Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коммуникативные деловые игры, направленные на доверие и сплочение коллектива
Игра «Привет» (5 мин.) Инструкция: Начните, пожалуйста, ходить по комнате. Я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и сказать при этом: «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться ещё с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы. Представили себе, как это происходит?
(Когда все поздоровались друг с другом, и группа привыкла к этому ритуалу, можно запустить второй круг – с другим приветствием, например: «Как хорошо, что ты здесь!»)
Эта игра физически сближает участников группы друг с другом и привносит в совместную работу элемент дружеских отношений. Упражнение «Волшебная подушечка» Для выполнения данного упражнения потребуется небольшая яркая подушечка. Участники сидят в кругу. Ведущий: «У нас есть волшебная подушечка. Каждый по кругу может взять ее в руки, прижать к самому сердцу и сесть на нее, загадав заветное желание. Оно может быть любым. Наберитесь смелости, чтобы рассказать нам о нем. Участники группы всегда поймут и поддержат. Тот, у кого в руках окажется подушечка, будет всегда начинать рассказ словами: «Я хочу...» Все остальные будут внимательно слушать, не говоря ни слова». После выполнения упражнения задаются вопросы: - Трудно ли было поделиться с группой своим желанием? - Может, у кого-то в процессе работы возникли еще более важные желания и он хочет рассказать нам о них? - Кто может выполнить желания? Родители, учителя, одноклассники или кто-то еще? Игра «Летний дождь» (10 мин.) Прекрасно скомпонованное упражнение, в котором игроки ощущают себя одной командой. Описание: Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры. Члены отряда должны образовать как можно более правильный круг. Как только это удалось, все поворачиваются направо, так что теперь все игроки стоят друг за другом на расстоянии вытянутой руки. Расскажите игрокам, что в этом упражнении каждый сможет услышать шум и шорохи летнего проливного дождя. И чем лучше будет взаимодействие в отряде, тем прекраснее будет ощущение от игры. Встаньте сами в круг вместе с группой и продемонстрируйте движения рук, которые производят желаемые шорохи: - положите ладони на спину стоящего впереди игрока, приблизительно в районе лопаток, и опишите ими круг. Возникший шорох соответствует ветру, предшествующему проливному дождю (фаза А); - потихоньку начните нежно похлопывать кончиками пальцев по спине партнера, чередуя при этом обе руки. Это начало дождя (фаза В); - теперь начинайте барабанить ладонью по спине партнера (фаза С); - вернитесь к фазе В; - перейдите к фазе А; - остановитесь, пусть руки спокойно полежат на спине партнера. Объясните группе, что это упражнение дает потрясающий эффект, если при этом все закроют глаза. Начинайте игру с фазы А. Стоящий перед вами игрок «передает» это движение дальше – участнику, стоящему перед ним, и т.д., пока оно не вернется к Вам. Когда вы почувствуете, как руки партнера совершают круги по Вашей спине, начинайте фазу В, и так далее, пока последовательность не дойдет до конца. (Каждый продолжает выполнять движение, которое он чувствует своей спиной, до тех пор, пока не получит новый сигнал.)
Упражнение «На доверии» (10 мин.).Участникам тренинга предлагается разделиться на две, три команды по 5-6 человек. Затем даётся задание каждому из группы попробовать упасть на руки своей команде. Задание остальных удержать этого человека в своих руках. Далее происходит обсуждение в кругу, что каждый почувствовал. (*В целях безопасности на всякий случай можно положить на пол стопку одеял).
Упражнение «Ассоциации с игрушкой» (15 мин.) Цель: поиск позитивного смысла в неожиданных вещах. Описание. Участникам предлагается черный не прозрачный пакет с мягкими игрушками. Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую игрушку и подумать о том, чем эта игрушка похожа на него. Далее идёт обсуждение в кругу.
