Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие права природопользования, его виды






«Общение человека с природой, постоянно необходимое ему для обеспечения своего существования, и есть в самом общем смысле слова природопользование. В основе жизни и существова­ния человека и общества лежит пользование природой. Поэтому исторически и фактически природопользование составляет фун­дамент общественной жизни, базисное отношение в сфере взаимо­отношений общества и природы»1.

Оценивая значение природопользования в рамках экологичес­кого права, необходимо иметь в виду, что оно служит не только средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания жизни, но одновременно является и наиболее зна­чимым фактором вредного воздействия на природу.

Использование человеком природных ресурсов для своих нужд — экономических, духовных, рекреационных и иных — в значительной мере регламентируется правом. Система норм, ре­гулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержат­ся главным образом в природоресурсном законодательстве — зе­мельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Законе об охране окружающей среды, иных актах.

Право природопользования может оцениваться в разных каче­ствах: как правовой институт, как правоотношение и как кон­кретное правомочие природопользователя. Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует ком­плексный правовой институт права природопользования. Как правоотношение право природопользования определяется сово­купностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д. Как правомочие право природопользования представля­ет собой принадлежащее природопользователю субъективное

Право природопользования в СССР. М., 1990. С. 17.

VII. Право природопользования

1. Понятие права природопользования, его виды

право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом.

В природоресурсном законодательстве и науке экологического права выделяется ряд классификаций видов природопользова­ния. Наиболее общей является классификация, критерием кото­рой является объект природы. Соответственно право природо­пользования подразделяется на следующие виды:

• право землепользования,

• право недропользования,

• право водопользования,

• право пользования атмосферой,

• право лесопользования,

• право пользования растительным миром вне лесов,

• право пользования животным миром.

Правда, в юридической литературе о пользовании атмосфер­ным воздухом говорится реже и меньше, чем о пользовании дру­гими природными ресурсами. В этой сфере более остро стоят во­просы, связанные с охраной атмосферного воздуха, а не регули­рованием его использования. Название соответствующего Зако­на - - об охране атмосферного воздуха, хотя предшествующий Закон в данной сфере (1982 г.)1 предусматривал также регулиро­вание потребления атмосферного воздуха для производственных нужд (ст. 41). Видом использования атмосферы является выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

Основной считается правовая классификация видов природо­пользования по целевому назначению. Виды природопользования по целевому назначению определяются природоресурсным зако­нодательством с учетом специфики природного ресурса и удовле­творяемых им общественных потребностей.

В земельном законодательстве определено целевое назначение всех категорий земель в пределах территории России, соответст­вующее видам землепользования. Так, ЗК РФ (ст. 7) выделяет:

• земли сельскохозяйственного назначения;

• земли поселений;

• земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, ра­диовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

I

Ведомости РСФСР. 1982. № 29. Ст. 1027.

• земли особо охраняемых территорий и объектов;

• земли лесного фонда;

• земли водного фонда;

• земли запаса.

Кроме того, названные категории земель могут иметь внутрен­нюю структуру, детализирующую их назначение. Так, в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с'градостроительными регламентами к следую­щим территориальным зонам:

• жилым;

• общественно-деловым;

• производственным;

• инженерных и транспортных инфраструктур;

• рекреационным;

• сельскохозяйственного использования;

• специального назначения;

• военных объектов;

• иным территориальным зонам (ст. 85).

В соответствии с Законом о недрах (ст. 6) недра предоставля­ются в пользование для:

• геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;

• разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе ис­пользования отходов горнодобывающего и связанных с ним пере­рабатывающих производств;

• строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

• для других целей.

Водный кодекс РФ (ст. 85) устанавливает, что водные объек­ты могут использоваться для следующих целей:

• питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

• здравоохранения;

• промышленности и энергетики;

• сельского хозяйства;

• лесного хозяйства;

• гидроэнергетики;

• рекреации;

• а также для иных целей.

Согласно ст. 80 ЛК РФ в лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесных пользований:

заготовка древесины;

• заготовка живицы;

VII. Право природопользования

2. Право общего природопользования

• заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бе­ресты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);

• побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, раз­мещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пище­вых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень которых ут­верждается федеральным органом управления лесным хозяйст­вом) и др.

Основными видами пользования животным миром в соответ­ствии со ст. 34 Закона о животном мире являются охота и рыбо­ловство, включая добычу водных беспозвоночных и морских мле­копитающих.

Специфические виды использования атмосферы, регулируе­мые Законом об охране атмосферного воздуха, — потребление ат­мосферного воздуха для производственных нужд и удаление за­грязняющих веществ в процессе функционирования общества.

