![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бизнес-процесс - это стандартный набор действий, который выполняется в компании для получения заданного результата.
Процессы - основа бизнеса. Обычно они многократно повторяются в более-менее неизменном виде. Бизнес-процесс должен быть: а) описанным, б) оптимальным, в) действительно выполняться согласно описанию. Формализация дает владельцам и руководителям компании большие выгоды. Процессы протекают в любой компании независимо от того, видите вы их или нет. Взгляд на компанию через процессы - основа процессного подхода к управлению. Процессы компании гораздо важнее ее оргструктуры: они определяют, как компания работает. Выделяют 4 категории процессов: основные, вспомогательные, управления, совершенствования. Самые важные - основные процессы. Именно они дают клиенту ценность, за которую он платит деньги. Оптимизацию бизнеса начинают с них. Все процессы компании удобно вынести на общую схему - «ландшафт процессов». Это принципиальная схема работы компании. Описание процесса проходит в несколько этапов: выделение процесса, определение ключевых параметров, задание общей логики, детализация (иногда несколько уровней), определение показателей. Есть много методологий описания процессов. Большинство сложны для понимания руководителями и сотрудниками, а потому непрактичны. Лучше использовать максимально простые средства. Ключевые параметры процесса: название, первый и последний шаги, цели, менеджер (владелец, хозяин, собственник), выходы, входы. Общую логику процесса удобно задавать в виде последовательности шагов. Детализировать процесс удобно в технике SIP0C. Она позволяет четко прописать взаимодействия, которые обычно вызывают большинство проблем. Внутри компании и между компаниями выстраиваются цепочки «клиент-поставщик». Клиент предъявляет к поставщику требования, которые тот обязан удовлетворить. От этого зависит качество работы бизнеса. Более глубокую детализацию процесса можно представлять в виде блок-схем, таблиц, текстовых описаний, презентаций, видеороликов и т.д. Источники идей для оптимизации процессов: цели бизнеса, пожелания клиентов, предложения сотрудников, типичные ошибки, количественные и качественные показатели. Типичные ошибки в процессах: общая сложность и запутанность, лишние шаги, неэффективные шаги, проблемы на стыках подразделений и отдельных людей, «вертикальные колодцы», недостаточный контроль, избыточный контроль, несовпадение модели процесса и его реального воплощения в жизни. Важно задать количественные и качественные показатели процессов, например: скорость, себестоимость, количество и состав дефектов, удовлетворенность внутренних и/или внешних клиентов. Их нужно регулярно измерять, анализировать, на их основе принимать решения по коррекции процессов. На их базе строится грамотная система мотивации сотрудников. Классический подход к оптимизации. Описывают процесс, «как есть» («AS IS»). Проектируют, «как должно быть» («ТО BE»). Пытаются внедрить. У такого подхода много минусов: большие затраты ресурсов, «кривизна» получаемых процессов, сильное сопротивление персонала при внедрении. Альтернативный подход. Команда описывает процесс, каким он должен стать через некоторое время. Назначают менеджера процесса. Процесс внедряют постепенно, через несколько тестовых прогонов с доработкой по итогам каждого. Готовый процесс принимают как обязательный, сохраняют в библиотеке процессов. Проводят внедренческие тренинги и оценку готовности сотрудников к выполнению процесса. Необходимо управлять документацией компании: обновлять, отслеживать целостность, доводить до сотрудников и т.д. Документация должна быть достаточно компактной, чтобы помогать бизнесу, а не тормозить его. Например, если четко описаны процессы, можно обойтись без должностных инструкций. Выделите сотрудника, который будет отвечать за документацию. Это очень важный человек: он управляет архитектурой вашего бизнеса. Нужна высокая квалификация, мотивация и ответственность.
|