Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разрыв компетентности
XIX век. Дворянская усадьба. В комнате горят свечи. Звучит прекрасная музыка. Входит молодая девушка, опирается плечом о стену и внимательно слушает. Затем подходит к юноше, играющему на рояле, кладет руки ему на плечи. - Вольдемар, скажите, это Бах или Моцарт? -Да нет, отсебятину фигачу! Анекдот Что же происходит? В любой компании наверняка кто-то компетентный есть. Или когда-то был. А как иначе? Если в компании никто не умеет работать, она не выживет. Однако чем дальше от этого «центра компетенции», тем более размыты знания людей, тем больше «отсебятины» они должны придумывать, чтобы хоть как-то выполнять свои функции. Возникает разрыв компетентности. 1/1 вот получается, что каждый работает «как умеет», и компания напоминает уже не стройную вооруженную и обученную армию, а отряд, наскоро сколоченный из ополченцев, которые только и успели похватать свои вилы и дедовские берданки. А их выпускают прямо в бой на танки противника. Нерадостная картина... В чем причины? Вариантов может быть несколько. • В компании нет культуры управления знаниями: руководители считают компетенции (знания и навыки) чем-то само собой разумеющимся, незначительным, чему не надо уделять внимания. Знания могут быть самыми разными: о том, как привлекать клиентов, как их обслуживать и разрешать конфликтные ситуации, как выполнять ту или иную технологическую операцию. То есть о бизнес-процессах компании. • Компания очень быстро растет. А это значит, что массово нанимают персонал и «бросают его в бой», толком не обучив и не проведя потом аттестацию. Как известно, «нет ничего более постоянного, чем временное», и спустя год такой «недоучка» считается уже опытным сотрудником, порой его даже повышают в должности. И он транслирует эту модель дальше. ПРИМЕР 94. Антон Астафьев, владелец сети кафе, г. Пермь: «Опять же случай из нашей жизни. Когда мы только открывали свое первое кафе, не было возможности вырастить администраторов из работников. Поэтому брали более-менее подходящих по личностным качествам людей, давали им необходимые знания и отправляли на работу. Через некоторое (короткое) время они по разным причинам покидали компанию, а мы повышали еще не прошедших полное обучение работников. Был жуткий бардак. Прошел, наверное, год с момента открытия, пока нам удалось воспитать первого действительно разбирающегося в своей работе администратора». • Руководители не в полной мере владеют навыками делегирования. Особенно это относится к начинающим боссам, хотя не только: в России, увы, не столь много профессиональных управленцев. Здесь бывает несколько вариантов. В худшем случае руководитель ставит подчиненным задачи, вообще не рассказав, как их решать: «Сам разберешься, зря я тебе, что ли, деньги плачу!» Увы, эта наивная вера обычно приводит к разочарованиям: сначала в конкретном подчиненном, а затем в работниках вообще - я очень часто встречаю руководителей, которые потеряли веру в людей. Чуть лучше, если шеф дает алгоритм неких действий, но не говорит, зачем они нужны. Человек исполняет эту задачу, как «болванчик», а ему потом говорят: «Ты что, не мог догадаться, как надо делать правильно? Что у тебя - головы на пленах нет?» Трудно действовать разумно, если не понимать цель. • Отдельно стоит сказать о ситуации, когда руководитель исповедует принцип Так, в одной известной девелоперской компании замдиректора решил не проводить обучение управлению проектами: «Это зачем мне тут " менеджеров" выращивать? Я столько лет выстраивал систему, которую понимаю только я! А у каждого сотрудника - свой кусок процесса». Причина, как правило, одна: руководитель, тайно или явно, боится за свое место и свою исключительность и потому готов многократно снизить эффективность всей системы, лишь бы сохранить свое «теплое место». Создает свое «удельное княжество», а всех «вассалов», держит на «максимально коротком поводке». Если вы владелец бизнеса или топ-менеджер и кто-то из подчиненных вам руководителей среднего звена практикует «грибной менеджмент», я бы на вашем месте сильно подумал, насколько он вам нужен. • Сопротивление персонала. Рыба ищет, где глубже. А наемный работник - Ваша задача как руководителя - предотвращать появления подобной «дедовщины». Г. Эмерсон (1911 год): «Для того чтобы производственное или всякое иное предприятие шло вперед, необходимо не только учитывать все успехи, но и тщательно, систематически закреплять их письменно. На каждом заводе, в каждом учреждении имеется множество обычных, вошедших в постоянную практику приемов, укореняющихся все глубже. Это обычное, неписаное право, понимаемое и толкуемое всеми, кого это касается, совершено произвольно. Сплошь и рядом все традиции сосредотачиваются в голове какого-нибудь старого служащего, который и передает их новичкам. Так, в древние времена единственным источником исторических знаний была память стариков-бардов. Мы знаем случаи, когда мастера прямо отказываются сообщать новым служащим, как делается та или иная работа. Производственная техника считается личной тайной мастера. История медеплавильного дела переполнена такими тайнами. Один инструментальщик-англичанин уверял, будто узнает хорошую сталь по запаху, и владельцы дела верили ему»г. 1 Mushroom management 2 Keep them in dark, feed them manure, expect them to grow: It never happens! 3 Гаррингтон Эмерсон. «Двенадцать принципов эффективности».
|