Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные блоки тренинговой Программы.
(на каждый блок отводится 3 дня) 1. КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ (тренинговые техники и интерактивные упражнения по типу«ледокол», направленные на сплочение временного детского коллектива, действующего по принципам общественного объединения)
День 1. Проведение игр на командообразование и сплочение. День 2. Продолжение игр на сплочение. Разбивка на рабочие группы и разработка собственных игровых программ для младших отрядов. День 3. Реализация игровых программ на практике и анализ проведенной работы стренером. 2. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (обучение основам проектной деятельности, создание условий для получения опыта разработки и реализации социальных проектов) День 1. Участники в игровой форме узнают о социальном проектировании. День 2. Работа в тренинге по социальному проектированию. Разбивка на рабочие группы и разработка собственных социальных проектов для младших отрядов. День 3. Защита социальных проектов. Обратная связь от тренера. Доработка проектов. 3. УПРАВЛЕНИЕ СЛАЖЕННЫМИ КОМАНДАМИ (подготовка координаторов волонтеров, способных инициировать и реализовывать мероприятия гражданско-патриотической направленности) День 1. Участники в тренинговом формате овладевают эффективными навыками работы в команде, включая практическую работу с младшими отрядами. День 2. Внутри своих рабочих групп продолжают отрабатывать навыки организации командной работы. Деловые коммуникативные игры. Настрой на реализацию проектов. День 3. Реализация социальных проектов на практике и анализ проведенной работы с тренером. 4. ЛИДЕРСТВО и МОТИВАЦИЯ (деловые игры на выявление/формирование и осознание лидерских качеств, улучшение коммуникативных навыков и приобретение практического опыта по их использованию).
День 1. Психологическая игра «Катастрофа в пустыни» на выявление лидеров и отношения участников к себе (осознание личной ответственности за свою жизнь). День 2. Психологические игры на сотрудничество и преодоление негативных сторон конкуренции («Крестики-нолики» и др.) День 3. Деловая игра «Мафия», заставляющая задуматься о своей роли в выстраивании деловых отношений в своем окружении и социуме. Блок 1. ТРЕНИНГ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ Включает в себя тренинговые техники и интерактивные упражнения по типу«ледокол», направленные на сплочение временного детского коллектива, действующего по принципам общественного объединения. Основная задача этого блока — сплочение отрядов и обучение молодежных активистов и лидеров командообразующимупражнениям. ВНИМАНИЕ: Упражнения из блока командообразования необходимо использовать во всех блоках тренинговой программы для снятия напряжения, повышения энергии участников, получения положительных эмоций в процессе игры и, конечно, сплочения коллектива. Команды собираются в обозначенных аудиториях и проводят серию игр на знакомство, распределение ролей и установление коммуникаций в команде с обсуждением выполняемых заданий: «Что мешало?», «Что помогало?» и т. д. ОБСУЖДЕНИЕ ПОСЛЕ КАЖДОГО УПРАЖНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Возможный набор упражнений (см. ниже) открытый. Каждый тренер может применить свой набор инструментов, подходящий по целям и задачам первого дня тренинга. Главный критерий выполнения заданий – качество и включенность каждого участника в процесс выполнения тренинговых упражнений. Скорость не играет роли. Перерывы возможны через каждые 30-40 мин. на 10 мин. 1) РАЗМИНКА В ОБЩЕМ КРУГУ. Знакомство участников с программой и ведущим. Разогревающие упражнения перед активной деятельностью, создание атмосферы неформального общения. Обычно разминка занимает примерно 10-15% общего времени занятия.
2) Принятие правил честной игры - участники в устной форме договариваются между собой о правилах взаимодействия. Примеры правил: - Активность. - Возможность сказать нет. - Одного микрофона. - Конфиденциальность всего происходящего в группе; - Искренность в общении; - Персонификация высказываний «Я думаю…»; - Общение по принципу «здесь и теперь»; - Определение сильных сторон каждого; - Недопустимость непосредственных оценок человека («Безоценочные суждения»); - Доверительный стиль общения; - Правило «поднятой руки»; - «Участие в работе от начала до конца»
Блок 2. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ Включает в себя тренинговые техники и интерактивные упражнения, обучающие основам проектной деятельности. Основная задача этого блока — создание условий для получения детьми и молодежью опыта разработки и реализации социальных проектов, связанных с осознанием свой гражданской позиции и своей ролью в жизни отряда, школы, города, общества, мира.
ВНИМАНИЕ: Обучение через опыт — суть интерактивного обучения. Теоретическая информация дается «точечно» в виде мини-лекций (не более 10-15 минут), и ТОЛЬКО после того, как участниками осознан полученный ими предыдущий практический опыт той или иной деятельности (через игру, обсуждение в группе, мозговой штурм и т.д.).