Упражнение «Коммуникации» (25 мин.). Реквизит (теннисный мяч, 10 небольших мягких игрушек в непрозрачном пакете). Цель — помочь участникам осознать свою ответственность за передаваемые сообщения и часть своей работы в команде. Описание: - Участники становятся в круг. - Ведущий просит их перекидывать мяч человеку, стоящему напротив. - Должны быть соблюдены 2 условия: чтобы при перебросах мяча участники не повторялись (т. е. получилась цепочка передач) и чтобы громко называть имя человека, к которому летит мяч. - Потом еще раз воспроизводят ту же цепочку, перекидывая мяч уже в более быстром темпе. - Затем ведущий неожиданно для всех остальных участников начинает после переброса мяча доставать из непрозрачного пакета мягкие игрушки и кидать одну за другой. Участникам необходимо сориентироваться, чтобы продолжить кидать поток игрушек по той же траектории. В конце упражнения посчитайте, сколько игрушек вернулось к тренеру, сколько упало на пол. Затем участники садятся в круг и тренер проводит обсуждение с помощью вопросов — зачем проводили эту игру, что может сказать полученная ситуация о работе в команде. Какие важные условия должны быть соблюдены в работе команды, чтобы «игрушки» (поручения, задачи) не падали (не забывались, не исполнялись)?
Игра «Сурдоперевод» (10 мин.) Цель: активизировать группу. Реквизит: листочки с написанным текстом – разные стишки простые. Описание: ведущий предлагает разделиться всем на пары. Пары поочерёдно выступают перед другими участниками. Каждый из пары выступает по очереди в роли дикторов и сурдопереводчиков. Пока один из партнёров читает стих, другой находится рядом и выступает в роли сурдопереводчика – передаёт при помощи мимики и жестов содержание текста.
Упражнение «Дипломатический прием» (10 мин.). Ведущий призывает участников встать в круг и рассчитаться: «Первый-второй, первый-второй... и т.п.» Все первые номера приобретают в игре статус «иностранных гостей». Вторые номера – «дипломатические работники». Задается такой сценарий: «Вы встречаете в аэропорту иностранного гостя из дружественной страны. В течение пяти минут необходимо сделать так, чтобы ваш гость почувствовал себя комфортно, в центре внимания и заботы».
Фиксируя время, члены группы разбиваются на пары и в каждой паре начинается разговор. По истечении пяти минут в группе обсуждаются такие вопросы: «Кто из иностранных гостей почувствовал к себе искреннее и теплое внимание?»; «О чем вы говорили?»; «В разговоре вам было свободно или вы были смущены?» и т. д. Разминка заканчивается, если ведущий видит, что участники группы стали свободнее и раскованнее в действиях и словах, у них потеплели глаза, а в группе возникла дружелюбная атмосфера.
Игра «Cекретная сказка» (розыгрыш!) (10 мин). Добровольцу говорят, что сейчас все в отряде загадают одну известную сказку. Он же должен будет ее угадать, задавая компании вопросы по сюжету сказки. Отвечает весь отряд хором (а не по одиночке). Разрешены лишь ответы «Да», «Нет», «Неважно». Добровольцу условия игры кажутся простыми, и он удаляется. Компания делает вид, что задумывает сказку, а на самом деле договаривается о розыгрыше.
На самом деле сказка никакая не задумывается. А коллективный (хором – обязательно) ответ строится по следующему принципу. Если вопрос участника заканчивается на ГЛАСНУЮ букву (например, «В этой сказке была царевна?»), то все хором говорят «ДА!». Если вопрос участника заканчивается на СОГЛАСНУЮ букву (например, «А в этой сказке Волк был?»), все хором кричат «НЕТ!». Если вопрос заканчивается на «Ь» или «Й» (например, «А Баба-Яга в этой сказке есть?»), то все хором отвечают «НЕВАЖНО!».
Важное условие – отвечать хором синхронно. Любые другие комментарии кроме этих трех фраз запрещены. Участник возвращается в компанию, и начинается «отгадывание» сказки. Он очень быстро понимает, что сказка какая-то, мягко говоря, ненормальная. Но уверенные ответы хором, заставляют верить в реальность задуманной сказки. Минут через 15 экзекуцию можно прекратить. Удовольствие от игры непередаваемое. Хорошее настроение держится еще несколько часов.
Упражнение «Липучки» (10 мин.). Разминка снимает межличностные барьеры. Инструкция: «Сейчас я дам знак, и вы начнете двигаться произвольно. На счет стоп, по двое руками, вы должны остановиться и объединиться с кем-то руками. Давайте попробуем». В открытом пространстве группа двигается. По команде тренера участники объединяются определенным образом по его заданию. Сначала по двое, затем по трое и т.д. Задание усложняется. Объединяться участники могут руками, ногами, головами, любыми частями тела. Упражнение «Тарелка»
Этап №1. Участники садятся в круг, закрывают глаза и передают по кругу тарелку с водой.
