Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. Нарушение зрения ограничивает двигательную активность детей, отрицательно сказывается на их физическом развитии
Нарушение зрения ограничивает двигательную активность детей, отрицательно сказывается на их физическом развитии, состоянии здоровья, овладении движениями, ориентировке в пространстве; вносит своеобразие в процесс овладения двигательными умениями и навыками. Данные особенности определяют специфику физического воспитания дошкольников со зрительной патологией, которое, помимо общих задач охраны и укрепления здоровья, включает ряд специальных задач, направленных на преодоление недостатков физического развития и осуществление взаимосвязи с лечебно-восстановительным процессом. В содержании программы учитываются особенности физического развития детей, обусловленные нарушением зрения, вторичными отклонениями в формировании движений и пространственно-ориентировочной деятельности. Оно ориентировано на комплексное решение образовательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-восстановительных задач. Коррекционная направленность предусматривает предупреждение и преодоление вторичных отклонений в физическом развитии детей путем применения специальных средств и методов: - формирование и совершенствование жизненно необходимых естественных двигательных умений и навыков, обучение новым видам движений и двигательным действиям; - достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития координации, точности и быстроты движений; выносливости, ориентировки в пространстве, равновесия и др.; - повышение функциональных возможностей организма, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы; - преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями (скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства, снятие мышечного и эмоционального напряжения и др.); - повышение деятельности зрительного анализатора; активизацию и упражнение зрительных функций в тесной взаимосвязи с лечебно-восстановительной работой. Для развития зрения используются специальные упражнения, улучшающие функциональное состояние зрения у детей. Эффективность коррекционной работы по устранению недостатков физического развития дошкольников с нарушением зрения определяется правильной организацией педагогического и врачебного контроля. Компенсаторная направленность предусматривает использование и развитие сохранных анализаторов (остаточного зрения, слуха, обоняния, осязания и др. ощущений), формирование и совершенствование способности ориентироваться с их помощью; обучение незрячих детей и детей с остаточным зрением осязательно-двигательным способам восприятия предлагаемого материала. Сенсорно-перцептивному развитию дошкольников способствует применение на занятиях различных упражнений с использованием специально-подобранных технических и наглядных средств: звуковых сигналов, зрительных ориентиров, тренажеров, рельефных планов, схем и т.д. Для формирования правильных зрительных представлений о движениях используются схематические рисунки, игрушки, шарнирные модели (фигуры), отображающие действия детей. Таким образом, в физических упражнениях развиваются не только двигательные, но и зрительные, слуховые функции детей, формируются приемы макро- и микропространственной ориентировки. Содержание спортивных и подвижных игр в программе предусматривает развитие зрительно-двигательных навыков с опорой на полисенсорные взаимосвязи, речь, мышление и, таким образом, решает задачи компенсаторных путей развития детей с нарушением зрения. Часть подвижных игр уже содержит в себе элементы коррекции или специально разработаны под коррекционные задачи. Остальные игры педагоги могут самостоятельно дополнять коррекционными задачами (н-р, в игре «Воробушки и автомобили» воробушками назначаются дети с расходящимся косоглазием, автомобилями – дети со сходящимся косоглазием; для воробушков вводится дополнительное задание – поклевать зернышки; таким образом, решаются коррекционные задачи усиления аккомодации у детей с расходящимся косоглазием и расслабления конвергенции у детей со сходящимся косоглазием). К обучению спортивным играм дети допускаются по заключению врача-офтальмолога. Разнообразие характера и степени глазных заболеваний, неоднородный уровень физической подготовленности, большое разнообразие сопутствующих патологий требуют применения дифференцированного подхода на физкультурных занятиях, учета медицинских противопоказаний к отдельным видам физических упражнений для различных групп детей. Работа по программе предполагает индивидуальный подход в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от первичного дефекта и вторичных отклонений (на основе рекомендаций врачей), от различной функциональной подготовленности каждого ребенка, а также индивидуальные формы занятий по коррекции движений. В свою очередь, индивидуально - дифференцированный подход к детям требует от педагога знания уровня подготовленности и функциональных возможностей детей, учета данных медицинских осмотров, а также организацию систематического врачебного контроля. Программа предусматривает проведение специальных занятий пропедевтического характера (подготавливающие к усвоению движений), особенно с теми детьми, которые не могут овладеть программой при фронтальных методах обучения. Наряду с физкультурными занятиями организуется двигательная активность детей в течение всего дня: утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулке, активный отдых между занятиями, физкультминутки в сочетании со зрительными упражнениями в ходе занятий, игр.
|