День 1. Участники в игровой форме узнают о социальном проектировании.
Деловая игра «Красная шапочка» (45-60 мин.). Подходит для первого дня знакомства с социальным проектированием. Цель — обучение социальному проектированию в игровой форме. Понадобятся флипчарт, маркеры. 1. Тренер предлагает им вспомнить сюжет сказки «Красная шапочка» и посмотреть на него критическим взглядом. Задайте группе вопрос: «Что стало причиной того, что Красная шапочка и ее бабушка были съедены волком?» 2. С помощью мозгового штурма (принимая все варианты без обсуждения, как есть) выпишите на флипчарт основные причины, предложенные группой. 3. Предложите выделить четыре основных причины с помощью голосования (каждый участник ставит по 1 значку маркером напротив 4 главных, на его взгляд, причин. 4. Участники любым способом (см. разминки) делятся на 4 группы. 5. Затем тренер распределяет по 4 группам по «причине» и предлагает каждой группе придумать как можно больше необычных способов решить главную проблему, связанную с этой причиной. И сделать это, ответив на следующие вопросы: - Так в чем же основная проблема, как по-другому можно назвать вашу «причину» того, что Красная шапочка и Бабушка были съедены волком? - Как могли бы развиваться события в сказке, если бы вы решили главную проблему и все сложилось наилучшим образом? - Каким образом ее можно было бы решить (запишите конкретные шаги, придумайте план)? - Кого бы вы подключили к решению проблемы (каких еще персонажей добавили бы в сюжет сказки, для чего)? - Что станет с главными героями в конце сказки? - Когда Красная шапочка и ее подружки вырастут, чему они будет учить своих детей?
Дайте задание мини-группам рассказать сказку заново (можно инсценировать, можно представить на флипчарте работу группы в виде рисунка и т.д. — в зависимости от возраста участников). То есть в результате должна появиться совсем другая сказка, в которой Красная шапочка оказывается подготовленной к встрече с волком и ни за что не позволит съесть ни себя, ни бабушку. В итоге участники разрабатывают социальный проект, который направлен на решение конкретной проблемы.
В конце каждого выступления тренер просит участников выйти из их ролей, благодарит их и спрашивает у всей группы, есть ли вопросы. Можно задавать вопросы на понимание, но не критиковать (см. правила честной игры в блоке «Командообразование»).
Подводя итоги, тренер рассказывает участникам о социальном проектировании, и сравнивает их сказки с социальными проектами (*См. ниже материал «Что такое социальное проектирование»). Рассказываете своими словами о том, как рождается и делается социальный проект: всегда решает какую-либо социальную проблему, требует создания команды единомышленников, имеет цель, задачи, план действий, конкретные результаты; влияет на широкий круг людей в настоящем и будущем.
В конце работы необходимо помочь участникам высказать свои эмоции по кругу с помощью упражнения на рефлексию, которое называется «Волшебная палочка». По кругу передается маркер, и говорит только тот, у кого он в руках. Участники кратко говорят о своих впечатлениях от занятия и об основных выводах которые они сделали.
День 2. Работа в тренинге по социальному проектированию. Разбивка на рабочие группы и разработка собственных социальных проектов для младших отрядов.
Итак, задача этого дня - разработка собственных обучающих социальных проектов (главным образом, исходя из того, чему ребята могут обучить младшие отряды сами).
Задача тренера — не только предоставить информацию о социальном проектировании в наиболее доступной форме, с большим количеством примеров и практических заданий, но и замотивировать участников на разработку своих собственных проектов и то, что они будут реализовывать их на младших отрядах уже во время профильной смены. - мозгового штурма (вопросы типа «А что вы уже знаете об этом?», «В каких проектах вы уже участвовали?»),
- обсуждений блоков проекта в большом круге (опираться на прошлый опыт, напр. «Как вы придумывали план в сказке про Красную шапочку»),
- работы в малых рабочих группах при непосредственной разработке проектов,
- коротких мини-лекций, напр. по методу структурной логики (не больше 10 минут, см. материал ниже),
- с перерывами на разминки и командообразующие упражнения.
Что такое социальное проектирование?
Ключевые вопросы:
КТО? С КЕМ? ЗАЧЕМ? ДЛЯ КОГО? КАК?
Социальное проектирование – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении. Социальное проектирование – это способ выражения идеи улучшения окружающей среды через конкретные цели, задачи, меры и действия по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели. Проект – описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретным методом и шагов по ее улучшению; это план (намерение) об изменениях, намерениях, нововведениях.
|