Этап №2. Участники образуют два круга, все стоят лицом к центру круга. Участники, оказавшиеся во внутреннем круге, с закрытыми глазами передают тарелку с водой, участники из внешнего круга без комментариев и эмоциональных реакций наблюдают, запрещается помогать и корректировать.
Этап №3. Обсуждение: Участники описывают свои впечатления, самочувствие, состояние. Каждый описывает то, что он чувствовал при приеме и передаче тарелки, пытается объяснить свои ощущения присутствия «третьей руки» того, кто мысленно помогал на расстоянии. У участников внешнего круга спрашивают:
- Хотели ли они помочь? - Трудно ли было удержаться от поддержки?
Игра «Капитаны»
Предлагается для поднятия эмоционального тонуса в группе. По желанию из детей выбирается «капитан». Задача «капитана» – как можно больше перевезти на своем корабле пассажиров. Корабль – сдвинутые вплотную два стула спинками наружу. «Капитан» по одному подводит к кораблю пассажиров и размещает их так, чтобы никто не касался земли ногами. Когда останется место для одного «капитана», он занимает место и кричит: «Вперед!» В течение 1 минуты ни один из пассажиров не должен упасть за борт (коснуться пола). После этого «капитан» запоминает, сколько пассажиров удалось ему перевезти. Смена «капитана». Упражнение «Ритуал прощания» Тренер объявляет об окончании занятий и предлагает участникам сесть в круг. Ведущий: «Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый по очереди будет ставить перед собой этот стул. Остальные участники группы по желанию и в любом порядке будут подходить, садиться перед вами на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд, помогает вам в общении, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, что называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции».
Упражнение «Скала» Дети на полу (сидя, лежа, стоя) выстраивают «скалу», принимая различные позы, удерживаясь друг за друга. Условная линия на полу обозначает обрыв. По команде инструктора «Скала готова? Замри!» альпинист должен пройти вдоль обрыва перед «скалой» и не «сорваться». Он может держаться за «скалу», шагая по выступу. Все участники упражнения поочередно выступают в роли «альпиниста».
Упражнение «Сложные ситуации» Ведущий: «Давайте выберем трудные для вас ситуации и сыграем их несколько раз до тех пор, пока не определим их эффективное решение». Возможные темы: Тема 1. «Трудный разговор» Участнику нужно разыграть перед группой разговор, который является для него затруднительным либо из-за сложности темы, либо потому, что взаимоотношения, сложившиеся с тем или иным субъектом, делают разговор с ним неприятным. Тема 2. «Просьба» Участнику нужно попросить что-либо для него очень важное у человека, который не сразу склонен удовлетворить его просьбу. Тема 3. «Требование» Нужно потребовать что-то у человека, который не склонен выполнить это требование. Тема 4. «Обида» Нужно высказать свою обиду другому человеку, который возможно считает, что она вполне заслужена. Тема 5. «Неудовольствие» Нужно выразить свое неудовольствие человеку, который считает, что поступил правильно. Тема 6. «Знакомство» Разыгрывается ситуация знакомства с незнакомым человеком в самых различных местах: в парке, на остановке, в подъезде и т. д.
Упражнение «Автобус» (5-10 мин.) Участники выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу. Эти две шеренги образуют автобус с пассажирами. Любой желающий может стать пассажиром, которому надо пробраться в другой конец автобуса. Пассажиры автобуса оказались не совсем воспитанными, и поэтому не хотят пропускать пассажира. Все желающие могут попробовать протиснуться «по автобусу». В конце упражнения обязательно обсуждение: что чувствовали, чему научило это упражнение.
Упражнение «Эксперименты с песней»
Ведущий: «Споем хором. По первому хлопку начинаем петь, по второму – замолкаем, по следующему – снова поем. Постарайтесь не сбиться и после молчания продолжить пение одновременно»
Анализ: способность держать общий ритм своим внутренним слухом.
Ведущий: «По хлопку каждый начинает мысленно петь свою песню. По двум хлопкам – вслух. Будьте внимательны – не сбивайтесь».
Анализ: способность держать свой внутренний мир, противодействие общему ритму.
|