Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практическое задание 91
Разработайте корпоративный кодекс своей компании. Включите в этот процесс всех необходимых людей. В дальнейшем сами придерживайтесь кодекса и регулярно напоминайте о нем сотрудникам. Но не давите - пусть живут по нему добровольно. Полезно развесить его на видных местах. Изучение корпоративного кодекса компании обязательно входит в программу введения новичка в должность. ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОТРУДНИКОВ Как воспитывать сотрудников, мы обсудили. Но этого недостаточно: надо еще и обучить их специфике работы в вашей компании, а часто и самой профессии. С тем, что учить людей нужно, думаю, согласится любой руководитель. Вопрос, как это делать эффективно и недорого. В этой главе мы обсудим как классические, так и самые современные формы бизнес-обучения. ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ Высшее образование Большинство из нас училось в вузах. Я тоже учился, в целых двух, причем один из них (ГУУ) весьма известен. Потратил на это немало бесценного времени. И могу честно сказать, что не помню почти ничего из того, чему меня там учили. А все, что в этой жизни знаю, не оттуда, а из тренингов, от коллег, из книг, а главное -из практической работы с клиентами. Свое мнение о высшем образовании я подробно описал в п. 6.3 «Кого брать на работу». Здесь лишь систематизирую недостатки вузовской системы:
• Теоретичность, оторванность от жизни. Много лишнего (устаревшего и т.п.) и очень мало практически полезного. • Скучность, неумение заинтересовать студентов На лекциях, как правило, хочется слать. • Затянутость: тот крохотный «сухой остаток», который остается от учебы, явно не стоит прожитых 5 лет. Если отжать из учебной программы все полезное, то, дай Бог, на год хватит. Конечно, уборка картошки в «колхозе», выпитое в общаге пиво и сыгранные компьютерные игры тоже чего-то стоят, но можно бы все это заменить чем-нибудь более полезным. Жизнь слишком коротка, чтобы так ее тратить. • Мало что остается в голове. Даже на уровне знаний, не говоря уже о навыках и умениях. И если человеку как личности see же есть смысл получить образование в хорошем вузе, то для бизнеса перспектива отправить сотрудника учиться на 5 лет явно непривлекательна: лишь единицы российских компаний верят, что сотрудник проработает у них так долго. МВА Изначально идея была неплоха: дать возможность повысить свою квалификацию тем, кто уже поработал в бизнесе, добился реальных успехов. Причем в качестве преподавателей приглашать успешных топ-менеджеров, практиков. В реальности все получается несколько иначе. Программы МВД расплодились как грибы после дождя, и сейчас, увидев на визитке человека заветное слово из трех букв, желательно уточнить, в каком именно месте человек получил эту квалификацию. Если это действительно серьезная организация, то и степень чего-то стоит. Но часто это пустые «понты». Конечно, среди моих клиентов и коллег многие получили степень МВА. Довольных сильно меньше. Поэтому я для себя принял решение — не тратить на это время, а учиться на практике и другими описанными ниже способами: это выгоднее по результатам, а также по затратам времени и денег. Также, на мой взгляд, бессмысленно становиться кандидатом и доктором наук: затраты времени несопоставимы с несколькими буквами на визитке. За ними очень редко стоит что-то действительно ценное. Лучше потратить это время на достижение реальных успехов в бизнесе и жизни. У МВА есть еще одно негативное последствие. Уже много раз я сталкивался с тем, что если человек в ходе консалтингового проекта или на тренинге много и не по делу умничает - точно заканчивал МВА. Потому что там дают некий жесткий набор моделей, часто слабо совместимых с жизнью, и в дальнейшем человек, вместо того, чтобы видеть реальность, как она есть, думать своей головой и решать практические задачи, подменяет это логическими конструкциями, которые ему навязали в процессе учебы. Да еще и подняли чувство собственной важности1 настолько, что приходится прилагать немало усилий, чтобы сдвинуть человека с его закостеневшей точки зрения. 1 ЧСВ - главный бич большинства людей. Чтобы узнать о нем больше и, возможно, избавиться от него, рекомендую почитать книги Карлоса Кастанеды. 