Важное юридическое значение имеет классификация приро­допользования на общее и специальное. Ее критерием являются основания возникновения права природопользования.

2. Право общего природопользования

Общее природопользование является общедоступным, т.е. не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со сто­роны компетентных государственных органов, а также юридичес­ких или физических лиц, за которыми природные объекты за­креплены в пользование. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную ок­ружающую среду. Право на такое пользование природными объ­ектами возникает непосредственно из законов или иных норма­тивных актов. При этом, однако, в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами.

В земельном законодательстве прямо не предусматривается общее землепользование. Однако в составе земель поселений вы­деляются рекреационные территориальные зоны, на которых осу­ществляется право общего землепользования. Землями общего пользования в значительной степени являются земли лесного фонда, правовой режим которых определяется земельным зако­нодательством.

Категорию земельных участков общего пользования вводит также ГК РФ. В соответствии со ст. 262 граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государ­ственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, до­пускаемых законом и иными правовыми актами, а также собст­венником соответствующего земельного участка. Кроме того, если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разреше­ния не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собствен­нику.

Право ограниченного пользования чужим земельным участ­ком (сервитут) предусматривает ЗК РФ (ст. 73). При этом выделя­ется частный и публичный сервитут. Частный сервитут устанав­ливается в соответствии с гражданским законодательством.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нор­мативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Новацией Земельно­го кодекса РФ является то, что установление публичного серви­тута осуществляется с учетом результатов общественных слу­шаний.

Публичные сервитуты могут устанавливаться, в частности, для:

• прохода или проезда через земельный участок;

• проведения дренажных работ на земельном участке;

• забора воды и водопоя;

• прогона скота через земельный участок;

• использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установ­ленном порядке;

• свободного доступа к прибрежной полосе.

В соответствии с Земельным кодексом РФ сервитут может быть срочным или постоянным.

Закон о недрах закрепил также право общего пользования ресур­сами недр. Собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство под-

VII. Право природопользования

земных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником центра­лизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответ­ствующими ор'ганами исполнительной власти субъектов РФ. Закон при этом оговаривает условие о том, чтобы общераспространенные полезные ископаемые не числились на государственном балансе, а работы по сооружению подземных сооружений проводились без применения взрывных работ.

Земельный кодекс РФ также допускает возможность исполь­зования собственниками земельных участков и землепользовате­лями в установленном порядке для собственных нужд имеющих­ся на земельном участке общераспространенных полезных иско­паемых, пресных подземных вод (ст. 40, 41).

Достаточно полно и четко право общего пользования водами и лесами выражено в лесном и водном законодательстве.

Лесной кодекс РФ (ст. 86) широко регулирует пребывание граждан в лесах: граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоро­вительных, туристических и спортивных мероприятиях, охо­титься, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Так, запрещается сбор и заготовка гражданами дикорастущих расте­ний и грибов, виды которых занесены в Красную книгу РФ и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодер­жащего сырья.

Осуществляя право свободного пребывания в лесах, граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур, засорение лесов, уничтожение и разорение муравейни­ков и гнезд птиц, а также соблюдать другие требования законода­тельства России.

В то же время- пребывание граждан в лесах, сбор дикорасту­щих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресур­сов, лекарственных растений и технического сырья могут быть ограничены в порядке, определяемом законодательством субъек­тов РФ, в том числе в интересах пожарной безопасности лесов, ведения орехово-промыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, а в государственных природных заповедниках, нацио­нальных парках, природных парках и на других особо охраняе-

2. Право общего природопользования

мых природных территориях — в связи с установленным на них режимом лесопользования.

Общее водопользование традиционно предусматривается рос­сийским водным законодательством. В соответствии с Водным кодексом РФ общее водопользование представляет собой исполь­зование водных объектов без применения сооружений, техничес­ких средств и устройств. Оно может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользо­вание. Общее водопользование реализуется в целях забора воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, плавания на маломерных плавательных средствах, водопоя скота. \

Однако общее водопользование предполагает обязательное со­блюдение правил охраны жизни людей на водных объектах, а также условий, устанавливаемых уполномоченными государст­венными органами.

При этом органы местного самоуправления устанавливают места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных пла­вательных средствах, водопой скота, а также определяют иные условия общего водопользования на водных объектах, располо­женных на территориях городских, сельских поселений и других муниципальных образований. О запрещении купания и иных по­добного рода условиях осуществления общего водопользования население оповещается через средства массовой информации, спе­циальными информационными знаками или иными способами. К сожалению, решение о запрещении купания все чаще принима­ется по санитарным соображениям, из-за высоких уровней хими­ческого и биологического загрязнения водоемов.

