех полубогов; нрипах — царь.
В чрезвычайных обстоятельствах дваждырожденный может также: жить на то, что люди добровольно дадут ему; собирать зерно, оставшееся на поле или на рынке после торгового дня; просить на пропитание зерно у земледельцев; самостоятельно обрабатывать землю; или торговать. Но дваждырожденному запрещено наниматься в работники к низшему сословию чтобы не уподобиться дворовой собаке. Для брахманов и кшатриев служить шудрам крайне позорно. Первым делом брахмана является постижение наук и жречество, кшатриям же воплощает в себе власть богов на земле, потому его первая обязанность вершить закон на земле.
|