6.8.2. ЧТО ВЗАМЕН? Но учиться (и учить своих сотрудников) все же надо. Эффективных путей, на мой взгляд, несколько. • Целенаправленное обучение: ~ краткосрочное очное бизнес-обучение; ~ дистанционное обучение. " • Корпоративное «попутное» обучение: ~ обучение на рабочих местах, наставничество; ~ кружки качества; ~ обучение во время рабочих сессий. Целенаправленное обучение подразумевает, что на него тратят отдельно время и другие ресурсы. Корпоративное «попутное» обучение1 происходит «само собой» в ходе решения практических задач бизнеса. Тенденция последнего времени в том, что целенаправленным обучением компании сейчас занимаются все меньше, а вот идея «попутного» обучения пока что не проникла в бизнес-ряды. Впрочем, когда руководители понимают плюсы такого подхода, обычно начинают активно его использовать. Плохо ли: «погнаться за двумя зайцами» и поймать обоих? В каждом пути есть множество тропинок, о которых и поговорим. 6.82.1. Целенаправленное обучение Краткосрочное очное бизнес-обучение Пожалуй, до кризиса этот вид обучения был самым популярным. Если все сделано правильно, то можно получить неплохой результат всего за 2 - 3 дня. По характеру работы бывают лекции, семинары и тренинги. Лекция - это когда один (типа умный) человек рассказывает, а остальные слушают и, возможно, записывают. По опыту (как лектора и как слушателя), эффективность оставляет желать лучшего: психологи говорят, что мы запоминаем около 10% из того, что мы услышали2. А если попросить человека через полгода рассказать тему, которую он ранее прослушал, он в лучшем случае вспомнит, о чем это было. Потому что подавляющее большинство лекций практически не проникает в сознание слушающих. Как-то, лет 7 назад, я ходил на курсы по менеджменту качества в одно государственное заведение. Они проходили в виде лекций, где пожилой преподаватель рассказывал нам, как правильно внедрять ISO 9001, комментируя слайды. Тема была мне очень важна, мотивация учиться - высокая. Однако я, привыкший к ак- 1 Термин — мой. 2... и 90% - из того, что сделали самостоятельно. Сравните эффективность теоретического обучения вождению машины с практикой. тивным формам обучения, с трудом досиживал до окончания занятия. Результат оцениваю на 0: не помню ничего. Все, что нужно, узнал из практики. Чуть лучше обстоит дело с семинаром: там участники не только слушают, но и иногда участвуют в дискуссиях. Это позволяет преподавателю и теме чуть глубже проникнуть в мозг участника. Но все равно о выработке практических навыков тут говорить не приходится. Максимум эффекта дает тренинг, когда участники не только и не столько слушают теорию, сколько тренируются решать практические задачи (от проведения переговоров до составления бюджета). Это интересно, увлекательно, и если тренинг построен и проводится грамотно, дает действительно неплохой результат. Я сам очень люблю тренинги - не только проводить, но и участвовать в них. Я многим обязан тренерам, у которых мне довелось учиться. До сих пор считаю, что хороший способ провести свободное время - это сходить на качественный тренинг: участвую в них регулярно. Это прекрасная возможность сделать upgrade1 себя. Хочу заметить, что в последние годы репутация тренингов, увы, подмочена. Как некоторыми коллегами, так и непрофессионализмом самих заказчиков. Когда узнаю о некоторых проектах по обучению, становится очень обидно - как за клиентов, так и за тренинговую отрасль. Как проводить тренинги с максимальной пользой для своей компании, вы можете узнать из п. 8.4 «Результативный тренинг». К обучению я бы отнес также участие сотрудников компании в различных конференциях, форумах и других подобных мероприятиях. А также работу в различных профессиональных сообществах: как очных, так и дистанционных. Все это может дать сильный профессиональный рост. По источнику обучение бывает внутренним и внешним! Внешнее (т.е. с участием тренеров, которые не являются сотрудниками компании) обычно заказывают по таким темам, по которым в компании недостаточно собственной компетенции (например, управление проектами). Также внешних тренеров (а скорее, консультантов) часто призывают для обучения топ-менеджеров и проведения стратегических и рабочих сессий. Внутреннее обычно связано с типовыми для компании темами, например продажами или тренингами по продукту. Также своими силами полезно проводить вводные тренинги для новичков и тренинги по бизнес-процессам компании. Некоторые крупные компании создают свои «корпоративные университеты», которые позволяют им снизить издержки на обучение и массово развивать своих сотрудников, глубоко учитывая при этом специфику компании. Дистанционное обучениение Обучение на расстоянии позволяет значительно экономить ресурсы, однако с некоторым снижением эффективности. 1 То есть усовершенствовать, модернизировать. Термин пришел из компьютерной отрасли.
|