Водный кодекс РФ выделяет как самостоятельную разновид­ность водных объектов объекты общего пользования (ст. 20). Вод­ные объекты общего пользования — это объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. Для общего пользования предназначается, однако, не весь водоем, а лишь полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник). При этом каждый вправе (без использования транспорта) пользо­ваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причали­вания плавательных средств. Ширина бечевника не может превы­шать 20 м.

В формах публичного и частного водных сервитутов регулиру­ет право водопользования ВК РФ (ст. 43). Публичный водный

VII. Право природопользования

сервитут дает право каждому пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Частный водный сервитут устанавливает право заинтересованных лиц ограниченного поль­зования водным'и объектами, предоставленными в долгосрочное или краткосрочное пользование. Данный вид сервитута может ус­танавливаться либо в силу договора между водопользователем и субъектом сервитута, либо на основании судебного решения. Частный водный сервитут не является формой реализации права общего водопользования, так как предоставляется на основе дого­вора или решения суда.

Публичные и частные водные сервитуты также носят целевой характер. Они могут устанавливаться в целях:

• забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств;

• водопоя и прогона скота;

• использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств и др.

Для осуществления водных сервитутов, как и для реализации права общего водопользования, не требуется получения лицензии на водопользование.

Таким образом, регулируя право общего природопользования, законодательство ограничивает его пределами, связанными с удовлетворением при этом собственных нужд.

Закон о животном мире прямо не предусматривает права об­щего пользования животным миром. Более того, ст. 33 устанав­ливает, что объекты животного мира могут предоставляться юри­дическим лицам в долгосрочное пользование и гражданам — в краткосрочное пользование. Однако Положением о лицензирова­нии деятельности по организации спортивного и любительского лова регулируется лицензионный порядок лова лишь ценных видов рыб, водных животных и растений. Спортивный и люби­тельский лов видов, не отнесенных к ценным, не в целях извле­чения доходов осуществляется свободно.

3. Право специального природопользования

Специальное пользование землей, недрами, водами, лесами, животным миром и атмосферой связано, как правило, с удовле­творением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при

3. Право специального природопользования

общем природопользовании, воздействиями на природу. Поэтому специальное природопользование имеет ряд юридически значи­мых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответст­вии с разрешительной системой и характеризуется тем, что тре­бует выделения определенных частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц. Специальное природопользование реализуется в формах:

• комплексного природопользования,

• специального пользования водами, недрами, объектами жи­вотного мира, другими природными ресурсами.

Необходимость введения комплексного природопользования обусловлена тем, что нередко при предоставлении одного природ­ного ресурса в пользование используются в большей или меньшей степени другие ресурсы либо на них оказывается воздействие.

Регулирование комплексного природопользования было предусмотрено ст. 18 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Законом об охране окружающей среды оно было необоснованно упразднено. Кроме названного Закона РСФСР, положения о комплексном природопользовании предус­матриваются законами об охране окружающей природной среды субъектов РФ. К примеру, аналогичные положения установле­ны в ст. 20 Экологического кодекса Республики Башкортостан. В 90-е гг. в Ленинградской области был принят Закон «О ком­плексном природопользовании». Проект аналогичного закона в настоящее время готовится в Москве.

Под комплексным природопользованием понимается направ­ленное на удовлетворение, как правило, экономических интере­сов природопользователей использование юридическим лицом или гражданином-предпринимателем природно-ресурсного по­тенциала территории (использование одного или нескольких при­родных ресурсов; удаление отходов в одну или несколько сред и др.), осуществляемое с учетом состояния окружающей среды в регионе, при котором экологически значимая хозяйственная и иная деятельность проводится в рамках установленных уполно­моченными государственными органами нормативов допустимого использования (изъятия) природного ресурса, предельно допусти­мых вредных воздействий [или временно согласованных норма­тивов воздействий на окружающую природную среду, а эксплуа­тация (добыча, изъятие) одного или ряда видов природных ресурсов наносит наименьший ущерб другим природным ресур­сам и с соблюдением других условий, предусмотренных лицен­зией (разрешением)].

VII. Право природопользования

Отдельные природные ресурсы — земля, недра, воды, леса, объекты животного мира, атмосфера, как правило, предоставля­ются в специальное природопользование для осуществления предпринимательской деятельности.

Как отмечались ранее, особой разновидностью права специаль­ного водопользования, пользования атмосферой и недрами явля­ется предоставление соответствующих сред для удаления жид­ких, газообразных и твердых отходов производства и потреб­ления.

Право специального природопользования возникает на осно­вании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставления зе­мельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лес­ного билета, лицензии на размещение отходов и т.д.). (Более подробно порядок предоставления природных ресурсов в специ­альное пользование рассмотрен в разд. XII.)

4. Принципы права природопользования

К основным принципам права природопользования относятся:

• рациональное природопользование,

• экосистемный подход к регулированию природопользо­вания,

• целевой характер пользования природными ресурсами,

• устойчивость права пользования природными ресурсами,

• платность специального природопользования.

Принцип рационального природопользования, можно ска­зать, — традиционный принцип природоресурсного права Рос­сии. Рациональное природопользование называют иногда эколо­гически обоснованным природопользованием, при котором одновременно учитываются экологические, экономические, соци­альные и иные интересы человека. Принцип рационального при­родопользования обеспечивается как с помощью правовых норм, так и иных средств, например экологически целесообразных тех­нологий.

Требования рационального природопользования в основном специфичны применительно к тому или другому природному ре­сурсу. Соответственно решению задач рационального природо­пользования служат как общие, так и специальные нормы, содер­жащиеся преимущественно в природоресурсном законодательст­ве. Так, к общим нормам подобного рода в земельном законода-

4. Принципы права природопользования

тельстве можно отнести категорирование земель с учетом их эко­логической и экономической ценности: земли сельскохозяйствен­ного назначения; земли природоохранного, природно-заповедно-го, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения и др. В целях наиболее рационального использова­ния лесных ресурсов ЛК РФ выделяет три группы лесов, а в пер­вой группе лесов, кроме того, могут быть установлены категории защитности.

К специальным нормам обеспечения рационального природо­пользования в горном праве относится, к примеру, требование о комплексном использовании недр, наиболее полном извлечении из них запасов основных и совместно с ними залегающих полез­ных ископаемых и попутных компонентов.

Правовыми критериями рационального использования соот­ветствующего природного ресурса должны служить требования об обеспечении его неистощимости и экологической обоснован­ности эксплуатации природных богатств при одновременном обеспечении устойчивого развития. Так, использование земли в сельском хозяйстве и лесное хозяйство должны основываться на научной оценке производительных возможностей земли, а годо­вое истощение пахотного слоя почвы, рыбных запасов или лес­ных ресурсов не должно превышать темпов восстановления. Во­зобновимые природные ресурсы, как, например, леса и рыбные запасы, не будут истощены, если коэффициент использования не превышает возможности их восстановления и естественного при­роста.

Правовое закрепление и практическое осуществление принци­па рационального использования природных ресурсов может слу­жить средством поддержания благоприятного состояния природы и обеспечения охраны природных богатств от истощения.

Практическая реализация принципа рационального природо­пользования в России далека от теоретических и нормативных положений. Так, минеральные ресурсы многих регионов страны, например Урала, характеризуются комплексным содержанием ценных компонентов. Но на протяжении многих лет из них из­влекались только отдельные элементы, а остальные поступали в отвалы, превращаясь в источник загрязнения окружающей среды.

Принцип экосистемного подхода к регулированию природо­пользования теснейшим образом связан с принципом рациональ­ного использования природных ресурсов. Объективно он предоп­ределяется взаимосвязью и взаимообусловленностью процессов и

VII. Право природопользования

явлений в природе. Другими словами, при использовании одного природного ресурса, например недр, может оказываться вредное воздействие на почвы, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир. Принцип экосистемного подхода вытекает из требований законодательства об охране окружающей среды. Его содержанием являются правовые требования о предупреждении, недопущении причинения вреда в процессе использования кон­кретного природного ресурса другим природным объектам и ок­ружающей среде.

Применительно к праву природопользования этот принцип за­крепляется в основном через регулирование обязанностей приро-допользователя. Так, водопользователь обязан не допускать ухуд­шения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам. На лесопользователя возложена обязанность ведения работ способами, предотвращаю­щими возникновение эрозии почв, исключающими или ограни­чивающими негативное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние вод­ных и других природных объектов.

Общим для земельного, горного, водного и других природоре-сурсных отраслей права является принцип целевого использова­ния природных ресурсов. Цель, для которой предоставляются зе­мельные участки, участки недр, водные объекты и участки лесов в пользование, всегда обязательно фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование, лицензии на право поль­зования недрами, разрешении на специальное водопользование, лесорубочном или лесном билете. Поэтому использование природ­ного объекта не в соответствии с целевым назначением рассмат­ривается законодательством как правонарушение и служит осно­ванием для принятия решения о приостановлении или аннулировании лицензии.

Принцип устойчивости права природопользования заключа­ется в основном в том, что природные объекты предоставляются обычно либо в бессрочное пользование (как, к примеру, земли), либо на длительный срок (воды, леса, недра), а право пользования ими может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе. Это создает пользователю необходимые условия для осу­ществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием.

Принцип платности природопользования заключается в обя­занности субъекта специального природопользования оплатить

5. Субъекты права природопользования

пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным. Введением платы достигается решение как общих задач государства, так и задач, связанных с поддержанием благоприятного состояния эксплуатируемого при­родного ресурса или его восстановлением. Правовое регулирова­ние и роль платы за природопользование рассматриваются в разд. XV «Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды».

5. Субъекты права природопользования

Субъект права природопользования может рассматриваться в двух аспектах: а) как возможный по закону обладатель такого права пользования и б) как обладатель субъективного права поль­зования природными ресурсами, носитель установленных зако­ном прав и обязанностей, который является субъектом правоот­ношений пользования землей, ее недрами, водами и лесами, объектами животного мира и атмосферным воздухом.

Закон устанавливает различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов — общего и спе­циального.

Так, в качестве субъекта права общего природопользования выступает каждый человек в России, так как он обладает возмож­ностями пользоваться водами, лесами, землей, вытекающими из закона. При этом нужно иметь в виду следующее обстоятельство. В рамках права общего природопользования человек может ис­пользовать природные ресурсы лишь для собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности. Это прямо предусмотрено водным и лесным законодательством. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин-водопользователь может использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, т.е. становясь субъектом права специального природопользования. Аналогич­ным образом решен вопрос и в лесном законодательстве. Устанав­ливая право граждан пребывать в лесах, ЛК РФ подчеркивает, что граждане могут собирать дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы лишь для собственных нужд.

Субъектами права специального природопользования являют­ся юридические лица и граждане-предприниматели.

VII. Право природопользования

В природоресурсном законодательстве установлено требова­ние, согласно которому субъекты специального природопользова­ния должны обладать правоспособностью, т.е. способностью иметь права и нести обязанности. Кроме того, чтобы субъект права мог своими действиями осуществлять имеющееся у него право и отвечать за выполнение возложенных на него обязаннос­тей, необходимо обладание дееспособностью. Так, право на полу­чение лицензии на водопользование возникает у гражданина с на­ступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18 лет, а у юридического лица - - с момента его государственной регист­рации.

6. Содержание права природопользования

Содержание правоотношения природопользования определя­ется совокупностью прав и обязанностей субъектов соответствую­щего правоотношения.

При характеристике содержания права природопользования следует иметь в виду, что в зависимости от цели природопользо­вания субъекты различных видов права пользования одинаковы­ми природными ресурсами обладают различными правомочиями пользования (например, сельскохозяйственное и несельскохозяй­ственное землепользование; пользование недрами для добычи по­лезных ископаемых и для геологического изучения и т.д.).

Права и обязанности природопользователей дифференцирова­ны в зависимости от объекта природы и целей природопользова­ния. Права и обязанности определяются как в законодательных актах, так и в лицензиях (договорах) на природопользование при­менительно к специальному природопользованию.

Так, в соответствии с Водным кодексом РФ водопользователи имеют право:

• осуществлять водопользование в соответствии с водным за­конодательством РФ;

• получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятель­ности;

• осуществлять другие права, предусмотренные водным зако­нодательством РФ.

Водопользователи обязаны:

• рационально использовать водные объекты, соблюдать усло­вия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;

6. Содержание права природопользования

• не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде;

• не допускать ухудшения качества поверхностных и подзем­ных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объ­ектам;

• содержать в исправном состоянии очистные, гидротехничес­кие и другие водохозяйственные сооружения и технические уст­ройства;

• информировать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти об аварийных и других чрезвы­чайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов;

• своевременно осуществлять мероприятия по предупрежде­нию и устранению аварийных и других чрезвычайных ситуаций, влияющих на состояние водных объектов;

• выполнять правила охраны жизни людей на водных объ­ектах;

• своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами;

• соблюдать установленный режим использования водоохран­ных зон;

• осуществлять иные мероприятия по охране водных объ­ектов.

Права и обязанности землепользователей определены Земель­ным кодексом РФ, лесопользователей — Лесным кодексом РФ; пользователей недрами — Законом о недрах, пользователей объ­ектами животного мира — Законом о животном мире и др.

В случаях, предусмотренных законодательством, права при­родопользователей могут быть ограничены в государственных, общественных интересах, а также в интересах других пользовате­лей природными ресурсами. Общее правило на этот счет содер­жится в Конституции России: владение, пользование и распоря­жение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окру­жающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.022 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал